Обзор и результаты тестирования объектива Sony E 16-50mm f/3.5-5.6 OSS PZ (SEL-P1650) на фотоаппарате Sony A6000
Герой сегодняшнего обзора – моторизованный блинчик-кит Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS, анонсированный в сентябре 2012 года, был с энтузиазмом встречен владельцами фотоаппаратов Sony E-mount: небольшой объектив, обладая «удобным» диапазоном фокусных (24-75 мм в эквиваленте), делал связку камера-объектив по-настоящему компактной.
Модель не утратила актуальности и на сегодняшний день. Ей комплектуют беззеркалки Sony E 5й и 6й серий, рекомендованная производителем цена на объектив без фотоаппарата – 300 долларов.
Технические характеристики
Байонет: Sony E
Диапазон фокусных расстояний: 16 – 50 мм (24 – 75 мм в эквиваленте)
Угол поля зрения (диагональ): 32 – 83 градуса
Оптическая конструкция: 9 элементов в 8 группах, включая 4 асферических и 1 ED элемент
Диапазон диафрагм: f/3.5-5.6 – f/22-36
Количество лепестков диафрагмы: 7, скругленные
Минимальная дистанция фокусировки: 25 см
Максимальное увеличение: 0,215х
Диаметр светофильтра: 40,5 мм
Размеры: 65*30 мм (в сложенном состоянии)
Вес: 116 грамм
Комплект поставки
Объектив продается в минимальной комплектации: присутствуют только передняя (Sony ALC-F405S) и задняя (Sony ALC-R1EM) крышки.
Бленду под объектив Sony не выпускает. Сторонние производители тоже не балуют: недолгие поиски в сети выдали только одно предложение – резьбовую бленду от Фотодиокс (Fotodiox Reversible Lens Hood Kit), исправляющую еще один (по моему мнению) неявный недостаток объектива: мало распространенные фильтры диаметром 40,5 мм. Бленда от Фотодиокс позволяет использовать фильтры 52 мм.
Изготовление и материалы
Качество изготовления и использованные материалы особых нареканий не вызывают, а с учетом класса объектива заслуживают похвалы. Тем не менее, «сбитости и монолитности» лучших представителей объективостроения ожидать от героя обзора не стоит: небольшой люфт присутствует в кольце зуммирования/ручной фокусировки, боковой слайдер и выезжающий хобот также чуть люфтят.
Крепление байонета Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS металлическое. Органы управления представлены кольцом зуммирования/ручной фокусировки и слайдером изменения фокусных.
Кольцо зуммирования/ручной фокусировки расположено на переднем срезе объектива, ширина около 8 мм, без резинового нескользящего покрытия - просто рифленый пластик, механической связи с фокусирующим блоком и трансфокатором не имеет, передавая лишь команды встроенному в объектив микромотору. В режиме автофокуса дублирует функцию бокового слайдера – вращением кольца дается команда на изменение фокусного расстояния. Ход кольца зависит от скорости выполнения операции: при зуммировании короче (быстрый прогон по всему диапазону требует около 45 градусов).
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается.
Включение объектива занимает около двух секунд, объектив выдвигает хобот с передними двумя элементами на 22 мм к положению 16 мм.
Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS – модель с изменяемым диапазоном диафрагм:
В эксплуатации объектив удобен, но требует некоторого времени, чтобы привыкнуть к работе кольца ручной фокусировки и зуммирования. Слайдер не понравился в режиме фотографирования – медленнее кольца и мудренее при необходимости точного зуммирования, но пришелся по душе в режиме видеосъемки.
Геометрические искажения
Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ тестировался на фотоаппарате Sony A6000, не позволяющем отключать программную коррекцию дисторсии Jpeg-кадров. Программно геометрические искажения правятся успешно, значения на всех фокусных находятся на полностью приемлемом уровне, превышая условно-комфортное значение в 1% только в диапазоне 16 – 18 мм.
С RAW файлами ситуация отличается значительно и не в пользу героя обзора: если в диапазоне 35 – 50 мм Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS выступает достойно, то на широком угле результаты иначе как провальными не назвать.
На фокусном 16 мм: Jpeg выдает бочкообразную дисторсию в 1,7%, RAW-кадр удивляет «бочкой» в 9,6%. Более того, обратите внимание, насколько внутрикамерная «правка» изменила угол обзора объектива – это один кадр, записанный одновременно в Jpeg + RAW.
На фокусном 24 мм: «бочка» в 0,4% на Jpeg; 3,1% - в RAW изображении.
На фокусных 35 мм и выше к геометрии претензий нет. 35 мм: «бочка» 0,18% на Jpeg и 0,92% на RAW изображении.
На фокусном 50 мм: бочкообразная дисторсия в 0,1% и «подушка» в 0,39% на RAW-кадре.
Программная коррекция искажений – решение распространенное, но, к сожалению, влияющее на разрешение исправляемого кадра, о чем можно почитать в материале «Разрешение и постобработка».
В случае с героем обзора снимать в RAW на фокусных 16 – 20 мм я бы не рекомендовал, если вы не являетесь поклонником объективов «рыбий глаз».
Разрешение и резкость
Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ не воодушевил: чуда в очередной раз не произошло и объектив выступил типично для недорогого зума начального уровня.
По центру все неплохо уже на полностью открытой диафрагме, прикрытие на ступень переводит результаты в разряд «отличных». На полностью открытой края и углы откровенно хромают, а результаты варьируются в диапазоне «плохо – приемлемо» - добиться равномерной резкости не удастся, хотя в диапазоне фокусных 24 – 50 мм на f/8 – f/11 герой обзора формирует относительно равномерное изображение с отличным центром и приемлемыми/хорошими краями. На широком угле края кадра оставляют желать независимо от выбранного значения диафрагмы.
О методе представления полученных результатов - материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Результаты оценки Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ на виньетирование сродни оценке его же на уровень дисторсии: в большей степени это проверка программных способностей Sony A6000 – меню фотоаппарата дает возможность отключить «коррекцию затенения», но JPEG-изображения продолжают успешно правиться.
Один кадр, записанный в Jpeg и RAW, дает полностью приемлемый результат в Jpeg и другой, более похожий на реальность, в RAW. К примеру, в положении 16 мм затемнение краев и углов в 1,6 ступени на полностью открытой диафрагме выглядит неправдоподобно, но результат в почти 4,5 ступени, пусть и правдив, но не воодушевляет.
Соответственно, при съемке в JPEG, независимо от установок фотоаппарата, виньетирование досаждать не будет, а значения практически на всем диапазоне фокусных/диафрагм не превысят комфортного уровня в 1 ступень (кроме 1,6 EV на 16 мм и f/3.5 и 1,2 EV на 20 мм и f/4.0).
При съемке в RAW ситуация повторяет ситуацию с дисторсией: в диапазоне фокусных 16 – 20 мм кадры потребуют не просто правки, а кропа краев и углов.
Хроматические аберрации
Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ эффективно борется с хроматическими аберрациями. Признаюсь, что ожидал худших результатов, а полученные данные выглядят излишне оптимистично, но продолжительные пляски с RAW и Jpeg-файлами результатов не изменили. Заслуга это объектива или программная коррекция – не скажу, но и на реальных кадрах ХА претензий не вызывают.
Ширина ХА превышает 1 пиксель, но не выходит за рамки условно-приемлемого уровня в 0,06% на всем диапазоне фокусных расстояний / диафрагм.
Автофокус
Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ в связке с Sony Alpha 6000 не вызывает никаких нареканий – быстро, точно и уверенно. Особо хочется выделить слово «быстро»: гибридная система фокусировки А6000 делает процесс сравнимым по скорости с автофокусировкой зеркальных фотоаппаратов.
Прогон по всей дистанции занимает менее секунды, «рыскание» случается крайне редко, герой обзора убедительно цепок при благоприятном освещении и очень неплох при недостатке света. Процент промахов по вине автофокуса не превышает привычного.
Никаких претензий.
Картинка, контровый свет, стабилизатор изображения
Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ сложно отнести к объективам, обладающим собственным «характером и рисунком: герой обзора старательно и в меру сил и возможностей формирует изображение. «Художественность» - не его епархия, но особых претензий к цветопередаче и выраженного «желтит, синит и тд» не наблюдается.
Ожидать от героя обзора выдающегося боке было бы наивно, но в теледиапазоне добиться размытия зон вне фокуса несложно. Характер размытия нервный и перегруженный.
Герой обзора довольно успешно справляется с работой в контровом свете: переотражения и артефакты появляются редко, объектив реагирует в большей степени паразитной засветкой и снижением контрастности на участках кадра. Эффект наиболее выражен, когда источник света находится сразу за краем кадра.
Оптический стабилизатор изображения Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS заслуживает похвалы: работает бесшумно и надежно. Эффективность для меня лежит в пределах 2 – 2,5 ступеней на широком угле и 2,5 – 3 ступеней в положении «теле». Процент удовлетворительных кадров резко снижается после этих значений, но в критичных ситуациях стабилизатор способен сделать «условно приемлемой» работу с преимуществом в 4 – 5 ступеней.
Заключение
Тестирование объективов начального уровня – занятие неблагодарное: по определению оптика этого класса компромиссна либо изготовлением, либо оптическими характеристиками. Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ исключением не стал – есть немалые претензии к дисторсии, виньетированию и разрешающей способности при съемке в RAW, резкость по краям и углам хромает на всем диапазоне фокусных.
Предположу, однако, что чаяния фотолюбителей, стремящихся к максимизации качества изображения, вряд ли ставились при разработке модели во главу угла; задача была иной – предложить массовому потребителю относительно недорогой универсальный объектив в максимально компактном корпусе, с удобным диапазоном фокусных расстояний и приемлемым качеством формируемого изображения.
Мне показалось, что с задачей Sony справилась: Sony E 16-50/3.5-5.6 OSS PZ пропутешествовал со мной более месяца и не заставил сетовать на отсутствие под рукой других объективов – удобный, миниатюрный, не привлекающий излишнего внимания на Sony A6000 комплект, отлично подходящий для «туристического и прогулочного» использования. Для вдумчивого фотографирования и важных кадров существует другая оптика.
С этими оговорками – рекомендую.
Благодарю Николая Майорова за предоставленную возможность познакомиться с объективом.
Июль 2016 года
Write a comment
Дима (Thursday, 14 July 2016 23:08)
Короче, полный брак ! Сейчас немало беззеркалочных да и зеркалочных китов, которые "затычкой" байонета назвать - язык не повернётся. Некоторые надо сильно прикрывать, чтобы края подтянулись, другие не так плохи и с открытой - но звание объектива для современной цифровой камеры они вполне отработают. Расчитывать на готовый к принту файл с честными 3000 точками по короткой стороне вполне возможно...
Я думаю для многих - кит это прежде всего какой никакой "халявный умеренный ширик". 16/18 в нём важнее чем 50/55, поскольку на многих системах есть недорогие полтинники, а вот с недорогими 18 дела обстоят сложнее. Плюс светосила по крайней мере для пейзажистов на 18ти не так критична. Могли бы хотя бы с учётом этого "заточить под широкий угол" это чудище.
Скорее всего, дело в этом форм-факторе. Большинство таких новомодных компактных китов - отстой.
Vlador (Saturday, 16 July 2016 14:28)
Дмитрий, спасибо за развернутый комментарий.
Объектив, насколько я понял, сознательно оптически недоработан – в искомых ли размерах причина или в некоем новом подходе «не морочить себе голову, а отдать то, что можно на откуп автоматической внутрикамерной правке, снизив тем самым себестоимость», судить не берусь.