Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di Макро - это последняя инкарнация весьма популярного макро объектива AF 90mm f/2.8 SP: версия несет в название аббревиатуру "Di" (от Digital), что по заявлениям фирмы означает особую приспособленность к использованию с цифровыми зеркальными фотоаппаратами. Еще одна аббревиатура (а их у Tamron немало - почитать можно здесь) в названии - "SP" - происходит от Super Performance (Высшие Характеристики), что указывает на принадлежность объектива к верхней линейке этого производителя.
И первая версия, и тестируемая завоевали популярность и высокие оценки фотолюбителей и профессионалов. Доказательством тому служит то, что на западных форумах Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro удостоился "имени собственного" - The portrait macro, а "кличка" у объектива - определенно признак его популярности, известности и востребованности.
Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro будет подспудно сравниваться с прямым конкурентом от Canon - EF 100/2.8 USM macro. Вдруг Tamron окажется неожиданным подарком?
Технические характеристики Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro:
Выпускается для: Canon EF, Nikon F, Sony, Pentax K
Качество сборки, эргономика.
Объектив не разочаровывает. Приятный пластик, качественная сборка, отсутствие серьезных допусков и разболтанности. Очень незначительно можно пошатать выдвигающийся хобот, но это воспринимается конструктивной особенностью (объектив меняет размеры при фокусировке, а хобот выдвигается на целых 6 сантиметров), а не огрехом сборки. Объектив не подвержен самостоятельному "раскладыванию", что иногда встречается у двух и трехкамерных объективов - даже с надетой блендой и фильтрами.
Вес и размер также подходят: объектив компактен (но не настолько, чтобы стать неудобным в использовании) и достаточно легок, чтобы не утомлять хозяина физическими упражнениями.
Кольцо фокусировки широкое (4 см), расположено удобно, с рифленой обрезиненной поверхностью. Ход кольца плавный, без затруднений, рывков и заеданий. Несмотря на то, что на нем лежит функция переключения режимов фокусировки (кольцо "перещелкивается" от себя (автофокус) и на себя (ручная фокусировка), кольцо сидит очень плотно, не болтается. Передний элемент не вращается, использование поляризационного фильтра не вызывает затруднений.
Байонет металлический, окошко расстояний полноценное. Понравился переключатель ограничителя расстояния автофокуса: не маленький привычный слайдер, а круглый и серьезный, который так и тянет переключить.
Идущая в комплекте с объективом бленда на первый взгляд выглядит неубедительно, однако, отлично справляется со своими функциями, благодаря тому, что крепится к хоботу объектива, двигаясь вместе с ним, да и передний элемент у Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro находится на глубине в 5 см от переднего края объектива. Бленда легко надевается и сидит плотно.
Передняя крышка "правильная", с центральным замком.
В целом "все понравилось", кроме одного: Тамрон рассчитан под светофильтры не самого распространенного диаметра 55 мм. Необходимость покупки недешевых фильтров меня могла бы остановить при раздумьях о покупке Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro.
И еще каприз: я так и не подружился с задними крышками объектива, которыми комплектует свою продукцию Tamron: раздражает, что в отличие от привычных крышек, эти надеваются строго в одном положении, которое еще надо искать.
Комплект поставки
Комплект поставки тоже "правильный". Кроме самого объектива с передней и задней крышками, Tamron отдает бленду и мягкий чехол для хранения.
Резкость
Никаких нареканий. Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro идет "ноздря в ноздрю" с Canon EF 100/2.8 USM macro, практически не отставая, а иногда и незначительно превосходя конкурента. Главное: стабильность и предсказуемость: объектив можно использовать без сомнений на всех рабочих значениях диафрагмы с отличными результатами и отсутствием серьезной разницы между центром и краями кадра (если только на f/2.8 края отличаются от центра больше, чем хотелось бы). Не скрою, что до знакомства с Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro меня настораживало его неофициальное имя The Portrait macro (Портретный макро или Макро для портретов): уж так повелось, что если встретишь в отзыве фразу "портретный объектив", то можно смело ставить знак равенства с "мягкорисующим объективом", что в большинстве случаев стоит читать "ну и что, что у него проблемы с резкостью? - портреты снимать будете".
У Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro с резкостью все в порядке, и не просто в порядке, а очень хорошо.
|
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
f/16 |
f/22 |
Центр |
95% |
100% |
100% |
96% |
87% |
79% |
65% |
Край |
83% |
91% |
88% |
89% |
83% |
77% |
64% |
Угол |
80% |
85% |
86% |
87% |
82% |
76% |
64% |
94% |
до 109% |
отлично |
80% |
до 93% |
очень хорошо |
65% |
до 79% |
хорошо |
|
до 64% |
приемлемо |
Виньетирование
Наверное, самое слабое место Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro: ожидаемо, но чуть более ожидаемого. На полностью открытой диафрагме виньетирование составляет серьезные 1,7 ступени, ситуация кардинально меняется к f/4.0 - 0,5 ступени экспозиции, но "остаточные явления" присутствуют и на f/5.6 и f/8.0 - около 0,3 ступени. Не критично, но обидно: снимки на f/2.8 могут потребовать некоторой коррекции при постобработке.
Фокусировка
К автофокусу претензий нет: цепляется быстро, попадает точно, промахивается исключительно редко. Использование обычного микромотора в приводе автофокуса не раздражает: к скорости больших претензий нет, моторчик не самый шумный (хотя и слышен отчетливо). Субъективно, автофокус Тамрона по цепкости выигрывает у конкурента от Кенон при работе на минимальных дистанциях.
Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro позволяет в любой момент переключиться из одного режима фокусировки в другой, передвинув кольцо фокусировки.
Ограничителем расстояний советую пользоваться (если не снимаете макро), он на самом деле помогает объективу: в положении Full хобот путешествует на 6 см, а ход кольца фокусировки близится к полному обороту (почти 270 градусов) - время прогона от минимума до бесконечности около 1,5 секунд, а в "ограниченном" режиме Limit - чуть больше полутора сантиметров и около 90 градусов.
Геометрические искажения
В полном порядке - практически отсутствуют: 0,13% незаметны, коррекции не требуют. Один из лучших показателей, встретившихся мне до сих пор.
Хроматические аберрации
Отлично контролируются. Даже на полностью открытой диафрагме в углах кадра не превышают 1,4 пикселя по ширине - беспокоиться совершенно не о чем.
Также все в порядке с окраской зон вне фокуса: зеленый и фиолетовый скорее угадываются, чем явно видны даже на f/2.8.
Размытие зон вне фокуса (Боке)
Именно эта характеристика, думаю, объясняет "имя собственное" объектива. Боке - штука субъективная и сложно определяемая; чаще всего сводится к тщательному рассмотрению "болтов и гаек" на прикрытых диафрагмах. У Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro и с метизами все в порядке - 9-лепестковая диафрагма старается. Но главное, что боке "такое, как должно быть": мягкое, ненавязчивое, не размывающее до полной непонятности, но в тот же момент концентрирующее внимание на объект в фокусе. Поведение одинаково приятное и в макро режиме и при обычной съемке. На приведенном примере размер "морды лица" - 2 см.
Если говорить о "картинке" в целом, то она не разочарует: Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro отрабатывает и "портретные фокусные" и макро режим с хорошими цветами и отличной контрастностью - без каких-либо изъянов и поводов к жалобам.
Если бы мне нужно было одним словом охарактеризовать Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro, то я назвал бы его "честным": он отлично справился со всеми тестами, не таит за пазухой огрехов и изъянов и вовсю старается порадовать фотографа. Чуть не забыл про работу в контровом свете: объектив "честно" насколько возможно борется с неблагоприятными условиями: есть некоторое падение контрастности, но поймать "зайцев" очень сложно.
Заключение
Tamron AF 90mm f/2.8 SP Di macro откровенно понравился. Он не уступает по резкости и контрастности Canon EF 100/2.8 USM macro и сопоставим по остальным показателям, совсем незначительно уступая по хроматике и виньетированию. Мне по душе фокусные 80 - 90 мм и Тамрон воспринимается в первую очередь отличным "фиксом" и лишь во вторую - макро-объективом.
Выбор между героем обзора и "родным" Canon EF 100/2.8 USM macro нелегок: Кенон тяжелее и больше по размерам, к нему нужно докупать недешевую бленду, но у него USM привод, система внутренней фокусировки и привычный размер светофильтров.
Я бы посоветовал Canon, если основной работой объектива будет именно макро-съемка и Tamron - если предполагается самое широкое использование (но и макро 1 : 1 привлекает). Рекомендую.
Выражаю благодарность Владимиру (www.foto-canon.com), предоставившему объектив для обзора.
март 2012 года