Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX

 

Обзор и результаты тестирования объектива Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX

 

Tokina 16-28/2.8 AT-X Pro
Tokina 16-28/2.8 AT-X Pro

Сверхширокий угол - головная боль производителей объективов. Сложность оптической схемы, необходимость исправления геометрии и опасность кривизны поля, подверженность аберрациям (а нужно еще соблюсти правила приличия в ценообразовании) приводят к тому, что в большинстве объективов с фокусными шире 20 мм присутствуют определенные "но", а то и явные огрехи, а процесс выбора сводится к определению уровня "приемлемости".

 

Tokina в последние годы выпустила целую серию широкоугольных зумов, получивших высокие оценки у фотографирующей публики:

  • Tokina AF 12-24/4 AT-X Pro (IF) DX - объявлена в октябре 2004 года, в июне 2009 анонсирована вторая версия
  • Tokina AF 11-16/2.8 AT-X Pro DX - объявлена в ноябре 2007 года, вторая версия анонсирована в январе 2012 года
  • Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fish-eye - объявлен в январе 2006
  • Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX - объектив для полноформатных фотоаппаратов, объявлен в июле 2010 года
  • Tokina AF 17-35/4 AT-X Pro SD FX - анонсирована в июне 2011 года 

Стоит отметить, что многие объективы от Tokina используют оптические схемы, разработанные Pentax (который до октября прошлого года принадлежал Kenko-Tokina). Степень участия Pentax в разработке Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX неизвестна, но, судя по всему, этот объектив больше "Токиновский".

 

Tokina 16-28/2.8
Рядом с Olympus E420

Tokina входит в состав группы компаний, каждая из которых хорошо известна фотолюбителям и профессионалам: кроме самой Tokina, слух ласкают названия Kenko, Hoya, Cokin, Slik, Daiwa.

 

Tokina 16-28/2,8 SD FX привлекла внимание еще 2 года назад - я был в поиске широкоугольного объектива после продажи очередной Sigma 12-24 - для пейзажного фотографа без ширика сумка пуста. Но Tokina долго добиралась до России, цена оказалась несколько выше ожидаемой и я приобрел Samyang 14/2,8 IF UMC, успокаивая себя тем, что сверх-широкий угол нужен не так часто, автофокус с такой ГРИП - блажь, а цена дружелюбна. Владимир (www.foto-canon.com) нарушил воцарившийся в душе покой, любезно предоставив на тест Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX.

Tokina 16-28/2.8 Pro
Рядом с EF 70-200/2.8L

Технические характеристики 

  • Угол поля зрения: 107 - 88 градусов
  • Оптическая конструкция: 15 элементов в 13 группах, включая 3 асферических и 3 SD элемента
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 - f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
  • Минимальная дистанция фокусировки: 28 см
  • Максимальное увеличение: 0,19х
  • Привод автофокуса: микромотор SD-M
  • Размеры: 90*133 мм
  • Вес: 950 грамм

 

Tokina 16-28/2.8 AT-X FX
Упаковка

Комплект поставки

Объектив упакован в симпатичную картонную коробку с качественной печатью. Внутри, кроме объектива c передней и задней крышками, минимальный набор сопроводительных бумаг: гарантийный талон и краткое руководство по эксплуатации. Понятно, что жаловаться на отсутствие бленды в комплекте не приходится - она встроенная, но какой-нибудь, пусть даже завалящий, чехол для хранения был бы очень кстати и подтвердил принадлежность Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX к верхнему сегменту производимых фирмой объективов.

Качество материалов, изготовления и эргономика

Начну с того, что объектив немаленький. Вернее так: Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX - объектив большой и массивный, чего не скажешь по фотографиям в обзорах. По размерам и весу Tokina уступает лидерам потребительского класса (вес, например, по сравнению с Canon EF 70-200/2.8L USM меньше на 360 грамм, да и длина меньше на 6 см), но при первом знакомстве оказывается неожиданно габаритнее (9,1*13,5 см) и тяжелее (950 грамм) ожидаемого.

 

Лирическое отступление (о наболевшем).

С детства не люблю два околоспортивных занятия: бег на длинные дистанции и перетаскивание тяжестей. Тестирование Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX помогло очертить рамки приемлемого веса объектива для неутомительного использования в течение дня. Теперь знаю, что для меня объектив до 1 кг терпим, около 700 грамм (Canon EF 70-200/4L USM или EF 24-105/4L IS) - приемлем, легче - легок и дружелюбен. Забавно, но на первый взгляд небольшая разница в 500 грамм (при общем весе комплекта с сумкой в 3 кг) полностью меняет ощущения: если стандартный набор EOS 5D и EF 24-105/4L IS я без проблем таскаю с собой целый день, то с EF 70-200/2.8L USM уже к середине дня ищу, куда бы прислониться и прислонить кофр. Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX при весе в 950 грамм отличается от стандартного набора в большую сторону, но позволяет не сломаться к вечеру.

Tokina 16-28/2.8
Комплект поставки

В связи с этим готов заметить, что распространенное мнение о том, что фокусное 28 мм "на длинном конце" пользователю не помеха (якобы Tokina станет дополнением к стандартному зуму, начинающемуся с 24 - 28 мм) неверно: AT-X 16-28/2.8 Pro FX - объектив в прогулках "малосменный" - EF 50/1.8 II в дополнение взять еще можно, а вот комплект со стандартным зумом весом и габаритами определенно нарушит томность фотопрогулки и потребует вместительного рюкзака.

 

Вернемся к Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX. Никаких нареканий к качеству материалов и сборки. Tokina издавна славится "основательностью" своих объективов, AT-X 16-28/2.8 Pro FX также не разочарует. Отличный качественный пластик, отсутствие всякого рода разболтанности и допусков, присутствие всех необходимых признаков "настоящего качественного" объектива (металлический байонет, окошко расстояний, удобные обрезиненные кольца фокусировки и зуммирования) не дают повода для придирок и критиканства. Первые экземпляры подвергались остракизму за неудобную и невнятную переднюю крышку - фирма исправилась и крышка стала основательной, не слетающей, полностью закрывающей передний элемент, с хорошими и удобными защелками.

Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX
Tokina 16-28/2.8 AF
Передний элемент

Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX - объектив с внутренней фокусировкой, он не меняет общего размера (хотя передний элемент перемещается внутри бленды где-то на полсантиметра вперед к положению 16 мм), передний элемент не вращается при фокусировке. А вот со стандартной фразой "использование фильтров не затруднено" сложности: передний элемент объектива выпуклый, использование светофильтров просто невозможно. Это - с моей точки зрения - главный минус объектива. Для пейзажа градиентный и поляризационный фильтры зачастую просто необходимы, да и передний элемент скучает по защитному фильтру - уж больно беззащитно и выпукло он выглядит на далеко не дешевом объективе. Не успокаивают и заявления Tokina о том. что на него нанесено пылеотталкивающее и влагозащитное покрытие.

 

Еще одно лирическое отступление: выпуклые передние элементы в последнее время становятся стандартом для сверхширокоугольных объективов. Получается замкнутый круг: "ширик" нужен в основном для пейзажа, а невозможность использования полярика и градиентника серьезно ограничивает именно пейзажную съемку. 

Tokina 16-28/2.8 AT-X FX
Дисторсия на 16 мм

Кольцо зуммирования широкое (почти 2 см) обрезиненное, удобно расположено, хорошо демпфировано и с плавным равномерным ходом; несколько более тугое, чем привычно. Ход кольца составляет около 60 градусов.

Кольцо ручной фокусировки также не вызывает никаких нареканий: обрезиненное, не шатается, с плавным ходом, шириной 2 см и поворотом на 90 градусов.

Переключение режимов фокусировки происходит традиционно для объективов Tokina перемещением кольца фокусировки. Никаких затруднений и раздражения не вызывает.

 

Широко и громко рекламировавшийся в момент выхода объектива новый для Tokina "silent DC Motor with a GMR (giant magneto-resistance) sensor" в приводе автофокуса не совсем бесшумный. Он значительно тише подвывающего обычного микромотора, но не бесшумен, как USM-привод. Во многих отзывах слышал нарекания на то, что этот мотор недолюбливает LiveView. Специально попробовал - соглашусь, что появляется досадное рыскание.

Tokina 16-28/2.8
Дисторсия на 28 мм

В целом, объектив заслуживает твердой пятерки за эргономику, удобство использования, качество изготовления, сборки и материалов. Разочаровывает лишь невозможность использования светофильтров. Если придираться, то можно еще упомянуть о смещении центра тяжести связки фотоаппарат/объектив вперед при съемке со штатива (штативное кольцо не предусмотрено даже в качестве опции) и отсутствие пыле-влагозащиты.

 

Геометрические искажения

Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX показывает очень неплохие результаты для этого класса объективов. Значения предсказуемой бочкообразной дисторсии в цифрах выглядят не радужно, но не стоит забывать о фокусных расстояниях объектива и о том, что даже у "L"-конкурентов показатели отнюдь не лучше.

Бочкообразная дисторсия на 16 мм составляет 3,9%, на 20 мм - 2,5% , на 24 мм - 1,3%, на 28 мм - 0,8%.

Фокусировка

Никаких нареканий. Фазовый автофокус быстр и точен. Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro не склонна к рысканию даже в сложных условиях, промахов почти нет. Звук привода присутствует, но совершенно не раздражает.

Ручная фокусировка не вызывает затруднений, а отлично работающий автофокус редко заставляет переключаться в ручной режим.

 

Виньетирование

Вряд ли стоило ожидать выдающихся результатов от объектива с фокусными 16-28 мм и светосилой f/2.8: на полностью открытой диафрагме в положении 16 мм затемнение по углам кадра достигает внушительных 2,5 ступеней. Прикрытие диафрагмы значительно улучшает ситуацию, но даже на f/8 на 16 мм виньетирование остается равным 1 ступени.

 

Эффект снижается с ростом фокусных расстояний и в положении 28 мм на полностью открытой диафрагме составляет 1,5 ступени, снижаясь до терпимых 0,6 ступени к f/8. Опять же - не хуже одноклассников и конкурентов, да и правится виньетирование в графических редакторах без проблем и затруднений.

Резкость

Объектив откровенно порадовал: я ожидал худших показателей. Очевидно Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro разрабатывалась с упором на достойное разрешение именно на самом широком угле: разрешение на фокусных 16 и 20 мм выше, чем на 24 и 28 мм. Объектив неплох по центру на всех фокусных уже на полностью открытой диафрагме, прикрытие всего на 1 ступень, до f/4, делает центр еще лучше и значительно подтягивает края и углы, делая картинку полностью приемлемой. Дальнейшее прикрытие диафрагмы такого скачка не дает.

 

На 16 мм приемлемому центру сопутствуют несколько мыльноватые края. На f/4 все отлично по центру, чуть хуже углы кадра, а на f/5.6 и f/8 картинка резкая от края и до края.

 

 16 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

86%

98%

97%

93%

Середина

77%

89%

94%

90%

Угол

59%

74%

84%

83%

 

На 20 мм Tokina AT-X 16-28/2.8 дает приемлемую картинку уже на полностью открытой диафрагме.

 

 20 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

88%

98%

100%

92%

Середина

78%

84%

90%

86%

Угол

62%

80%

87%

84%

 

На 24 мм:

 

 24 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

86%

94%

95%

92%

Середина

77%

83%

89%

85%

Угол

63%

74%

83%

81%

 

На 28 мм полностью открытую диафрагму лучше избегать - картинка мыльновата, но уже с f/4 все хорошо.

 

 28 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

80%

93%

95%

93%

Середина

68%

79%

88%

87%

Угол

51%

64%

84%

83%

 

 

89%

104%

отлично

75%

88%

очень хорошо

61%

74%

хорошо

 

60%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

Добавлю, что падение разрешения к f/11 очень незначительно и Tokina AT-X 16-28/2.8 полностью работоспособна на всех фокусных на f/11 с равномерной резкостью по всему полю кадра.

 

О методе измерений - в статье "О точке отсчета"

Tokina 16-28/2.8 AT-X PRO FX
Хроматические аберрации 16 мм f/2.8

Хроматические аберрации

На открытой диафрагме могут доставлять серьезные неудобства: ширина достигает 2,6 пикселя - контрастные переходы будут "расцвечены" и потребует правки при постобработке. Хроматические аберрации присутствуют на всех фокусных и всех значениях диафрагмы (на прикрытых диафрагмах составляя менее пугающие 1 - 1,4 пикселя в ширину.

 

Окраска зон в зонах вне фокуса контролируется значительно лучше, не доставляя неудобств.

 

Работа в контровом свете

То, что у Tokina AT-X 16-28/2.8 называют "встроенной блендой" отнюдь ей не является: скорее эти лепестки призваны защитить выпуклый беззащитный передний элемент, хотя они и помогают объективу бороться с коварным контровым освещением: Tokina AT-X 16-28/2.8 сохраняет приемлемую контрастность независимо от положения источника света (что не всегда можно сказать о "широкоугольниках"). А вот с "зайцами" и другими артефактами дело также невнятно, как и у большинства "выпуклых" коллег: источник света близко к краю кадра от души расцвечивает его. Совет один: избегать солнца близко к краю кадра и внимательно смотреть в видоискатель: Tokina AT-X 16-28/2.8 себя не ограничивает и "зайцы" видны в видоискателе.

Tokina 16-28/2.8
Зайцы

Вывод

Перечитал и содрогнулся - и фильтры невозможны, и на открытой края оставляют желать, и в контровом свете не блещет (вернее, наоборот - блещет), и с хроматикой не особо. Казалось бы, сплошное недоразумение. Но безотносительное тестирование невозможно, а в сравнении с конкурентами и одноклассниками Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX совсем не проигрывает, а часто выступает убедительнее. Объектив дает контрастную, сочную картинку с правильными цветами, прикрытый всего на 1 ступень способен удивить разрешением по центру и однородностью по всему полю, успешно работает на полностью открытых диафрагмах, светосилен для зум-объектива, качественно сделан, не хуже конкурентов по дисторсии и виньетированию. Боке - если можно говорить о боке объектива с такими фокусными расстояниями - без нареканий, благо светосила немаленькая.

 

Я без раздумий избавился бы от Samyang 14/2.8 IF UMC и взял бы себе Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX, если бы она дружила с фильтрами. Рекомендую Tokina 16-28/2.8 смело, но с небольшим уточнением: не стоит сравнивать и выбирать между Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX и Canon EF 16-35/2.8L USM II (несмотря на то, что именно это сравнение сразу приходит на ум - технически Tokina совсем не проигрывает, позволяя сэкономить почти треть от цены Canon). Сравнивайте с Canon EF 17-40/4L USM

Впервые советую предпочесть объектив стороннего производителя оригинальному, да еще и потратить больше цены оригинального: если есть возможность купить Ef 16-35/2.8L II - покупайте не раздумывая, а вот из пары Canon EF 17-40/4L USM и Tokina 16-28/2.8 SD FX я совершенно однозначно советую выбрать Токину: пусть она и дороже на треть (находится по цене ровно посередине между Canon EF 16-35/2.8 L II и EF 17-40/4 L), но порадует и удовольствия доставит несоразмерно больше разницы в цене.

 

апрель 2012 года

 

 

Еще по теме:

 

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD 

Nikon Nikkor 16-35/4G ED VR

 

 

Write a comment

Comments: 10
  • #1

    Александр (Monday, 21 November 2016 20:49)

    В моем экземпляре при тряске что то болтается, а при установке на тушку все нормально, что это может быть?

  • #2

    Vlador (Tuesday, 22 November 2016 21:44)

    Сложно сказать, но если предполагать, то что-то связанное с автофокусом/фокусирующей группой (если я правильно понял и звук пропадает при "подаче напряжения" на объектив). В остальном все в порядке? Никаких признаков поломок?

  • #3

    Айдын (Monday, 01 January 2018 13:31)

    А в сравнении с сигма 18-35 он проигрывает??

  • #4

    Vlador (Saturday, 13 January 2018 10:21)

    Сложно сравнивать: Сигма объектив для кропа, Токина - полнокадровый. Плюс фокусные отличаются. Токину было бы уместнее сравнивать с Тамроном 15-30.

  • #5

    damir666 (Friday, 23 February 2018 08:47)

    Vlador, и как он в сравнении с Тамроном 15-30???? Стоит ли покупать более дорогой Тамрон ??
    Как я понял из тестов Тамрон более устойчив к контровому свету, более резок по углам, начиная с 2.8 и по фокусным чуть но пошире.
    Спасибо!

  • #6

    Vlador (Tuesday, 27 February 2018 19:00)

    Если бюджет позволяет, то я бы советовал выбрать Тамрон. Разница в цене оправданна.

  • #7

    Руслан (Monday, 02 April 2018 18:26)

    Добрый день! Подскажите, Купил данный объектив, установил на Canon 6d, всё работает хорошо, резкость присутствует. Установил объектив на Canon 5d mark II, на 2,8 картинка вся замыленная, нет резкости, на некоторых фотографиях, фокусировка на первом объекте , при просмотре объект фокусировки не резкий задний фон чёткий, что за фокусы? Может сталкивались?

  • #8

    Edita1993 (Friday, 15 February 2019 13:52)

    У меня тоже Canon 5d mark II и я присматривала именно Takina... последний отзыв меня насторожил. Может и не стоит.

  • #9

    ili4 (Friday, 14 February 2020 22:19)

    На связке с кенон 6дм2 иногда(в 2-5% случае) не начинает фокусироваться если обьект недостаточно контрастный(освещенность хорошая) при переводе на более контрастный обьект - фокусируется.
    Всегда, при сьемке с лайвью фотоаппарат зависает и пишет еrr 70 помогает только высунуть акк. Как-то лечится?)

  • #10

    Серж (Wednesday, 19 January 2022 05:30)

    Доброго дня, на Nikon D850 есть смысл его покупать? сможет раскрыть потенциал 45 мп?

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100