Обзор и тест объектива Nikon 1 Nikkor 32/1.2
Начну со свежей, неожиданной и оригинальной мысли: привлекательность любой фотосистемы, использующей сменную оптику, в первую очередь зависит от этой пресловутой оптики. Длительное знакомство с системой Nikon 1 не смогло переубедить меня в том, что компания допустила просчет, использовав матрицы нехарактерно маленького размера в 1 дюйм. Но ко вторым 50% (или даже больше) привлекательности претензий нет: объективы системы сделаны на совесть и не вызывают нареканий на качество формируемого изображения. Не хватало только «изюминки» - явного лидера.
На роль лидера и «хедлайнера» назначили объектив Nikon 1 Nikkor 32/1.2, анонсированный в мае 2013 года. Модель на самом деле привлекла внимание фотографирующей общественности: не только заманчивым портретным фокусным расстоянием вкупе с внушающим уважение f/1.2, но и обескураживающими 900 долларами цены.
Споры и дискуссии не утихли до сих пор, но определенного мнения пока не сложилось. Причина не только и не столько в недавнем появлении модели на рынке, скорее – в неподъемной цене, ограничивающей круг потенциальных владельцев и тестировщиков. Мне довелось вживую и без спешки пообщаться с Nikon 1 32/1.2
Технические характеристики
Доступные цвета: черный, серебристый
Комплект поставки
Комплект чуть не дотягивает до «полного» - отсутствует чехол для хранения. Не обратил бы внимания – мало ли объективов продают без чехлов, но, подумав дважды, пришел к выводу, что 900-долларовых очень немного. Nikon предлагает желающим докупить мягкий чехол Nikon CL-N101, подходящий еще и к Nikon 1 18.5/1.8 и 10-30/3.5-5.6 VR, за 15 долларов в черном цвете и за 19 – в красном и серебристом. В остальном все привычно: в небольшой коробке покупателя ждут:
Предваряя раздел о качестве изготовления, замечу, что комплектная бленда изготовлена качественно и удобна в эксплуатации, но дисгаромонирует с металлическим объективом.
Изготовление, конструктив, эргономика
Признаюсь, что Nikon 1 Nikkor 32/1.2 понравился с первого взгляда и с первого тактильного контакта. Объектив компактен, но присущее «настоящим» объективам ощущение качественности и «солидности» присутствует в нем в полной мере: герой обзора выглядит минималистично, монолитно и благородно. Металл используется не только в креплении байонета: корпус объектива и даже кольцо ручной фокусировки сделаны из алюминия.
Нет окошка расстояний, но в большей степени расстраивает отсутствие переключателя режима работы автофокуса.
Неширокое кольцо ручной фокусировки удобно расположено на переднем срезе объектива, сидит плотно, вращается равномерно и с комфортным усилием.
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается: использованию фильтров ничего не помещает. Еще одна хорошая новость: Nikon 1 Nikkor 32/1.2 использует привычные фильтры диаметром 52 мм.
Подытожу: герой обзора удобен в использовании. Качество изготовления и использованные материалы удивили и пришлись по душе.
Геометрические искажения
Nikon 1 Nikkor 32/1.2 неплохо справляется с геометрическими искажениями. Заслуга в этом объектива или фотоаппарата – непонятно, но бочкообразная дисторсия не превышает условно комфортного уровня в 1%.
Разрешение и резкость
Nikon 1 Nikkor 32/1.2 не разочаровал. Поведение характерно для качественных объективов «портретного диапазона»: отличный центр уже на полностью открытой диафрагме, края и углы похуже на открытых, но подтягиваются до полностью приемлемых значений на прикрытых диафрагмах.
|
f/1,2 |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
80% |
95% |
100% |
90% |
76% |
Край |
73% |
80% |
85% |
78% |
70% |
Угол |
61% |
72% |
77% |
76% |
66% |
87% |
100% |
отлично |
74% |
86% |
очень хорошо |
61% |
73% |
хорошо |
48% |
60% |
приемлемо |
|
47% |
плохо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Фотоаппараты Nikon 1 автоматически правят виньетирование при съемке в JPEG: даже на f/1.2 углы и края кадра затемнены по сравнению с его центром всего на 0,4 – 0,5 ступени. JPEG-виньетирование не поднимается выше 0,3 ступеней на f/2.0 и 0.2 ступеней на f/2.8 – f/16.
Путем манипуляций с NEF-файлами смог добиться показателя в 1.4 ступени на полностью открытой диафрагме (снижающихся до 0,5 ступени уже к f/2.8), но для подавляющего большинства владельцев это скорее «информация к сведению».
Автофокус
В приводе автофокуса Nikon 1 Nikkor 32/1.2 используется кольцевой ультразвуковой мотор, что обеспечивает быструю и практически бесшумную фокусировку. Ручная подстройка возможна в режиме автофокуса.
Скорость не вызывает никаких нареканий и в благоприятных условиях освещения сравнима с лучшими представителями «больших» объективов Nikon. Нет претензий и к цепкости и повторяемости результатов: автофокус точен, промахи нечасты.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации контролируются относительно неплохо для объектива с максимальной диафрагмой f/1.2: условно приемлемый уровень в 0.06% превышен лишь на открытых значениях диафрагмы: ширина ХА на F/1.2 достигает 1,1 пикселя (0,074%). В диапазоне f/2.8 – f/8 ширина ХА не превышает 0,8 пикселя (0,055%).
На удивление хорошо герой обзора справляется с окраской зон вне фокуса. Также все в порядке с комой.
Контровый свет, картинка
Нано-покрытие элементов объектива, о котором недвусмысленно заявляет значок на корпусе и упоминают все рекламные тексты, к сожалению, не спасает героя обзора от провалов при работе в сложных условиях освещения: в контровом свете (особенно на открытых значениях диафрагмы) нередко падение контрастности и появление артефактов. Использование бленды рекомендуется настоятельно, благо, она идет в комплекте с объективом.
Магические f/1.2 в названии объектива отчасти нивелируются небольшим размером матрицы: ГРИП на полностью открытой диафрагме соответствует глубине резко изображаемого пространства полнокадрового объектива 85 мм на диафрагме f/3.0 – f/3.5, но герой обзора способен убедительно, правильно и привлекательно размывать зоны вне фокуса. «В хлам», конечно, не получится, но красиво выделить объект съемки Nikon 1 Nikkor 32/1.2 умеет.
Заключение
Nikon 1 Nikkor 32/1.2 понравился. В плюсах объектива:
В минусах неуверенная работа в контровом свете и уровень ХА на открытых диафрагмах.
Отдельно выделим основной минус, не имеющий отношения к качеству формируемого изображения, но способный нарушить хрупкую гармонию и «невыносимую легкость бытия»: высокую цену. Однако, после знакомства с Nikon 1 Nikkor 32/1.2 она воспринимается не так остро: прямых конкурентов для фотолюбителей, стремящихся одновременно к максимальной компактности и качеству изображения, пока нет, а герой обзора заставляет заново и по-другому взглянуть на всю систему Nikon 1.
Благодарю компанию Никон за предоставленный на тест экземпляр объектива.
ноябрь 2013 года