Обзор и тест макрообъектива Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro
Tokina не баловала поклонников количеством предлагаемых моделей макрообъективов: в середине 90х годов была выпущена неавтофокусная Tokina AT-X 90/2.5 macro, заслужившая у поклонников прозвище «Bokina» за отменную картинку и выдающееся размытие зон вне фокуса, а в 1993 – Tokina AF 100/2.8 AF macro. Обе эти модели давали увеличение 0,5х (1:2), не дотягивая до «настоящих» 1:1 макрообъективов. Прорваться в «лигу 1:1» помогла совместная работа с Pentax: в 2005 году была анонсирована Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro.
В отличие от других «разработанных в сотрудничестве с Pentax» объективов, зачастую «схожих до степени смешения», Tokina AT-X 100/2.8 D Pro macro использует аналогичную анонсированному в августе 2004 года Pentax SMS DF-A 100/2.8 macro оптическую схему, но серьезно отличается механикой и конструкцией. Внешне и габаритами герой сегодняшнего обзора ближе к Tamron AF 90/2.8 SP Di macro.
Технические характеристики
Фокусное расстояние: 100 мм
Доступны варианты: Canon, Nikon (вариант под Nikon без встроенного мотора автофокуса)
Комплект поставки
Коробка привычного для Tokina дизайна. В коробке:
Отрадно присутствие в комплекте одного из самых недорогих макрообъективов качественной круговой бленды. Внутренняя поверхность бленды покрыта фетром.
Изготовление, конструкция, эргономика
Нареканий на качество изготовления нет. Байонет металлический, окошко расстояний в наличии, кольцо ручного фокуса покрыто рифленой резиной. Сборка крепкая, люфты и допуски отсутствуют, пластик качественный.
Объектив меняет размеры при фокусировке, выдвигая передний элемент вперед на 4,5 см к положению минимальной дистанции. Передний элемент не вращается – использование фильтров не затруднено. Защитный фильтр потребуется вряд ли: передний элемент утоплен почти на 3 см.
Кольцо фокусировки занимает переднюю часть объектива, широкое (32 мм), в режиме автофокуса механической связи с фокусирующими элементами не имеет. Переключение режимов производится перемещением кольца на себя в ручной режим, от себя – в режим автофокуса. Ход кольца плавный, без рывков и заеданий, с комфортным усилием. Полный ход кольца составляет почти 230 градусов, что достаточно для комфортного наведения на резкость.
Интересен ограничитель дистанции фокусировки: у него два положения, но он позволяет установить 3 режима. Положение Full – автофокус работает на всем диапазоне от минимальной дистанции до бесконечности. Положение Limit ограничивает дистанцию или режимом макро (30 – 37 см), или наоборот, исключает макро дистанцию. Выбор зависит от того, в каком положении включается ограничитель.
Претензий к эргономике нет: объектив удобен в использовании, дружелюбен размерами и весом. Придраться можно к выдвигающемуся «хоботу» - мне больше по душе объективы, не меняющие размеров при фокусировке.
Геометрические искажения
Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro практически свободна от геометрических искажений – крайне незначительная бочкообразная дисторсия в 0,21% не будет видна на реальных снимках. Отличный результат!
Разрешение и резкость
Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro не разочарует владельца: объектив можно без сомнений использовать уже на полностью открытой диафрагме, приемлемая резкость сохраняется вплоть до f/22. Модель совершенно точно не уступает по этому параметру прямым конкурентам.
f/2,8 | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 | |
Центр | 88% | 94% | 100% | 99% | 88% |
Край | 84% | 88% | 90% | 91% | 85% |
Угол | 72% | 80% | 82% | 86% | 82% |
88% | 101% | отлично |
74% | 87% | очень хорошо |
60% | 73% | хорошо |
47% | 59% | приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro неплохо справляется с виньетированием. Затемнение по краям и углам кадра явно присутствует на полностью открытой диафрагме, где его значение достигает 1,5 ступеней, но уже на f/4.0 эффект снижается до комфортных 0,75 ступени.
На F/5.6 виньетирование не превышает 0,35 ступени.
Фокусировка
В приводе автофокуса используется обычный микромотор. Процесс сопровождается отчетливым «подвывающим» звуком. Скорость автофокуса посредственная, прогон по полному диапазону занимает более 2 секунд - использование ограничителя дистанции фокусировки рекомендуется настоятельно. Цепкость средняя, к точности претензий нет.
Тестируемый экземпляр не показал склонности к бек или фронт-фокусу.
Тестирование Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro совпало по времени со знакомством с программой Reikan FoCal. Программа в первую очередь предназначена для автоматической внутрикамерной подстройки автофокуса на обладающих такой функцией фотоаппаратах Canon и Nikon, но меня она в большей степени заинтересовала возможностью программного тестирования работы автофокуса.
Объективы Токина часто критикуют за неуверенную работу в режиме LiveView, но субъективные ощущения – это одно, а автоматический анализ – другое. Reikan FoCal умеет тестировать стабильность работы автофокуса: он делает серию снимков, сбивая фокусировку и заново фокусируясь каждый раз, а разброс качества между худшим и лучшим результатом позволяет оценить стабильность фокусировки.
Повторяемость результатов модели в режиме фазового и контрастного автофокуса: в режиме фазового автофокуса повторяемость составила 96%, в режиме LiveView (контрастный АФ) – 77%. Первый результат не вызывает никаких нареканий, второй явно проигрывает. Добавлю, что при работе в режиме LiveView можно покритиковать и цепкость модели.
Хроматические аберрации
Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro отлично справляется с хроматическими аберрациями. На полностью открытой диафрагме их ширина не превышает психологически важную отметку в 1 пиксель и почти в два раза не дотягивает до 0,06% - границы между «приемлемо и плохо»: ширина 0,96 пикселя (0,035%).
Прикрытие диафрагмы несколько ухудшает показатели:
Окраска зон вне фокуса присутствует на полностью открытой диафрагме, но контролируется очень неплохо и становится незаметной уже на f/4.0
Картинка, боке, контровый свет
Качество формируемого Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro изображения не вызывает никаких нареканий. Цвета естественные, насыщенные, контрастность высокая независимо от значения диафрагмы.
Объектив не только умеет размывать зоны вне фокуса, но делает это убедительно и деликатно. Боке правильное, ненавязчивое. Особенно радует размытие перед зоной резкости, которое хромает у многих объективов.
Утопленный в корпус передний элемент помогает герою обзора успешно справляться со сложными условиями освещения даже без бленды. Склонность к падению контраста, переотражениями и артефактам при работе в контровом свете практически отсутствует.
Заключение
Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro определенно понравилась. По-настоящему «честный» объектив, обеспечивающий отличное качество изображения. Тестовый экземпляр убедительно выступил во всех тестовых дисциплинах. Придраться можно только к работе автофокуса, но именно «придраться»: криминала нет, просто чуть медленнее, шумнее и неувереннее конкурентов.
Владельцам фотоаппаратов Canon, задумывающимся о приобретении недорогого 1:1 макро-объектива, предстоит нелегкий выбор из трех моделей:
Все претенденты не вызывают никаких нареканий на резкость, уверенно борются с аберрациями, «рисуют правильные привлекательные картинки», отличаются высоким качеством изготовления. Canon выигрывает по скорости автофокуса, виньетированию на открытой диафрагме и неизменности размеров, но стоит на 10% дороже, продается без бленды и чуть проигрывает качеством боке (по моему мнению).
Цены Тамрона и Токины почти равны, бленду к ним докупать не нужно, она идет в комплекте, обе модели меняют размеры при фокусировке, обе проигрывают «родному» объективу в скорости автофокуса. Автофокус Tamron работает чуть быстрее, но Tokina предпочтительнее в сложных условиях освещения.
Выбор нелегок, но я твердо рекомендую включить Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro в список рассматриваемых для покупки моделей: она совершенно точно не разочарует.
Благодарю представительство Kenko-Tokina за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Август 2013 года