Обзор и тест объектива Sigma AF 24-70/2.8 EX DG HSM
Светосильные зумы с диапазоном фокусных расстояний 24 – 70 мм очень популярны и выпускаются практически всеми производителями фототехники.
Вариация на тему штатного светосильного зума от Sigma - модель AF 24-70/2.8 EX DG HSM - была анонсирована в сентябре 2008 года. В свое время мне довелось немало поснимать на модель-предшественницу - Sigma AF 24-70/2.8 EX DG macro, и впечатление сложилось, мягко говоря, отрицательное. Интересно, получилось ли у Sigma исправить огрехи, присутствовавшие в старой модели, или изменения ограничились добавлением ультразвукового привода автофокуса?
В 2010 году тестируемая модель удостоилась звания «Объектив года» от EISA.
Технические характеристики
Выпускаются варианты: Canon, Nikon, Pentax, Sigma, Sony
Комплект поставки
Традиционен для объективов линейки «EX»:
Качество изготовления, конструктив и эргономика
Начну с лирики: внешне Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM мне очень нравится. Наверное, она отвечает моим представлениям об объективе, гармонично смотрящемся на фотоаппарате: сам по себе этакий «бочонок, себя шире», но на фотоаппарате смотрится правильно и к месту. Небольшая длина, кстати, дает на EOS 5D очень неплохую развесовку комплекта, несмотря на немалый вес объектива.
Качество изготовления и использованные материалы заслуживают только похвалы. Странно, если бы Сигма не постаралась – конкуренция в сегменте штатных светосильных зумов немалая и оттолкнуть потенциальных покупателей недостатками уже на стадии тактильного знакомства было бы неразумно.
Байонет металлический, окошко расстояний в наличии, органы управления представлены переключателем режима фокусировки и кольцами зуммирования и ручного фокуса. Сразу скажу, что органы управления расположены продуманно и «там, где нужно» - легко находятся наощупь, смены положения рук при работе не требуют.
Умеренно широкое (2,5 см) кольцо изменения фокусных расстояний находится ближе к креплению байонета, покрыто рифленой резиной, отлично демпфировано. Ход кольца короткий, около 60 градусов, усилие на тестируемом экземпляре комфортное, чуть больше привычного в диапазоне 30 – 70 мм и меньше - в диапазоне 24 – 30 мм. Объектив меняет размеры при зуммировании, выдвигая передний элемент на 3 см к положению 70 мм. Нет даже намека на склонность к самостоятельному раскладыванию даже с надетой блендой, светофильтром и крышкой.
Кольцо ручной фокусировки занимает передний срез объектива, обрезинено, демпфировано, люфты и допуски отсутствуют напрочь. Кольцо неширокое – 12 мм, но расположено удобно, ход равномерный, усилие больше привычного, но позволяющее вращать кольцо одним пальцем. Ход кольца составляет чуть меньше 90 градусов.Объектив не меняет размеры при фокусировке, передний элемент не вращается, неглубокая лепестковая бленда также не затрудняет работу со светофильтрами. Я бы сказал, что конструктивно Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM – один из самых дружелюбных к пользователям фильтров объективов. Дружелюбность, правда, отступает, когда смотришь на цены на качественные фильтры диаметром 82 мм. Защитный я бы рекомендовал настоятельно – передний элемент не утоплен, находится практически вровень с передним краем объектива, его легко поцарапать.
Замечаний к изготовлению, материалам, конструкции и эргономике модели нет.
Геометрические искажения
Поведение привычно: бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется подушкообразной по мере роста фокусных.
Наиболее проблемно фокусное 24 мм, где дисторсия достигает 3,4%. Сам по себе неважный показатель усугубляется неправильным характером искажений – так называемой «волнообразной дисторсией» или «усами».
В середине фокусных расстояний геометрические искажения не выходят за приемлемый уровень:
0,6% «бочка» на 35 мм
0,56% «подушка» на 50 мм
В положении 70 мм подушкообразная дисторсия не превышает 1%.
Разрешение и резкость
Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM оставила смешанные впечатления. К центру нет претензий независимо от выбранного фокусного расстояния и диафрагмы, но края и углы на f/2.8 оставляют желать много лучшего, особенно на крайних положениях фокусных. Края подтягиваются до приемлемого уровня уже на f/4, но углы остаются неважными вплоть до f/8,0.
К сожалению, назвать модель «резкой по всему полю» сложно, а диафрагмы f/2.8 – f/4.0 лучше оставить исключительно для портретов и сцен, где важен лишь центр кадра. Обычно я избегаю диафрагм f/11 – f/16, но в случае с Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM использовал их очень часто: резкость по полю выравнивается, а разрешающая способность сохраняется на неплохом уровне на f/16 и на приемлемом – на f/22.
На 24 мм
24 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
84% | 90% | 94% | 92% | 86% |
Край |
48% | 62% | 72% | 80% | 79% |
Угол |
36% | 47% | 55% | 60% | 62% |
На 35 мм
35 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
87% | 95% | 100% | 98% | 92% |
Край |
68% | 77% | 82% | 87% | 84% |
Угол |
45% | 62% | 72% | 77% | 76% |
На 50 мм
50 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
86% | 94% | 98% | 97% | 88% |
Край |
69% | 76% | 81% | 84% | 84% |
Угол |
43% | 60% | 69% | 75% | 75% |
На 70 мм
70 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
78% | 88% | 96% | 94% | 87% |
Край |
64% | 73% | 78% | 85% | 82% |
Угол |
48% | 63% | 67% | 71% | 74% |
89% |
103,0% |
отлично |
75% |
88% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
47% |
60% |
приемлемо |
|
46% |
плохо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Уровень виньетирования, показываемый Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM на полностью открытой диафрагме, не радует. Особенно на краях фокусных: 24 мм и f/2.8 дают почти 2,7 ступени, а 70 мм и f/2.8 – 1.8 ступени. Но такие высокие значения относятся лишь к самым углам кадра: характер скорее схож с механическим виньетированием, будто на объективе стоит сразу несколько фильтров.
На диафрагме f/4.0: в середине фокусных затемнение не достигает относительно комфортного значения в 1 ступень, по краям фокусных еще превышает его. На f/5.6 в середине фокусных – комфортные 0,4 – 0,6 ступени, по краям – чуть ниже 1 ступени. Остаточное виньетирование в 0,3 – 0,5 ступени присутствует и на диафрагмах f/8 – f/11.
Автофокус
Внутрикамерная подстройка автофокуса плохо справляется с ситуациями, когда на зум-объективах ошибки фокусировки разнятся в зависимости от фокусного расстояния: существующие алгоритмы позволяют внести лишь одну поправку для всего диапазона и часто процесс сводится к поискам компромисса между «голову вытащишь – хвост увязнет». Тестируемый экземпляр на моем фотоаппарате попадал точно в цель на 24 – 35 мм и показывал небольшой фронт-фокус в диапазоне 50-70 мм. Отклонение было небольшим и я подстроил фокусировку под фокусное 50 мм: фронт на 70 мм почти исчез, а наметившийся бэк-фокус на широком угле компенсировался большей ГРИП.
За исключением этого досадного недоразумения и невысокой скорости фокусировки в режиме LiveView все в полном порядке: никаких претензий к цепкости и повторяемости результатов даже в сложных условиях, процент промахов по вине автофокуса ниже привычного. Скорость отличная – прогон занимает меньше секунды, процесс практически бесшумен.
Хроматические аберрации
Способности объектива контролировать хроматические аберрации оставили в недоумении: если говорить о «средней температуре по больнице», то все в относительном порядке – на большей части кадра уровень ХА не превышает полностью комфортного независимо от фокусного расстояния и диафрагмы. А вот если посмотреть на углы, то все не так хорошо, а на широком угле – так и вообще плохо.
На 24 мм и f/2.8 ширина ХА достигает 4,7 пикселей или почти 0,18% высоты изображения. Напомню, что значение в 0,06% разделяет «хорошо» и «плохо» - превышением порогового в 3 раза определенно хвастаться не стоит. По мере роста фокусных ситуация возвращается к нормальной.
На фокусном 35 мм ширина ХА составляет 1,55 пикселя (0,06%)
На фокусном 50 мм ширина ХА составляет 1,74 пикселя (0,065%)
На фокусном 70 мм ширина ХА составляет 2,06 пикселя (0,089%)
Прикрытие диафрагмы почти не оказывает влияния на уровень хроматических аберраций и они остаются на схожем уровне на всех фокусных, кроме 24 мм – тут на прикрытых диафрагмах ситуация несколько улучшается, но до приемлемого уровня ХА так и не снижаются.
Окраска зон вне фокуса контролируется неплохо: незначительно присутствует на полностью открытой диафрагме и перестает досаждать уже на f/4.0
Изображение, контровый свет, боке
С учетом не совсем убедительных показателей дисторсии, резкости и хроматики, заявление о том, что Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM хорошо умеет снимать, может показаться неожиданным, но это так: объектив формирует сочную, контрастную «картинку» с правильной привлекательной цветопередачей и убедительным размытием зон вне фокуса. Огрехи бросятся в глаза при пристальном разглядывании (особенно если знать, куда смотреть), но формируемая картинка часто заставляет забыть о выискивании недостатков.
Использование бленды для Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM не опция, а суровая необходимость: модель с трудом переносит расположение источников света у края кадра и контровый свет. Артефакты могут появиться даже в несложных ситуациях независимо от фокусного расстояния.
Заключение
К сожалению, не удалось протестировать объектив на APS-C фотоаппарате – думаю, что выводы были бы другими, ведь основные претензии к модели (резкость, виньетирование и хроматика) относятся к краям кадра, которые обрезаются кропнутой матрицей. Работу Sigma 24-70/2.8 EX DG HSM на полнокадровых фотоаппаратах безупречной не назовешь: для достижения оптимальных результатов диафрагму нужно закрывать минимум на 2 ступени, что во многом нивелирует главную «продающую» характеристику модели – диафрагму f/2,8.
Объектив понравился конструктивом и качеством изготовления, быстрым и цепким автофокусом, привлекательной картинкой, но я бы свой «штатный» Canon EF 24-105/4L IS USM (тоже далеко не безупречный) на него не поменял. Sigma не до конца выполнила «работу над ошибками» - модель определенно превосходит свою предшественницу и отторжения не вызывает, но с «родными» штатными зумами-f/2.8 конкурирует в первую очередь ценой, а не оптическими характеристиками.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
июль 2013 года