Во время февральской поездки по Беларуси довелось посетить производство компании БелТекс Оптик в городе Лида.
Сначала предыстория. Обратить внимание на продукцию под брендом Yukon меня заставил Swarovski: была на тесте зрительная труба, тема заинтересовала, но совершенно негуманный ценник приборов от Swarovski, Zeiss, Pentax и Nikon подтолкнули к поиску альтернативных вариантов. Предложений по приемлемой цене немало, но, как это обычно бывает, «то, что полезно, то невкусно…», вернее – для непосвященного и новичка нелегко определить годные модели, а вероятность просто выбросить деньги на пусть и бюджетный, но с трудом исполняющий свои функции прибор, максимальна.
В процессе поиска информации и прислушивания к советам бывалых определил 3 финалистов: зрительные трубы Казанского Оптико-Механического завода, компании Celestron, но на первое место вышла зрительная труба Yukon 6*100*100 произведенная Beltex Optic. В последней несколько смущало соотношение цены и заявленных технических характеристик: благоприобретенная недоверчивость настойчиво намекала о том, что слишком все хорошо.
Тестирование зрительной трубы и рассказ про нее – отдельная тема, но в процессе поисков я обнаружил, что ноги и корни оптики Yukon растут из Беларуси. Начал тщательнее искать информацию – становилось все интереснее и интереснее: оказалось, что зрительные трубы и дневные оптические приборы занимают совсем небольшую долю ассортимента компании, а вот в приборах ночного видения и оптике для охотников компания занимает далеко не последнее место на мировом рынке.
Мысли были разные, но однозначно уважительные: поднять и создать узнаваемый в мире бренд на конкурентном и технологичном рынке многого стоит. Сам каким-то боком к маркетингу прикасаюсь, поэтому
решил постараться познакомиться с людьми из компании, которым удалось брендировать китайскую продукцию.
Почему сразу китайскую? Так я думал до визита на Yukon, да и распространенная это практика в последнее время: заказывают приборы в Китае, продают под своим именем, в самом лучшем случае имеют
отношение к разработке (в худшем – просто переклеивают этикетки).
Теперь непосредственно к посещению компании и почему «все интереснее и интереснее». Сразу оговорюсь, что не был готов к увиденному, опыта репортажей «как это делается» не имею, да и времени на тщательное «документирование» всего и вся просто не было (добавьте частный характер визита и некоторую неловкость фотографирования людей, занятых работой). Об удивлении: ожидал я «маркетинговых посиделок», а попал на мощное производственное предприятие полного цикла.
Началось все с ориентирования на местности в городе Лида. Договоренность о визите была, адрес подтвержден, время назначено, катаюсь по городу, в третий раз проезжаю мимо указанного в договоренностях адреса и не вижу ничего, что напоминало бы офис торговой компании – вывесок нет, а немаленький комплекс зданий, находящийся там, куда мне вроде бы нужно, никак не вяжется со сложившимся представлением. Понимаю, что опаздываю, перезваниваю, переспрашиваю – оказывается все верно и комплекс действительно принадлежит Белтекс Оптик.
Видя мое удивление и тщетно скрываемое недоумение, мне организуют незапланированную экскурсию по предприятию. Размеры можно себе представить: слева виднеется навес с внутренней стороны здания с первой фотографии, за спиной продолжение двухэтажного корпуса (он построен углом), вдалеке на заднем плане – собственная котельная и трансформаторная. Отдел маркетинга сидит на выселках – в здании слева (там же находятся цех металлообработки и покрасочный цех), но в ближайшее время планируется перевод отдела в главный корпус.
С чего начинается производство? Совершенно верно, с хорошей столовой. Наверное, есть во мне что-то от хуторянина – в хорошем смысле этого слова – кулацкая жилка: нравится мне, когда все делается основательно и по-хозяйски: тепло – из своей котельной, здания – в собственности, электричество – через свою подстанцию, столовая своя…
Ну а дальше галопом, что запомнил и сфотографировал.
Началась экскурсия с двух цехов, занимающихся литьем корпусов и деталей из пластмассы. Один – для крупных деталей, другой – для мелких.
Сразу обратил внимание на стеллажи с пресс-формами и количество последних (те, кто сталкивался - оценят)
Мелкие детали делаются в отдельном цехе. В нем также на стеллажах расставлены пресс-формы. Отрадно, что большинство пресс-форм делаются тоже в Беларуси.
Возвращаясь к хозяйственности хуторского жителя: после отливки детали готовятся к передаче в дальнейшее производство, а все технологические отходы и обрезки тщательно собираются и возвращаются обратно в цех литья (про цену сырья, думаю, говорить не стоит).
Следующая фотография – забылось, но, по-моему, цех механической обработки.
Опять не помню, что это за помещение, вроде бы первичная проверка качества комплектующих, идущих в производство (хотя в кратких заметках фотография относится к «Экспериментальному участку» – месту, где создают прототипы, и испытывают фрагменты, выращенные на 3D-принтере). Но фотографию не разместить не могу – в верхнем углу видите вертушку TDK, помните такие?
Печатные платы, использующиеся в ПНВ и других электронных приборах, собираются тоже самостоятельно. На фото – цех производства печатных плат.
Оптические элементы делаются из заготовок, закупаемых в Китае – признаюсь, что спрашивая я ожидал ответа о закупке оптического стекла в России или Беларуси, но нет – заготовки приходят из Китая. Так что любители позлорадствовать о «голимом Китае» могут потирать руки.
Все остальное, от шлифовки до нанесения покрытий и просветления, делается на предприятии. На фото – одна из линий шлифовки оптических элементов.
У продвинутого автора дальше последовала бы куча фотографий сборочных цехов, конструкторского бюро, отделов контроля качества, но повторюсь, что навязчиво фотографировать людей, занятых делом, мне было неудобно, а немало сделанных снимков остались за рамками этого отчета – просто не помню, что и где изображено. Кстати, впервые в жизни «живьем» увидел работающий 3D-принтер и то, как он работает. Коллиматоры не удивили – я их видел и до того.
А вот фотографию лаборатории механического тестирования я сделал. Совсем не задумывался о том, что оптические прицелы подвержены серьезным механическим нагрузкам – далек я от оружия, но, как оказалось, стойкость к перегрузкам – одна из основных характеристик такого рода оптики. Прицелы Yukon проходят тестирование на нагрузки на специальных стендах, где подвергаются вертикальным и горизонтальным нагрузкам до 7000 Дж (если я правильно запомнил цифру). На фотографии – стенд вертикальной нагрузки, в правом углу виден кусок стенда горизонтальной.
Ну и самое поразившее: Белтекс предпочитает даже сумки и чехлы для своей продукции шить самостоятельно. Вот уж никак не мог предположить – уж чехлы-то можно было заказывать в Китае?
К сожалению, экскурсия была незапланированной и поэтому скомканной: даже пробежка по помещениям Белтекс Оптик (подошли, открыли дверь, заглянули, услышали «А здесь у нас лаборатория термотестирования» или «цех покраски» или «конструкторское бюро», пошли дальше) заняла больше часа, а нужно было еще и маркетологов попытать. Так что времени на тщательный осмотр всего и вся просто не было, но это не отменяет главного – я совершенно неожиданно увидел не торговую компанию или цех по переклейке этикеток, а современное высокотехнологичное развивающееся производственное предприятие. Не знаю, вся ли продукция, продаваемая под торговой маркой Yukon, производится в Лиде, но определенно большая ее часть имеет совсем не китайское происхождение. В разговоре прозвучало, что вся техника Yukon и Pulsar (еще одна торговая марка компании) производится в Лиде, за исключением части, собираемой «отверточно» в Смоленском и Вильнюсском филиалах.
Но совершенно точно, что НИОКР и разработка сосредоточена в Беларуси и именно инновационность и уникальность техники компании обеспечили ее место на сегодняшнем рынке – за 20 лет, прошедших с
1994 года, когда был организован кооператив «Надежда», выпускавший простейшие зрительные трубы, было создано мощное и самодостаточное предприятие, один из ведущих игроков рынка приборов ночного
видения и оптики для охотников.
Люди с гордостью говорят о том, что первые коммерчески успешные цифровые ночные прицел и монокуляр появились именно здесь, да что далеко ходить - зрительная труба Yukon 6-100х100, послужившая
поводом познакомиться с работой компании и заслужившая среди любителей собственное имя «сотка», выпускается уже больше 10 лет, но актуальности и уникальности не утратила: по-моему, диапазона
увеличений 6 – 100 нет ни у одной другой зрительной трубы, а он сопутствует удивительно компактному размеру и весу прибора, который продается по очень привлекательной цене.
К чему я все это? Да просто приятно, ведь «Можем, если захотим!»
апрель 2014 года