Tokina AT-X AF 300/4 SD

 

Обзор и тест объектива Tokina AF 300/4 SD AT-X (AT-X 304 AF)

 

Tokina AT-X AF 300/4
Tokina AT-X AF 300/4

Качественные телеобъективы – удовольствие совсем недешевое и покупка объектива «начального теледиапазона» (с фокусным 300 мм) обойдется не менее, чем в 1000 долларов. На сегодняшний день объективы с фокусным расстоянием 300 мм представлены следующими моделями (в порядке возрастания цены):

  • Nikon AF-S Nikkor 300/4D ED-IF – 1370 долларов
  • Pentax SMCP-DA 300/4 ED (IF) SDM (для APS-C формата) – 1400 долларов
  • Canon EF 300/4L IS USM – 1450 долларов
  • Sigma AF 300/2.8 EX DG – 3400 долларов
  • Nikon AF-S Nikkor 300/2.8G ED VR II – 5800 долларов
  • Canon EF 300/2.8L IS II USM – 6800 долларов
  • Olympus 300 /2.8 ED (для формата 4/3) – 7000 долларов
  • Sony 300 /2.8G II – 7500 долларов

 

Tokina AT-X AF 300/4 SD
Рядом с Canon EF 70-200/2.8L USM

Поклонники конспирологии и теории заговора нашептывают, что еще несколько лет назад выбор был шире, а цены на загадочно исчезнувшие модели – ниже. Объяснение, на мой взгляд, прозаичнее: объемы продаж таких объективов относительно невелики, а поддерживать конкурентоспособные цены при штучном производстве практически невозможно. Canon отказался от нестабилизированного EF 300/4L USM, а в списке из независимых производителей осталась только Sigma с совсем недешевой моделью. Tamron прекратил выпуск своего 300/2.8 SP LD, а Tokina отказалась от двух моделей – AT-X 300/2.8 Pro и AT-X 300/4.

 

Tokina AT-X 300/4
Крышка комплектного кофра

Найти сколь-нибудь подробную и официальную информацию о герое сегодняшнего обзора – объективе Tokina AT-X 300/4 – не удалось. Выпускался он с 1992 года до начала 2000х годов и особой популярности в то время не завоевал (что отчасти объясняет его редкое появление на вторичном рынке – не так много экземпляров было продано). Популярность к модели пришла в последнее время: объектив ищут на вторичном рынке из-за оптимального соотношения цены и потребительских характеристик.

 

Tokina AT-X 300/4
Сравнение с полужестким чехлом от Canon

Технические характеристики

  • Фокусное расстояние: 300 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 8,2 градуса
  • Оптическая конструкция: 9 элементов в 7 группах, включая 2 SD элемента
  • Диапазон диафрагм: f/4 – f/32
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Привод автофокуса: микромотор (в варианте под Nikon отсутствует)
  • Минимальная дистанция фокусировки: 2 метра
  • Максимальное увеличение: 0,18х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 84*187 мм
  • Вес: 1140 грамм
Tokina AT-X 300/4
Передний элемент

Комплект поставки

Рассказать о комплектации объектива, данные о котором отсутствуют даже на официальном сайте Tokina, а период производства неизвестен, затруднительно. Но думаю, что не ошибусь, предположив максимально возможный комплект. Судите сами: бленда присутствует, она встроенная, штативная лапка в наличии, передняя и задняя крышки подразумеваются по умолчанию. А кофр, в котором объектив приехал на тестирование, заслуживает всяческих похвал – один из самых качественных из виденных мной: жесткий, качественный, с наплечным ремешком, он пришел из того времени, когда массовое производство еще не сделало сменные объективы своего рода расходным материалом.

 

Изготовление, конструкция и эргономика

Tokina AT-X 300/4
Глубоко запрятанный задний элемент

Tokina AT-X AF 300/4 не разочарует владельца ни качеством изготовления, ни использованными материалами – старые модели Tokina называют «железными» не только из-за использования металла в конструкции, но и за основательность, качество и общее впечатление «неубиваемости».

Герой обзора полностью подходит под описание: люфты и допуски отсутствуют полностью, поверхность приятно шероховатая, окошко расстояний в наличии, байонет металлический. Думал, что встроенная бленда на объективе, которому не один год, будет разболтана – ничего подобного.

 

Встроенная у Tokina AT-X AF 300/4 не только бленда: штативная лапка тоже несъемная, но, ослабив удобную ручку, ее можно повернуть для съемки в портретной ориентации.

 

Органы управления представлены кольцом ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса. Переключатель находится у самого крепления байонета, на первый взгляд неудобно, но практика показала, что пользоваться им легко и оперативно.

Tokina 300/4 AT-X
Штативная лапка и переключатель режимов

Кольцо ручной фокусировки расположено очень удобно: именно там, где им легко оперировать при стандартном хвате объектива. Кольцо сидит как влитое, покрыто рифленой резиной, ширина кольца 2 см. Основная претензия к эргономике объектива относится именно к кольцу ручной фокусировки: в приводе используется обычный микромотор и кольцо вращается в режиме автофокуса. Хода кольца в 180 градусов в ручном режиме достаточно для комфортного наведения на резкость, но есть небольшая претензия: вращается кольцо равномерно, но слишком легко.

 

Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается. Бленда в выдвинутом положении затрудняет использование фильтров, но никто не мешает складывать ее для настройки. Защитный фильтр рекомендуется: передний элемент находится почти вровень с краем объектива и его легко повредить.

Дисторсия
Дисторсия

Tokina AT-X AF 300/4 довольно компактна для фокусного 300 мм, объектив удобен в эксплуатации, но с оговорками о вращающемся кольце фокусировки в режиме автофокуса и излишней легкости вращения в ручном режиме. Покритиковать можно и переднюю крышку – старого дизайна, с неудобным боковым механизмом фиксации.

 

Геометрические искажения

Tokina AT-X AF 300/4 довольно неплохо контролирует дисторсию: «подушка» в 0,7% вряд ли будет досаждать на реальных снимках.

 

Разрешение и резкость

Tokina AT-X AF 300/4 порадовала стабильностью результатов и отменной равномерностью по всему полю кадра на всех рабочих значениях диафрагмы. Я считаю равномерность по полю кадра намного более предпочтительной характеристикой, чем высокие и рекордные значения по центру, если им сопутствуют провальные или резко отличающиеся края и углы кадра. Сделать равномерно нерезкую фотографию при постобработке приемлемой получается намного чаще, чем вытаскивать хромающие края и углы (речь идет не о портретной фотографии, где области вне объекта не так важны), да и субъективно равномерный кадр воспринимается не в пример резче.

 

  f/4,0 f/5,6 f/8,0 f/11
Центр 93% 100% 98% 95%
Край 86% 89% 91% 92%
Угол 82% 85% 88% 86%

 

 

97% 112% отлично
82% 96% очень хорошо
67% 81% хорошо

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

 

Tokina AT-X AF 300/4 сумела показать «отличные» значения разрешения лишь в центре кадра на f/5.6 и f/8. Но стабильные «очень хорошие» значения по всему полю и на всех рабочих значениях диафрагмы подкупают – отличный результат.

 

Виньетирование

Tokina AT-X AF 300/4 относительно неплохо справляется с виньетированием, но на открытых значениях диафрагмы затемнение краев и углов кадра превышает комфортное. 

Виньетирование на f/4.0
Виньетирование на f/4.0
Виньетирование на f/5.6
Виньетирование на f/5.6

На полностью открытой диафрагме затемнение в углах кадра достигает 1.7 ступени – не криминально, но больше желаемого.

Уровень в 1 ступень превышен и на f/5.6, где виньетирование достигает ступени с четвертью.


На f/8.0 и дальше – выраженность эффекта снижается до комфортного уровня ниже 1 ступени:

  • 0,6 ступени на f/8.0
  • 0.35 ступени на f/11

Для объектива с фокусным расстоянием 300 мм результаты очень неплохи.

 

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации на f/4.0
Хроматические аберрации на f/4.0

Время разработки объектива сказывается: уровень хроматических аберраций превышает комфортный на всех значениях диафрагмы. Не криминально, но определенно выше приемлемого в 0,06%.

Окраска зон вне фокуса и точность автофокуса на f/4.0 (кроп)
Окраска зон вне фокуса и точность автофокуса на f/4.0 (кроп)

 

На полностью открытой диафрагме ширина ХА составляет 1,93 пикселя (0,083%). Прикрытие диафрагмы ситуацию не улучшает: в диапазоне f/5.6 – f/11 ширина колеблется в пределах 1,9 – 2 пикселей.

 

Окраска зон вне фокуса присутствует на f/4.0 чуть больше ожидаемого, остаточные явления видны на f/5.6, чтобы полностью избавится от эффекта объектив нужно прикрывать до f8.

 

 

Автофокус

В приводе использован обычный микромотор – автофокус очень небыстр, а процесс сопровождается назойливым жужжанием. Прогон по всему диапазону занимает почти 2 секунды – для репортажа модель откровенно не предназначена.

Стабильность фазового автофокуса
Стабильность фазового автофокуса

Тестируемый экземпляр не склонен ни к бек, ни к фронт фокусу, смещение точки фокусировки при изменении значения диафрагмы (focus-shift) также отсутствует. Промахи по вине автофокуса нечасты, но некоторый разброс в результатах есть: Reikan Focal оценивает повторяемость фазовой автофокусировки в 89,6% .

 

Порадовала цепкость героя обзора: для немолодого объектива с максимальной диафрагмой f4.0 все очень и очень неплохо, Tokina AT-X AF 300/4 находит объект даже в сложных условиях (хотя процесс занимает время и объектив наводится «рывками», подстраивая наилучший фокус).

 

Стабильность контрастного автофокуса
Стабильность контрастного автофокуса

Контрастный автофокус работает намного неувереннее – Reikan Focal оценивает повторяемость результатов в 65.5%, что значительно отличается от 96 – 97%, которые в программе соответствуют оценке «отлично».

 

Картинка, контровый свет

Нареканий на формируемое Tokina AT-X AF 300/4 изображение нет: цветопередача нейтральная, контрастность достаточная уже на полностью открытой диафрагме, «картинка» привлекательная и не скучная. Качество боке не вызывает нареканий – объектив способен убедительно выделить объект, «правильно» и аккуратно размыв передний и задний план.

 

Модель достойно работает в сложных условиях освещения: добиться появления артефактов очень сложно, но расположение источника у края кадра нередко приводит к снижению контраста изображения (особенно на открытых значениях диафрагмы) – бленда чаще всего выручает.

 

Заключение

Tokina AT-X 300/4 SD
Вид сверху

Tokina AT-X AF 300/4 понравилась. Понятно, что небыстрый автофокус и отсутствие стабилизатора изображения налагают определенные ограничения на сферу применения объектива – вряд ли он подойдет для съемки спортивных состязаний, но для вдумчивой и размеренной съемки модель полностью подходит.

 

Герой обзора достойно показал себя в тестовых дисциплинах, порадовал возможностью без опаски использовать все значения диафрагмы, понравился отличным качеством изготовления. Из минусов, кроме небыстрого автофокуса, можно упомянуть превышение комфортных значений по хроматическим аберрациям и отголоски времени разработки – вращающееся в режиме автофокуса кольцо фокусировки.

 

Если удастся найти Tokina AT-X 300/4 по «правильной» цене и в хорошем состоянии – рекомендую.

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

сентябрь 2013 года

 

 

Март 2017 года.

На отдельную страничку Tokina 300/4 sample photos вынесены примеры фотографий в большом размере.

 

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    Влад (Monday, 02 October 2017 19:04)

    Не подскажите насколько лучше или хуже этот объектив его кеноновского аналога? Стоит ли его покупать или лучше подкопить и взять такой же но кенон?

  • #2

    Vlador (Thursday, 26 October 2017 12:55)

    Влад, объектив достойный, если фокусное 300 для вас факультативно, то смело советую брать, если одно из основных - то, вероятно, покупка "родного" будет логичнее. У Токины для фотолюбителя есть неоспоримое преимущество перед оригиналом - цена )

  • #3

    Олег (Monday, 26 March 2018 16:14)

    Полностью согласен со всеми выводами !!!!!!!!!!
    Если важна только резкость - не стоит этот объектив брать!
    Родной Nikon лучше!!!!!!!
    А только-ли резкость имеет ценность!!!????

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100