Обзор и тест объектива Tokina AF 300/4 SD AT-X (AT-X 304 AF)
Качественные телеобъективы – удовольствие совсем недешевое и покупка объектива «начального теледиапазона» (с фокусным 300 мм) обойдется не менее, чем в 1000 долларов. На сегодняшний день объективы с фокусным расстоянием 300 мм представлены следующими моделями (в порядке возрастания цены):
Поклонники конспирологии и теории заговора нашептывают, что еще несколько лет назад выбор был шире, а цены на загадочно исчезнувшие модели – ниже. Объяснение, на мой взгляд, прозаичнее: объемы продаж таких объективов относительно невелики, а поддерживать конкурентоспособные цены при штучном производстве практически невозможно. Canon отказался от нестабилизированного EF 300/4L USM, а в списке из независимых производителей осталась только Sigma с совсем недешевой моделью. Tamron прекратил выпуск своего 300/2.8 SP LD, а Tokina отказалась от двух моделей – AT-X 300/2.8 Pro и AT-X 300/4.
Найти сколь-нибудь подробную и официальную информацию о герое сегодняшнего обзора – объективе Tokina AT-X 300/4 – не удалось. Выпускался он с 1992 года до начала 2000х годов и особой популярности в то время не завоевал (что отчасти объясняет его редкое появление на вторичном рынке – не так много экземпляров было продано). Популярность к модели пришла в последнее время: объектив ищут на вторичном рынке из-за оптимального соотношения цены и потребительских характеристик.
Технические характеристики
Комплект поставки
Рассказать о комплектации объектива, данные о котором отсутствуют даже на официальном сайте Tokina, а период производства неизвестен, затруднительно. Но думаю, что не ошибусь, предположив максимально возможный комплект. Судите сами: бленда присутствует, она встроенная, штативная лапка в наличии, передняя и задняя крышки подразумеваются по умолчанию. А кофр, в котором объектив приехал на тестирование, заслуживает всяческих похвал – один из самых качественных из виденных мной: жесткий, качественный, с наплечным ремешком, он пришел из того времени, когда массовое производство еще не сделало сменные объективы своего рода расходным материалом.
Изготовление, конструкция и эргономика
Tokina AT-X AF 300/4 не разочарует владельца ни качеством изготовления, ни использованными материалами – старые модели Tokina называют «железными» не только из-за использования металла в конструкции, но и за основательность, качество и общее впечатление «неубиваемости».
Герой обзора полностью подходит под описание: люфты и допуски отсутствуют полностью, поверхность приятно шероховатая, окошко расстояний в наличии, байонет металлический. Думал, что встроенная бленда на объективе, которому не один год, будет разболтана – ничего подобного.
Встроенная у Tokina AT-X AF 300/4 не только бленда: штативная лапка тоже несъемная, но, ослабив удобную ручку, ее можно повернуть для съемки в портретной ориентации.
Органы управления представлены кольцом ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса. Переключатель находится у самого крепления байонета, на первый взгляд неудобно, но практика показала, что пользоваться им легко и оперативно.
Кольцо ручной фокусировки расположено очень удобно: именно там, где им легко оперировать при стандартном хвате объектива. Кольцо сидит как влитое, покрыто рифленой резиной, ширина кольца 2 см. Основная претензия к эргономике объектива относится именно к кольцу ручной фокусировки: в приводе используется обычный микромотор и кольцо вращается в режиме автофокуса. Хода кольца в 180 градусов в ручном режиме достаточно для комфортного наведения на резкость, но есть небольшая претензия: вращается кольцо равномерно, но слишком легко.
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается. Бленда в выдвинутом положении затрудняет использование фильтров, но никто не мешает складывать ее для настройки. Защитный фильтр рекомендуется: передний элемент находится почти вровень с краем объектива и его легко повредить.
Tokina AT-X AF 300/4 довольно компактна для фокусного 300 мм, объектив удобен в эксплуатации, но с оговорками о вращающемся кольце фокусировки в режиме автофокуса и излишней легкости вращения в ручном режиме. Покритиковать можно и переднюю крышку – старого дизайна, с неудобным боковым механизмом фиксации.
Геометрические искажения
Tokina AT-X AF 300/4 довольно неплохо контролирует дисторсию: «подушка» в 0,7% вряд ли будет досаждать на реальных снимках.
Разрешение и резкость
Tokina AT-X AF 300/4 порадовала стабильностью результатов и отменной равномерностью по всему полю кадра на всех рабочих значениях диафрагмы. Я считаю равномерность по полю кадра намного более предпочтительной характеристикой, чем высокие и рекордные значения по центру, если им сопутствуют провальные или резко отличающиеся края и углы кадра. Сделать равномерно нерезкую фотографию при постобработке приемлемой получается намного чаще, чем вытаскивать хромающие края и углы (речь идет не о портретной фотографии, где области вне объекта не так важны), да и субъективно равномерный кадр воспринимается не в пример резче.
f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 | |
Центр | 93% | 100% | 98% | 95% |
Край | 86% | 89% | 91% | 92% |
Угол | 82% | 85% | 88% | 86% |
97% | 112% | отлично |
82% | 96% | очень хорошо |
67% | 81% | хорошо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Tokina AT-X AF 300/4 сумела показать «отличные» значения разрешения лишь в центре кадра на f/5.6 и f/8. Но стабильные «очень хорошие» значения по всему полю и на всех рабочих значениях диафрагмы подкупают – отличный результат.
Виньетирование
Tokina AT-X AF 300/4 относительно неплохо справляется с виньетированием, но на открытых значениях диафрагмы затемнение краев и углов кадра превышает комфортное.
На полностью открытой диафрагме затемнение в углах кадра достигает 1.7 ступени – не криминально, но больше желаемого.
Уровень в 1 ступень превышен и на f/5.6, где виньетирование достигает ступени с четвертью.
На f/8.0 и дальше – выраженность эффекта снижается до комфортного уровня ниже 1 ступени:
Для объектива с фокусным расстоянием 300 мм результаты очень неплохи.
Хроматические аберрации
Время разработки объектива сказывается: уровень хроматических аберраций превышает комфортный на всех значениях диафрагмы. Не криминально, но определенно выше приемлемого в 0,06%.
На полностью открытой диафрагме ширина ХА составляет 1,93 пикселя (0,083%). Прикрытие диафрагмы ситуацию не улучшает: в диапазоне f/5.6 – f/11 ширина колеблется в пределах 1,9 – 2 пикселей.
Окраска зон вне фокуса присутствует на f/4.0 чуть больше ожидаемого, остаточные явления видны на f/5.6, чтобы полностью избавится от эффекта объектив нужно прикрывать до f8.
Автофокус
В приводе использован обычный микромотор – автофокус очень небыстр, а процесс сопровождается назойливым жужжанием. Прогон по всему диапазону занимает почти 2 секунды – для репортажа модель откровенно не предназначена.
Тестируемый экземпляр не склонен ни к бек, ни к фронт фокусу, смещение точки фокусировки при изменении значения диафрагмы (focus-shift) также отсутствует. Промахи по вине автофокуса нечасты, но некоторый разброс в результатах есть: Reikan Focal оценивает повторяемость фазовой автофокусировки в 89,6% .
Порадовала цепкость героя обзора: для немолодого объектива с максимальной диафрагмой f4.0 все очень и очень неплохо, Tokina AT-X AF 300/4 находит объект даже в сложных условиях (хотя процесс занимает время и объектив наводится «рывками», подстраивая наилучший фокус).
Контрастный автофокус работает намного неувереннее – Reikan Focal оценивает повторяемость результатов в 65.5%, что значительно отличается от 96 – 97%, которые в программе соответствуют оценке «отлично».
Картинка, контровый свет
Нареканий на формируемое Tokina AT-X AF 300/4 изображение нет: цветопередача нейтральная, контрастность достаточная уже на полностью открытой диафрагме, «картинка» привлекательная и не скучная. Качество боке не вызывает нареканий – объектив способен убедительно выделить объект, «правильно» и аккуратно размыв передний и задний план.
Модель достойно работает в сложных условиях освещения: добиться появления артефактов очень сложно, но расположение источника у края кадра нередко приводит к снижению контраста изображения (особенно на открытых значениях диафрагмы) – бленда чаще всего выручает.
Заключение
Tokina AT-X AF 300/4 понравилась. Понятно, что небыстрый автофокус и отсутствие стабилизатора изображения налагают определенные ограничения на сферу применения объектива – вряд ли он подойдет для съемки спортивных состязаний, но для вдумчивой и размеренной съемки модель полностью подходит.
Герой обзора достойно показал себя в тестовых дисциплинах, порадовал возможностью без опаски использовать все значения диафрагмы, понравился отличным качеством изготовления. Из минусов, кроме небыстрого автофокуса, можно упомянуть превышение комфортных значений по хроматическим аберрациям и отголоски времени разработки – вращающееся в режиме автофокуса кольцо фокусировки.
Если удастся найти Tokina AT-X 300/4 по «правильной» цене и в хорошем состоянии – рекомендую.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
сентябрь 2013 года
Март 2017 года.
На отдельную страничку Tokina 300/4 sample photos вынесены примеры фотографий в большом размере.
Write a comment
Влад (Monday, 02 October 2017 19:04)
Не подскажите насколько лучше или хуже этот объектив его кеноновского аналога? Стоит ли его покупать или лучше подкопить и взять такой же но кенон?
Vlador (Thursday, 26 October 2017 12:55)
Влад, объектив достойный, если фокусное 300 для вас факультативно, то смело советую брать, если одно из основных - то, вероятно, покупка "родного" будет логичнее. У Токины для фотолюбителя есть неоспоримое преимущество перед оригиналом - цена )
Олег (Monday, 26 March 2018 16:14)
Полностью согласен со всеми выводами !!!!!!!!!!
Если важна только резкость - не стоит этот объектив брать!
Родной Nikon лучше!!!!!!!
А только-ли резкость имеет ценность!!!????