Обзор и тест объектива Canon EF 80-200/2.8 L
Нелегко опередить время, но можно стать «первой ласточкой». У каждого производителя есть объективы, если не опередившие время, то определенно не потерявшие своей актуальности и поныне, по прошествии долгих лет. Одним из таких объективов у Canon является Canon EF 80-200/2.8L.
Canon EF 80-200/2.8L вышел на рынок в далеком сентябре 1989 года и оставался в производстве до 1996 года, хотя уже со второй половины 1995 года выпускался Canon EF 70-200/2.8L USM. Не так много объективов удостоились персонификации у благодарных владельцев - Canon 80-200/2.8L называли «Волшебной водосточной трубой» (Magic Drainpipe). Не хватает романтичности в этом имени; оставив волшебство и – пускай уж! - трубы, для себя я назвал Canon EF 80-200/2.8L «волшебной подзорной трубой» - сходство проглядывает.
Технические характеристики Canon EF 80-200/2.8L:
Canon EF 80-200/2.8L стал первым в линейке Canon EF телезум-объективом с постоянной светосилой f/2.8 на всех фокусных расстояниях, придя на смену Canon EF 50-200/3.5-4.5L. 1989 год (прошло всего два года с появления системы EOS в 1987) был щедр к фотолюбителям и профессионалам – Canon ускоренно расширял линейку объективов для фотоаппаратов EOS, выпустив 3 модели зумов L-класса: в апреле вышел EF 28-80/2.8-4L USM, в сентябре EF 80-200/2.8L и EF 20-35/2.8L – в октябре. Эти три объектива стали основой арсенала профессиональных репортажных фотографов того времени.
В то время Canon еще не считал, что присутствие USM-привода автофокуса является неотъемлемой чертой высококачественных объективов и в автофокусе Canon EF 80-200/2.8L используется обычный микромотор (а ведь всего через 9 месяцев на рынок выйдет бюджетный EF 70-210/3.5-4.5 с USM автофокусом).
Конструктив и эргономика
Canon EF 80-200/2.8 L и в наши дни не вызывает сомнений в своей принадлежности к «L-классу»: отличное качество сборки и использованных материалов, никакой разболтанности по прошествии стольких лет. Объектив ощущается «крепко сбитым» и основательным.
Передний элемент не вращается при фокусировке – добро пожаловать поляризационным фильтрам, размер при зуммировании и фокусировке не меняется.
Штативная лапка идет в комплекте с объективом. Она чуть меньше и ниже лапки Canon EF 70-200/2.8L USM, что никак не влияет на удобство пользования штативом, имеет плюсы с точки зрения компактности при хранении, но менее удобно при съемке с рук: объектив отлично сбалансирован, при съемке с рук удобно держать связку фотоаппарат/объектив за штативную лапку, а она маловата.
У объектива отменная бленда – впервые бленда с защелками на лепестках не вызывает раздражения неудобством использования и ощущается массивнее и крепче привычных. Визуально непривычно расположение окошка расстояний – в передней части объектива, рядом с кольцом ручной фокусировки. Кроме окошка на корпусе присутствует переключатель режимов фокусировки: ручной фокус и два режима автофокуса – от 1.8 метра до бесконечности и с ограничением от 3.5 метров до бесконечности. Следующие «органы управления» - два обрезиненных кольца – зуммирования и ручной фокусировки. Кольцо зума – изменения фокусных расстояний - плавное, удобное, хорошо демпфировано. Кольцо ручной фокусировки в режиме автофокуса не работает - отсутствие USM-привода накладывает свои ограничения. Кольцо чуть уже, чем у EF 70-200/2.8, но не менее удобное, ход кольца плавный, достаточный для точной ручной фокусировки.
Виньетирование
Часто слышал громкие жалобы и ожидал много худшего. Виньетирование на полностью открытой диафрагме явно присутствует, эффект выражен сильнее, чем у EF 70-200/2.8, но встречал много хуже. Жалобы, вероятно, вызваны принадлежностью EF 80-200/2.8 к L-объективам, от которых подспудно ожидаешь большего. На f/4 эффект перестает раздражать, к f/5.6 практически пропадает.
Резкость
Не вызывает никаких нареканий и сравнима с резкостью Canon EF 70-200/2.8 L USM: по центру разницу найти трудно, края незначительно «мягче» на полностью открытой диафрагме. На прикрытой на пол-ступени края и углы подтягиваются до «полностью приемлемого уровня», оптимальные значения диафрагмы (картинка резкая «от края и до края») начинаются с f/4.
Стоит отметить отсутствие привычного для многих объективов заметного падения резкости на одном из концов фокусных расстояний (чаще на широком угле лучше, чем в положении теле, реже - наоборот). У Canon EF 80-200/2.8L все фокусные дают приемлемую по контрасту и резкости картинку, если только самую малость лучше на широком угле.
Хроматические аберрации
Под контролем. Присутствуют, но в пределах ожидаемого для светосильного объектива с переменными фокусными: незначительны в сложных для объектива местах контрастных переходов, но контролируются так, что можно не задумываться.
Геометрические искажения
Ожидаемая легкая «бочка» на 80 мм и «подушка» на 200 мм. Если специально не снимать решетки и кирпичные стены, с последующим разглядыванием результатов, то дисторсия будет незаметна.
Автофокус
Удивительно, но разница в скорости по сравнению с USM-приводом практически незаметна. Скажу так: у Canon EF 80-200/2.8L самый быстрый «не-USM» автофокус, который я встречал. Также определенно не шумный – вполне вероятно, малошумность также является следствием быстроты и цепкости автофокуса – противное жужжание просто не успеваешь услышать. Для меня – удивительно – отсутствие USM стало минусом только в спецификациях из-за заранее предубежденного отношения. Ни разу не ловил себя на мысли, о том, что есть претензии к скорости, шумности, точности и цепкости автофокуса.
Контровый свет
Никакого криминала, но бленду использовать рекомендую (как, впрочем, и со всеми другими объективами).
Боке
Я сознательно сравниваю Canon EF 80-200/2.8L с EF 70-200/2.8L USM. Старичок держится на удивление хорошо, доказывая, что он не хуже и способен тягаться на равных. Но чаще только «не хуже». А вот в сравнении боке он определенно выигрывает: приятное, маслянистое, не рваное.
Определенно EF 80-200/2.8L отлично подходит для портретной съемки (и других ситуаций, когда нужно не «вырезать» основной объект, а плавно «обрамить» его приятным и неотвлекающим фоном).
Картинка и заключение
Рассматриваемому экземпляру (по коду) уже 20 лет, он сделан в 1991 году. Никаких изменений в контрастность, сочность, красочность картинки и цветопередачу возраст не привнес: Canon EF 80-200/2.8L вызывает уважение, дарит приятные эмоции и с честью конкурирует с EF 70-200/2.8L USM.
В свое время было две основные претензии к объективу: сильное виньетирование и несовместимость с «родными» телеконвертерами (отчасти нивелирующая плюсы высокой светосилы). Я не поклонник телеконвертеров, поэтому «минус» для меня незначительный. Тем более можно использовать конвертеры сторонних производителей (Tokina, Tamron) или (фотолюбители на выдумку хитры) «обмануть» объектив: используйте удлинительное кольцо между объективом и конвертером – все будет работать, правда за счет потери бесконечности, но с меньшей минимальной дистанцией фокусировки.
Соглашусь с приверженцами «черных» объективов – Canon EF 80-200/2.8L привлекает намного меньше внимания, чем белый EF 70-200/2.8L, и не выглядит вызывающе – несомненный плюс.
Несколько разочаровали размеры объектива: ожидал, что он будет компактнее EF 70-200/2.8L USM – ведь уже диапазон фокусных и меньше диаметр переднего элемента, а при практически одинаковом диаметре, 80-200 всего лишь на 6 мм короче (84,6*193,6 мм против 84*187,5 мм). Еще большее разочарование – вес EF 80-200/2.8L даже больше (1310 грамм против 1330).
В целом, Canon EF 80-200/2.8L понравился и могу смело рекомендовать его в качестве альтернативы EF 70-200/2.8L USM , причем альтернативы не компромиссной («возьму-ка я старичка из-за отсутствия денег»), а практически не уступающей по характеристикам и свойствам, а для любителей портретной фотографии – даже превосходящей. Только разница в цене должна присутствовать – даже самым «свежим» экземплярам Canon EF 80-200/2.8L уже 15 лет.
Благодарю Геворга за предоставленную возможность познакомиться с объективом.
август 2011 года