Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G

 

Обзор и тест объектива Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G на фотоаппарате Nikon D700

 

 

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G
Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G

 

 

Nikon предлагает поклонникам фокусного расстояния 50 мм целых шесть моделей объективов (в порядке возрастания цены):

  • Nikon Nikkor AF 50/1.8D – 125 долларов
  • Nikon Nikkor AF-S 50/1.8G – 215 долларов
  • Nikon Nikkor AF 50/1.4D – 335 долларов
  • Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G – 470 долларов
  • Nikon Nikkor 50/1.4 AIS – 470 долларов (manual focus)
  • Nikon Nikkor 50/1.2 AIS – 700 долларов (manual focus)

 

Модели с встроенным мотором автофокуса появились в линейке не так давно: AF-S 50/1.4G, который будет героем сегодняшнего обзора, анонсировали в сентябре 2008 года, AF-S 50/1.8G – в апреле 2011.

 

Технические характеристики

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G
Оптическая схема (с сайта Nikon)

 

 

  • Фокусное расстояние: 50 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 46 градусов
  • Оптическая конструкция: 8 элементов в 7 группах
  • Диапазон диафрагм: f/1.4 – f/16
  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
  • Привод автофокуса: кольцевой ультразвуковой мотор SWM
  • Минимальная дистанция фокусировки: 45 см
  • Максимальное увеличение: 0,15х
  • Диаметр светофильтра: 58 мм
  • Размеры: 73,5*54 мм
  • Вес: 290 грамм

 

Комплект поставки

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G
Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G к недорогим объективам не относится, но в случае с героем обзора это отчасти искупается полнотой комплекта:

  • Объектив
  • Передняя крышка
  • Задняя крышка Nikon LF-1
  • Бленда Nikon HB-47
  • Мягкий чехол Nikon CL-1013
  • Руководство
  • Гарантийный талон

 

Аналог от Canon – EF 50/1.4 USM – продается за 400 долларов, но в его комплект не входят ни бленда, ни чехол. Если добавить их цену, то получившиеся 455 долларов уже не так отличаются от 470. Можно, конечно, спорить о функциональности и необходимости невнятных чехлов-мешочков, но это тема отдельного разговора.

 

Изготовление, конструкция, эргономика

Nikon AF-S 50/1.4 G
Передний элемент

Объектив выглядит и ощущается качественным. До массивности и основательности топовых моделей он не дотягивает, но как представитель массового сегмента заслуживает только похвалы – критиковать нечего. По крайней мере, конкурент от Canon герою обзора качеством материалов проигрывает и ощущается менее собранным и крепким.

 

Байонет металлический, окошко расстояний в наличии, кольцо ручной фокусировки покрыто рифленой резиной, пластик качественный, сборка надежная, допуски отсутствуют – «настоящий» объектив. К этому добавим пыле и влагозащиту: вокруг крепления байонета идет резиновая прокладка, обеспечивающая подобие герметизации места крепления объектива к фотоаппарату.

 

Nikkor 50/1.4G
Задний элемент

Передний элемент утоплен вглубь объектива почти на 2 см. Он выдвигается вперед на 1 см при фокусировке к минимальной дистанции, но происходит это внутри корпуса, поэтому использованию фильтров не помешает – дружелюбные по размеру 58 мм фильтры крепятся к неподвижному переднему срезу объектива.

 

Органы управления представлены переключателем режимов работы автофокуса и кольцом ручной фокусировки. Переключатель расположен удобно – он легко находится наощупь и переключается большим пальцем без смены положения левой руки.

 

Дисторсия
Дисторсия

Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива. Кольцо удобно, ширины в  14 мм достаточно для комфортной работы. Ход кольца составляет чуть больше 190 градусов, что делает ручную фокусировку комфортной. Ход кольца плавный, без рывков и заеданий, с равномерным усилием. Усилие чуть больше привычного, но в случае с героем обзора это скорее плюс: использованию это не мешает – кольцо расположено удобно, а от случайного поворота может уберечь. Покритиковать Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G можно за слабую демпфированность кольца ручного фокуса.

 

Эргономика не вызывает нареканий. Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G обеспечивает хорошую сбалансированность связки фотоаппарат-объектив, размеры комфортны, органы управления расположены там, где ожидаешь их найти.

 

Геометрические искажения

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G показывает довольно средние результаты в борьбе с геометрическими искажениями. Бочкообразная дисторсия достигает 1.8%, что еще не криминально, но несколько больше ожидаемого и в критических ситуациях может потребовать исправления при постобработке.

 
Reikan Focal
Резкость и значение диафрагмы

Разрешение и резкость

Если вы планируете использовать Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G на полностью открытой диафрагме, то вынужден разочаровать: герой обзора на f/1.4 выдает откровенно нерезкие изображения с невысоким контрастом. Поведение странное – резкость на полностью открытой диафрагме даже по центру кадра не дотягивает до уровня, показываемого на f/16, причем проблемно только полностью открытая диафрагма – уже на f/2 объектив не просто приемлем, но выдает результаты, оптимальные для съемок на такой диафрагме – края хромают, но центр без претензий. Данные Imatest подтверждаются тестированием программой Reikan FoCal: поначалу результат показался неправдоподобным и я прогонял тест несколько раз.

 

В диапазоне f/2.8 – f/16 модель выдает равномерно резкие по всему полю кадра изображения. Отличный результат, более того, разница центра и краев кадра на удивление невелика.

 

 

f/1,4

f/2,0

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

f/16

Центр

60% 80% 88% 100% 97% 96% 87% 77%

Край

54% 68% 84% 87% 89% 89% 86% 75%

Угол

44% 57% 77% 85% 89% 88% 82% 74%

 

 

87% 101%

отлично

74% 86%

очень хорошо

60% 73%

хорошо

46% 59%

приемлемо

  45%

плохо

 

О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».

 

Виньетирование

Светосильные объективы подвержены выраженному виньетированию на открытых значениях диафрагмы. Не стал исключением и герой обзора.

Виньетирование на f/1.4
Виньетирование на f/1.4
Виньетирование на f/2.0
Виньетирование на f/2.0

На полностью открытой диафрагме углы кадра затемнены по отношению к центру на 2,3 ступени.

На f/2.0 все еще превышает условно комфортный уровень в 1 ступень, достигая в углах 1,4 ступени.


Дальнейшее прикрытие диафрагмы снижает эффект до полностью приемлемых значений: уже на f/2.8 виньетирование составляет 0,65 ступени, 0,35 ступени на f/4.0 и менее четверти ступени в диапазоне f/5.6 – f/16. На фоне одноклассников герой обзора выступает достаточно убедительно.

Фокус до и после корректировки и окраска зон вне фокуса
Фокус до и после корректировки и окраска зон вне фокуса
Reikan Focal
Стабильность фазового автофокуса до (сверху) и после (снизу) корректировки

Автофокус

В приводе автофокуса используется кольцевой ультразвуковой мотор – процесс практически бесшумен. К скорости особых претензий нет, но она чуть ниже ожидаемой – прогон по всему диапазону расстояний занимает более 0,5 секунды.

 

Тестируемый экземпляр потребовал внутрикамерной юстировки из-за небольшого бек-фокуса.

 

Несколько неожиданной оказалась взаимосвязь точной подстройки и стабильности работы фазового автофокуса: до внутрикамерной подстройки Reikan FoCal оценивал повторяемость  автофокуса Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G в 95,8%, что совсем неплохо для светосильного объектива, но несколько меньше 98% (именно 98%, по словам создателя программы, соответствуют оценке «отлично»). После подстройки программа выдала 98%. Повторю – оценка относится не к точности фокусировки, хотя и она возросла, а к повторяемости и стабильности результатов.

 

В целом к работе фазового автофокуса претензий нет: почти бесшумно, чуть медленнее ожидаемого, цепкость неплохая, склонности к рысканию не наблюдается, количество промахов по вине автофокуса не превышает обычного для светосильного объектива уровня.

Reikan Focal test
Стабильность контрастного автофокуса

Контрастный автофокус на Nikon D700 по обыкновению точен, но небыстр. Стабильность на высоте – 99,6%.

 

Хроматические аберрации

Герой обзора отлично справляется с хроматическими аберрациями. При съемке в RAW их уровень незначительно превышает условно комфортный в 0,06% только на открытых значениях диафрагмы. Уже начиная с f/2.8 ширина хроматических аберраций даже в углах кадра не превышает 0,8 - 1 пикселя (0,04 – 0,05%) на значениях диафрагмы f/2.8 – f/16. При съемке в JPEG хроматические аберрации успешно правятся фотоаппаратами Nikon автоматически и на всех значениях диафрагмы не превышают 0,02 – 0,04%.

ХА при съемке в RAW (f/1.4)
ХА при съемке в RAW (f/1.4)
ХА при съемке в JPEG (f/1.4)
ХА при съемке в JPEG (f/1.4)

Хроматические аберрации на f/1.4 при съемке в RAW: ширина 1,5 пикселя (0,069%)

Хроматические аберрации на f/1.4 при съемке в JPEG: ширина 0,42 пикселя (0,02%)


Окраска зон вне фокуса (bokeh fringing) на открытых значениях диафрагмы присутствует изрядно, что неудивительно для светосильного объектива. Выраженность эффекта значительно снижается при прикрытии диафрагмы до f/2.8, но остаточные явления присутствуют вплоть до f/5.6

 

Контровый свет

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G неубедителен при съемке в сложных условиях освещения: бленда рекомендуется к постоянному использованию. Источник света, расположенный в кадре у края, дает многочисленные и явные артефакты на изображении; вне кадра, но рядом с его краем – приводит к падению контраста из-за переотражений. Поведение схоже на всех значениях диафрагмы.

 

Заключение

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G понравился. У объектива есть слабые стороны: чуть больше ожидаемого уровень геометрических искажений, чуть медленнее желаемого автофокус, практически нерабочая диафрагма f/1.4, слабая стойкость к артефактам и падению контраста в сложных условиях освещения. Но герой обзора ближе к моему представлению о «правильном полтиннике» - универсальном, предсказуемом объективе «на все случаи жизни». Именно этим требованиям как нельзя лучше соответствуют сильные стороны героя обзора: равномерная резкость по всему полю кадра на всех рабочих значениях диафрагмы, отличный контроль над хроматическими аберрациями, приемлемый уровень виньетирования уже на f/2.8, неплохое качество изготовления и хорошая эргономика. Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G понравился больше всех протестированных «полтинников».

 

У меня одна по-настоящему серьезная претензия к герою обзора – работа в контровом свете. Но даже с ее учетом – рекомендую.

 

 

Благодарю компанию Nikon за предоставленный на тест экземпляр объектива

 

 

Сентябрь 2013 года

Write a comment

Comments: 4
  • #1

    Лелнид (Wednesday, 21 November 2018 20:40)

    Что посоветуете на фф?
    1.4G или 1.8G?

  • #2

    Vlador (Tuesday, 27 November 2018 14:37)

    Леонид, к сожалению, 50/1,8 не тестировал, поэтому сравнить не могу.

  • #3

    Fox (Monday, 03 June 2019 14:11)

    1,4G лучший из полтинников! Рекомендую!

  • #4

    Сергей (Tuesday, 16 June 2020 16:46)

    Мои личные впечатления такие: 1.8 резче на открытых, но 1.4 красивее рисует и цветопередача мне больше нравится. 1.4 для неторопливой съёмки, в плохом свете фокусируется подольше. Сам пользуюсь сигмой, но изредка достаю с полки какой-нибудь из этих, когда хочется покомпактнее и полегче.

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100