Обзор и тест объектива Canon EF 85/1.2 L USM.
Поклонники системы Canon EF причислили к «святой троице» объективов Canon EF 35/1.4 L USM, EF 85/1.2 L USM и EF 135/2 L USM. С первым и последним я близко знаком: EF 35/1.4 – один из любимых в моем комплекте, а жгучее раскаяние от продажи EF 135/2.0L USM накатывает с завидной регулярностью.
Знакомства с Canon EF 85/1.2L USM я, наверное, неосознанно избегал: EF 85/1.8 USM имеется в наличии, нравится, регулярно используется и радует. Расстраиваться не хотелось, да и цена на старшего брата делает его малодоступным для легкого и непринужденного знакомства.
Canon EF 85/1.2 L USM по оптической схеме – модифицированный двойной гаусс. Оптическая схема двойного объектива Гаусса и ее модификации используются в производстве фотообъективов уже более 120 лет. Это одна из самых распространенных и отработанных оптических схем на сегодняшний день. Фокусное расстояние в 85 мм тоже не ново для производителей объективов и Canon в том числе. Первый 85 мм объектив с максимальной диафрагмой шире f/1.8 появился в линейке Canon в далеком 1952 году. Это был Serenar 85/1.5, гаусс, с 7 элементами в 4 группах, с 20 лепестками диафрагмы, размером 62,5*83 мм и весом 730 грамм. Объектив позже выпускался и под брендом Canon.
Прямыми предшественниками героя обзора, Canon EF 85/1.2L USM первой версии, были два объектива линейки Canon FD:
Canon EF 85/1.2 L USM выпустили в сентябре 1989 года, через 2,5 года после появления системы Canon EOS. Объектив получился удачным и завоевал популярность, несмотря на высокую цену: он выпускался без изменений 17 лет. В марте 2006 года вышла вторая версия объектива, призванная исправить наиболее критикуемую черту первой версии – медленный автофокус. Оптическую схему оставили без изменений, поменяли микропроцессор фокусировки; скорость автофокуса возросла, по заявлениям компании, в 1.8 раза.
Технические характеристики Canon EF 85/1.2 L USM
Бленда Canon ES-79 II и чехол LP1219 в комплекте
Качество материалов и изготовления, эргономика
Объектив, стоимостью в 2 с лишним тысячи долларов, не должен вызывать нареканий к материалам и изготовлению по определению; Canon EF 85/1.2 L USM их не вызывает. Герой обзора относится к верхнему сегменту даже среди собратьев по «Эль-серии»: высококачественный пластик, корпус в месте хвата с приятным покрытием из рифленой резины, схожей с покрытием хвата у фотоаппаратов, никаких люфтов, разброда и шатания – массивный объектив выглядит внушительно и ощущается монолитно. Металлическое крепление байонета, переключатель режимов фокусировки, окошко расстояний, само собой, присутствуют.
Бленда на защелках, ставится на переднюю часть объектива, вращается вместе с кольцом ручной фокусировки. Наверное, единственная придирка к конструктиву комплекта – именно небольшой люфт у надетой бленды. На функциональность это никоим образом не влияет, бленда отлично справляется со своей задачей, но на фоне увесистого и «монолитного» Canon EF 85/1.2L USM некоторая «расслабленность» бленды сразу обращает на себя внимание.
Геометрические искажения
Canon EF 85/1.2 L USM отлично контролирует геометрические искажения. Крайне незначительная бочкообразная дисторсия в 0,75% практически незаметна.
Разрешение и резкость
Canon EF 85/1.2 L USM откровенно порадовал. Снимки даже на полностью открытой диафрагме отличаются достаточной контрастностью и хорошей резкостью по центру кадра. К центру в принципе нет никаких претензий независимо от значения диафрагмы, а на f/4.0 он приближается к разрешающей способности матрицы Canon EOS 5D mark II.
Некоторая мягкость в углах кадра присутствует на открытых значениях диафрагмы, но уже к f/2.8 реальные снимки не вызывают нареканий, а с f/4.0 объектив резок от края и до края.
Canon EF 85/1.2 L USM можно без сомнений использовать на полностью закрытой диафрагме f/16 – резкого падения качества не наблюдается.
88% |
101% |
отлично |
74% |
87% |
очень хорошо |
60% |
73% |
хорошо |
47% |
59% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Честно говоря, ожидал много худшего. Конечно, уровень затемнения в углах кадра в 1,7 ступени на полностью открытой диафрагме, не повод для гордости, но не стоит забывать, что «полностью открытая» - это f/1.2.
Объектив старательно борется с виньетированием: уже на f1.8 его уровень не превышает 1,2 ступени в углах кадра, а к f/2.8 снижается до полностью комфортного уровня в 0,6 ступени.
Фокусировка
Только ленивый не критиковал первую версию Canon EF 85/1.2 L USM за медленный автофокус, и я заранее был готов к раздражающе медленному процессу. Процесс на самом деле оказался много медленнее привычного для объектива с кольцевым USM-приводом автофокуса; объектив определенно не предназначен для съемки спортивных соревнований и сцен с перемещающимся объектом фокусировки, в то же время «слухи сильно преувеличены»: Canon EF 85/1.2 L USM требует чуть больше секунды на перефокусировку от бесконечности до 2 метров и чуть больше 2 секунд - к минимальной дистанции фокусировки.
Не здорово, но и не катастрофа. В остальном без нареканий: автофокус цепок и достаточно точен. На открытых значениях диафрагмы ошибки случаются несколько чаще привычного, но думается, что скорее по вине фотографа: на расстоянии до объекта в 2 метра ГРИП не превышает 4 см. Перекомпоновка кадра не рекомендуется.
Ручная фокусировка на значениях диафрагмы f/1.2 – f/2 без замены стандартного фокусировочного экрана определенно способна привести к ошибкам. Необходимости к ручной фокусировке я не испытывал: автофокус достаточно надежен, а «электрический ручной фокус» отличается замедленными реакциями – перемещение элементов объектива происходит не одновременно с поворотом кольца фокусировки, а с незначительной, но задержкой.
Хроматические аберрации
Canon EF 85/1.2 L USM достоин всяческих похвал: даже на полностью открытой диафрагме ширина хроматических аберраций не превышает 0,9 пикселя – отменный результат. Никаких нареканий на ХА и на прикрытых значениях диафргамы:
Окраска зон вне фокуса. Здесь без чудес: окраска в пурпур перед зоной фокусировки и в зелень за ней явно присутствует на диафрагмах до f/2.8 включительно. На f/4 все в полном порядке.
Заключение
Я зря избегал Canon EF 85/1.2 L USM, опасаясь «разлюбить» младшую модель: несмотря на кажущуюся взаимозаменяемость, они несравнимы. Поэтому основной вывод грустный: к сожалению, Canon EF 85/1.8 USM – совершенно не замена и не альтернатива своему старшему брату. Мнение о EF 85/1,8 USM не изменилось, он остался одним из любимых объективов, но как же не хотелось выпускать из рук EF 85/1,2L USM…
Отличная картинка, высокая контрастность, изумительное боке и выдающаяся способность размывать зону вне фокуса, отменное качество материалов и изготовления, стойкость к контровому свету и уверенная работа в сложных условиях освещения, резкость практически на всех значениях диафрагмы, эффективный контроль над геометрическими искажениями, виньетированием и хроматическими аберрациями – «и это все о нем». К «минусам» я готов отнести вес объектива – 1 кг определенно превышает комфортные для длительного ношения 600 – 800 грамм.
Скептицизм ушел и теперь я понимаю людей, которые отдают стоимость пяти с лишним Canon EF 85/1.8 USM за один объектив с теми же фокусными и сравнимыми результатами тестирования – не все измеряется цифрами.
Canon EF 85/1.2 L USM удостоился от фотолюбителей множества имен. Уменьшительно-ласкательными их не назвать, скорее – уважительными:
Я и сам пришел к тому, что Canon EF 85/1.2 L USM определенно напоминает гранату – и по экстерьеру, и по ощущениям от использования: ребята, это бомба!
Огромное спасибо Владимиру (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест объектив.
сентябрь 2012 года