Обзор и тест объектива Tokina AF 11-16mm f/2.8 AT-X 116 PRO DX
Появление на рынке в середине 2008 года модели Tokina AF 11-16/2.8 AT-X Pro стало логичным развитием линейки светосильных зум-объективов компании: к тому времени уже были выпущены AF 16-50/2.8 Pro и AF 50-135/2.8 Pro. Объектив стал первым широкоугольников для фотоаппаратов APS-C с постоянной светосилой f/2.8.
За 4 года присутствия на рынке Tokina AF 11-16/2.8 Pro заслужила реноме объектива с отличными оптическими характеристиками и отменной резкостью. Не скрою, что с нетерпением ждал возможности познакомиться с AF 11-16/2.8 Pro: преимущественно снимаю пейзажи и широкоугольные объективы – моя слабость. Недавно на тесте побывал Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, показавший высокие результаты и откровенно понравившийся; тем более интересно было по горячим следам устроить сравнение двух широкоугольников для APS-C фотоаппаратов.
Недавно Tokina выпустила вторую версию AF 11-16/2.8 AT-X 116 Pro DX. Между версиями для фотоаппаратов Canon всего 2 отличия, одно неявное и второе бросающееся в глаза: неявное изменение в просветлении элементов (компания говорит об этом так: «There have also been some adjustments made to the coating for slightly improved optical performance. Также были внесены некоторые изменения в просветление элементов для легкого улучшения оптических характеристик») и нагло лезущее в глаза повышение цены почти на 150 долларов – с 600 до 740 этих условных единиц.
Технические характеристики
Выпускается в вариантах: Canon, Nikon и Sony. В вариантах под Nikon и Sony объектив безмоторный, с "отверточным" автофокусом.
Комплект поставки
Комплект Tokina AF 11-16/2.8 DX стандартен для объективов средней ценовой категории. В коробке традиционного для Токина дизайна находятся:
Никаких излишеств вроде чехлов для хранения, но бленда присутствует.
Материалы, изготовление, конструкция и эргономика
Tokina AF 11-16/2.8 DX не разочарует владельца ни использованными материалами, ни качеством сборки. Крепление байонета металлическое, пластик качественный и тактильно приятный, окошко расстояний присутствует, кольца изменения фокусных расстояний и ручной фокусировки покрыты рифленой резиной. Никаких допусков и разболтанности: объектив ощущается «единым целым».
Обрезиненное кольцо изменения фокусных расположено очень удачно, отлично демпфировано, ход кольца плавный на всем диапазоне, усилие равномерное. Tokina AF 11-16/2.8 DX отличается очень скромными способностями к зуммированию: ее диапазон 11-16 м (1,45 крат), вероятно, самый узкий из существующих (даже у старшей модели - Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX – он составляет 1,75). Решение можно критиковать, но оно определенно пошло объективу на пользу: сэкономленное количество зума перешло в приобретенное оптическое качество.
Кольцо ручной фокусировки неширокое, расположено в передней части объектива. Отлично демпфировано, перемещается плавно. Традиционно для Токина переключение режимов фокусировки производится перемещением кольца.
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается, лепестковая бленда широкая и дружелюбная к использованию фильтров.
Объектив удобен, позволяет оперировать не меняя положения руки, развесовка комплекта фотоаппарат-объектив без нареканий.
Геометрические искажения
Tokina AF 11-16/2.8 DX показывает бочкообразную дисторсию на всем диапазоне фокусных. Наиболее выражены геометрические искажения в положении 11 мм, где их уровень достигает 3,9%.
«Бочка» снижается по мере роста фокусных: 2% в положении 14 мм и совершенно приемлемые 0,95% в положении 16 мм.
Результаты не самые низкие, но для широкоугольного объектива очень неплохие.
Разрешение и резкость
Tokina AF 11-16/2.8 DX откровенно радует: к центру никаких претензий независимо от выбранного значения диафрагмы и фокусного расстояния. Края ожидаемо хуже на полностью открытой, но значительно подтягиваются уже к f/4.0. На f/5.6 и f/8.0 объектив выдает отменно резкую по всему полю изображения картинку.
Результаты незначительно лучше в середине фокусных, хуже – на 11 мм, очень и очень неплохо на 16 мм. Резкостные характеристики внушают уважение и похожи скорее на показатели высококачественного объектива со стандартным диапазоном фокусных, а для широкоугольного – считаю просто подарком. Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM выступает незначительно, но хуже.
На фокусном 11 мм
11 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
95% |
100% |
99% |
93% |
87% |
Край |
85% |
92% |
95% |
92% |
85% |
Угол |
73% |
86% |
88% |
87% |
83% |
На фокусном 16 мм
16 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
94% |
98% |
97% |
94% |
85% |
Край |
82% |
88% |
91% |
91% |
83% |
Угол |
74% |
83% |
86% |
87% |
81% |
93% |
104,0% |
отлично |
82% |
92% |
очень хорошо |
71% |
81% |
хорошо |
|
70% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета»
Виньетирование
Tokina AF 11-16/2.8 DX справляется очень и очень неплохо – не будем забывать о широкоугольности и максимальной диафрагме f/2.8: сочетание определенно наводящее на мысли о повышенном уровне виньетирования. Поэтому 2 ступени затемнения в углах кадра на 11 мм и f/2.8 скорее достоинство, чем огрех объектива. С прикрытием диафрагмы уровень затемнения снижается:
Еще более уверенно виньетирование контролируется на фокусном 16 мм:
По уровню виньетирования Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM проигрывает практически на всех фокусных.
Фокусировка
В приводе автофокуса используется обычный микромотор. Ведет он себя тоже обычно: не быстр и жужжит при функционировании, субъективно где-то посередине между «медленным и назойливо громким» и «быстрым и бесшумным».
Склонности к неправильной фокусировке не наблюдается, фокус-шифт практически отсутствует, если объектив попадает, то попадает точно в цель. «Если» вызвано некоторой нестабильностью результатов: не до уровня, когда это становится проблемой, но количество промахов по вине автофокуса чуть выше привычного и ожидаемого. Здесь Canon явно в выигрыше.
В несомненный плюс Tokina AF 11-16/2.8 DX можно занести ее парфокальность: для фотографов характеристика неявная, а вот для снимающих видео – дополнительный подарок.
Хроматические аберрации
Есть и у Tokina AF 11-16/2.8 DX слабости: с хроматическими аберрациями объектив справляется откровенно плохо. Ширина ХА по краям и углам кадра превышает 2 пикселя на всех фокусных расстояниях. Более того, уровень ХА мало зависит от выбранного значения диафрагмы:
Картинка, источник света в кадре.
Трудно ожидать от объектива с такими фокусными уверенной работы в сложных условиях освещения. Tokina AF 11-16/2.8 DX радостно реагирует на присутствие источника света у корая кадра, запуская на изображение «зайцев». В таких случаях хромает и контрастность. Идущая в комплекте бленда настоятельно рекомендуется к постоянному использованию, хотя не является панацеей. Если не брать в расчет эти огрехи, объектив радует сочной и контрастной картинкой.
Не мог не опробовать Tokina AF 11-16/2.8 DX на полном кадре: действительно, объектив можно использовать на фокусном 16 мм, в положении 15 мм на самых краях появляется изображение бленды, фокусное 14 мм уже не работает. Загадочно, но тестируемый экземпляр, не вызывающий никаких нареканий на Canon EOS 7D, серьезно терял в резкости при использовании на полном кадре.
Заключение
Нет в подлунном мире совершенства… Нет его и в мире широкоугольных объективов: Tokina AF 11-16/2.8 DX снимать явно умеет, радуя сочной картинкой, отличной резкостью и не огорчая дисторсией и виньетированием, но проваливаясь по уровню ХА и работе в сложных условиях освещения.
В сравнении с Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM Токина выигрывает не только и не столько по цене, сколько по оптическим характеристикам. Из знакомых широкоугольников для APS-C фотоаппаратов считаю ее наилучшим вариантом. Рекомендую.