Обзор и результаты тестирования объектива Canon EF 50-200mm f/3.5-4.5 L
Объективы серии EF появились одновременно с первым представителем семейства фотоаппаратов Canon EOS – Canon EOS 650 - в марте 1987 года, 24 года назад.
Первым L-объективом EF стал выпущенный через 4 месяца, в июле того же 1987 года, Canon EF 100-300/5.6L. В ноябре 1987 года вышел первый L-объектив EF с USM приводом автофокуса – Canon EF 300/2.8L USM. Следующая «Элька», Canon EF 50-200/3.5-4.5L, появилась еще через полгода – в июне 1988 года, а в ноябре 1988 года к ним добавились Canon EF 600/4L USM и легендарный EF 200/1.8L USM.
Canon EF 50-200/3.5-4.5L давно интересовал меня удобными фокусными и исключительно дружелюбными по сравнению с 70-200/2,8L USM весо-габаритными характеристиками. Я всерьез задумывался о том, чтобы сменить на него отличный, но уж больно громоздкий и тяжелый Canon EF 70-200/2.8L USM.
Canon EF 50-200/3.5-4.5L объектив очень редкий, выпускался он всего лишь год, с июня 1988 по сентябрь 1989 года, поэтому на вторичном рынке встречается нечасто. Он стал третьим по счету объективом L-серии в системе EOS/EF. Тестируемый экземпляр по коду был выпущен в феврале 1989 года, но состояние никак не соответствует возрасту в 22 года: отличный внешний вид, отсутствие разболтанности и расхлябанности, чистые линзы. Качество сборки доказывается и крайне незначительным количеством пыли, что меня – прямо скажем – приятно удивило в помповом объективе без пыле/влаго защиты. Возраст выдает лишь то, что объектив склонен самостоятельно «зуммироваться» под собственным весом.
Технические характеристики:
Про комплект поставки ничего сказать не могу, не в курсе. Забавный чехол понравился: чехлы более поздних 70-200 посолиднее, но по сравнению с матерчатыми «тряпочками», прилагающимися Кеноном ко многим недешевым объективам, выглядит удобнее.
Конструктив и эргономика
Несут на себе отпечаток времени: объектив помповый: изменение фокусных расстояний производится не поворотом кольца зуммирования, а выдвиганием передней части объектива. Я сторонник привычной конструкции, не могу сказать, что помповые объективы мне неудобны, но нравятся меньше.
Пыле и влаго защита отсутствуют. Корпус непривычно узкий. На принадлежность к «Эль-серии» указывает красная полоска на ободе объектива. Из «органов управления» на корпусе присутствуют переключатель режимов фокусировки, шкала расстояний и кольцо ручной фокусировки. На внутренней тубе объектива нанесены фокусные расстояния для удобства, быстроты и точности зуммирования. Объектив предлагает три варианта фокусирования: ручной, авто от 1.5 метров до бесконечности, авто от 120 сантиметров до бесконечности. Последний режим обозначен надписью «macro». С «макро» Canon, конечно, погорячился: максимальное увеличение на 200 мм составляет 0,23х.
Не понравилось кольцо ручной фокусировки: недемпфированное, пластмассовое и узкое. Тактильно ручной фокус схож с объективами совершенно другого класса и цены, а вот ход кольца от бесконечности до минимальной дистанции составляет 270 градусов – удобно и позволяет фокусироваться с точностью. В положении «AF» кольцо не имеет связи с механизмом фокусирования, подстройка фокусировки вручную в режиме «AF» невозможна, но и нет раздражающего постоянно вращающегося кольца фокусировки.
В приводе автофокуса использован обычный микромотор: передний элемент вращается при фокусировке и объектив меняет свои размеры (передняя часть выдвигается/вдвигается). Посему поляризационные фильтры использовать крайне затруднительно.
Как уже упоминал – объектив зуммируется самостоятельно в вертикальном положении, а кольца регулировки трения – как на 100-400 нет, нет и фиксатора положения. Добавлю, что происходит это только в вертикальном положении объектива, поэтому ни при переноске, ни при фотографировании не доставляет неудобств (вспомните, давно ли вы фотографировали, направив объектив строго вниз?).
Отчасти напугала бленда – Canon ET-62. Конструкция на защелках, схожая с блендой для EF 85/1.8, китайский вариант которой у меня оперативно сломался. Хотя «родное» изделие ощущается намного качественнее китайских аналогов, боязно обломать усики, отвечающие за крепление.
Теперь к приятностям: относительно небольшой и легкий объектив – обузой не ощущается, к земле не пригибает. По весу практически равен постоянно используемому EF 24-105/4L – в использовании для меня комфортен.
Светосила
Объектив далеко не самый светосильный. Заявленная максимальная диафрагма f/3.5 доступна только на 50 мм, на фокусных 70 – 100 мм максимальная диафрагма составляет f/4.0, со 135 мм – f/4.5.
Виньетирование
Не самая сильная сторона объектива. На полностью открытой диафрагме явное виньетирование на всех фокусных расстояниях. Эффект снижается с прикрытием диафрагмы и к f/5.6-f/8.0 сходит на нет.
Резкость
Никаких нареканий, а в сочетании с «сочной», красочной и контрастной картинкой дает возможность использовать объектив на полностью открытой диафрагме. Если сравнивать EF 50-200/3.5-4.5L с Canon EF 70-200/2.8L USM, то на полностью открытых диафрагмах по центру кадра у обоих никаких нареканий, первый чуть-чуть резче по краям в положении 50 мм, края незначительно лучше в положении «теле» у второго.
Хроматические аберрации
Присутствуют в избытке в областях кадра вне фокуса на открытых значениях диафрагмы, особенно в "теле" диапазоне фокусных. Честно говоря, я давно не встречал такого «изобилия» - даже вспомнился Sony DSC F-828. Ситуация становится значительно лучше на прикрытых диафрагмах.
Геометрические искажения
В положении 50 мм объектив дает неискаженную картинку. Подушкообразная дисторсия начинает быть заметна на фокусном 100 мм и явно выражена в положении 200 мм. Характер искажений обычный и легко правится при постобработке в графических редакторах.
Автофокус
Второй (после хроматики) явный минус Canon EF 50-200/3.5-4.5L – отсутствие USM мотора. Вращение переднего элемента и отсутствие возможности ручной подстройки в режиме автофокуса уже упоминались. Дальше по минусам: автофокус далеко не быстрый и довольно шумный.
Несмотря на относительно невысокую светосилу объектива, он фокусируется очень точно – промахи практически отсутствуют. А вот к «цепкости» можно придраться, особенно в положении 50 – 70 мм: в сложных условиях объектив склонен к «рысканию». В положении 200 мм все значительно лучше. В целом, никаких нареканий по точности, по «цепкости» Canon EF 50-200/3.5-4.5L превосходит бюджетные объективы Canon, но не дотягивает до современных L-зумов, субъективно находясь где-то посередине.
Контровый свет
Canon EF 50-200/3.5-4.5L - крепкий середнячок: работа в контровом свете не поражает, но и не заставляет постоянно помнить о возможных проблемах.
Боке
Приятное и естественное. Понятно, что если нужно «приклеить» объект к размытому вхлам фону – то это не тот объектив. Но – парадоксально для несветосильного объектива – сочная, контрастная и пластичная картинка Canon EF 50-200/3.5-4.5L вкупе с естественной цветопередачей и приятным размытием делают объектив отличным «портретником». Нужно только выбирать дружелюбный фон, не забывая о возможных ХА на контрастных участках.
Картинка и заключение
Цветопередача - несомненный плюс объектива. Canon EF 50-200/3.5-4.5L – объектив совершенно не «скучный», с сочным и объемным изображением, хорошей контрастностью и естественными цветами. Сравнение «лоб в лоб» с EF 70-200/2.8L USM (жаловаться на картинку которого нет причин) создает ощущение, что на снимках с EF 50-200/3.5-4.5L кто-то побаловался с «Насыщенностью/Saturation» - картинка незначительно, но красочнее. Canon не приводит оптическую схему объектива, но неоднократно встречал упоминания о том, что это единственный зум, у которого 2 элемента из флюорита. Может быть, в этом причина?
В плюсах:
В минусах
Стал ли этот «динозавр» легендой? Для меня – нет, впечатление неоднозначное. Объектив внушает уважение картинкой, но много «оговорок»: хроматика, вращающийся передний элемент, относительно медленный автофокус. Предпочел бы я его своему Canon EF 70-200/2.8L? Нет, но только по одной причине – из-за отсутствия USM (фокусные, начинающиеся с 50 мм, вес и габариты заставили бы забыть о втором основном «минусе» - хроматических аберрациях). А вот невнятный Canon 70-200/4L USM – однозначно сменил бы на «динозавра».
Благодарю Геворга за любезно предоставленный на тест экземпляр объектива.
июль 2011 года