Обзор и тест объектива Fujifilm Fujinon Super EBC XC 16-50/3.5-5.6 OIS на фотоаппарате Fujifilm X-M1
Тестировать «китовые» объективы не всегда интересно, но чаще всего – познавательно: именно они служат пропуском в «мир сменной оптики» для новичков, а немногочисленные статистические данные позволяют сделать вывод, что у 60-70% владельцев комплектный объектив остается единственным.
Верить или нет, не знаю, но знакомство с любой системой полезно начинать именно с бюджетных моделей: это позволяет оценить ее дружелюбие и привлекательность для большинства пользователей. Поэтому, когда выдалась возможность без суеты и спешки познакомиться с системой Fujifilm X, я попросил на тест Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS – комплектный объектив начального уровня.
Герой обзора был анонсирован в июне 2013 года, одновременно с Fujifilm X-M1, фотоаппаратом, призванным «сделать X-Trans матрицы и беззеркалки (они же – системные фотоаппараты) Fujifilm ближе к народу».
Технические характеристики
Предлагаются варианты: черный, серебристый
Комплект поставки
Несмотря на то что герой обзора в первую очередь предназначен для продажи в комплекте с фотоаппаратом, объектив можно купить и отдельно. Комплект поставки традиционен:
Похвалить героя обзора за присутствие бленды в комплекте недорогого объектива не получится: нет, бленда есть, и это несомненный плюс, но недорогим Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS назвать никак не получается – вне комплекта за объектив просят 400 долларов, что несколько превышает привычные цены на китовые объективы.
Конструкция и изготовление
Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS стал первым объективом линейки «XC», отличающейся от объективов «XF» меньшей ценой, но за счет упрощенной конструкции и использованных материалов. В первую очередь в глаза бросается отсутствие кольца изменения диафрагмы и полностью пластмассовая конструкция (внове для объективов Fujinon, но привычно для большинства китовых объективов).
Fujifilm заявляет, что в XC 16-50/3.5-5.6 нет оптических элементов из пластика, только стеклянные, но в остальном, включая байонет и кольца зуммирования и ручной фокусировки, объектив пластмассовый. Качество сборки не вызывает нареканий, пластик совсем не ужасный и, если и отличается от привычного по «китам» других производителей, то в лучшую сторону. А вот к конструкции претензии есть: резиновое противоскользящее покрытие на кольце зуммирования объектива отсутствует и на холоде в перчатках проскальзывает, если не сжимать кольцо сильнее привычного. Можно сказать, что мелочная придирка, если бы не одно «но»: кольцо не массивное и, вероятно, от сжатия чуть изменяет геометрию, закусывая выдвигающийся хобот и не давая ему двигаться. Признаюсь, что был неприятно удивлен и кинулся проверять на других объективах. К сожалению, «китовых» под рукой нашлось всего два (Canon EF 24-105/4L IS USM и Nikon Nikkor AF-S DX 18-55/3.5-5.6G), оба не показали ни намека на схожее поведение. Добавлю, что в «нормальных» условиях (без надетых перчаток и необходимости сжимать кольцо зуммирования) вы вряд ли встретите такое поведение.
Кольцо ручной фокусировки шириной 9 мм занимает передний срез объектива. Сидит плотно, демпфировано слабо, вращается равномерно. Ход кольца в полный оборот позволяет без труда наводиться на резкость. Непосредственной механической связи с фокусирующими элементами кольцо не имеет – вращение кольца лишь передает команду мотору автофокуса на перемещение элементов. Передний элемент при фокусировке не вращается – использование фильтров приветствуется.
Кольцо изменения фокусных расстояний расположено сразу за кольцом ручной фокусировки и занимает центральную часть объектива. Ширина кольца составляет 25 мм, 18 из которых сделаны ребристыми. Ход кольца короткий, всего около 30 градусов, демпфирование слабое, ощущение пластмасса по пластмассе присутствует. Объектив меняет размеры при зуммировании, выдвигая передний элемент к положению 50 мм на 35 мм. Хобот сидит плотно даже в полностью выдвинутом положении.
Кроме колец зуммирования и ручной фокусировки органов управления на корпусе объектива нет, даже включение/выключение оптического стабилизатора (и выбор режима его работы) осуществляется через меню фотоаппарата.
Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS – объектив с переменным значением максимальной диафрагмы, зависящим от выбранного фокусного расстояния:
За исключением досадного недоразумения с кольцом зуммирования объектив удобен и сравним качеством изготовления и материалов с комплектными объективами других фирм.
Геометрические искажения
Fujifilm применяет автоматическую внутрикамерную коррекцию аберраций и делает это успешно и убедительно. С этой оговоркой можно признать уровень геометрических искажений героя обзора полностью приемлемым и заслуживающим уважения. Добавлю, что из необработанных RAW-снимков можно вытащить совсем другие значения, но мы говорим об объективе начального уровня и я не думаю, что для его владельцев "спрятанные" показатели имеют значение.
На фокусном 16 мм бочкообразная дисторсия составляет 1,25%
Показанные значения определенно предполагают внутрикамерную коррекцию, но, повторюсь, что в случае с героем обзора это скорее плюс (корректировка вносится и в Jpeg, и в RAW файлы).
Разрешение и резкость
Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS откровенно порадовал: для комплектного объектива он показал очень достойные результаты, дополняемые неплохой равномерностью по всему полю кадра. Центр находится в зоне «очень хорошо/отлично» на всех фокусных и значениях диафрагмы, края отличаются, но не выходят за границы «хорошо/очень хорошо». Субъективно картинка выглядит еще резче, чем можно предположить по цифрам.
На фокусном 16 мм
16 mm |
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
89% | 93% | 98% | 95% | 84% |
Край |
76% | 80% | 84% | 82% | 75% |
Угол |
72% | 78% | 81% | 79% | 70% |
На фокусном 24 мм
24 mm |
f/4,2 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
94% | 100% | 96% | 87% |
Край |
79% | 84% | 81% | 76% |
Угол |
69% | 77% | 72% | 67% |
На фокусном 35 мм
35 mm |
f/5,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
83% | 85% | 89% | 81% |
Край |
78% | 81% | 77% | 73% |
Угол |
68% | 70% | 72% | 67% |
На фокусном 50 мм
50 mm |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
82% | 86% | 79% |
Край |
68% | 79% | 66% |
Угол |
67% | 69% | 68% |
93% | 107% |
отлично |
79% | 92% |
очень хорошо |
65% | 78% |
хорошо |
50% | 64% |
приемлемо |
|
49% |
плохо |
Автокоррекция виньетирования работает также уверенно, как и коррекция геометрических искажений: независимо от фокусного расстояния и значения диафрагмы затемнение краев и углов кадра не превышает 0,5 – 0,7 ступеней.
Стабилизатор
Производитель заявляет 4 ступени выигрыша от использования оптического стабилизатора Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS. Мне заявленной эффективности достичь не удалось, но подозреваю, что связано это с привычкой работать фотоаппаратами с оптическим стабилизатором. Так или иначе, 2 ступени герой обзора обеспечивает стабильно, 3 EV – процентах в 70% снимков. Очень неплохой результат и 1/8 секунды на фокусном 50 мм (эквивалентном 76 мм) выглядит убедительно.
Автофокус
В приводе автофокуса Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 используется шаговый мотор. Процесс практически бесшумен и убедительно быстр. Может быть, из-за присутствия на тесте еще и Ricoh GR (контрастный автофокус которого отличается неспешностью), но за все время теста мне не пришлось расстраиваться из-за скорости фокусировки – не мгновенно, но и не медленнее, чем у основных конкурентов. Добавлю, что опасался большего падения скорости при недостатке освещения, герой обзора и здесь не разочаровал.
К цепкости без особых претензий: бывает, что объектив не может зацепиться за казалось бы легкий объект, но не чаще ожидаемого, а вот количество промахов по вине автофокуса ненамного, но превышает привычное. Даже не промахов, когда можно определить, куда ушел фокус, а «выстрелов в молоко» - вроде все в порядке, фотоаппарат зацепился, сфокусировался, дал подтверждение, а результат полностью вне фокуса (подумалось даже, что проблема в работе оптического стабилизатора тестового экземпляра – как у Nikon 1 10-30 VR).
Хроматические аберрации
Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS неплохо контролирует хроматические аберрации: ХА присутствуют на всех фокусных и значениях диафрагмы, но не выходят за границы условно комфортного уровня в 0,06%
На фокусном 16 мм и полностью открытой диафрагме ширина ХА составляет 1,23 пикселя (0,05%)
Прикрытие диафрагмы еще больше снижает выраженность эффекта.
Заключение
Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS понравился. Для объектива начального уровня он выступает уверенно и надежно, а среди несомненных плюсов можно отметить:
Отрадно, что компромиссность «китового» объектива у героя обзора выражается не в оптических характеристиках, но в бюджетности конструкции (хотя на фоне одноклассников от других фирм Fujifilm Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 не выглядит аутсайдером – не лучше, но и не хуже).
Явный минус у объектива один: неоправданно высокая цена, если вы захотите приобрести его не в комплекте с фотоаппаратом, а отдельно – 400 долларов не совсем привычны для «китового» объектива с соответствующим конструктивом, даже учитывая убедительные оптические характеристики.
Я провел с комплектом Fujifilm X-M1 и XC 16-50/3.5-5.6 три недели и ни разу не пожалел о выборе именно этой связки для теста. Рекомендую при покупке в составе комплекта.
Благодарю компанию Fujifilm-Россия за предоставленный на тест экземпляр объектива.
март 2014 года