Обзор и тест объектива Tokina AT-X PRO SD 14-20 mm f/2 (IF) DX на фотоаппарате Canon EOS 60D.
Полку зумов «светлее f/2.8» прибыло: к двум моделям от Сигмы, не так давно побывавшим на тесте и оставившим самые приятные впечатления (Sigma Art 18-35/1.8 DC HSM и Sigma Art 24-35 /2 DG HSM), добавился широкоугольник от Токины - Tokina AT-X 14-20/2 PRO SD DX. Объектив анонсировали 28 декабря 2015 года, в продажу он поступил весной этого года.
Я ждал возможности познакомиться с новинкой: Tokina в последнее время «специализируется» на широкоугольных объективах и Tokina AT-X 14-20/2 PRO обещала занять достойное место в линейке привлекательных моделей, предлагаемых компанией.
Технические характеристики
Доступны варианты: Canon, Nikon
Комплект поставки
Tokina AT-X 14-20/2 DX продается в комплекте с передней и задней крышками и лепестковой блендой Tokina BH-823.
Изготовление и конструктив
Tokina AT-X 14-20/2 PRO не разочарует владельца ни использованными материалами, ни качеством сборки. Дизайн героя обзора схож с дизайном других моделей Токина последних лет. Крепление байонета металлическое, пластик качественный и тактильно приятный, окошко расстояний присутствует, кольца изменения фокусных расстояний и ручной фокусировки покрыты рифленой резиной. Никаких допусков и разболтанности: объектив ощущается цельным и собранным.
Органы управления представлены кольцами ручного фокуса и изменения фокусных расстояний. Переключателя режимов фокусировки нет, его функции традиционно для Токина переданы кольцу ручного фокуса: смена режимов осуществляется перемещением кольца (от себя на 3 мм – в режим автоматического фокуса, на себя – в режим фокусировки вручную).
Обрезиненное кольцо изменения фокусных расположено в задней части объектива, удачно и удобно, отлично демпфировано, ход кольца плавный на всем диапазоне, усилие равномерное и комфортное. Ширина кольца составляет 27 мм (18 мм покрыты нескользящей резиной), ход кольца – около 80 градусов.
Диапазон фокусных расстояний Tokina AT-X 14-20/2 PRO скромен: по этому показателю (кратность 1,42) герой обзора «превзошел» даже 1,45-кратный Tokina 11-16/2.8 Pro DX.
Объектив перемещает передний элемент вглубь объектива на 8 мм при изменении фокусных расстояний к положению 20 мм, но на внешние размеры это не оказывает влияния.
Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива. Неплохо демпфировано, перемещается плавно, усилие на тестируемом экземпляре чуть ниже комфортного, в режиме автофокуса механической связи с фокусирующими элементами не имеет и не вращается. Ход кольца в режиме ручного фокуса составляет около 90 градусов, по краям диапазона жестко ограничен.
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается, лепестковая бленда широкая и дружелюбная к использованию фильтров.
В целом, герой обзора заслуживает твердой пятерки за качество изготовления, сборки и материалов. Эргономика и удобство использования без нареканий для поклонников «токиновского» переключения режимов фокусировки и с оговорками для поклонников USM-привода в механизме автофокуса. Развесовка комплекта фотоаппарат-объектив комфортна.
Геометрические искажения
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX достаточно уверенно контролирует дисторсию. На фокусном 14 мм бочкообразная дисторсия составляет 2,55%: на первый взгляд значение немалое, но из тестировавшихся объективов с фокусным 14 мм лучшие результаты показали только Sigma 14/2.8 EX Aspherical HSM и Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED.
На фокусном 16 мм дисторсия снижается до 1,8% и до комфортных 0,93% на фокусном 20 мм. Характер геометрических искажений («бочка») остается неизменным на всем диапазоне фокусных расстояний.
Разрешение и резкость
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX откровенно порадовала: не только постоянством и уверенной работой начиная с полностью открытой диафрагмы, но и высокими показателями разрешающей способности. Особо подкупила относительно небольшая разница центр/края на всех значениях диафрагмы.
Если вы ставите резкость во главу угла, то Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX совершенно точно не разочарует и придется ко двору.
О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX уверенно справляется с затемнением краев и углов кадра по сравнению с его центром.
Для широкоугольного объектива с максимальной диафрагмой f/2.0 то, что виньетирование не превышает 2 ступеней независимо от пары фокусное/диафрагма, можно считать отличным результатом.
Хроматические аберрации
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX выступила очень стабильно. Показанные результаты и поведение объектива схожи на всем диапазоне фокусных расстояний.
Значения несколько выше условно-комфортного уровня в 0,06%, но ненамного и не критично. Признаюсь, что я ожидал много худшего.
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX на удивление неплохо справляется с комой и отменно – с окраской зон вне фокуса – дополнительные плюсы к характеристикам героя обзора.
Автофокус
В приводе автофокуса Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX используется обычный микромотор. Я не нашел упоминания об использовании «Silent-Drive Module» (модуля бесшумного привода, в котором моторчик и редуктор объединены в одно целое и помещены в закрытый корпус), но субъективно скорость и шумность работы сравнимы с Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX, которая им оборудована. Прогон по всей дистанции занимает чуть больше секунды, звук присутствует, но негромкий и скорее перемещения механических частей, чем работы привода.
Характер фокусировки комфортный: раздражающая подстройка, многоходовость и рыскание нечасты даже в сложных условиях. Цепкость без нареканий. Процент явных промахов по вине автофокуса находится в привычных рамках, повторяемость результатов без особых нареканий.
Тестируемый экземпляр Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX отличался невыраженной и странно проявляющей себя склонностью к смещению точки фокусировки при диафрагмировании (focus-shift): в диапазоне фокусных 14 – 18 мм герой обзора фокусировался без нареканий и точно в цель, на фокусном 20 мм легкий бэк-фокус на f/2.0 превращался во фронт-фокус на прикрытых диафрагмах. На приведенных примерах показаны 100% кропы последовательных (f/2.0 – f/2.8 – f/4.0) снимков на фокусном 14 мм и 20 мм.
При использовании объектива не для тестов, а по прямому назначению, работа фазового автофокуса нареканий не вызвала.
Работа контрастного автофокуса отличается медлительностью и может раздражать характером (объектив мелкими шажками настраивает фокусировку), но к точности и повторяемости результатов претензий никаких.
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX практически не подвержена изменению размера объекта при фокусировке (focus breathing) и, как мне показалось, ее можно отнести к парфокальным объективам.
Изображение, боке, контровый свет
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX без сомнения умеет рисовать привлекательную, контрастную и «сочную» картинку. Цветопередача без особых нареканий, с некоторым упором на оттенки синего (мне показалась близкой к той, которую считают присущей «фирменному рисунку» объективов Токина), что прекрасно укладывается в идеологию широкоугольного объектива, одной из главных задач которого выступает пейзажная съемка.
Боке несколько перегружено, но сама способность убедительно размывать зоны вне фокуса для широкоугольного объектива отрадна. Несколько малохудожественных, но полноразмерных JPEG-кадров без обработки, снятых на f/2.0, размещены на отдельной страничке «Примеры» (аккуратнее, трафик).
Работа в контровом свете у меня нареканий не вызвала: Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX даже без бленды до последнего сопротивляется появлению артефактов. При желании, разместив источник в углу кадра, можно добиться «расцвечивания», но достаточно скромного. С переотражениями чуть хуже – без бленды на открытых значениях диафрагмы источник света в кадре и близко к его краям приводит к снижению контраста.
Заключение
Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX понравилась. Понравилась не только технически, но и эмоционально: я с удовольствием снимал объективом и радовался результатам. Tokina AT-X 14-20/2 Pro DX стоит особняком, прямых конкурентов и аналогов у модели нет, возможно именно это, наряду с убедительным качеством формируемого изображения, и привело к ощущению новизны и неизбитости.
Технически все в полном порядке с резкостью, дисторсией, виньетированием, комой и окраской зон вне фокуса. Приятно удивляет полностью рабочая f/2.0. Хроматика чуть выше условно приемлемых значений, но лучше ожидаемого. Есть несколько замечаний к работе автофокуса тестового экземпляра, но мелких и в целом не портящих общее впечатление.
Настоятельно рекомендую тем владельцам APS-C фотоаппаратов Canon и Nikon, которых не смутит цена в 840 долларов США (по версии b&hphoto на момент написания обзора).
Благодарю представительство Kenko-Tokina в России за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Август 2016 года
Еще по теме на Vlador.com
Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED
Sigma AF 10-20/4-5.6 EX DC HSM
Write a comment
Александр (Monday, 07 May 2018 19:51)
Большое спасибо за обзор!
Vlador (Wednesday, 09 May 2018 19:53)
Александр, и Вам спасибо за отзыв! Заходите еще!
Геннадий (Sunday, 06 December 2020 20:41)
Подскажите ,пожалуйста как у него будут обстоять дела с автофокусом для съемки видео на кенон 800д