Тест и обзор объектива Tamron AF 180/3.5 SP Di LD macro
Как правило, чем меньше расстояние, на котором способен фокусироваться объектив, тем больше его увеличение. Для макрообъективов, кроме привычной характеристики минимальной дистанции фокусировки (МДФ - расстояние от объекта до плоскости датчика изображения), важен другой параметр: минимальное рабочее расстояние - расстояние от объекта до переднего элемента. От рабочего расстояния зависит поведение фотографа: или он почти «тычет объективом в лицо» объекту, или оставляет последнему немножко личного пространства. Возьмем, к примеру, Sigma AF 50/2.8 EX DG macro: увеличение 1,0х достигается на минимальной дистанции фокусировки в 19 см, но минимальное рабочее расстояние составляет всего 4 см – вряд ли пугливое насекомое правильно воспримет намерения фотографа, да и объектив будет блокировать естественное освещение.
МДФ моделей с фокусным около 100 мм и внутренней системой фокусировки лежит в районе 29-31 см, а минимальное рабочее расстояние составляет около 16 см. Для особо пугливых объектов съемки предназначены макрообъективы с фокусным 150 – 200 мм:
Герой сегодняшнего обзора - Tamron AF 180/3.5 SP Di LD (IF) macro – обладает минимальной дистанцией фокусировки в 47 см и минимальным рабочим расстоянием 25 см.
Технические характеристики
Выпускаются варианты: под Canon, Sony и Nikon
Комплект поставки
Объектив пришел на тест «как есть»: с передней и задней крышками, штативной лапкой и блендой Tamron DB01. По информации на сайте производителя, при продаже модель комплектуется еще и неопреновым чехлом для хранения и переноски, что соответствует немалой цене.
Качество материалов и изготовления, конструктив и эргономика
Tamron AF 180/3.5 SP Di LD macro относится к «топовой» серии объективов фирмы SP – Super Performance. Изготовление и использованные материалы не вызывают никаких нареканий: качественный пластик, отсутствие люфтов и допусков, аккуратная обработка, металлическое крепление байонета, окошко расстояний – объектив выглядит и ощущается «настоящим».
Органы управления ограничены кольцом ручной фокусировки, на которое привычно для объективов Тамрон возложена функция переключения режимов работы автофокуса (кольцо "перещелкивается" от себя (режим автофокуса) и на себя (ручной фокус) и кольцом FEC на переднем срезе объектива
Кольцо фокусировки расположено удобно, им легко оперировать не меняя положения рук. Ширина кольца в режиме ручного фокуса составляет 6,5 см, поверхность покрыта рифленой резиной. Ход кольца почти в 160 градусов достаточен для уверенного и точного наведения на фокус. Кольцо в режиме автофокуса не имеет связи с механикой объектива, в режиме ручного – вращается плавно, с равномерным и комфортным усилием.
При фокусировке объектив не меняет размера, передний элемент не вращается. На первый взгляд, узкая 10-сантиметровая бленда может заставить забыть об использовании градиентных и поляризационного фильтров, но Tamron AF 180/3.5 SP Di LD оборудован кольцом FEC (Filter Effect Control): кольцо шириной 1 см позволяет вращать передний элемент и бленда перестает выступать непреодолимым препятствием к использованию фильтров. Решение приятное и логичное, я бы приветствовал его появление на других объективах.
Tamron AF 180/3.5 SP Di LD – модель габаритная, в обычную сумку он может не поместиться: в Kata T-214 он помещается с трудом. В остальном модель удобна, ей легко оперировать не меняя положения рук, развесовка комплекта смещена в сторону объектива - при работе со штатива настоятельно рекомендуется штативная лапка.
Геометрические искажения
Уровень геометрических искажений, показанный Tamron AF 180/3.5 SP Di LD macro, сопоставим с погрешностью измерений (бочкообразная дисторсия в 0,06%), что позволяет сказать о практически отсутствующей дисторсии – отличный результат!
Разрешение и резкость
Большинство макрообъективов не вызывают нареканий резкостью и разрешающей способностью. Tamron AF 180/3.5 SP Di macro исключением не стал: им можно без сомнений пользоваться уже на полностью открытой диафрагме, а начиная с f/4.0 объектив резок «от края и до края». Для макро немаловажно, что полностью приемлемые результаты сохраняются вплоть до f/16, а при необходимости можно прикрывать объектив и до f/22 – критичного падения резкости не будет.
|
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
91% |
92% |
97% |
100% |
88% |
Край |
86% |
88% |
91% |
93% |
87% |
Угол |
74% |
78% |
83% |
87% |
84% |
88% |
102% |
отлично |
75% |
87% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
47% |
60% |
приемлемо |
|
46% |
плохо |
О методе представления данных – в статье «Точка отсчета».
Виньетирование
Выраженность виньетирования на полностью открытой диафрагме чуть больше ожидаемого: на f/3.5 углы кадра отличаются от центра на 2,3 ступени. Но герой обзора быстро исправляет ситуацию: уже на f/4.0 виньетирование снижается до 1,7 ступени и до комфортных 0,9 ступени на f/5,6.
Начиная с f/8.0 виньетирование не будет заметно на реальных снимках – разница центр/края не превышает 0,3 ступени.
Фокусировка
Герой обзора был анонсирован 10 лет назад – в 2003 году. В приводе автофокуса стоит обычный микромотор со всеми присущими ему характеристиками и ограничениями: автофокус очень не быстр, а процесс сопровождает явным звуком работы моторчика. Если со скоростью еще можно мириться (хотя отсутствие ограничителя дистанции фокусировки я могу объяснить лишь особенностями тамроновской системы переключения режимов фокусировки – он был бы очень к месту), то крайне невысокая цепкость и поразительная способность к рысканию способны доставить массу неприятных впечатлений.
К точности и повторяемости результатов, но с оговоркой «в случае, если объектив смог зацепиться за объект», нет никаких претензий. Добавлю, что тестируемый экземпляр на моем фотоаппарате показал очень небольшой бэк-фокус: не будь герой обзора макрообъективом, я бы и внимания не стал обращать. Вопрос легко решился внесением незначительной поправки, благо склонность к смещению точки фокусировки у Tamron AF 180/3.5 SP отсутствует.
Соглашусь, что для макрообъектива автофокус - вещь далеко не первой необходимости, но на фоне отличных оптических характеристик недостатки в его работе воспринимаются очень остро, а необходимость при резкой смене дистанции до объекта сначала переключаться в ручной режим и делать предварительную фокусировку (иначе с вероятностью более 50% объектив просто не найдет объект и будет «елозить») раздражает.
Хроматические аберрации
Tamron AF 180/3.5 SP Di LD отлично контролирует хроматические аберрации: даже на полностью открытой диафрагме их ширина составляет всего 0,8 пикселя.
Также все в порядке с окраской зон вне фокуса – эффект практически отсутствует даже на полностью открытой диафрагме.
Картинка, контровый свет, боке
Tamron AF 180/3.5 SP Di LD не вызывает нареканий цветопередачей и контрастностью формируемого изображения даже на открытых значениях диафрагмы. Картинка привлекательная, совсем не скучная.
Герой обзора довольно уверенно работает в сложных условиях освещения, что не может не радовать: расстояние от края надетой бленды до объекта фокусировки составляет всего около 15 см. Тем не менее, забывать об использовании бленды не стоит, хотя я так и не смог выявить закономерности: в сходных условиях освещения объектив может отлично отработать без бленды, а может дать переотражения и снизить контраст снимка.
К качеству боке претензий нет: размытие уверенное, характер правильный.
Заключение
Tamron AF 180/3.5 SP Di LD macro понравился: «честный» объектив с «правильными» оптическими характеристиками, убедительным конструктивом и отличным качеством изготовления. Единственный досадный минус - неуверенный автофокус, в остальном – без замечаний.
Я рекомендую Tamron AF 180/3.5 SP Di LD macro всем любителям и поклонникам макрофотографии: качеством он сопоставим с Canon EF 180/3.5 L USM macro, а стоит в два с лишним раза дешевле. Герой обзора способен выступать и в качестве «просто умеренного телеобъектива», но потенциальному владельцу я бы советовал предварительно проверить свою психологическую совместимость с автофокусом модели.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Июль 2013 года