Обзор и тест объектива Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED II i-Function
Одной из привлекательных черт беззеркальных фотоаппаратов является их компактность. «Борьба с размером» ведется не только при разработке фотоаппаратов, но и при производстве объективов. Samsung предлагает два «китовых» объектива для фотоаппаратов системы NX, различающихся, кроме всего прочего, размерами: стабилизированный NX 18-55/3.5-5.6 OIS i-Fn и NX 20-50/3.5-5.6 ED i-Fn. Первый почти в 2 раза больше второго и предназначен в большей степени для двухзначной серии Samsung NX, второй – герой сегодняшнего обзора – сделан максимально компактным и рекламируется как «зум-блинчик».
Стремление уменьшить размеры объектива привело к использованию малораспространенного сегодня диапазона фокусных расстояний – 31-77 мм в эквиваленте, но лет 20-30 назад схожий диапазон был привычен для недорогих китовых объективов.
Технические характеристики
Комплект поставки
Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED II i-Fn пришел на тест в комплекте с фотоаппаратом Samsung NX 2000. Он продается и отдельно, в непривычном для оптики такого класса комплекте:
«Непривычность» обусловлена присутствием в комплекте (пусть и несерьезного) чехла для хранения. Есть плохая новость: бленда отсутствует независимо от того, купили вы объектив в комплекте с фотоаппаратом или приобрели отдельно. Для «китового» объектива это скорее правило, но NX 18-55 блендой комплектуется, а цена на NX 20-50/3.5-5.6 ED равна цене стабилизированного 18-55 и совсем не ниже «китов» от других производителей – 235 долларов в «черной» расцветке и 215 – в белом корпусе. (Впервые встречаю «цветовую ценовую дифференциацию» в прайс-листе BH).Понятно, что бленда идет вразрез с идеей компактности, но я бы предпочел, чтобы она была, а право решать, использовать ее или нет, было оставлено за владельцем.
Изготовление, конструкция, эргономика
Начну с колористики: я с предубеждением отношусь к фотоаппаратам и объективам «веселеньких» расцветок. На тест пришел комплект Samsung NX2000 белого цвета и, совсем неожиданно, он мне понравился. Не знаю, или с оттенком угадали, или идеология «цветных фотоаппаратов» воспринимается по-другому на компактных моделях.
Теперь к герою обзора. Объектив функционален, как и большинство оптики серии NX. Не стоит ждать от него выдающегося качества использованных материалов, покрытия колец фокусировки и изменения фокусных нескользящей резиной, присутствия окошка расстояний, металлического крепления байонета и других «приятностей» и изысков. Но пластик качественный и приятный, сборка аккуратная, допуски и разболтанность отсутствуют.
Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED II конструктивно напоминает встроенные объективы многих компактных фотоаппаратов: он «складной» и в сложенном состоянии неработоспособен. Для съемки объектив раскладывается поворотом кольца изменения фокусных. В рабочем положении его длина превышает паспортные 40 мм: на 16 мм на фокусных 20 и 50 мм и на 1 см – на фокусном 30 мм. Выдвигающийся «хоботок» сидит крепко.Складывается объектив вращением кольца изменения фокусных в положение 20 мм при передвинутом вперед специальном рычажке, расположенном на кольце зума. «Складная» конструкция к новинкам объективостроения не относится, ее активно использует Olympus – на тесте побывал китовый M.Zuiko Digital 14-42/3,5-5,6.
Кольцо изменения фокусных расстояний шириной 12 мм расположено в центральной части объектива. Вращается плавно, усилие комфортно, но присутствует ощущение «пластик по пластику». Ход кольца короткий, около 70 градусов.
Кольцо ручного фокуса узкое (5 мм), пластиковое, механической связи с фокусирующими элементами не имеет (focus-by-wire), вращается плавно, усилие комфортное. Кольцо легко находится наощупь, что важно и помогает при использовании i-Function. Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED II меняет размеры при фокусировке, выдвигая передний элемент на 5 мм. Неприятная новость в том, что при фокусировке передний элемент вращается, что определенно затруднит использование поляризационных и градиентных фильтров (затруднительно будет и найти фильтры диаметром 40,5 мм).
В целом претензий к качеству изготовления нет, но и воодушевления оно не вызывает. С эргономикой и удобством использования все в порядке (за исключением вращающегося переднего элемента): объектив невелик, функционален и легок.
Геометрические искажения
Побороть внутрикамерную коррекцию геометрических искажений мне не удалось: NX2000 самостоятельно и независимо от установок правит геометрию снимков (RAW в том числе). Приведенные значения отражают уровень дисторсии, получаемой на выходе.
На фокусном 20 мм бочкообразная дисторсия получается в районе 1%.
На фокусном 50 мм – «подушка» в районе 0,5 – 0,7%.
Уверенность в том, что коррекция присутствует объясняется просто: результаты «пляшут» от снимка к снимку – разброс невелик, но разные показатели дисторсии на нескольких последовательных кадрах подтверждают применении коррекции.
Разрешение и резкость
Герой обзора показал очень неплохие результаты, я ожидал худшего. Центр неплох уже на полностью открытой диафрагме, края и углы подтягиваются при прикрытии диафрагмы на ступень. Абсолютные значения не рекордные, но находятся в зоне «очень хорошо» и «отлично». Объектив можно не задумываясь использовать на всех фокусных и значениях диафрагмы.
На фокусном 20 мм:
20 мм | f/3,5 | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 |
Центр | 86% | 91% | 99% | 100% |
Край | 82% | 84% | 89% | 88% |
Угол | 75% | 79% | 83% | 83% |
На фокусном 35 мм:
35 мм | f/4,5 | f/5,6 | f/8,0 |
Центр | 93% | 98% | 100% |
Край | 84% | 86% | 89% |
Угол | 81% | 83% | 85% |
На фокусном 50 мм:
50 мм | f/5,6 | f/8,0 |
Центр | 82% | 95% |
Край | 78% | 86% |
Угол | 75% | 81% |
96% | 109% | отлично |
81% | 95% | очень хорошо |
66% | 80% | хорошо |
65% | приемлемо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Как и в случае с геометрическими искажениями, решил не пытаться обмануть внутрикамерную коррекцию: какой смысл, если для этого нужно тратить кучу времени и усилий, а 99% пользователей будут использовать «откорректированные» результаты?
Фотоаппараты Samsung уверенно справляются с виньетированием и даже в сложных условиях его уровень на снимках не превышает относительно комфортного уровня в 1 – 1.5 ступени. На широком угле и полностью открытой диафрагме виньетирование составляет 1,5 ступени. Автоматика, бывает, и ошибается: к примеру, при величине виньетирования в 1,2 ступени на фокусном 20 мм и f/4.0, показатель на f/8.0 оказывается равным 1,4 ступени.
В середине диапазона даже на полностью открытой диафрагме углы затемнены по сравнению с центром менее чем на 1 ступень.
На фокусном 50 мм показатели колеблются в пределах 0,7 – 1,2 ступени.
Автофокус
Автофокус Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED относительно быстр и негромок и в большинстве случаев попадает в цель. Тенденции к бек и фронт-фокусу не наблюдается. Скорость удовлетворительная, но уступает стабилизированному «киту» NX 18-55.
Хроматические аберрации
Герой обзора уверенно контролирует хроматические аберрации. Их уровень не превышает комфортного (0,06%) независимо от фокусного и значения диафрагмы.
ХА наиболее выражены на фокусном 20 мм, где их ширина в углах кадра составляет:
В середине диапазона все в полном порядке.
На фокусном 35 мм:
На фокусном 50 мм:
На f/5.6 – 0.47 пикселя (0,018%)
На f/8.0 – 0.77 пикселя (0,029%)
На f/11 – 0.86 пикселя (0,033%)
Очень неплохо объектив справляется и с окраской зон вне фокуса (bokeh fringing): эффект практически не заметен даже на открытых значениях диафрагмы.
Контровый свет
Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED II не может похвастаться уверенной работой в сложных условиях освещения: артефакты и переотражения легко появляются на снимках, также расположение источника света у края кадра чаще всего приводит к снижению контрастности. Бленда могла бы помочь, но ее в комплекте нет.
Заключение
Samsung NX 20-50/3.5-5.6 ED II понравился: модель с честью выдержала все тестовые испытания, показав хорошие и отличные результаты. Чуть подпортила картину склонность к падению качества при съемке в сложных условиях освещения, но не будем забывать, что мы говорим об объективе начального уровня.
С резкостью, хроматикой, виньетированием и дисторсией все в порядке. Заслуга это героя обзора или вмешательство автоматики фотоаппарата не так уж и важно - важен результат.
Рекомендую.
Благодарю представительство компании Samsung за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Август 2013 года