Обзор и тест объектива Canon EF 38-76/4.5-5.6
Долгими зимними вечерами, когда холодный, промозглый, короткий и практический бесцветный день не позволяет с удовольствием пойти прогуляться с фотоаппаратом, на помощь приходит существующий арсенал аппаратуры. Когда же еще, если не зимой, можно с чувством, с толком, с расстановкой проверить объективы на отсутствие бэк и фронт фокусов, матрицы – на присутствие горячих и битых пикселей, да и вообще, мало ли что можно проверить и протестировать? Настает время безудержных проверок, тестирования и сравнений.
Признаюсь, наличие у меня одного из самых недорогих в истории фирмы Canon объективов – китового еще в пленочные времена Canon EF 38-76/4.5-5.6 – давно приглашало к его тестированию на современных цифровых фотоаппаратах, да все недосуг было. Зима наступила, пришло время…
Информация о Canon EF 38-76/4.5-5.6 практически отсутствует, обзоров же и тестов я вообще не нашел. Думаю, по причине «неуловимости Джо» - не так, чтобы его поймать невозможно было, да просто никто не ловит; так и 38-76 навскидку отличается такой невнятностью, что никому в голову не приходило его тестировать. Мне объектив достался в комплекте с пленочным Canon EOS 300, восторга не вызвал, но и разочарований особых не принес – ни рыба, ни мясо (что, вероятно, скорее плюс – очевидную непригодность я бы отметил, а так – серенький середнячок, обычный пленочный кит).
Причина же моего интереса – извечный вопрос: где проходит та черта, за которой оптика откровенно невозможна к использованию, насколько плох будет дешевый пленочный объектив начального уровня на современном требовательном цифровом зеркальном фотоаппарате? В качестве эталона при сравнении использовался объектив схожего ценового диапазона и идеологии, но с очень неплохими оптическими характеристиками – Canon EF 50/1.8 II. Честно признаюсь, идея использовать его для сравнения пришла на основе тактильных ощущений: и тот, и другой объектив пластмассовые донельзя (включая байонет), ощущаются разболтанными (стоит отметить относительно большую «собранность» Canon EF 38-76/4.5-5.6), оба не блещут качеством материалов и солидностью конструкции. Да – еще одно - у обоих диаметр светофильтра – 52 мм. Практически братья.
Canon EF 38-76/4.5-5.6 - объектив не самый старый: он вышел на рынок в начале 1995 года, одновременно с Canon EOS 5000 (EOS 888) – моделью фотоаппарата, рассчитанной на европейский рынок. Ни EOS 5000, ни Canon EF 38-76/4.5-5.6 официально в Японии не продавались. Встречал информацию, что он шел в ките еще и с Canon EOS 3000.
Технические характеристики:
Конструктив и качество изготовления
Всего лишь двухкратный зум с невнятными фокусными и низкой светосилой – понятно, что сравниваю соленое с горячим, но получается, что это вариации на тему темного полтинника с очень небольшой возможностью отступить от 50 мм - на 12 и 26 мм соответственно. И 38 мм совершенно не «широко» и 76 мм – ни разу не «теле». Сама идея всего 2х кратного зума кажется горячечной, хотя она посещала разработчиков Canon не один раз – тому доказательством служит еще и Canon EF 35-70/3.5-4.5. Но наш подопытный, скорее, является удешевленной версией Canon EF 35-80/4-5.6 (8 элементов в 8 группах), пережившего 3 реинкарнации: первый появился в 1990 году, последний – четвертый – вариант – одновременно с EF 38-76 в 1995.
Объектив полностью пластмассовый, непривычно легкий. Передний элемент вращается, а объектив меняет размеры при фокусировании, поэтому поляризационные фильтры использовать затруднительно. При зуммировании хобот также выдвигается. Шкала расстояний отсутствуют. На корпусе только переключатель ручного/автоматического фокуса.
Кольцо зуммирования удобное – широкое (2 см) и покрыто рифленой резиной. Промахнуться сложно еще и потому, что вся передняя часть объектива до хобота является кольцом зуммирования, только вот рифленой резиной покрыта лишь ее часть. Механизм зума короткоходный – из крайнего в крайнее положение объектив переводится поворотом кольца зума всего на 60 градусов. Ход кольца туговатый, но плавный и без заеданий.
Кольцо ручной фокусировки – просто рифленая пластмасса на краю хобота объектива.
Тактильно объектив выигрывает у Canon EF 50/1.8 II – он более «собран» и менее разболтан, несмотря на присутствие механизма зуммирования.
Фокус
В приводе автофокуса используется обычный микромотор. Ручная подстройка в режиме автофокуса невозможна. Фокусироваться вручную затруднительно из-за низкой светосилы объектива, да и процесс кручения «хобота» объектива удовольствия не доставляет. Моторчик на удивление тихий – Canon EF 50/1.8 II звучит значительно громче и неприятнее. В целом на скорость и точность автофокуса нареканий нет. Промахи случаются, но не часто. Светосила накладывает отпечаток на работу автофокуса в сложных условиях освещения – периодически объектив начинает «рыскать», хотя подспудно я ожидал худшего.
Резкость
Начну с положительного. Резкость – однородная - это несомненный плюс. Я устал от мыла по краям, а тут как глоток свежего воздуха: принципиального различия центр/края нет. Теперь минус – однородно мягко. Подчеркну – не «нерезко», а «мягковато». Признаюсь, что ожидал худшего. А от Canon EF 38-76 двойственное ощущение: вроде и ничего хорошего, но значительно лучше предполагавшегося. Прикрытие диафрагмы особого влияния не оказывает: качественного скачка не происходит. Поначалу даже задался философским вопросом: что лучше равномерно мыльно, или отличный центр с невнятными краями?
Озадачил Canon EF 50/1.8 II – предполагалось, что по результатам тестов вывод будет приблизительно следующим: «Canon EF 50/1.8 II рвет Canon EF 38-76/4.5-5.6 как тузик грелку уже на полностью открытой диафрагме». Не тут-то было: на полностью открытых диафрагмах полтинник проигрывает. Хотя нужно отдать ему должное – всего на 1 ступень прикрытая диафрагма оставляет EF 38-76 позади на любых значениях диафрагмы.
Аберрации
Ожидаемо присутствуют. Но опять же – двойственное ощущение: больше, чем нужно для комфортного фотографирования, но меньше, чем можно было бы предположить, учитывая результаты, полученные на пленке, конструкцию объектива и его цену.
Виньетирование
Canon EF 38-76/4.5-5.6 – объектив, чтобы показывать новичкам, что же это такое за «виньетирование»? Субъективно, один из самых выдающихся (если не «самый») объективов, которые я встречал – этакий «специально-художественно-виньетирующий» вариант. На всех фокусных на открытой диафрагме объектив серьезно виньетирует. Эффект проявляется сильнее в положении 38 мм, присутствуя практически на всех значениях диафрагмы. Виньетирование с интересным характером – большая часть кадра нормальная, углы и края уходят «в темноту» неожиданно и резко – сначала даже проверил, не накрутил ли я фильтр на объектив. Приемлемый уровень в положении 50 – 76 мм – где-то на f/8.
Геометрические искажения
Тоже похвастаться нечем. Хотя, казалось бы, всего-то 2х кратный зум с очень «благоприятными» фокусными. На 38 мм – прекрасный пример «бочки». Уровень дисторсии на 38 мм такой, что позволяет сказать, что в положении 76 мм она практически отсутствует (очень незначительная «подушка»).
Картинка.
Я с определенным скептицизмом отношусь к разговорам о «рисунках» объективов. Если они и существуют, то – с моей точки зрения – не заслуживают такого внимания, уж больно субъективен и неопределим фактор. Просто есть объективы со «скучной» картинкой, есть – поярче и поживее. Canon EF 38-76/4.5-5.6 объектив не просто скучный – от него скулы сводит. Низкий контраст и приглушенные цвета. Обычно невеселый 50/1,8 просто в пляс приглашает. И это первое на что обращаешь внимание, сравнивая тестовые фотографии. Тусклая, невнятная картинка. Понятно, что разрешение у Canon EF 38-76/4.5-5.6 не блещет, но куда он девает цвета? Думаю, что отчасти здесь виной бюджетность конструкции объектива, применяемые линзы и отвратительно чернение. EF 38-76/4.5-5.6 совершенно не держит контровый свет – даже если солнце не в кадре, а рядом с ним, переотражения и падение контраста приводят в недоумение. Зимнее тестирование осложняет проверку на контровый свет – сумрачно все… Но остались отсканированные пленки, снятые комплектом Canon EOS 300 и EF 38-76/4.5-5.6.
Заключение
Тестирование на 21-мегапиксельном Canon EOS 5D mark II просто обязано было смешать старый пленочный кит с грязью. Тем более, что требовательность цифровых зеркальных фотоаппаратов к качеству оптики известна. Признаюсь, что с некоторой опаской ставил Canon EF 38-76/4.5-5.6 на Canon EOS 5D mark II – система вроде одна и та же, ничего страшного не должно произойти, но определенные опасения присутствовали. А вот однозначного вывода о полной непригодности объектива к использованию сделать не получается. Вероятно, виной тому то, что ожидал намного худшего результата, да и рассмотрение отдельных аспектов по отдельности сбивает: резкость невысокая, но терпимая, аберрации присутствуют, но несравнимо меньше, чем на недорогих компактах, автофокус не блещет, но отрабатывает, и так далее. А вот общее впечатление от результата служит явным доказательством того, что в большинстве случаев «сколько заплатил – столько получил», а исключения исключительно редки (одно из исключений, кстати, Canon EF 50/1.8 II).
Позволит Canon EF 38-76/4.5-5.6 делать фотографии, на которые можно смотреть без содрогания? Однозначно. Хотел бы я, чтобы мне приходилось фотографировать этим объективом? На цифре, безусловно, нет.
декабрь 2010 года