Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye

 

Обзор и тест объектива «рыбий глаз» Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye на фотоаппарате Nikon D5200

 

Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye
Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye

Объективы типа «рыбий глаз», обеспечивающие угол поля зрения в 180 градусов по диагонали кадра, вряд ли можно рекомендовать использовать ежедневно, но есть немало сюжетов и ситуаций, когда они способны заставить взглянуть на мир по-другому и сделать убедительный снимок.

 

Цифровые зеркальные фотоаппараты с матрицами формата APS-C всерьез заявили о себе на рынке в 2000 – 2001 годах, но появление объективов, предназначенных для фотоаппаратов с кроп-фактором, задержалось до 2003 года. Использование полнокадровых объективов на APS-C фотоаппаратах имеет свои преимущества, но и накладывает ограничения. Дело не столько в том, что большинство APS-C объективов дешевле своих полнокадровых аналогов, проблема в отсутствии по-настоящему широкого угла. В случае с полнокадровыми фишаями все еще сложнее: они на APS-C фотоаппаратах превращаются в обычные широкоугольники с высокой дисторсией.

 

«Рыбьи глаза» – продукт по определению не массовый, цену на них назначают без стеснения: поклонники заплатят, а пытаться увеличить число потенциальных покупателей, снизив цену, бесперспективно. Поэтому недорогих автофокусных фишай-объективов не существует. Первым APS-C рыбий глаз выпустил в 2003 году Никон - Nikkor 10.5/2,8G ED DX fisheye с ценой 690 долларов. Olympus запросил за свой Zuiko Digital 8/3.5 ED fisheye 800 долларов. К производству без особого энтузиазма присоединились независимые производители: Сигма выпустила Sigma AF 10/2.8 EX DC HSM fisheye за 620 долларов, а Samyang обеспечил присутствие неавтофокусных диагональных фишай-объективов 8/3,5 не только под своим брендом, но и в вариантах Bower, Rokinon и Vivitar по 250 – 290 долларов.

Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye
Рядом с Зенитар 16/2,8

Я не смог выяснить, маркетологам Pentax или Tokina пришла в голову отменная идея ударить по основному минусу «рыбьего глаза» - ограниченной сфере применения – и сделать зум объектив, на широком угле дающий полноценную фишайную картинку, но превращающийся в традиционный широкоугольный объектив по мере роста фокусных. Появление зум-фишая совпало по времени с периодом активного сотрудничества Pentax и Tokina и на рынок вышли сразу три объектива с одинаковой оптической схемой:

  • Pentax SMCP-DA 10-17/3.5-4.5 ED (IF), анонсирован в декабре 2005 года
  • Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye, анонсирована в марте 2006 года
  • Samsung D-Xenon 10-17mm F3.5-4.5 Fisheye, анонсирован в сентябре 2006 (полный аналог Pentax, но под маркой Самсунг)

Выпуску зум-рыбьего глаза сопутствовал немалый успех, недаром Canon перенял и развил идею, анонсировав в августе 2010 года Canon EF 8-15/4L USM Fisheye: на полном кадре «Элька» объединяет два типа фишай-объективов (диагональный на фокусных 14-15 мм и циркулярный на фокусном 8 мм), на APS-C фотоаппарате 8 мм дает диагональный фишай.

 

В 2011 году Токина выпустила версию AT-X 10-17/3,5-4,5 без встроенной бленды, облегчающую использование объектива на полнокадровых фотоаппаратах (кроме отсутствия бленды и обозначения NH (no hood) в названии, объективы полностью аналогичны). Почему бленду просто не сделали съемной (как в Samyang 8/3.5 UMC CS II), я не понимаю, единственное объяснение – вариант без бленды продается на 20 долларов дороже.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Tokina)
Оптическая схема (с сайта Tokina)
  • Фокусное расстояние: 10 – 17 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): для Nikon 180 – 100 градусов, для Canon 168 – 94 градуса
  • Оптическая конструкция: 10 элементов в 8 группах, включая 1 SD элемент
  • Диапазон диафрагм: f/3.5-f/4.5 – f/22-f/27
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Привод автофокуса: микромотор в версии под Canon, без встроенного мотора автофокуса в версии под Nikon
  • Минимальная дистанция фокусировки: 14 см
  • Максимальное увеличение: 0,39х
  • Размеры: 70*72 мм
  • Вес: 350 грамм
Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye
Комплект

 

Комплект поставки

 

В коробке традиционного для Токины дизайна покупателя ждут:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Инструкция
  • Гарантийный талон

 

 

Изготовление, материалы, конструкция

Tokina AT-X 10-17/3.5-4.5 DX fisheye
Передний элемент и встроенная бленда

На тест пришел объектив со встроенной лепестковой блендой и без аббревиатуры NH в названии. Качество изготовления и использованных материалов традиционно для Токина нареканий не вызывает: объектив выглядит и ощущается качественным, крепко сбитым и продуманным. Никаких нареканий нет и к использованным материалам.

 

Объектив невелик по размерам, но обладает всеми присущими «настоящему» объективу чертами: крепление байонета металлическое, окошко расстояний присутствует, кольца  фокусировки и изменения фокусных покрыты нескользящей рифленой резиной, присутствует встроенная лепестковая бленда, на которую надевается передняя крышка.

 

Крышка симпатичная, но к ее функциональности есть претензии: она никак не крепится в надетом положении. Вероятность того, что она просто спадет при переноске в сумке очень велика, а беззащитный выпуклый передний элемент легко поцарапать. Простой эксперимент подтверждает опасения: если объектив энергично встряхнуть, то крышка слетает. Подчеркну, что на тесте побывал совершенно новый объектив, со временем, думаю, плотнее крышка надеваться не станет точно. WP (Water Proof) покрытие переднего элемента облегчает его чистку, но не спасает от возможных повреждений.

Tokina AT-X 10-17/3.5-4.5 DX fisheye
Задний элемент

Кольцо изменения фокусных расположено удобно, ход кольца короткий – около 80 градусов. Кольцо отлично демпфировано, оперировать им приятно, ход равномерный, без заеданий, усилие комфортное. Ширина кольца в 2 см достаточна для комфортной работы.Объектив незначительно меняет размеры при зуммировании: передний элемент выдвигается вперед на миллиметр в положении 10 мм и на 3 мм к положению 17 мм. Объектив наиболее «компактен» на фокусном 12 мм.

 

Кольцо ручной фокусировки шириной 1 см расположено в передней части объектива, демпфировано слабо, присутствует некоторый люфт. Ход кольца излишне легкий, составляет около 70 градусов, есть ощущение «пластик по пластику».Передний элемент при  фокусировке не вращается, но выпуклый передний элемент не позволяет использовать фильтры.

 

Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye в варианте под Никон не оборудована встроенным мотором автофокусировки, поэтому переключатель режимов работы автофокуса отсутствует. Неприятно то, что в режиме автофокуса кольцо вращается.

Размер таблицы - 120*90 см (фокусное 10 мм)
Размер таблицы - 120*90 см (фокусное 10 мм)

Конструкция Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye оставила смешанные впечатления. В целом удобный и продуманный объектив, но с досадными мелкими недостатками: неубедительной передней крышкой и вращающимся в режиме автофокуса чуть люфтящим плохо демпфированным кольцом ручного фокуса.

 

Геометрические искажения

Дисторсия, с которой отчаянно борются производители оптики, в фишай-объективах становится неизбежной характеристикой – как иначе можно вместить 180 градусов в кадр? Программный комплекс Imatest отказался мерить геометрические искажения в диапазоне 10 – 13 мм.На фокусном 14 мм бочкообразная дисторсия составила 19% (с высокой вероятностью ошибки). На фокусном 17 мм – почти 15%.

Дисторсия на фокусном 17 мм
Дисторсия на фокусном 17 мм

В случае с героем обзора такие показатели не являются из ряда вон выходящими: это особенность объективов такого типа.

 

Разрешение и резкость

Характер объектива накладывает ограничения на использование инструментальных методов измерения – снова больше личных впечатлений и меньше цифр от Imatest. Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye не произвела впечатления «бритвенно-резкого» объектива, более того, я бы оценил резкость на открытых диафрагмах не более чем на «удовлетворительно»: для получения приемлемо резкой картинки, особенно в диапазоне фокусных 10 – 14 мм, диафрагму приходится прикрывать до f/8 – f/11. На фокусных 14 -17 мм объектив сравним по резкости с недорогими широкоугольными объективами.

Виньетирование 17 мм f/4.5
Виньетирование 17 мм f/4.5

Досадная «мягкость» отчасти искупается равномерностью резкости по полю кадра – падение к краям и углам невелико даже на открытых диафрагмах. Для меня такое поведение отчасти даже предпочтительнее привычного отличного центра и невнятных углов и краев: с одной стороны, равномерность субъективно воспринимается лучше, с другой – позволяет без особых проблем повысить резкость при постобработке.

 

Виньетирование

Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye на удивление уверенно борется с виньетированием. Уровень затемнения по краям углам кадра полностью приемлем даже на открытых значениях диафрагмы, что для широкоугольного объектива скорее исключение, чем правило.На фокусном 17 мм и f/4.5 углы кадра отличаются от центра на 1 ступень, на f/5.6 – на незначительные 0,6 ступени. Равномерно осветить мишень для проверки виньетирования в диапазоне 10 – 14 мм не удалось, но виньетирование на этих фокусных сопоставимо и не превышает 1 – 1,2 ступени на открытых значениях диафрагмы. Результат отличный не только сам по себе: он также «работает» на субъективное восприятие резкости изображения.

Размер таблицы 200*120 см
Размер таблицы 200*120 см

Фокусировка

Версия Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye под Nikon не оборудована встроенным мотором автофокуса и на моделях Никон начального уровня автофокус не работает. Отвлекусь от обзора для того, чтобы побрюзжать - пора уже Никон отказаться от этой  дискриминации: есть 2 вещи, которые я не понимаю и отказываюсь принимать – необходимость докупать полноценный RAW-конвертер и отсутствие «отвертки» в начальных моделях. Не думаю, что экономика компании понесет невосполнимый урон, если в комплекте с зеркальными фотоаппаратами будет идти полный набор фирменных программ и все «зеркалки» будут оснащены встроенным приводом автофокуса.

 

Вернемся к Токина: оценить точность автофокуса не представилось возможным из-за отсутствия оного на Nikon D5200, а ручная фокусировка доставила немало головной боли. Сочетание немалой ГРИП широкоугольного объектива с не самым светлым и крупным видоискателем часто приводили к тому, что я наводился не совсем туда, куда планировал. LiveView выручает с точностью, но затрудняет кадрирование: на максимальном увеличении навестись несложно, но часто потом с удивлением обнаруживаешь, что в кадр с диагональю 180 градусов попало совсем не то, что планировалось.

 

Хроматические аберрации

Хроматика (кроп 100%)
Хроматика (кроп 100%)

Повышенный уровень хроматических аберраций присущ большинству фишай-объективов. Не стала исключением и Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX: она способна расцветить контрастные переходы до такой степени, что исправить их при постобработке не удастся.

 

Ситуация ожидаемо хуже на широком угле, относительно лучше – в диапазоне 14 – 17 мм. Подчеркну: не «хорошо», а «лучше, чем на фокусном 10 мм». Прикрытие диафрагмы снижает выраженность эффекта; при наличии явных контрастных переходов в снимаемом изображении рекомендую значения f/8 – f/11.

 

Окраска зон вне фокуса присутствует выражено, что тоже не добавляет энтузиазма.

 

Изображение, контровый свет

Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX удивила отличным контролем над виньетированием. Приятной неожиданностью стала работа объектива в сложных условиях освещения. Добиться появления переотражений и артефактов практически невозможно – для объектива с таким углом зрения результат отличный.
К цветопередаче нареканий нет. Контрастность приемлема на полностью открытой и без нареканий – на прикрытых диафрагмах.

 

Заключение

Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fisheye – зум-фишай – объектив уникальный и первый в своем роде. Поэтому ему можно простить некоторые огрехи в конструкции и формируемом изображении. Вспомните Sigma AF 12-24/4.5-5.6 EX DG: аналогов нет и приходится поневоле закрывать глаза на явные и неявные недостатки. Так и с героем сегодняшнего обзора: есть нарекания на резкость и уровень хроматических аберраций, что подталкивает к работе на диафрагмах f/8 – f/11, но если хочется не просто фишай, а фишай, дополненный широкоугольным объективом, то альтернатив для владельцев фотоаппаратов Никон нет (у владельцев Canon есть «Элька», но она стоит в 2 раза дороже). Добавим к этому существование версии без встроенной бленды, которую можно успешно использовать на полнокадровых фотоаппаратах и с рекомендациями будет легко:

 

Рекомендую любителям фишаев и экспериментаторам – им объектив доставит массу удовольствия. Себе бы не взял - модель интересна, но для меня огрехи превышают достоинства и забавность. Еще две оговорки:

  • владельцам фотоаппаратов Никон без «отвертки» настоятельно советую предварительно поработать с объективом и посмотреть, насколько удастся свыкнуться с ручной фокусировкой – я привыкнуть и добиться привычной оперативности и точности так и не смог
  • владельцам APS-C фотоаппаратов Canon не стоит забывать, что "полноценным" 180-градусным рыбьим глазом Tokina на их фотоаппаратах не будет - кроп-фактор 1,6 обуславливает угол поля зрения лишь в 168 градусов.

 

 

Благодарю представительство Kenko-Tokina за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 



Август 2013 года 

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100