Обзор зрительной трубы Swarovski ATX 25-60x85
Торговая марка Swarovski мало ассоциируется с фототехникой и фотографией. В первую очередь на ум приходит хрусталь и бижутерия от Сваровски, потом припоминаются дорогущие оптические прицелы и не менее дорогие бинокли. Предложение компании «Аврас» познакомиться со зрительной трубой от Swarovski и оценить ее применимость для фотографических нужд стало полной неожиданностью.
Маркетинговый гений основателя компании Даниэля Сваровски, превратившего изобретение высокоточного станка для резки и огранки хрусталя и драгоценных камней в группу компаний с узнаваемым по всему миру именем, заслуживает отдельного рассказа. Для сегодняшнего обзора ограничимся краткой информацией о том, что Вильгельм Сваровски (Wilhelm Swarovski), сын основателя компании, сконструировал свой первый бинокль в 1935 году, а в 1949 выделил производство оптических приборов в отдельный бизнес в составе группы компаний. Сейчас линейка продукции фирмы включает в себя бинокли, оптические прицелы, зрительные трубы и дальномеры. На сегодняшний день в “Swarovski Optic” работают 700 человек, ежегодно производящих продукции на сто с лишним миллионов евро.
Линейка зрительных труб Swarovski ATX/STX была анонсирована 20 июня 2012 года и поступила в продажу в сентябре. Новинки, по заявлению компании, стали новой вехой в «зрителетрубостроении»: кольца фокусировки и зуммирования расположены рядом, что позволяет легко управлять настройками одной рукой, а сама конструкция сделана модульной – к окуляру можно присоединить три разных объектива. ATX и STX в названии относятся к двум моделям окуляров: прямому (STX) и угловому (ATX), с которыми можно использовать один из трех объективов – с диаметром переднего элемента 65, 85 или 95 мм.
На обзор пришел комплект из углового окуляра ATX и объектива 85 мм: Swarovski ATX 80/25-60x
Технические характеристики
Качество материалов и изготовления, конструкция и эргономика
Сложно говорить о качестве изготовления предмета, если нет возможности сравнить его с конкурентами и аналогами. Я не знаком со зрительными трубами других производителей, более того, до того, как в руки попала модель от Сваровски, степень «незнакомства» с этим типом оптики была полной: не пользовался, не тестировал, не интересовался. Поэтому – просто впечатления и рассказ о зрительной трубе, стоимостью почти в 4,5 тысячи долларов в чехле для переноски и хранения, ценой 270 долларов.
Начну именно с чехла Swarovski Stay-On-Case: модульный чехол полностью соответствует своему названию – он подходит для постоянного использования и сделан так, что совершенно не затрудняет доступ к органам управления. Чехол изготовлен из Кордуры – толстой водоотталкивающей нейлоновой ткани с покрытием из полиуретана с одной стороны, с качественной металлической фурнитурой. Чехол изготовлен точно под размер зрительной трубы, надевается очень плотно. Конструкция модульная, части чехла уверенно скрепляются между собой на убедительные кнопки. Первый опыт надевания чехла потребовал некоторого времени, но в последующем процесс перестал вызывать затруднения – все продуманно и логично. Наплечный ремень из неопрена удобен, не соскальзывает с плеча и крепится на металлические карабины.
Качество изготовления, конструкция и продуманность чехла вызывают самые приятные впечатления – это на самом деле крайне полезный и необходимый аксессуар. Цену, конечно, обсуждать можно, но она сопоставима с ценой на чехлы прямого конкурента – Leica.
При изготовлении зрительной трубы Swarovski ATX 85/25-60x использованы материалы и компоненты высочайшего качества. Оптические элементы выполнены из стекла, содержащего фториды, используются
просветляющие покрытия собственной разработки (SWARODUR и SWAROTOP), а внешние элементы дополнительно обладают покрытием SWAROCLEAN, обеспечивающим сопротивление загрязнению и облегчающим
их очистку.
Поверхность корпуса покрыта нескользящей резиной, сам корпус герметичен и водонепроницаем и заполнен азотом, что предотвращает запотевание элементов из-за выпадения конденсата при резкой смене температуры. Модульная конструкция позволяет разъединить окуляр и объектив нажатием специальной кнопки на корпусе окуляра. Теоретически это позволяет бережливому пользователю продукции Сваровски сэкономить и использовать три разных объектива (65, 85 и 95 мм) с одним окуляром или приобрести один объектив и докупить два окуляра (прямой и угловой). Практически – не думаю, что вопросы экономии столь важны для целевой группы потребителей, но модульность удобна: вместо 3 зрительных труб можно ограничиться набором из окуляра и 3 объективов.
Органы управления Swarovski ATX 85/25-60x ограничиваются кольцами фокусировки и изменения кратности увеличения (зуммирования). Расположены они удобно, покрыты рифленой резиной, сидят плотно, отлично демпфированы. Ход равномерный, усилие комфортное, но превышает привычное по использованию объективов.
Предварительная настройка требует поворота кольца фокусировки вправо (по часовой стрелке) при наведении на далекие объекты и влево – для фокусировки на дистанциях, близких к минимальной. Предварительная настройка серьезно помогает сэкономить время при наведении на резкость.
Объектив Swarovski ATX 85 мм оборудован встроенной блендой, применение которой рекомендуется при расположении источника света у края кадра. Бленда легко приводится в рабочее положение: часть корпуса вокруг переднего элемента просто сдвигается вперед.
Наглазники окуляра съемные. Это сделано для удобства их чистки (можно выкрутить наглазник и просто промыть его под струей воды) и для присоединения переходника под фотоаппарат для использования трубы в качестве объектива. Наглазник удобен и дружелюбен к людям, носящим очки: для обычного применения его нужно вывернуть до упора, для использования зрительной трубы в очках – ввернуть.
Качеством изготовления, использованными материалами, логичностью и продуманностью конструкции зрительная труба Swarovski ATX 85/25-60x вызывает только уважение.
В эксплуатации
Как оказалось, зрительные трубы очень популярны у любителей дикой природы, а использование их в качестве объектива для цифровых фотоаппаратов привело к появлению целого направления в фотографии – Digiscoping. Существуют целые фотосообщества, проводятся конкурсы и выставки. У нас большее распространение имеет астрофотография, хотя эти направления во многом схожи.
Буду краток и начну с выводов, предварительно еще раз подчеркнув, что опыта использования зрительных труб у меня нет и сравнивать мне не с чем. Выводов три – два положительных и один – отрицательный.
Плюсы:
Теперь к минусам:
Подробную информацию и впечатления оставляю для отдельного материала, посвященного модулю Swarovski TLS APO ATX, позволяющему использовать зрительную трубу для съемки на цифровой зеркальный фотоаппарат. Здесь приведу лишь пример увеличения, обеспечиваемого трубой: верхний снимок сделан на объектив с фокусным расстоянием 50 мм, нижний – с использованием зрительной трубы.
Заключение
Предполагалось, что основной темой рассказа о зрительной трубе Сваровски станет тест на ее пригодность для фотографирования. Но модель понравилась сама по себе и заставила пристально вглядываться в ассортимент зрительных труб и цены на них, ведь Swarovski ATX 85/25-60x совершенно точно находится далеко вне пределов моего бюджета.
Если же вопросы бюджетирования не так важны и нужна зрительная труба высочайшего качества – думаю, что Swarovski ATX 85/25-60x придется ко двору.
Благодарю компанию "Аврас" за предоставленный на обзор экземпляр зрительной трубы.
июнь 2013 года