Не люблю я качественные объективы для фотоаппаратов с кроп-фактором. Знакомство с ними приводит к невеселым мыслям о неявном преимуществе полноформатных матриц, о постоянном поиске объективов с терпимыми недостатками по углам и краям изображения, о ценах на качественные полнокадровые объективы, о размерах и весе, присущих полнокадровой светосильности.
Владимир (www.foto-canon.com) предоставил возможность познакомиться с Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX – объективом, по характеристикам относящимся к указанному недолюбливаемому классу. Судите сами: постоянная светосила f/2.8, эквивалентные фокусные расстояния 80-216 мм, относительно невысокая цена, компактные размеры и дружелюбный вес – выглядит очень привлекательно. Остается разобраться, насколько получаемая с AT-X 535 Pro DX картинка отвечает критериям «качественности».
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX была представлена осенью 2006 года. Это один из первых объективов фирмы, появившихся после присоединения Pentax к Kenko-Tokina; оптически его схема не отличается от запатентованной Pentax схемы объектива 50-135/2,8, механически и конструктивно - явно относится к объективам от Tokina. Кому принадлежит разработка выяснить не удалось. Интересно, но вариант от Pentax был объявлен только в феврале 2007 года, через несколько месяцев после анонса Tokina.
Технические характеристики Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX:
Выпускается для: Canon, Nikon. Вариант для системы Nikon без встроенного мотора, с приводом автофокуса через фотоаппарат.
Комплект поставки:
Комплект предлагается в немаленькой коробке стандартного для Tokina дизайна. В комплекте:
Приложи Tokina чехол для хранения и объектив попал бы в число «самых богатых» комплектаций, присущих “L”-объективам от Canon и EX от Sigma. Дальше на ум приходит только набор светофильтров (или хотя бы защитный) в комплекте.
Качество материалов, изготовления и эргономика
Tokina славится своими «железными» объективами – железными и в прямом, и в переносном смысле. В прямом: корпус Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX выполнен преимущественно из металла (общий вес - 845 грамм); в переносном: он выглядит и ощущается монолитным. Никаких допусков, расшатанности и расхлябанности, немалый для размеров вес только усиливает впечатление основательности. Все привычные «принадлежности» на месте: кольца изменения фокусных расстояний и ручного фокуса, металлический байонет, окошко расстояний. Нет только переключателя режимов фокусировки: привычно для Tokina режимы переключаются перемещением кольца фокусировки вперед/назад.
Кольцо изменения фокусных расстояний широкое 3 см) и удобное, рифленое и покрыто резиной. Расположено именно там, где нужно. Ход короткий, составляет около 40 градусов, проблем с быстрым изменением фокусных не возникает. Кольцо хорошо демпфировано, вращается плавно, без заеданий, на мой взгляд излишне легко - хотелось бы большей обратной связи.
Объектив не меняет размеров ни при зуммировании, ни при фокусировке; передний элемент не вращается – добро пожаловать градиентным и поляризационному фильтру. Кольцо ручной фокусировки широкое (4,5 см), с плавным ходом, в режиме автофокуса не вращается.
Внутренняя фокусировка приводит к известному феномену: при фокусировке с минимальной дистанции эффективное фокусное расстояние становится меньше (120 мм вместо 135 мм).
Tokina рекламирует специальное влагозащитное покрытие переднего элемента, призванное облегчить его чистку при попадании брызг. Тем не менее, я бы порекомендовал использовать защитный фильтр – про защиту от царапин в анонсе умалчивают, а передний элемент находится практически вровень с краем объектива.
Объектив комплектуется штативной лапкой. Комплектуется настойчиво: лапка несъемная, но сделана очень аккуратно и вряд ли доставит владельцу неудобства, постоянно проживая на объективе.
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX – удобный объектив. Небольшие размеры не напрягают, объектив сочетается с фотоаппаратом - развесовка без нареканий. Этакий «маленький тяжеловес» - у меня вызывает ассоциации с бульдожкой: невелик, но полон мышц и устремлен к цели.
Отличная бленда с бархатным внутренним покрытием, что скорее присуще дорогим блендам объективов верхнего ценового диапазона. Крышка с центральным хватом - удобна и качествено сделана. Бленда узковата для комфортного оперирования градиентными и поляризационным фильтрами, но при определенной сноровке не ограничивает их применение.
В целом, отлично и самые приятные впечатления, с единственной оговоркой по удобству использования фильтров при надетой бленде .
Геометрические искажения
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX не разочарует, хотя и восхищения не вызовет: дисторсия присутствует, но показатели находятся в приемлемых пределах и мало отличаются от показателей одноклассников и конкурентов.
В положении 50 мм бочкообразная дисторсия составляет 1,1%. По мере роста фокусных расстояний характер дисторсии ожидаемо меняется от "бочки" к "подушке": переход происходит в районе 70 мм, где геометрические искажения практически отсутствуют. К 135 мм подушкообразная дисторсия достигает 1,5%, что несколько выше ожидаемого, но все еще не вызывает раздражения - я позывов к исправлению при постобработке не испытал. Характер дисторсии правильный, она легко правится в графических редакторах.
Разрешение и резкость
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX приятно удивила отличной разрешающей способностью и равномерностью по всему полю кадра. Объектив безо всяких задних мыслей можно использовать на всех значениях фокусных и диафрагм. Даже на полностью открытой диафрагме разница центр/края не вызывает никаких нареканий, а на f/5.6 объектив дает отменно резкую картинку по всему полю кадра.
На 50 мм
50 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
86% |
100% |
100% |
88% |
Середина |
84% |
98% |
98% |
86% |
Угол |
79% |
82% |
82% |
81% |
На 85 мм
85 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
85% |
99% |
98% |
87% |
Середина |
80% |
89% |
95% |
86% |
Угол |
77% |
87% |
95% |
85% |
На 135 мм
135 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
84% |
94% |
98% |
91% |
Середина |
81% |
90% |
93% |
89% |
Угол |
81% |
89% |
91% |
89% |
90% |
102% |
отлично |
77% |
89% |
очень хорошо |
64% |
76% |
хорошо |
|
63% |
приемлемо |
Пояснения к таблицам - "О точке отсчета".
Виньетирование
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX выступила достаточно убедительно: виньетирование присутствует на открытых значениях диафрагмы на всех фокусных расстояниях, но до 100 мм не превышает 1 ступени (0,9 ступени на 100 мм) и значительно снижается при прикрытии диафрагмы.
На фокусном 50 мм и f/2.8 виньетирование составляет совершенно приемлемые 0,5 ступени, снижается до четверти ступени к f/4 и до полностью комфортных 0,2 ступени к f/5.6.
Эффект наиболее выражен в положении "теле", где на полностью открытой диафрагме на 135 мм составляет 1,2 ступени. Прикрытие всего на один стоп до f/4 уже снижает виньетирование до приемлемой половины ступени, далее на рабочих значениях диафрагмы эффект составляет 0,3 ступени.
В целом очень неплохие результаты, а на фокусных 50 - 80 мм отличные для объектива с такой максимальной диафрагмой.
Фокусировка
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX использует обычный микромотор в приводе автофокуса. Соответственно, процесс не бесшумный и не "мгновенный". Звук работы микромотра не громкий, слышен будет в основном фотографу, а не окружающим. К скорости автофокуса претензий нет; хотя это не USM, полный "прогон" занимает чуть больше 1 секунды. Звук моторчика субъективно делает процесс кажущимся дольше.
Объектив понравился отсутствием склонности к рысканию - он практически сразу цепляется за объект даже в сложных условиях.
Ход кольца ручной фокусировки в 120 градусов достаточен для комфортной работы. При переключении в режим ручного фокуса (перемещением кольца фокусировки на себя) советую убедиться в том, что кольцо полностью перещелкнулось: один раз из пяти получалось не до конца, обратный процесс - совершенно без проблем.
Хроматические аберрации
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX выступила средне, хотя и в пределах приемлемого. В положении 50 мм на полностью открытой диафрагме ширина ХА может достигать 1,5 пикселя в углах кадра. В середине фокусных хроматические аберрации контролируются лучше, не превышая на f/2.8 в диапазоне 70 - 100 мм 1 пикселя.
Эффект наиболее выражен на полностью открытой диафрагме на 135 мм, где ширина в углах кадра превышает 2,5 пикселя, что уже может быть явно заметно на контрастных переходах снимка. Прикрытие диафрагмы ситуацию улучшает, но не кардинально: до 0,9 пикселя на 50 мм и f/8 и 1,5 пикселя на 135 мм и f/8.
Сферохроматизм
С окраской зон вне фокуса Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX справляется лучше ожидаемого: она присутствует, но неплохо контролируется и на снимки значимого влияния не оказывает.
Картинка, боке, контровый свет
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX дает отменно сочную и красочную картинку с правильными цветами и отличным размытием зон вне фокуса, что - учитывая максимальную светосилу в f/2.8 и сопутствующую небольшую ГРИП - делает объектив очень неплохим портретником, благо диапазон фокусных включает классические "портретные" 80 и 135 мм в эквиваленте. Понятно, что f/2.8 отличается от f/1.4, но и она позволяет эффективно отделить объект от фона.
Чуть расстроила работа в контровом свете: Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX не любит сильных источников близко к краю кадра и в кадре, реагируя на них сильным падением контрастности. Использование бленды настоятельно рекомендуется, благо она идет в комплекте.
Выводы
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX понравился сразу, а результаты тестирования и знакомства только укрепили первое впечатление. Тест Tokina совпал по времени с тестированием отличного Tamron SP AF 17-50/2.8 XR LD и я периодически ловил себя на мысли о том, что эти два объектива перекрывают практически весь необходимый диапазон фокусных расстояний, отличаясь отменными оптическими характеристиками, небольшими размерами, относительно невысоким весом и дружелюбной ценой на фоне приемлемой светосилы f/2.8. Сравнение получалось не в пользу полного кадра.
Удивительно, что Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX не на слуху у фотолюбителей: для кроп-фотоаппаратов сравнимой по качеству и характеристикам альтернативы я не вижу (Sigma AF 50-150/2.8 несколько дороже). По резкости, столь милой сердцу каждого владельца фотоаппарата, Tokina способна практически на равных играть с фиксами. Мне кажется, что причина субъективна: фотолюбители не привыкли к по-настоящему качественным (а соответственно, недешевым) APS-C объективам и смотрят сначала в сторону полнокадровых 70-200, выбирая "умеренный телевик", или фокусные 50 - 135 мм не сразу ассоциируются с полнокадровыми 70-200.
Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX откровенно пришлась по душе - настоятельно рекомендую (если в обозримом будушем не планируется переход на полнокадровый фотоаппарат).
апрель 2012 года
Для любителей кирпичей: пример снимка на полностью открытой диафрагме на 135 мм без обработки, внутрикамерный Jpeg. Осторожно - 6 Мб.
Write a comment
Dreadliner (Sunday, 25 November 2018 11:55)
Оч подробный и качественный обзор спасибо Вам за труды. Единственное на что хотелось бы посмотреть - это на цветные картинки диафрагм в сопоставлении с одноклассниками или выше, с Сигмой 50-150, Пентаксом 50-135 2.8 хотя это одно и тоже а вдруг )))) и никонами кэнонами фф. Хотя я думаю сравнение и было бы оч условным.
Поэтому СПС ещё раз за старания - оч круто!!!
Bm (Saturday, 09 November 2019 22:46)
Spasibo za vash truf