Обзор и тест объектива NikonAF-SDX 18-105/3.5-5.6GIF-ED VR
Отношение к комплектным (или «китовым») объективам в последнее время претерпело серьезные изменения и со стороны производителей, и со стороны потребителей. Рост разрешающей способности новых моделей цифровых фотоаппаратов привел к тому, что требования к комплектной оптике становятся все жестче, а растущая конкуренция на рынке не позволяет наплевательски относиться к немалому числу любителей, собирающихся использовать один недорогой объектив и не планирующих собирать целый парк оптики.
Качество «китов» за последние годы выросло, большинство производителей обновили линейку объективов начального уровня, появились модели, которые язык не поворачивается презрительно назвать «китом» - качественная оптика не становится хуже из-за того, что ее продают в комплекте с фотоаппаратом: навскидку три примера – Canon EF 24-105/4 L IS, EF 24-70/4L IS и AF-S NIKKOR 24-85/3.5-4.5G ED VR.
Герой сегодняшнего обзора, объектив Nikon AF-S DX 18-105/3.5-5.6G IF-ED VR, увидел свет 27 августа 2008 года, одновременно с появлением Nikon D90. За 5 прошедших лет он завоевал репутацию относительно недорогого объектива на каждый день с удобным диапазоном фокусных расстояний, впечатляющей резкостью, неплохим конструктивом и дружелюбными весом и размерами. Прообразом модели выступил Nikkor AF-S 18-135/3.5-5.6 G IF-ED DX: объективы похожи, обладают схожими оптическими схемами и характером.
Технические характеристики
Комплект поставки
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR пришел на тест в комплекте с фотоаппаратом D7100, но модель продается и отдельно по привлекательной цене в 300 долларов. Комплект включает в себя:
Присутствие чехла для хранения – дань относительно высокой для этого класса объективов цене.
Конструкция, материалы и изготовление
Качеством использованных материалов и изготовления модель мало отличается от своих «младших собратьев» - объективов 18-55 мм: все довольно неплохо, но очень утилитарно и совершенно без изысков. Крепление байонета из пластика, окошко расстояний отсутствует. Субъективно Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR выигрывает у моделей 18-55 и ощущается качественнее. То ли габариты и вес намекают на серьезность, то ли «нормальное» расположение кольца ручного фокуса, но герой обзора не вызывает нареканий ни материалами, ни конструктивом, ни сборкой: крепко, без допусков, все необходимое – в наличии.
Органы управления представлены переключателями режима работы автофокуса и оптического стабилизатора и кольцами изменения фокусных расстояний и ручной фокусировки. Блок переключателей расположен удобно, размер достаточен для комфортной работы, оперировать ими можно не меняя положения руки.
Широкое обрезиненное кольцо изменения фокусных расстояний занимает почти всю переднюю часть корпуса объектива. Общая ширина кольца составляет 4.5 см, 3.5 из которых покрыты рифленой резиной. Ход кольца короткий (около 80 градусов, менее четверти оборота), равномерный, без заеданий и закусываний, усилие чуть больше привычного. Демпфирование отсутствует, но ощущения «пластмасса по пластмассе» нет, кольцо сидит как влитое.
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR меняет свои размеры при зуммировании: передний элемент выдвигается вперед почти на 5 см к положению 105 мм. Двухкамерная конструкция выдвигающейся части наводит на мысли о возможных проблемах с самостоятельным изменением фокусных, но на тестируемом экземпляре никакого намека на zoom creeping не наблюдалось даже с надетыми блендой и светофильтром, а передний элемент отличался стойкостью к попыткам пошатать его даже в выдвинутом состоянии. Объектив не меняет размеров при фокусировке. Передний элемент не вращается ни при наведении фокуса, ни при изменении фокусных расстояний – использование фильтров приветствуется. Комплектная бленда также дружелюбна к фильтрам: она не широкая, но небольшая глубина позволяет относительно комфортно оперировать поляризационным и градиентными фильтрами.
Кольцо ручного фокуса расположено ближе к креплению байонета, очень удобно для работы без изменения положения руки - мне было бы удобнее, если кольца поменялись местами: для зуммирования часто приходится перехватывать объектив, а бленда, перевернутая в положение для переноски, почти полностью перекрывает кольцо зума на сложенном объективе. Кольцо ручной фокусировки специального покрытия не имеет и сделано просто из рифленого пластика. Ширина кольца – 8 мм, вращение – около 120 градусов. Демпфирование отсутствует, ход плавный и равномерный, усилие меньше обычного.
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR – модель с переменными значениями диафрагмы, зависящими от выбранного фокусного расстояния:
Комплект Nikon D7100 с надетым AF-S 18-105/3.5-5.6G отличается отличной развесовкой, оперировать им удобно с одной, но немаловажной оговоркой про неудачное расположение кольца изменения фокусных расстояний.
Геометрические искажения
Контроль над геометрическими искажениями – не самая сильная сторона героя обзора. Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR обладает выраженной бочкообразной дисторсией на широком угле – 3,42% в положении 18 мм. Показатель не рекордный, но определенно превышающий комфортный уровень. Характер дисторсии меняется очень быстро – уже в районе фокусного 22 мм бочкообразная дисторсия сменяется на подушкообразную.
На фокусном 24 мм «подушка» составляет комфортные 0,36%
Значение в 2,05% на фокусном 35 мм значительно превышает комфортный уровень
Подушкообразная дисторсия еще более возрастает на фокусном 50 мм – 2,17%
На фокусном 70 мм значение снижается до 1,93%
На 105 мм выраженность эффекта еще более снижается, но значение в 1,62% все равно превышает комфортные.
Геометрические искажения Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR обладают волнообразным эффектом (известным под названием «усы»), что затрудняет правку дисторсии при постобработке. Отмечу, что волнообразность очень слабая и в подавляющем большинстве случаев ей можно пренебречь.
Разрешение и резкость
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR тестировался на фотоаппарате Nikon D7100 с разрешением матрицы в 24.1 мегапиксель – серьезное испытание для любого объектива и почти стресс-тест для объективов начального уровня. Тем не менее, герой обзора выступил на удивление достойно. Центр убедителен на всех значениях фокусных и диафрагм, а с прикрытием на одну ступень отличается отличными значениями. Края и углы хромают и до отличных значений не поднимаются, но на прикрытых на ступень диафрагмах совершенно не вызывают отторжения. Объектив хорош на широком угле и до фокусного 50 мм, на фокусных 70 – 105 мм показатели несколько слабее.
На фокусном 18 мм
18 мм |
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
85% |
91% |
95% |
98% |
88% |
Край |
70% |
73% |
78% |
83% |
80% |
Угол |
63% |
67% |
74% |
79% |
77% |
На фокусном 24 мм
24 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
84% |
92% |
96% |
89% |
Край |
72% |
80% |
83% |
78% |
Угол |
66% |
78% |
80% |
77% |
На фокусном 35 мм
35 мм |
f/4,5 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
90% |
95% |
100% |
92% |
Край |
74% |
80% |
84% |
80% |
Угол |
69% |
76% |
81% |
78% |
На фокусном 50 мм
50 мм |
f/5,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
85% |
89% |
94% |
87% |
Край |
72% |
75% |
82% |
79% |
Угол |
67% |
69% |
80% |
76% |
На фокусном 70 мм
70 мм |
f/5,3 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
81% |
90% |
83% |
Край |
70% |
79% |
76% |
Угол |
64% |
69% |
67% |
На фокусном 105 мм
105 мм |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
79% |
88% |
80% |
Край |
66% |
70% |
69% |
Угол |
62% |
65% |
65% |
92% |
105% |
отлично |
80% |
91% |
очень хорошо |
67% |
79% |
хорошо |
54% |
66% |
приемлемо |
|
53% |
плохо |
О методе представления информации кратко рассказано в материале «Точка отсчета»
Виньетирование
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR разрабатывался специально для APS-C формата, поэтому эффект снижения виньетирования за счет исключения краев формируемого изображения, знакомый по использованию
полнокадровых объективов на DX фотоаппаратах, в нем отсутствует. Затемнение по краям и углам кадра изрядно на всех значениях фокусных и диафрагм, а для избавления от эффекта на широком угле
рекомендуется прикрывать диафрагму минимум на 2 ступени.
К рекордсменам по виньетированию героя обзора отнести сложно, но показатели на фокусных 18 – 24 мм не самые убедительные: на фокусном 18 мм и полностью открытой диафрагме края отличаются от центра кадра на внушительные 3 ступени, на f/5.6 – снижаются до 1,6 ступени и до относительно комфортных 0,9 ступени на f/8.0
Фокусное 24 мм:
В середине диапазона фокусных все более-менее в порядке и виньетирование будет досаждать лишь на полностью открытых значениях диафрагмы. Фокусное 35 мм:
Фокусное 50 мм:
Фокусное 70 мм:
В положении теле выраженность эффекта возрастает, но до уровня, показанного на широком угле, не дотягивает. Фокусное 105 мм:
f/5.6 – 1,6 ступени
f/8.0 – 1,15 ступени
Автофокус
Работа автофокуса героя обзора на Nikon D7100 вызвала самые приятные впечатления. Использование ультразвукового мотора в приводе делает процесс практически бесшумным, к скорости претензий нет,
хотя субъективно фокусируется объектив чуть медленнее других моделей с ультразвуковыми моторами.
Точность и повторяемость на высоте, поползновений к бек и фронт фокусу на тестируемом экземпляре не выявлено, отсутствует и склонность к рысканию в сложных условиях освещения.
Для ручного фокуса AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR показался мало пригодным: вроде и ход кольца не самый короткий, и расположено оно удобно, но добиться равной автоматическому режиму точности мне не удалось.
Хроматические аберрации
Объективу удается успешно контролировать хроматические аберрации: говорить об отсутствии ХА не представляется возможным, но досаждающий уровень присутствует только на широком угле в диапазоне 18 – 21 мм.
Ширина ХА составляет 2,16 пикселя на фокусном 18 мм и полностью открытой диафрагме, 1.5 пикселя на f/5.6 и 1.67 пикселя на f/8.
На других фокусных расстояниях уровень ХА с завидным постоянством балансирует на грани «полностью комфортного», лишь незначительно превосходя его.
Фокусное 24 мм и полностью открытая диафрагма – 0,8 пикселя; 1.1 пикселя на f/5.6 и 1.32 пикселя на f/8
Фокусное 35 мм и полностью открытая диафрагма – 0,7 пикселя; 1.04 пикселя на f/5.6 и 1.12 пикселя на f/8
Фокусное 50 мм и полностью открытая диафрагма – 1.24 пикселя; 1.45 пикселя на f/5.6 и 1.48 пикселя на f/8
Фокусное 70 мм и полностью открытая диафрагма – 1,02 пикселя; 1.22 пикселя на f/5.6 и 1.29 пикселя на f/8
В положении 105 мм и f/5.6 – 1,3 пикселя, 1.14 пикселя на f/8.0
Картинка, боке, стабилизатор изображения
Претензий к качеству формируемого объективом изображения нет. Говорить о каком-либо «своем рисунке» сложно, но и придраться не к чему: цветопередача естественная, контрастность неплоха уже на открытых значениях диафрагмы.
Нареканий на работу в сложных условиях освещения и в контровом свете нет: объектив уверенно борется с переотражениями и артефактами даже без бленды.
Заслуживает похвалы работа оптического стабилизатора. Одна из самых тихих из знакомых мне систем: даже не на самой шумной улице часто услышать работу стабилизатора невозможно, а то, что он включен и функционирует видно лишь по замирающей картинке в видоискателе. Тишиной достоинства совсем не ограничиваются: 2 ступени выигрыша он обеспечивает с завидной регулярностью и даже заявленные 3 ступени достигаются намного чаще ожидаемого: у меня получались годными больше половины снимков на фокусном 105 мм и выдержке 1/30 секунды.
Заключение
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR оставил впечатление очень сбалансированного объектива, соответствующего привлекательной цене. Именно то, чего ждешь от хорошего «кита» – относительно недорогой объектив с удобными фокусными, без досадных провалов выполняющий свои функции.
Несколько огорчают геометрические искажения, виньетирование на широком угле и резкость в положении «теле», но эти провалы с лихвой компенсируются ценой и другими характеристиками модели. Политика Nikon в отношении комплектных объективов мне импонирует: откровенно провальных моделей не встречалось, а никоновские «киты» позволяют снимать без громкого скрежета зубовного, хотя и несут на себе присущие этому классу оптики ограничения и черты.
Nikon AF-S 18-105/3.5-5.6G DX VR понравился и я готов рекомендовать его владельцам фотоаппаратов Nikon DX с одной оговоркой: последние модели APS-C фотоаппаратов Nikon с 24-мегапиксельными матрицами для того, чтобы раскрыть весь свой потенциал требуют другой оптики (хотя герой обзора совсем не разочаровал).
Благодарю представительство компании Nikon за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Июнь 2013 года