Обзор и тест объектива Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR (FX) на фотоаппарате Nikon D3x
В заслуженно популярном, любимом многими фотографами и рекомендуемом каждому мало-мальски серьезно увлекающемуся любителю классе телеобъективов с диапазоном фокусных 70-200 мм до октября прошлого года у Никон было небогато – присутствовал единственный очень недешевый Nikon AF-S Nikkor 70-200/2.8 G ED VR II за 2400 долларов. Стремящимся сэкономить оставалось либо смотреть на предложения от Tamron и Sigma:
либо довольствоваться моделями 70-300 и 80-200 мм:
Особенно обидно ситуация воспринималась в сравнении с главным конкурентом, предлагающим сразу 4 качественные модели в искомом диапазоне фокусных:
Лирическое отступление или «палочки должны быть попендикулярны»
Сознательно не использую в обзоре слова «профессиональный» и «полупрофессиональный»: подход спорный, характеристика невнятная и изначально легко поддающаяся критике. Понимаю, трудно избавиться от стремления расставить все по полочкам и разделить по классам, но и ярлыки навешивать негоже. Логичнее отталкиваться от цены и соответствия характеристик товара этой цене, но очень многие с упорством, достойным лучшего применения, тщательно делят все и вся на «профессиональное», «полупрофессиональное» и «любительское», чаще всего основывая «профессионализм» на все той же цене – чем дороже, тем…
Так или иначе, 24 октября 2012 года Nikon анонсировал долгожданный объектив Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR, органично дополнивший линейку качественных стабилизированных f/4-моделей (Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR и AF-S 24-120/4 G ED VR). Цену в 1400 долларов низкой не назвать, но она почти на 50% дружелюбнее цены старшей модели, а разницу между f/4 и f/2.8 отчасти компенсирует использование оптического стабилизатора третьего поколения, дающего, по заявлениям Nikon, до 5 ступеней выигрыша.
Еще немножко лирики
Насколько тяжелее владельцам Nikon: разница в цене стабилизированного, но f/4, и нестабилизированного, но f/2.8, у Canon составляет 100 долларов, причем последний дороже. Владельцам же Nikon приходится выбирать между героем обзора за 1400 и качественным Nikon AF Nikkor 80-200/2.8D ED за 1100 долларов.
Технические характеристики
Комплект
Комплект Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR навскидку должен порадовать покупателя – он включает в себя:
Казалось бы, жаловаться не на что, но, к сожалению, в случае с героем обзора сработал принцип «заразительности дурного примера»: Canon продает свой EF 70-200/4 без штативной лапки (за опциональную «родную» просит 145 долларов), Nikon тоже решил заработать – в комплекте лапы нет, опциональная «родная» Nikon RT-1 стоит 170 долларов. Присутствие на рынке китайских аналогов по 20 долларов не только спасает бережливых фотографов, но и в очередной раз наводит на мысли о цене на «родные» аксессуары: оправданна ли разница в 8.5 раз?
Предваряя раздел об эргономике модели замечу: вес объектива в 850 грамм не критичен и его можно использовать без штативной лапки, но она явно не будет лишней, а на небольших фотоаппаратах обеспечит намного более удобную развесовку комплекта при съемке со штатива.
Сравнивать комплектацию, так уж сравнивать: кеноновский вариант стабилизированного 70-200/4 выигрывает не только ценой на штативную лапу, но и качеством комплектной бленды – пластик одинаково без нареканий, но внутренняя поверхность бленды героя обзора не покрыта флоком.
Изготовление, конструкция, эргономика
Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR размерами, компоновкой и качеством изготовления очень напоминает Canon EF 70-200/4 L IS USM (хотя и отличается цветом). Это совсем не копирование: расположение органов управления на корпусе объектива традиционно и оправдано соображениями эргономики, а отменное качество использованных материалов и сборки – немалой ценой.
Конструкция героя обзора несет на себе все черты «серьезного» объектива: крепление байонета из металла, кольца зуммирования и ручной фокусировки покрыты нескользящей рифленой резиной, окошко расстояний присутствует, переключателей целых 4 штуки. С блока переключателей и начнем: расположен удобно, любая разболтанность отсутствует, переключения четкие, оперировать легко не глядя. Присутствуют:
Широкое (4,5 см) кольцо изменения фокусных расстояний находится перед блоком переключателей (ближе к корпусу фотоаппарата). Центральная часть кольца шириной 3 см покрыта рифленой резиной. Кольцо расположено очень удобно, даже на массивной тушке Nikon D3x им легко оперировать, не меняя привычного хвата. В немалой степени этому способствует отменная механика: Nikon удалось совместить «правильное» усилие с возможностью комфортно вращать кольцо даже одним пальцем. Ход кольца составляет чуть меньше 90 градусов. В остальном: кольцо отлично демпфировано, перемещение равномерное без рывков и заеданий, допуски отсутствуют – кольцо сидит как влитое.
Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива. Кольцо широкое (47 мм, 33 мм обрезинены), вращается с равномерным и комфортным усилием, убедительно демпфировано, допуски отсутствуют. Ход кольца достаточен для комфортной ручной фокусировки – около 160 градусов.
Объектив не меняет размеров ни при зуммировании, ни при фокусировке, передний элемент не вращается. Неподвижным остается и утопленный на 2,5 см задний элемент. Бленда неглубокая (5 см), но довольно узкая и может создать некоторые трудности при использовании поляризационных и градиентных фильтров.
Про отличное качество изготовления и материалов уже говорил. Добавлю, что Nikon не относит героя обзора к «защищенным» моделям, хотя резиновый уплотнитель вокруг крепления байонета присутствует.
К эргономике претензий нет. Но любителям ручной фокусировки придется часто менять хват левой руки - это особенность не только героя обзора, но большинства телеобъективов с переменными фокусными.
Геометрические искажения
Поведение Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR не отличается от одноклассников: небольшая бочкообразная дисторсия на фокусном 70 мм сменяется подушкообразной по мере роста фокусных. Показатели лучше привычного на фокусном 70 мм и чуть хуже на 200 мм.
«Бочка» на 70 мм составляет 0,83% - очень неплохой результат.
Характер дисторсии меняется быстро – «подушка» появляется уже на фокусном 85 мм и к 100 мм ее показатель вырастает до 0,95%.
На фокусном 135 мм подушкообразная дисторсия превышает условно комфортный уровень в 1%, составляя 1,4%.
Наиболее выражены геометрические искажения на фокусном 200 мм – «подушка» достигает 2,2%, что еще не критично, но определенно больше ожидаемого.
Характер дисторсии обычный, при необходимости она легко правится при постобработке.
Разрешение и резкость
Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR заслуживает только похвалы – даже на требовательном к оптике Nikon D3x показанные результаты не вызывают никаких нареканий: объектив можно использовать не задумываясь о выставленном значении диафрагмы на всем диапазоне фокусных расстояний. Резкое падение разрешения происходит лишь при прикрытии диафрагмы ниже f/16.
Фокусное 70 мм
70 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
97% |
100% |
96% |
90% |
Край |
81% |
85% |
86% |
83% |
Угол |
75% |
78% |
77% |
76% |
Фокусное 135 мм
135 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
94% |
99% |
93% |
90% |
Край |
83% |
86% |
85% |
84% |
Угол |
78% |
78% |
80% |
78% |
Фокусное 200 мм
200 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
90% |
96% |
92% |
87% |
Край |
77% |
79% |
78% |
76% |
Угол |
74% |
77% |
76% |
75% |
89% |
103% |
отлично |
75% |
88% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
47% |
60% |
приемлемо |
|
47% |
плохо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR уверенно справляется с виньетированием. Поведение привычное – виньетирование наиболее выражено на открытых значениях диафрагмы. Все хорошо на широком угле: на фокусном 70 мм края и углы затемнены по отношению к центру на 0,9 ступени. Схожий показатель герой обзора выдает и на 85 мм.
Условно комфортный уровень в 1 ступени объектив пересекает по мере роста фокусных: 1,1 ступени на 105 мм, 1.3 ступени на 135 мм и 1,6 ступени на фокусном 200 мм. Показатели невысокие, плюс прикрытие всего на 1 ступень снижает выраженность эффекта до полностью приемлемых значений.
Отличный результат!
Автофокус
Работа автофокуса Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR заслуживает всяческих похвал: практически бесшумно, быстро, точно, уверенно и цепко.
Прогон по всей дистанции фокусировки занимает менее секунды, ограничитель дистанции еще больше сокращает время – менее 0,5 секунды.
Никаких нареканий на цепкость и повторяемость результатов: промахи по вине автофокуса практически отсутствуют, объектив уверенно цепляется за объект даже в сложных условиях освещения.
На фокусном 70 мм и f/4.0 тестируемый экземпляр на дистанциях близких к МДФ давал крайне незначительный фронт-фокус – на работу в реальных условиях он никакого влияния не оказывает, но упомянуть стоит.
Хроматические аберрации
Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR отлично справляется с хроматическими аберрациями: их уровень на удивление низок. Сказанное не является результатом автоматической внутрикамерной коррекции: ХА невысоки при съемке и в JPEG, и в RAW. Отмечу, что Nikon D3x отменно убирает хроматические аберрации на JPEG кадрах, не оказывая заметного влияния на другие характеристики снимка.
Условно комфортный уровень в 0,06% герой обзора превышает лишь при съемке в RAW на фокусном 70 мм и полностью открытой диафрагме – ширина ХА в углах кадра в этом случае составляет 2 пикселя (0,07%). Тот же кадр, снятый в JPEG и подкорректированный фотоаппаратом, дает показатель в 0,4 пикселя или 0,015%.
Прикрытие диафрагмы до f/5.6 снижает выраженность ХА до 0,056% (ширина 1,65 пикселя) и до 0,043% на f/8.0
По мере роста фокусных ХА снижаются до полностью приемлемого уровня даже на RAW снимках, сделанных на полностью открытой диафрагме. На фокусном 135 мм и f/4.0 ширина ХА в углах кадра составляет 1 пиксель или 0,034%. На фокусном 200 мм и f/4.0 – 0,8 пикселя или 0,031%. Прикрытие диафрагмы еще больше снижает уровень ХА.
С окраской зон вне фокуса тоже все в полном порядке: даже на f/4.0 она не досаждает и скорее угадывается, а не присутствует на снимках.
Стабилизатор изображения
Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR оборудован системой стабилизации изображения третьего поколения. Производитель заявлял выигрыш в 5 ступеней (4 ступени при оценке в соответствии со стандартами CIPA).
Признаюсь, что у меня нечасто получается добиться от тестируемой техники соответствия заявленной эффективности стабилизатора. Герой обзора – один из случаев, когда я согласен с рекламной оценкой: 4 ступени выигрыша достигаются стабильно часто. 1/10 секунды для фокусного 200 мм становится совершенно рабочей выдержкой (на выдержке 1/3 секунды и 200 мм на большинстве кадров присутствует "смаз"). На фокусном 70 мм неплохие результаты доступны вплоть до выдержки в 1/2 ступени. Добавлю, что система стабилизации работает непривычно тихо.
Загадкой остался смысл двух режимов работы стабилизатора – обычного и активного (normal/active). Я даже посвятил некоторое время попыткам «почувствовать разницу». Не удалось, нужно будет на досуге разобраться. Nikon советует включать «активный» режим тогда, когда фотограф находится в движении (съемка из автомобиля, лодки, при ходьбе) и обещает, что этот режим дает выигрыш от более стабильного изображения в видоискателе. Я ощутимой разницы не ощутил.
Так или иначе, стабилизатор изображения Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR заслуживает самой высокой оценки: один из самых эффективных из знакомых.
Изображение, контровый свет
Качество формируемого изображения не вызывает нареканий ни цветопередачей, ни контрастностью. «Рисунок» можно назвать «строгим, но не скучным».
Боке «мягкое», правильное и приятное, фокусные расстояния позволяют герою обзора убедительно выделить объект съемки.
Использование «нано-покрытия» элементов не избавило Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR от способности «ловить зайцев» в сложных условиях освещения. Следует отметить, что контрастность страдает очень редко, но использование бленды рекомендуется настоятельно.
Заключение
Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR – еще один «честный» объектив, работающий так, как нужно и должно, и не требующий подхода «семь пишем, два на ум пошло»: на всех рабочих диафрагмах и на всем диапазоне фокусных объектив формирует привлекательное, качественное изображение. Придраться можно только к не всегда уверенной работе в контровом свете, во всех остальных дисциплинах объектив отработал только на «хорошо и отлично», а работа стабилизатора изображения заслуживает отдельной похвалы. Сказанное дополняется отличным качеством изготовления и отсутствием претензий к эргономике модели.
Рекомендую.
Благодарю компанию Никон за предоставленную возможность тщательно и без спешки познакомиться с объективом.
Декабрь 2013 года
Write a comment