Обзор и тест объектива Tokina AT-X 17-35/4 Pro FX
Успех широкоугольных объективов Tokina, предназначенных для фотоаппаратов с матрицами размера APS-C, определенно подтолкнул производителя к расширению линейки полнокадровыми моделями:
Нехватка широкоугольных зумов с приемлемой ценой и вменяемыми оптическими характеристиками известна, тем более удивительно, что анонс, да и само существование героя сегодняшнего обзора на рынке, прошел незаметно и ненавязчиво – этакий объектив-фантом. Продукция Tokina, побывавшая на тесте (и сложившееся по результатам неплохое мнение об оптике компании) мешает беспочвенно и огульно предположить, что модель явно провальная - тем более интересны причины такого пренебрежения самым доступным из полнокадровых широкоугольных объективов с переменным фокусным расстоянием. Для справки цены на конкурирующую группу в порядке возрастания:
Вдогонку: хотя Tokina 17-35/4 для Sony не выпускается, но чтобы обидно не было - цена на Sony CZ 16-35/2.8 равна 2000 долларов
Технические характеристики
Выпускаются варианты под Canon и Nikon
Комплект поставки
На тесте побывал обычный серийный экземпляр объектива. Коробка традиционного для Tokina дизайна. Комплект также привычен:
Качество материалов и изготовления, конструкция
Tokina не экономит на качестве используемых материалов и изготовлении, стараясь выпускать объективы, не вызывающие нареканий по этим параметрам. AT-X 17-35/4 Pro не исключение: пластик качественный, сборка крепкая, допуски и люфт отсутствуют. Крепление байонета металлическое, окошко расстояний присутствует, модель рекламируется как пыле и влагозащищенная.
Органы управления представлены кольцами ручного фокуса и изменения фокусных расстояний. Переключателя режимов фокусировки нет, его функции традиционно для Токина переданы кольцу ручного фокуса: смена режимов осуществляется перемещением кольца (от себя на 3 мм – в режим автоматического фокуса, на себя – в режим фокусировки вручную). Кольцо удобно расположено в передней части объектива, умеренно широкое (23 мм в режиме MF), покрыто рифленой резиной, отлично демпфировано, вращается плавно, без рывков и с комфортным постоянным усилием. Ход кольца невелик – чуть меньше 90 градусов. В режиме автофокуса кольцо с фокусирующими элементами механической связи не имеет, но и в этом случае отсутствует любой люфт и разболтанность. Переключение режимов явное, усилия не требует, возможно в любом положении кольца.
Кольцо зуммирования (25 мм, из которых 17 мм обрезинены) расположено очень удобно и недостаточная на первый взгляд ширина никаких неудобств не доставляет: оперировать легко, не глядя и не меняя положения рук. Ход кольца короткий – около 50 градусов, плавный и с равномерным усилием. «Старшая» модель – AT-X 16-28/2.8- запомнилась, кроме всего прочего, непривычно тугим кольцом зума, на тестируемом экземпляре AT-X 17-35/4 Pro с этим все в порядке.
Еще одно приятное отличие от 16-28 – обычный, а не выпуклый передний элемент, что дает возможность использовать фильтры. Объектив не меняет размеров ни при фокусировке, ни при изменении фокусных расстояний; передний элемент не вращается и незначительно перемещается внутри корпуса при зуммировании, но фильтры крепятся к корпусу. Не мешает использованию фильтров и широкая удобная лепестковая бленда. Огорчить может лишь немалый диаметр используемых светофильтров: качественные 82 мм модели по определению недешевы.
Объектив пришелся по душе конструкцией, качеством изготовления и использованными материалами. В эксплуатации удобен, размер и вес «правильные». Похвалю удобную переднюю крышку с центральным механизмом запирания и присутствие в комплекте качественной бленды.
Геометрические искажения
Поведение Tokina AT-X 17-35/4 Pro FX привычно и не отличается от поведения одноклассников и конкурентов: выраженная «бочка» на широком угле, постепенное снижение уровня бочкообразной дисторсии по мере роста фокусных расстояний.
На фокусном 17 мм бочкообразная дисторсия составляет 3,1% - показатель на удивление скромный для такого фокусного. Неожиданно хороший результат.
К фокусному 24 мм уровень геометрических искажений снижается до «бочки» в 1,9% - тоже очень неплохо. В районе фокусного 28 мм объектив практически свободен от дисторсии.
На фокусном 35 мм объектив практически свободен от дисторсии (результат сравним с погрешностью измерений).
В целом очень убедительно и неплохо для объектива с таким диапазоном фокусных расстояний, я ожидал худших показателей.
Резкость и разрешение
Tokina AT-X 17-35/4 Pro FX заставила поволноваться: убедительный контроль геометрических искажений вселил надежду на приятные неожиданности и в других тестовых дисциплинах. Еще большие надежды вселила резкость на фокусном 17 мм и полностью открытой диафрагме: очень неплохой центр, но главное – резкая область не ограничивается пиком по центру кадра, весь центр равномерно резок, невнятны лишь самые углы. А ну как подтянутся углы и края с прикрытием диафрагмы и модель окажется подарком для пейзажного фотографа - с диагональным углом зрения в 104 градуса на широком угле и отсутствием падения по углам и краям на прикрытых диафрагмах?
Чуда не произошло, волнение улеглось: на 17 мм центр не вызывает нареканий уже на полностью открытой, края подтягиваются до полностью приемлемых значений, а вот углы остаются слабым местом на всех значениях диафрагмы.
В диапазоне 18 - 22 мм поведение схоже характером – неплохой уже на полностью открытой центр и постепенно подтягивающиеся края. К чести героя обзора, по резкости на широком угле он выступает убедительнее своего прямого конкурента – Canon EF 17-40/4 L USM.
По мере роста фокусных показатели на полностью открытой диафрагме ухудшаются, и для достижения приемлемых результатов диафрагму приходится прикрывать минимум на ступень, а лучше – на две. Изображение на полностью открытой диафрагме отличается не только недостаточной резкостью, но и некоторой «туманностью». Вынужден охарактеризовать сочетание фокусного расстояния 35 мм с диафрагмой f/4.0 «очень ограниченно годным».
На фокусном 17 мм
17 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
91% |
96% |
100% |
90% |
Край |
79% |
84% |
85% |
79% |
Угол |
47% |
58% |
67% |
59% |
На фокусном 24 мм
24 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
85% |
89% |
95% |
88% |
Край |
76% |
82% |
89% |
83% |
Угол |
50% |
60% |
68% |
70% |
На фокусном 35 мм
35 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
73% |
80% |
91% |
87% |
Край |
64% |
67% |
81% |
82% |
Угол |
45% |
59% |
69% |
73% |
94% |
108% |
отлично |
79% |
93% |
очень хорошо |
65% |
78% |
хорошо |
50% |
64% |
приемлемо |
|
49% |
плохо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Для широкоугольного объектива Tokina AT-X 17-35/4 Pro неплохо справляется с затемнением краев и углов кадра: виньетирование присутствует явно, но выраженность эффекта не выходит за привычный для таких объективов уровень.
На полностью открытой диафрагме и фокусном 17 мм виньетирование по углам кадра достигает внушительных 2,9 ступени. Диафрагмирование эффект снижает, но полностью избавиться от затемнения углов не получается даже на f/11:
Показатели для фокусного 24 мм значительно приятнее: f/4.0 – 1,6 ступени, f/5.6 – 1,1 ступени, f/8.0 – относительно комфортные 0,8 ступени
На фокусном 35 мм уровень в 1 ступень превышен лишь на полностью открытой диафрагме (1,2 ступени), уже на f/5.6 виньетирование снижается до 0,7 ступени и остается на этом уровне при дальнейшем прикрытии диафрагмы
Автофокус
В приводе автофокуса Tokina AT-X 17-35/4 Pro используется обычный микромотор и, хотя компания рекламирует механизм как Silent-Drive Module (Модуль бесшумного привода - скомпонованный в один модуль мотор и низкоступенчатый редуктор), полной бесшумности от работы автофокуса ждать не стоит. Звук присутствует, но очень негромкий и скорее «механический», чем обычное для микромоторов «электрическое завывание».
Скорость также не сравнить с мгновенностью кольцевого USM-привода: прогон по всему диапазону занимает больше секунды. На восприятие влияет и склонность объектива к «подстройке» фокусировки, особенно часто проявляющаяся в сложных условиях освещения: поведение начинает напоминать работу контрастного автофокуса, с несколькими прогонами вокруг точки наилучшего фокуса.
К точности претензий нет, цепкость в благоприятных условиях без нареканий и незначительно хуже ожидаемого при недостатке освещения и низком контрасте объекта. Есть небольшие проблемы с повторяемостью и стабильностью результатов – количество промахов по вине автофокуса выше привычного. Не до уровня, когда начинаешь ругаться на автофокус и тщательно проверять каждый кадр на дисплее, но промахивается объектив чаще ожидаемого.
В режиме LiveView автофокус работает уверенно и точно, но процесс утомительно медлителен.
Хроматические аберрации
Контроль хроматических аберраций – не самое сильное место тестируемой модели. Особенно невеселой выглядит ситуация на широком угле: на полностью открытой диафрагме и 17 мм ширина ХА достигает 4,1 пикселя. Прикрытие диафрагмы помогает очень незначительно: на f/5.6 – 3.36 пикселя, 3.14 пикселя на f/8.0 и 2.75 на f/11. На приведенном примере показано, как выглядит угол тестовой таблицы, снятой на 17 мм и f/4.0, при увеличении 200% (контраст поднят для наглядности).
Уровень хроматических аберраций снижается по мере роста фокусного расстояния. На фокусном 24 мм значения следующие:
Сравнительно неплохо ХА контролируются на фокусном 35 мм – я ожидал, что показатели, принимая во внимание падение резкости на открытой диафрагме, будут много выше:
Окраска зон вне фокуса практически отсутствует.
Изображение и работа в контровом свете
Формируемое Tokina AT-X 17-35/4 Pro изображение понравилось: правильные цвета, убедительная контрастность уже на полностью открытой диафрагме – без нареканий.
Относительно неплохо обстоит дело с контрастом, переотражениями, «зайцами» и другими артефактами при работе в сложных условиях освещения: было бы наивно ожидать их отсутствия от объектива с такими фокусными, особенно на широком угле, но стойкость героя обзора совсем не хуже, чем у одноклассников и конкурентов. Без бленды и на широком угле при расположении источника у края кадра добиться «расцвечивания» картинки не особо сложно и противоположный к источнику освещения угол обретает нездоровую цветастость, но контрастность падает незначительно.
Использование комплектной бленды помогает и намного улучшает ситуацию: с надетой блендой внимательно следить за расположением источника света в кадре необходимости нет.
Заключение
Tokina AT-X 17-35/4 Pro оставила равнодушным. Нейтрально-равнодушным, безо всякого отрицательного оттенка: объектив, как объектив - поведение и характеристики воодушевления не вызывают, но и отторжения нет. Высокое качество материалов и изготовления, очень неплохо с геометрией и виньетированием, резкость приемлема на широком угле, но поругать можно диапазон 28 – 35 мм, чуть больше ожидаемого хроматика, автофокус без криминала, но бывает, что промахивается – характер модели спокойный, без взлетов и падений. Наверное, в этой усредненности и кроются причины «незаметности» модели на рынке. Но и с учетом равнодушия, я бы советовал любителям широкого угла на полном кадре обратить на модель внимание – объектив совсем неплох. Или по-другому: для меня выбор между Tokina AT-X 17-35/4 Pro FX и Canon EF 17-40/4 L USM (к которому я предвзят, согласен) не так уж и однозначен, а с учетом 30% разницы в цене склоняется в пользу героя сегодняшнего обзора.
Для владельцев фотоаппаратов с APS-C матрицами ситуация иная: AT-X 17-35/4 явно проигрывает сопоставимым по цене «родственникам» - Tokina AT-X 11-16/2.8 Pro DXи AT-X 12-24/4 Pro DX.
Благодарю представительство Kenko-Tokina в России за предоставленный на тест экземпляр объектива.
май 2013 года