Обзор и тест объектива Canon TS-E 45/2.8 Tilt Shift
Объективов, анонсированных еще в прошлом веке, но до сих пор остающихся в производственной линейке без изменений, не так и много. Canon TS-E 45/2.8 Tilt Shift – один из них, модель представили 22 года назад, в апреле 1991.
Долгое время я скептически относился к тилт-шифт объективам, считая их неоправданно дорогими игрушками. Причем судил заочно – история банальная, частая, знакомая не только по фотофорумам, но и из жизни: вспомните известное «Не читал, но осуждаю». Так и со мной было: в руки тилт-шифты никак не давались, но твердое мнение уже было составлено.
Владимир (www.foto-canon.com) заставил изменить его, предоставив на тест Canon TS-E 24/3.5 L Tilt-Shift. Идеология и практичность «объектива с контролем перспективы» пришлась по душе, хотя мнение изменилось лишь наполовину: тилт-шифты перестали восприниматься «игрушками и блажью», доказав исключительную полезность для пейзажной (и не только, но меня интересует в первую очередь она) фотографии, но цена по-прежнему выглядит негуманной.
Тилт-шифт объективы от Canon предоставляют фотографу три настройки, отсутствующие в традиционных объективах: наклон, сдвиг и вращение. Объектив сконструирован так, что круг формируемого им изображения значительно превосходит размер кадра, а перемещение оптического блока напоминает кроп разных его частей.
Наклон (он же – «тилт», tilt): смена угла плоскости фокусировки путем наклона оптической оси по отношению к плоскости матрицы фотоаппарата. В результате плоскость РИП (резко изображаемого пространства) становится непараллельной плоскости матрицы, что позволяет творчески подходить к выбору того, что на снимке будет в фокусе, а что – останется вне зоны резкости.
Сдвиг (он же «шифт»): перемещение оптической оси объектива по отношению к центру кадра. Позволяет вести съемку, не наклоняя фотоаппарат и избавляясь таким образом от известного эффекта заваливания вертикальных линий (высоких зданий, деревьев, столбов) на снимках. Возможно и обратное применение - сознательное усиление перспективных искажений. Шифт также используется при съемке панорам.
Третья настройка, не упомянутая в названии объектива: вращение оптического блока вокруг своей оси.
Технические характеристики
Материалы, изготовление, органы управления
Canon TS-E 45/2.8 Tilt Shift не относится к «L»-объективам (4 тилт-шифт модели поделили пополам: 17/4 и 24/3.5 – эльки, 45/2.8 и 90/2.8 – нет). На материалы, качество изготовления и сборки это не оказало никакого влияния – они идентичны «L»-моделям. В комплекте поставки присутствуют бленда и чехол для хранения Canon LP1216, что также прозрачно намекает на близость TS-E 45/2.8 к топовым моделям: объектив лишен красной полоски на корпусе и буковки «L» в названии только из-за отсутствия в оптической схеме «специальных» элементов. Есть в этом положительная сторона: цена хоть и превышает 1000 долларов, но намного ниже цены на тилт-шифты L-серии.
Качество использованных материалов и сборки не разочарует: корпус полностью металлический, детали подогнаны с изумительной точностью, в механических соединениях отсутствует любая разболтанность. Окошко расстояний отсутствует, но шкала нанесена на корпус и кольцо фокусировки, крепление байонета металлическое.
Кольцо фокусировки расположено в передней части объектива. Кольцо широкое (3 см, из которых 14 мм покрыты рифленой резиной), оперировать им удобно, ход кольца составляет около 150 градусов. Ход плавный, но демпфирование слабое. Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается – использование светофильтров приветствуется. Светофильтрам не помешает и идущая в комплекте бленда Canon EW-79BII – широкая и неглубокая она позволит комфортно оперировать градиентными и поляризационными фильтрами.
Привычного переключателя режимов фокусировки нет - объектив неавтофокусный, но органов управления на корпусе достаточно: целых 4 вращающихся ручки и 1 защелка:
Обратите внимание, что ручки наклона и сдвига чуть различаются размерами – первая меньше.
Ручки покрыты резиной, вращаются с комфортным усилием, ход плавный, размер излишне миниатюрный, особенно у функциональных ручек. Работе не препятствует, но на грани удобства.
Почти у крепления байонета находится маленькая хромированная защелка: нажав на нее, можно вращать объектив вокруг своей оси на 90 градусов в обе стороны с промежуточными фиксированными положениями через каждые 30 градусов. Объектив вращается с комфортным усилием, но без ощущения трения, в промежуточных положениях фиксируется уверенно.
Canon TS-E 45/2,8 продается с перпендикулярными друг другу направлениями сдвига и наклона. Многие владельцы предпочитают, чтобы перемещения были параллельны. Настройки можно изменить в сервисном центре или самостоятельно (на свой страх и риск): поставьте объектив вверх байонетом, по углам средней (квадратной) части объектива открутите 4 винтика, поверните заднюю часть объектива на 90 градусов против часовой стрелки, закрутите винтики обратно. Считается, что такая настройка делает работу с объективом удобнее, но увеличивает виньетирование.
Геометрические искажения
Canon TS-E 45/2,8 неплохо справляется с дисторсией: уровень в 0,95% полностью комфортен и на реальных снимках заметен не будет. Искажения бочкообразные, характер дисторсии правильный, при необходимости ее можно без проблем свести к нулю в графических редакторах.
Разрешение и резкость
Canon TS-E 45/2,8 заслуживает всяческих похвал: объектив отменно резок на всех значениях диафрагмы от полностью открытой и до f/11. На f/16 начинает сказываться дифракция, но результат также полностью приемлем.
На f/5.6 по центру равен или превышает разрешающую способность матрицы Canon EOS 5D mark II. Показатели намного лучше протестированной ранее первой версии Canon TS-E 24/3.5 L Tilt-Shift.
|
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
89% |
94% |
100% |
96% |
88% |
Край |
78% |
87% |
90% |
91% |
81% |
Угол |
74% |
81% |
88% |
89% |
76% |
87% |
100% |
отлично |
73% |
86% |
очень хорошо |
60% |
72% |
хорошо |
46% |
59% |
приемлемо |
|
45% |
плохо |
О методе предоставления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
При использовании в качестве обычного объектива Canon TS-E 45/2.8 не вызовет никаких нареканий на виньетирование: даже на полностью открытой диафрагме затемнение по углам и краям кадра на полном формате не превышает комфортных 0,7 ступеней, снижаясь ниже половины ступени уже на f/4.
Использование наклона или сдвига разрушают эту идиллическую картинку:
Полный наклон (на 8 градусов) добавляет на полностью открытой диафрагме почти 2 ступени виньетирования
Максимальный сдвиг (на 11 мм) также приводит к росту виньетирования до 2,5 ступеней на f/2.8
Комбинация максимального сдвига и наклона дают уровень почти в 5 ступеней на f/2.8
Прикрытие диафрагмы отчасти снижает выраженность эффекта.
Фокусировка
Canon TS-E 45/2.8 автофокусом не оборудован, подтверждение правильной фокусировки работает только при нулевых значениях сдвига и наклона: не ждите ободряющего писка, если используете функции.
Определенные сложности при фокусировке через видоискатель присутствуют. Помочь может замена фокусировочного экрана (если планируете часто использовать мануальную оптику) или использование LiveView. Кольцо фокусировки расположено удобно, им легко оперировать не перехватывая фотоаппарат и не меняя положения рук – после некоторой тренировки можно использовать режим LiveView даже при съемке с рук.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации присутствуют на всех значениях диафрагмы, их уровень находится практически на грани комфортного.
Выраженность растет с прикрытием диафрагмы (ширина в углах кадра):
Наклон или сдвиг еще добавляют хроматических аберраций, но в целом Canon TS-E 45/2,8 справляется неплохо: хроматика изредка может появляться на снимках, но только на сложных участках и по краям и углам кадра, чаще - при использовании функций наклона и сдвига.
Экспозамер, картинка, контровый свет
Использование наклона и сдвига чаще всего приводят к неправильной автоматической экспонометрии: встроенный экспонометр рассчитан на лучи, падающие под строго определенным углом. Используйте ручной режим и ориентируйтесь по гистограмме или снимайте в LiveView.
Картинка Canon TS-E 45/2,8 не вызывает никаких нареканий: контрастная, сочная, с правильно цветопередачей, определенно не «скучная». Боке правильное, ненавязчивое.
Объектив не совсем уверенно справляется с источниками света в углах и краях кадра, присутствует склонность к появлению артефактов – использование бленды рекомендуется настоятельно.
Заключение
Canon TS-E 45/2.8, как и другие тилт-шифт объективы, потребует времени и усилий: привыкнуть к нему, понять его возможности и научиться их использовать можно только при непосредственном общении и длительном экспериментировании. Объектив серьезный, требует уважительного к себе отношения, часто намекает на необходимость присутствия штатива и пресекает попытки фотографировать «между делом».
Модель отличается отменными резкостными характеристиками, прекрасной картинкой и убедительной конструкцией. Мне Canon TS-E 45/2.8 очень понравился и еще раз подтвердил, что я не зря внес тилт-шифт в список планируемых фотографических приобретений.
Рекомендую настоятельно, но с оговоркой: найдите время и возможность предварительно познакомиться с объективом – они присутствуют в ассортименте фотопрокатов. Уверен, что объектив понравится, но вдруг у вас идиосинкразия на тилт-шифты?
январь 2013 года