Обзор и тест объектива Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G на фотоаппарате Nikon D700
Nikon предлагает поклонникам фокусного расстояния 50 мм целых шесть моделей объективов (в порядке возрастания цены):
Модели с встроенным мотором автофокуса появились в линейке не так давно: AF-S 50/1.4G, который будет героем сегодняшнего обзора, анонсировали в сентябре 2008 года, AF-S 50/1.8G – в апреле 2011.
Технические характеристики
Комплект поставки
Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G к недорогим объективам не относится, но в случае с героем обзора это отчасти искупается полнотой комплекта:
Аналог от Canon – EF 50/1.4 USM – продается за 400 долларов, но в его комплект не входят ни бленда, ни чехол. Если добавить их цену, то получившиеся 455 долларов уже не так отличаются от 470. Можно, конечно, спорить о функциональности и необходимости невнятных чехлов-мешочков, но это тема отдельного разговора.
Изготовление, конструкция, эргономика
Объектив выглядит и ощущается качественным. До массивности и основательности топовых моделей он не дотягивает, но как представитель массового сегмента заслуживает только похвалы – критиковать нечего. По крайней мере, конкурент от Canon герою обзора качеством материалов проигрывает и ощущается менее собранным и крепким.
Байонет металлический, окошко расстояний в наличии, кольцо ручной фокусировки покрыто рифленой резиной, пластик качественный, сборка надежная, допуски отсутствуют – «настоящий» объектив. К этому добавим пыле и влагозащиту: вокруг крепления байонета идет резиновая прокладка, обеспечивающая подобие герметизации места крепления объектива к фотоаппарату.
Передний элемент утоплен вглубь объектива почти на 2 см. Он выдвигается вперед на 1 см при фокусировке к минимальной дистанции, но происходит это внутри корпуса, поэтому использованию фильтров не помешает – дружелюбные по размеру 58 мм фильтры крепятся к неподвижному переднему срезу объектива.
Органы управления представлены переключателем режимов работы автофокуса и кольцом ручной фокусировки. Переключатель расположен удобно – он легко находится наощупь и переключается большим пальцем без смены положения левой руки.
Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива. Кольцо удобно, ширины в 14 мм достаточно для комфортной работы. Ход кольца составляет чуть больше 190 градусов, что делает ручную фокусировку комфортной. Ход кольца плавный, без рывков и заеданий, с равномерным усилием. Усилие чуть больше привычного, но в случае с героем обзора это скорее плюс: использованию это не мешает – кольцо расположено удобно, а от случайного поворота может уберечь. Покритиковать Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G можно за слабую демпфированность кольца ручного фокуса.
Эргономика не вызывает нареканий. Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G обеспечивает хорошую сбалансированность связки фотоаппарат-объектив, размеры комфортны, органы управления расположены там, где ожидаешь их найти.
Геометрические искажения
Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G показывает довольно средние результаты в борьбе с геометрическими искажениями. Бочкообразная дисторсия достигает 1.8%, что еще не криминально, но несколько больше ожидаемого и в критических ситуациях может потребовать исправления при постобработке.
Разрешение и резкость
Если вы планируете использовать Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G на полностью открытой диафрагме, то вынужден разочаровать: герой обзора на f/1.4 выдает откровенно нерезкие изображения с невысоким контрастом. Поведение странное – резкость на полностью открытой диафрагме даже по центру кадра не дотягивает до уровня, показываемого на f/16, причем проблемно только полностью открытая диафрагма – уже на f/2 объектив не просто приемлем, но выдает результаты, оптимальные для съемок на такой диафрагме – края хромают, но центр без претензий. Данные Imatest подтверждаются тестированием программой Reikan FoCal: поначалу результат показался неправдоподобным и я прогонял тест несколько раз.
В диапазоне f/2.8 – f/16 модель выдает равномерно резкие по всему полю кадра изображения. Отличный результат, более того, разница центра и краев кадра на удивление невелика.
|
f/1,4 |
f/2,0 |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
f/16 |
Центр |
60% | 80% | 88% | 100% | 97% | 96% | 87% | 77% |
Край |
54% | 68% | 84% | 87% | 89% | 89% | 86% | 75% |
Угол |
44% | 57% | 77% | 85% | 89% | 88% | 82% | 74% |
87% | 101% |
отлично |
74% | 86% |
очень хорошо |
60% | 73% |
хорошо |
46% | 59% |
приемлемо |
45% |
плохо |
О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Светосильные объективы подвержены выраженному виньетированию на открытых значениях диафрагмы. Не стал исключением и герой обзора.
На полностью открытой диафрагме углы кадра затемнены по отношению к центру на 2,3 ступени.
На f/2.0 все еще превышает условно комфортный уровень в 1 ступень, достигая в углах 1,4 ступени.
Дальнейшее прикрытие диафрагмы снижает эффект до полностью приемлемых значений: уже на f/2.8 виньетирование составляет 0,65 ступени, 0,35 ступени на f/4.0 и менее четверти ступени в диапазоне f/5.6 – f/16. На фоне одноклассников герой обзора выступает достаточно убедительно.
Автофокус
В приводе автофокуса используется кольцевой ультразвуковой мотор – процесс практически бесшумен. К скорости особых претензий нет, но она чуть ниже ожидаемой – прогон по всему диапазону расстояний занимает более 0,5 секунды.
Тестируемый экземпляр потребовал внутрикамерной юстировки из-за небольшого бек-фокуса.
Несколько неожиданной оказалась взаимосвязь точной подстройки и стабильности работы фазового автофокуса: до внутрикамерной подстройки Reikan FoCal оценивал повторяемость автофокуса Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G в 95,8%, что совсем неплохо для светосильного объектива, но несколько меньше 98% (именно 98%, по словам создателя программы, соответствуют оценке «отлично»). После подстройки программа выдала 98%. Повторю – оценка относится не к точности фокусировки, хотя и она возросла, а к повторяемости и стабильности результатов.
В целом к работе фазового автофокуса претензий нет: почти бесшумно, чуть медленнее ожидаемого, цепкость неплохая, склонности к рысканию не наблюдается, количество промахов по вине автофокуса не превышает обычного для светосильного объектива уровня.
Контрастный автофокус на Nikon D700 по обыкновению точен, но небыстр. Стабильность на высоте – 99,6%.
Хроматические аберрации
Герой обзора отлично справляется с хроматическими аберрациями. При съемке в RAW их уровень незначительно превышает условно комфортный в 0,06% только на открытых значениях диафрагмы. Уже начиная с f/2.8 ширина хроматических аберраций даже в углах кадра не превышает 0,8 - 1 пикселя (0,04 – 0,05%) на значениях диафрагмы f/2.8 – f/16. При съемке в JPEG хроматические аберрации успешно правятся фотоаппаратами Nikon автоматически и на всех значениях диафрагмы не превышают 0,02 – 0,04%.
Хроматические аберрации на f/1.4 при съемке в RAW: ширина 1,5 пикселя (0,069%)
Хроматические аберрации на f/1.4 при съемке в JPEG: ширина 0,42 пикселя (0,02%)
Окраска зон вне фокуса (bokeh fringing) на открытых значениях диафрагмы присутствует изрядно, что неудивительно для светосильного объектива. Выраженность эффекта значительно снижается при прикрытии диафрагмы до f/2.8, но остаточные явления присутствуют вплоть до f/5.6
Контровый свет
Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G неубедителен при съемке в сложных условиях освещения: бленда рекомендуется к постоянному использованию. Источник света, расположенный в кадре у края, дает многочисленные и явные артефакты на изображении; вне кадра, но рядом с его краем – приводит к падению контраста из-за переотражений. Поведение схоже на всех значениях диафрагмы.
Заключение
Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G понравился. У объектива есть слабые стороны: чуть больше ожидаемого уровень геометрических искажений, чуть медленнее желаемого автофокус, практически нерабочая диафрагма f/1.4, слабая стойкость к артефактам и падению контраста в сложных условиях освещения. Но герой обзора ближе к моему представлению о «правильном полтиннике» - универсальном, предсказуемом объективе «на все случаи жизни». Именно этим требованиям как нельзя лучше соответствуют сильные стороны героя обзора: равномерная резкость по всему полю кадра на всех рабочих значениях диафрагмы, отличный контроль над хроматическими аберрациями, приемлемый уровень виньетирования уже на f/2.8, неплохое качество изготовления и хорошая эргономика. Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G понравился больше всех протестированных «полтинников».
У меня одна по-настоящему серьезная претензия к герою обзора – работа в контровом свете. Но даже с ее учетом – рекомендую.
Благодарю компанию Nikon за предоставленный на тест экземпляр объектива
Сентябрь 2013 года
Write a comment
Лелнид (Wednesday, 21 November 2018 20:40)
Что посоветуете на фф?
1.4G или 1.8G?
Vlador (Tuesday, 27 November 2018 14:37)
Леонид, к сожалению, 50/1,8 не тестировал, поэтому сравнить не могу.
Fox (Monday, 03 June 2019 14:11)
1,4G лучший из полтинников! Рекомендую!
Сергей (Tuesday, 16 June 2020 16:46)
Мои личные впечатления такие: 1.8 резче на открытых, но 1.4 красивее рисует и цветопередача мне больше нравится. 1.4 для неторопливой съёмки, в плохом свете фокусируется подольше. Сам пользуюсь сигмой, но изредка достаю с полки какой-нибудь из этих, когда хочется покомпактнее и полегче.