Обзор и тест объектива Tamron AF 28-300/3.5-6.3 XR Di VC LD Aspherical (IF) macro или фотоаппарат-гиперзум на базе EOS 5D mark II
Опасаюсь, что пуристы, ригористы и другие всяческие снобы забросают помидорами вперемешку с камнями, но признаюсь: периодически хочется превратить зеркалку в мыльницу, преодолев вечную несовместимость универсальности и качества.
Подход «все и сразу» или «сделайте мне гиперзум» более присущ компактным фотоаппаратам, а в «зеркальном мире» - камерам с кроп-фактором. Уменьшенный формат кадра APS-C фотоаппаратов дружелюбнее к разработчикам объективов, облегчая им задачу увеличения кратности объектива при сохранении вменяемых габаритов и веса. Объективами APS-C формата с кратностью 10 и больше отметились практически все производители: 18-200 есть у Canon, Nikon, Sigma, Sony и Tamron. Tamron и Sigma предлагают еще и 18-250, а Tamron даже 18-270 – больше только у Nikon 18-300/3.5-5.6VR.
С гиперзумами для полноформатных фотоаппаратов все сложнее. Canon в 2004 году выпустил EF 28-300/3.5-5.6L IS USM – помповый объектив, весом 1700 грамм, размером 92*184 мм и ценой 2700 долларов. Nikon ответил только через 6 лет, выпустив Nikkor 28-300/3.5-4.5G ED VR - объектив среднего ценового диапазона (1050 долларов), весом 800 грамм и размером 83*115 мм.
У Sigma и Tamron давно были нестабилизированные 28-300, Sigma выпускает еще десятикратную «Бигму» - AF 50-500/4-6.3 OS, но она интересна в меньшей степени из-за отсутствия широкого угла.
Герой сегодняшнего обзора – Tamron 28-300/3.5-6.3 VC – был анонсирован в октябре 2007 года. Объектив для компании знаковый – это первая модель, в которой использован оптический стабилизатор собственной разработки. Я ждал прихода Тамрона на тест не столько из академического, сколь из практического интереса: технические характеристики (кратность, вес и габариты) в сочетании с ценой на бумаге делают этот объектив идеальным travel-zoom (или «путешественником») для владельца полнокадрового зеркального фотоаппарата. Периодически и меня посещала мысль о приобретении. Оставалось выяснить степень компромиссности – то, что «все и сразу» невозможно понятно заранее. Но вдруг качество формируемого изображения у модели приемлемо, а инженерам Тамрон удалось скрестить ужа и ежа: выпустить недорогой, легкий, компактный, почти 11-кратный зум с оптическим стабилизатором и с хорошим качеством изображения?
Технические характеристики
Выпускаются варианты под Canon и Nikon
Комплект поставки
Традиционен для объективов Tamron. Коробка на удивление небольшая по размерам, наклейка о 5-летней гарантии в наличии. В коробке:
Качество материалов и изготовления, конструкция и эргономика
Tamron 28-300/3.5-6.3 VC не пытается казаться тем, чем он не является – это объектив среднего ценового диапазона, однако сделанный на удивление неплохо. Ощущение «монолитности» конструкции отсутствует, но претензий к качеству сборки нет. Корпус выполнен из неплохого пластика, крепление байонета металлическое.
Ближе к креплению байонета расположены два переключателя: режима фокусировки и стабилизатора. Переключатели удобные: убедительно крупные по размеру, с четким перещелкиванием между позициями.
Центр объектива занят широким (52 мм) кольцом изменения фокусных расстояний. Рабочая часть кольца шириной 3.5 см покрыта рифленой резиной, на кольцо со стороны фотоаппарата нанесена разметка фокусных расстояний. Ход кольца короткий – 90 градусов, кольцо мало демпфировано, но ощущения «пластик по пластику» не вызывает. Кольцо сидит плотно, никакой разболтанности, ход кольца на новом объективе несколько туже привычного, усилие равномерное при зуммировании из положения 300 мм к 28 мм, при обратном зуммировании явно ощущается затруднение между 135 и 200 мм.
Окошко расстояний отсутствует, разметка нанесена на кольцо ручной фокусировки. Кольцо шириной 2 см занимает переднюю часть объектива, центральная часть (1 см) покрыта рифленой резиной. В приводе автофокуса Tamron 28-300/3.5-6.3 VC используется обычный микромоторчик и кольцо вращается в режиме автофокуса. Наивно было бы ожидать, что в 630 долларов цены удастся вместить ультразвуковой привод (в довесок к почти 11-кратному зуму, оптическому стабилизатору, бленде), да и USM у Tamron впервые появился на AF 70-300/4-5.6 Di VC USD, только через 3 года. К чести объектива отмечу, что кольцо расположено относительно удобно и после первого привыкания к объективу перестает назойливо мешать хвату, а передний элемент при фокусировке не вращается. Ход кольца фокусировки короткий, около 70 градусов, разболтанность отсутствует, ощущение «пластмассовости хода» присутствует.
Могучий диапазон фокусных Tamron 28-300/3.5-6.3 VC обуславливает изменение размеров объектива и применение так называемой двухкамерной конструкции механизма зума. Передний элемент выдвигается к положению 300 мм на 9,5 см. Хобот на новом объективе сидит как влитой: никакого люфта на всех фокусных. Объектив оборудован замком зума, запирающим его в положении 28 мм: на новом объективе такое решение воспринимается перестраховкой и излишеством - никакой склонности к самостоятельному раскладыванию даже с надетой блендой и фильтром не наблюдается. Но подход «сделаем, лишним не будет» понравился. Задний элемент объектива при зуммировании также перемещается вслед за передним: на объективе без пылезащиты, думаю, это может стать проблемой.
Tamron AF 70-300/4-5.6 Di VC USD – объектив с переменной максимальной диафрагмой:
Мой Canon EOS 5D mark II напрочь отказался заносить в exif максимальную диафрагму в f/6.3, прописывая ее значение равным f/5.6, однако, по экспопарам можно сделать вывод, что после 240 мм максимальная диафрагма становится меньше f/5,6. Не покидало и ощущение, что максимальную светосилу оценили «в пользу объектива»: в положении теле для того, чтобы добиться экспопары, аналогичной выставляемой фотоаппаратом при использовании объектива Canon, приходилось периодически вносить небольшую положительную экспокоррекцию.
Способность фокусироваться с 49 см (около 30 см от переднего элемента) несомненное благо и на фокусном 300 мм Tamron способен радовать любителей крупного плана очень неплохим для такого объектива увеличением в 0,33х. Обратной стороной медали является традиционное для зум-объективов такого типа снижение эффективного фокусного расстояния при съемке с близкой дистанции. Эффект у Tamron 28-300/3.5-6.3 VC выражен больше ожидаемого: на дистанциях до 3 метров его фокусное 300 мм больше напоминает 200 (при фокусировке на бесконечность эффект пропадает).
Tamron AF 70-300/4-5.6 Di VC USD дружелюбен к владельцу: удивительно компактен и легок, на сантиметр меньше и на 100 грамм легче привычного и комфортного для меня Canon EF 24-105/4L IS USM. Органы управления расположены удобно. Единственный небольшой минус, о котором уже сказано – вращающееся в режиме автофокуса кольцо фокусировки. К качеству материалов и изготовления претензий нет.
Геометрические искажения
Начнем с ремарки (она будет часто появляться в этом обзоре): результаты тестов нужно рассматривать, делая скидку на «гиперзумность» Tamron 28-300/3.5-6.3 VC.
Геометрические искажения присутствуют на всем диапазоне фокусных. На широком угле присутствует явная бочкообразная дисторсия. Уровень в 4,53% серьезно превышает комфортный и при присутствии на снимке прямых линий может потребовать коррекции при постобработке. Отмечу, что выраженность эффекта сравнима с немалой «бочкой», которой отличается Canon EF 24-105/4L IS USM (4,4%), но характер геометрии хуже у Тамрон – проглядывают сложные для исправления «усы».
По мере роста фокусных бочкообразная дисторсия быстро сменяется на подушкообразную. На фокусном 35 мм «бочка» не превышает совершенно комфортных 0,6%. В районе фокусного 40 мм характер дисторсии меняется и объектив практически свободен от геометрических искажений.
Диапазон с 40 мм до 300 мм отличается выраженной подушкообразной дисторсией с пиком, приходящимся на диапазон 70 – 150 мм.
На фокусном 50 мм «подушка» составляет внушительные 1,79%.
На фокусном 100 мм превышает уровень в 2% – 2,37%
На фокусном 135 мм также выше 2% – 2,23%
На фокусном 200 мм – 2,01%
Геометрические искажения незначительно снижаются в диапазоне 200 – 300 мм до уровня в 1,7% на 300 мм. Абсолютными значениями Tamron 28-300/3.5-6.3 VC похвастаться не может, но для 11-кратного зума выступает достаточно убедительно, да и подушкообразная дисторсия (а она превалирует), как правило, менее заметна на реальных снимках.
Разрешение и резкость
Чудеса случаются редко и Tamron 28-300/3.5-6.3 VC к волшебникам причислить не удастся. Ничего ужасного, а в диапазоне 28-135 мм результаты неплохие, но в целом (если не оправдывать результаты экстремальным диапазоном фокусных расстояний) я бы охарактеризовал разрешение объектива как «ниже среднего».
Цифр и табличек много, предварю их кратким резюме: есть известное репортерское правило, авторство которого приписывают Аллену Хопкинсу, гласящее «Ставь f/8 и будь на месте (F/8 and be there)». К репортерским объективам Tamron 28-300/3.5-6.3 VC отнести сложно из-за небыстрого автофокуса, но вот совет про f/8 для него актуален: максимально возможное качество достигается на f/8 – f/11 независимо от фокусного расстояния. И если в диапазоне 28 – 100 мм еще можно баловаться со снимками на открытых значениях диафрагмы, то со 135 мм – не рекомендую.
И еще пару слов: снимки с Tamron 28-300/3.5-6.3 VC мало предназначены для попиксельного разглядывания (особенно по краям и углам кадра) – могут расстроить. Если поиски «попиксельной резкости» занимают большую часть вашего времени, то объектив точно не понравится. Для фиксации «всего и вся» с последующим распечатыванием вплоть до размера А4 или выкладывания на странички и в нефотографические блоги – отличный вариант. Объектив резок настолько, насколько это для него возможно.
Фокусное 28 мм
28 мм |
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
81% |
85% |
97% |
99% |
92% |
Середина |
76% |
80% |
88% |
90% |
85% |
Угол |
65% |
67% |
82% |
84% |
81% |
Фокусное 35 мм
35 мм |
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
80% |
86% |
97% |
98% |
93% |
Середина |
73% |
79% |
85% |
88% |
86% |
Угол |
65% |
68% |
80% |
82% |
82% |
Фокусное 50 мм
50 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
82% |
94% |
100% |
91% |
Середина |
76% |
84% |
88% |
86% |
Угол |
66% |
76% |
83% |
82% |
Фокусное 70 мм
70 мм |
f/4,5 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
83% |
95% |
99% |
90% |
Середина |
77% |
83% |
87% |
86% |
Угол |
67% |
71% |
82% |
82% |
Фокусное 100 мм
100 мм |
f/4,5 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
82% |
94% |
97% |
93% |
Середина |
79% |
81% |
87% |
86% |
Угол |
68% |
75% |
81% |
82% |
Фокусное 135 мм
135 мм |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
83% |
89% |
88% |
Середина |
78% |
84% |
83% |
Угол |
66% |
76% |
80% |
Фокусное 200 мм
200 мм |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
74% |
83% |
82% |
Середина |
65% |
78% |
77% |
Угол |
59% |
69% |
75% |
Фокусное 300 мм
300 мм |
f/6,3 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
70% |
81% |
83% |
Середина |
65% |
73% |
76% |
Угол |
55% |
63% |
69% |
97% |
112% |
отлично |
82% |
96% |
очень хорошо |
67% |
81% |
хорошо |
52% |
66% |
приемлемо |
|
51% |
плохо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета»
Виньетирование
Tamron 28-300/3.5-6.3 VC ожидаемо затемняет углы и края кадра на открытых значениях диафрагмы. Наиболее выражен эффект в крайних положениях фокусных расстояний, в середине диапазона ситуация симпатичнее.
На широком угле и полностью открытой диафрагме виньетирование достигает внушительных 3,5 ступеней, что может потребовать исправления при постобработке.
Выраженность эффекта снижается по мере роста фокусных:
К фокусному 300 мм виньетирование вновь возрастает до 1,7 ступени на открытой диафрагме, но уже на f/8.0 снижается до комфортных 0,8 ступени.
На снимках, сделанных на прикрытой на 1 ступень диафрагме, Tamron 28-300/3.5-6.3 VC может потребовать коррекции виньетирования только на фокусных 28-50 мм. В целом, очень неплохо.
Фокусировка
Tamron 28-300/3.5-6.3 VC обладает всеми отличительными чертами объективов с обычными микромоторами в приводе автофокуса: звуковым сопровождением процесса, некоторой медлительностью и крутящимся кольцом ручной фокусировки. Однако, звук фокусировки не громкий и не раздражающий. Скорость явно ниже USM-объективов, но мало уступает другим «неультразвуковым» моделям, выгодно отличаясь от Tamron 70-200/2.8 SP Di LD.
Присутствуют некоторые проблемы с «цепкостью»: Tamron 28-300/3.5-6.3 VC уверенно фокусируется в благоприятных условиях, но при недостатке освещения склонен к рысканию, а в положении «теле» способен напрочь отказаться находить объект (повторюсь – при недостатке освещения, не мешающем другим объективам, и на фокусных 200 – 300 мм).
Никакой склонности к бэк и фронт фокусу у тестируемого экземпляра найти не удалось: независимо от фокусного расстояния Tamron 28-300/3.5-6.3 VC попадал точно в цель. Количество промахов по вине автофокуса не превышает привычного за одним исключением: показалось, что в диапазоне 28 – 35 мм объектив периодически промахивается при фокусировке близко к бесконечности. Ощущение субъективное, закономерности не обнаружил, но впечатление такое сложилось.
Ручная фокусировка осложняется невысокой светосилой объектива и коротким ходом кольца – всего около 70 градусов.
Хроматические аберрации
Контроль над хроматическими аберрациями у Tamron 28-300/3.5-6.3 VC определенно хромает. ХА присутствуют на всем диапазоне фокусных расстояний, а выраженность эффекта мало снижается с прикрытием диафрагмы.
Объектив наиболее подвержен хроматическим аберрациям на краях диапазона фокусных, достаточно убедительно выступая в диапазоне 100 – 135 мм. На полностью открытой диафрагме и фокусном 28 мм ширина ХА достигает 2,2 пикселей. На фокусном 300 мм – до 3,5 пикселей по углам кадра.
Такой уровень хроматических аберраций субъективно делает края и углы кадра еще менее резкими и детализированными. На приведенном примере – 100% кроп угла кадра, сделанного на фокусном 300 мм и диафрагме f/6.3.
Картинка и работа стабилизатора
К цветопередаче особых претензий нет, а вот контрастности формируемому изображению несколько не хватает: картинка без дополнительных несложных манипуляций в графическом редакторе зачастую выглядит невыразительно. Относительно невысокая светосила на «самых портретных» фокусных 100 – 135 мм не позволяет всерьез обсуждать качество боке, хотя определенного его количества добиться можно, увеличив расстояние от объекта до фона.
Есть нарекания к работе в контровом свете и в ситуациях, когда источник находится близко к краю кадра. Tamron 28-300/3.5-6.3 VC легко «ловит зайцев», но главное – еще больше теряет и так невысокую контрастность. Идущая в комплекте лепестковая бленда помогает мало и больше на широком угле.
Tamron 28-300/3.5-6.3 VC стал первым объективом компании, в котором применен стабилизатор изображения собственной разработки. Стабилизатор очень неплох; 2 ступени преимущества он обеспечивает без проблем, 2,5 – 3 ступени часто. Помогает он и кадрированию, особенно на фокусных 200 – 300 мм, замораживая изображение в видоискателе.
Заключение
Идея универсального объектива привлекательна. Особенно она мила сердцу фотолюбителей, нечасто планирующих свой съемочный процесс – диапазон от 28 мм до 300 позволяет быть готовым к любым неожиданностям. Несколько лет назад я недолго, но старательно знакомился с Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS USM. Не могу сказать, что он значительно превосходит Tamron 28-300/3.5-6.3 VC качеством картинки: разительного отличия в резкости, геометрических искажениях и виньетировании нет, а превосходство в контрастности, количестве ХА и автофокусе искупается разницей в цене, конструктиве (не люблю помповых объективов), размерах и весе.
Несмотря на все ограничения и огрехи, Tamron 28-300/3.5-6.3 VC мне понравился. Признаюсь, что я с трудом отказался от его приобретения, уговорив себя тем, что привычный диапазон EF 24-105/4L IS не испытывает на себе компромиссов, связанных с дополнительными 200 мм фокусного, а в теледиапазоне я снимаю очень редко. Буду ждать появления полнокадрового 28 – 200, чуть более светосильного и убедительного по разрешению, но настолько же восхитительно компактного.
Вряд ли Tamron 28-300/3.5-6.3 VC годится на роль единственного объектива для обладателя полнокадрового зеркального фотоаппарата. Чудеса редки и компромиссность присутствует: объектив старательно максимизирует универсальность, несколько теряя в качестве изображения на каждом конкретном отрезке диапазона. Но стать верным другом и спутником фотопрогулок и поездок, позволяющим путешествовать налегке и не задумываться о том, какой объектив будет востребован и что грузить в неподъемную сумку, Tamron 28-300/3.5-6.3 VC определенно способен.
Для любителей посмотреть в 100% увеличении: внутрикамерный Jpeg на фокусном 300 мм и f/8.0 (7 Мб)
декабрь 2012 года
Write a comment