Обзор и результаты тестирования объектива Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD
В начале 2003 года Tamron выпустил свой вариант «светосильного зума на каждый день» - модель А09 или AF 28-75/2.8 SP XR Di LD Aspherical (IF). Рекламировали объектив как «самый компактный и легкий в истории светосильный зум», а EISA присудила ему награду «лучшего любительского объектива 2003-2004 годов». Модель выпускается без изменений до сих пор, а единственным апгрейдом стало появление в 2008 году варианта под Nikon со встроенным мотором автофокуса.
Объектив быстро завоевал популярность и до сих пор пользуется спросом у фотолюбителей, стремящихся получить максимум на вложенные деньги. Мой опыт общения с Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD был положительным: 2 экземпляра в разное время использовались на Canon (один на EOS 30D, второй – на EOS 5D) и еще один верно служил на Nikon D200). В немалой степени привлекательность модели основывается на сочетании неплохих характеристик и невысокой цены, и я нередко советую фотолюбителям присмотреться к этой модели (особенно владельцам APS-C фотоаппаратов). Сравним цены на модели с максимальной диафрагмой f/2.8:
Интересно, что Sony Alpha 28-75/2.8 SAM (а ранее - Konica Minolta AF 28-75/2.8 D) копирует оптическую схему героя сегодняшнего обзора, а стоит почти в 2 раза больше.
Технические характеристики
Выпускаются варианты: Canon, Sony (Minolta), Nikon, Pentax
Комплект поставки
Комплект соответствует невысокой цене – на чехол для хранения и переноски надеяться не стоит, но бленда в комплекте присутствует. В небольшой коробке покупателя ждут:
Изготовление, конструктив, эргономика
Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD вряд ли поразит владельца качеством использованных материалов и изготовления: впечатление модель производит схожее с обычными бюджетными объективами, хотя относится к верхней линейке моделей Tamron, о чем свидетельствует аббревиатура SP в названии. Претензий особых нет, но обычный пластик, отсутствие «монолитности» конструкции и общее ощущение «пластмассовости» не вяжутся с представлениями о качественных зумах с максимальной светосилой f/2,8.
Байонет металлический, окошко расстояний отсутствует, кольца ручной фокусировки и изменения фокусных расстояний покрыты нескользящей рифленой резиной.
Объектив меняет размеры при зуммировании: передний элемент выдвигается почти на 3,5 см к положению 75 мм. Выдвигающийся «хобот» чуть люфтит даже на новом объективе, с течением времени ситуация только ухудшается: увеличивается не только люфт, но объектив начинает явно тяготеть к самостоятельному изменению фокусных расстояний – хобот перемещается под собственным весом при наклоне объектива. С этим призван бороться фиксатор зума, запирающий объектив в положении 28 мм, но помогает он лишь при переноске и съемке на широком угле.
Кольцо зуммирования широкое – целых 4 см (3 из которых покрыты резиной), демпфирование слабое, ход равномерный с комфортным усилием. Расположено кольцо в центре корпуса объектива, им удобно пользоваться. Ход кольца короткий – менее 90 градусов.
Кольцо ручного фокуса занимает переднюю часть корпуса объектива. Ширина 23 мм, обрезиненная часть – 13 мм. Кольцо вращается в режиме автофокусировки. Ход кольца короткий – всего около 45 градусов. Передний элемент не вращается ни при зуммировании, ни при фокусировке; неглубокая лепестковая бленда также не мешает использованию фильтров.
Переключатель режимов работы автофокуса расположен удобно, им легко оперировать наощупь (объектив не предполагает использования ручной фокусировки в режиме автофокуса).
Есть в неубедительности конструкции положительная черта: щадящий вес всего в 510 грамм, но если бы лишние 200-300 грамм исправили бы разбалтывающийся хобот и крутящееся в режиме автофокуса кольцо ручной фокусировки, я бы с радостью принял такое «утяжеление».
Ругать, так ругать: удобной передней крышке совсем не соответствует мерзкая задняя. Может это личностные особенности, но к тамроновским задним крышкам я так и не привык (даже сигмовские относятся ко мне дружелюбнее).
Качество изготовления и материалов героя обзора проигрывают большинству конкурентов, но соответствуют невысокой цене.
Геометрические искажения
Свободным от геометрических искажений Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD не назвать, но объектив выгодно выделяется на фоне большинства одноклассников. Поведение характерно: бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется «подушкой» по мере роста фокусных. Ожидаемо, дисторсия наиболее выражена на краях диапазона фокусных расстояний.
На фокусном 28 мм бочкообразная дисторсия составляет внушительные 2%, что совсем немало, но лучше, чем у многих конкурентов.
«Бочка» снижается до относительно комфортных 0,7% на фокусном 35 мм. Характер дисторсии меняется в районе фокусного 45 мм, где объектив практически свободен от геометрических искажений.
На фокусном 50 мм подушкообразная дисторсия составляет 0,3%.
На фокусном 75 мм показатель поднимается до 1%.
Характер дисторсии правильный, ее легко устранить при постобработке. В целом, очень неплохие показатели.
Разрешение и резкость
Центр хорош на всех фокусных уже на полностью открытой диафрагме. Края подтягиваются до приемлемого уровня на f/4.0, углы – на f/5.6. Ожидаемо проблемнее диапазон 28 – 35 мм, равномерность по полю кадра выше на 50 – 75 мм.
Отличие центр/края сохраняется на полном кадре на всех рабочих значениях диафрагмы, но в диапазоне f/5.6 – f/16 не доставляет особых неудобств. На APS-C фотоаппаратах углы могут досаждать на f/2.8, но уже на f/4.0 разница снижается до полностью приемлемого уровня.
Фокусное 28 мм:
28 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
75% |
84% |
93% |
94% |
90% |
Край |
58% |
64% |
75% |
79% |
80% |
Угол |
46% |
55% |
66% |
72% |
74% |
Фокусное 50 мм:
50 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
82% |
90% |
95% |
94% |
88% |
Край |
72% |
78% |
80% |
82% |
81% |
Угол |
58% |
65% |
74% |
77% |
74% |
Фокусное 75 мм:
75 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
88% |
96% |
100% |
97% |
92% |
Край |
74% |
80% |
83% |
85% |
83% |
Угол |
60% |
67% |
75% |
78% |
75% |
89% |
103% |
отлично |
75% |
88% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
47% |
60% |
приемлемо |
|
46% |
плохо |
О методе отображения полученных данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Поведение Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD Aspherical не отличается от поведения одноклассников и конкурентов: виньетирование на открытых значениях диафрагмы намного превосходит комфортный уровень, а приемлемые результаты достигаются лишь на прикрытой до f/5.6 диафрагме. Виньетирование наиболее выражено на широком угле: углы кадра на фокусном 28 мм и f/2.8 отличаются от центра на внушительные 2,7 ступени. Прикрытие до f/4.0 ситуацию исправляет, но недостаточно – 1,7 ступени. Лишь на f/5.6 затемнение снижается до уровня в 0,95 ступени.
На фокусном 50 мм и f/2.8 виньетирование составляет 1,6 ступени, снижаясь до 0,8 ступени на f/4.0 и до комфортных 0,35 ступени на f/5.6
На фокусном 75 мм и полностью открытой диафрагме – 1,8 ступени. На f/4.0 – 1 ступень. 0,6 ступени на f/5.6
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации присутствуют на всех фокусных и значениях диафрагмы, а по краям диапазона на открытых значениях их уровень превышает условно комфортный в 0,06%.
ХА отчетливо присутствуют в углах кадра на фокусном 28 мм, где их ширина на f/2.8 превышает 2 пикселя (2,12 пикселя или 0,075%). Прикрытие на 1 ступень ситуацию не исправляет – 1,94 пикселя или 0,069%. Чуть лучше ситуация на f/5.6 и f/8.0: 1,62 пикселя (0,057%) и 1,45 пикселя (0,051%) соответственно.
В середине диапазона все неплохо и в пределах допустимого даже в углах кадра
Фокусное 35 мм
Фокусное 50 мм
На фокусном 75 все неплохо уже при прикрытии диафрагмы на 1 ступень, но на f/2.8 ширина ХА достигает 2,13 пикселя или 0,077%.
К чести героя обзора, он очень неплохо справляется с окраской зон вне фокуса: даже на f/2.8 она не досаждает и практически полностью исчезает уже на f/4.0
Автофокус
В приводе автофокуса Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD используется обычный микромотор. Процесс не бесшумен, но скорость особых нареканий не вызывает – не мгновенно, как у лучших представителей, оборудованных кольцевыми USM-моторами, но и не удручающе медленно. Прогон по всей дистанции занимает чуть больше секунды.
К цепкости нет никаких нареканий при благоприятных условиях освещения, но при недостатке света и на низкоконтрастных сценах герой обзора капризничает и склонен к рысканию. Нередко объектив не может зацепиться в условиях, когда другие объективы затруднений не испытывают.
Отдельно нужно поговорить о точности и повторяемости результатов. Количество откровенных промахов несколько больше привычного, повторяемость результатов в диапазоне фокусных 28 – 35 мм при использовании фазовой автофокусировки не вызывает нареканий, но по мере роста фокусных расстояний начинает озадачивать и при использовании фазового автофокуса, и при контрастном. Reikan Focal оценивает стабильность автофокусировки на 28 мм в 98,9% для фазового и в 87% для контрастного (причем невысокий результат во втором случае вызван сразу 2 промахами в серии всего из 10 кадров).
Посмотрим, что происходит на фокусном 75 мм. Оценка Reikan FoCal в 87,1% для фазового метода еще не приговор, но хвастаться определенно нечем. Показатели контрастного в 91% тоже явно не дотягивают до отметки «отлично», соответствующей показателю 97% и выше.
Изображение и контровый свет
«Картинка» нареканий не вызывает, контрастность неплоха уже на полностью открытой диафрагме, цветопередача в целом естественная, но субъективно чуть «теплит». К качеству размытия зон вне фокуса претензий нет - Tamron AF 28-75/2.8 SP умеет убедительно размывать зоны вне фокуса, «боке» раздражения не вызывает.
Работа в контровом свете и в сложных условиях освещения также без нареканий: добиться появления артефактов и переотражений нелегко даже при съемке без бленды.
Заключение
Честно говоря, я ожидал более убедительного выступления героя обзора. Уже говорил, что опыт общения с этой моделью у меня был, и впечатления остались самые положительные. Показанные результаты впечатлениям не совсем соответствуют, и я полез по сусекам - тщательно и внимательно пересмотрел архивные снимки.
Выводы получились следующие:
Tamron AF 28-75/2.8 SP в жизни раскрывается и выступает убедительнее, чем можно предположить по тестам. Герою обзора сложно работать на многопиксельных фотоаппаратах. Падение резкости по краям и углам явно досаждает лишь на f/2.8, даже на полном кадре на f/4.0 все не так плохо (а на APS-C фотоаппаратах f/4.0 – полностью рабочая диафрагма). Хроматические аберрации присутствуют, но приносят проблемы не так часто и только на действительно сложных кадрах.
Основная претензия - работа автофокуса: на самом деле промахи и неточность фокусировки встречаются чаще привычного. Мне кажется, что немалая доля проблем с фокусировкой вызвана допусками и люфтами, присутствующими в механике модели. Отсюда вторая претензия – неубедительный конструктив: модель совершенно точно не предназначена для активной и профессиональной эксплуатации или ее нужно рассматривать в качестве своеобразного «расходного материала» (купил, дождался появления явной «расхлябанности», взял новый).
Отсюда рекомендации (не такие уверенные, как до теста, но тем не менее): удачный экземпляр Tamron AF 28-75/2.8 SP XR Di LD Aspherical (IF) определенно привлекателен соотношением качества картинки на вложенные деньги, особенно для владельцев APS-C фотоаппаратов, но выбирать свой экземпляр нужно тщательно и не спеша, обращая особое внимание на физическое состояние и на работу автофокуса.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
ноябрь 2013 года
Write a comment