Я откладывал написание материала об объективе Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG по субъективным причинам: с одной стороны, он оставил очень неоднозначные впечатления, с другой – это был один из первых моих «настоящих» объективов, доставивших массу удовольствия. Действительно, «от многих знаний многая печали…» Пересматривая сейчас фотографии, сделанные на Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG, я отчетливо вижу его огрехи и недостатки и с ностальгией вспоминаю время, когда не выискивал первым же делом на снимке провалы по резкости, аберрации на контрастных участках, неравномерность резкости от одной стороны к другой и тому подобные поводы к расстройству.
Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG была объявлена в июне 2001 года и появилась в продаже в августе того же года. Повторю, что мне по душе подход Sigma и то, как они медленно, но верно становятся одним из ведущих и уважаемых игроков на фотографическом рынке: Sigma не стремится в высококонкурентный рынок компактных цифровых фотоаппаратов и профессиональных цифровых зеркалок – затраты велики, а прибыль во многом зависит от объемов продаж и новый игрок, скорее, будет просто затоптан. Sigma старается играть на полупрофессиональном рынке, предлагая либо уникальный товар, либо товар, аналогичный топовым моделям, но несколько дешевле. В эту стратегию и тактику укладывается и покупка Foveon – теперь фотоаппараты Sigma изначально отличаются от продукции конкурентов. И большое количество товаров, к которым смело можно применять слово «самый». Фирма работает на рынке компактных цифровых фотоаппаратов с большими матрицами – премиум сегмент «компактного» рынка, где люди, стремящиеся приблизится к «зеркальному» качеству, сохранив компактность, платят экстра.
В 2001 году Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG был единственным автофокусным объективом с переменным фокусным расстоянием с углом поля зрения в 110 градусов. Да и до сих пор, а прошло почти 10 лет, полнокадровых не-фишай зумов с таким широким углом раз-два и обчелся. Мне, навскидку, на ум приходят именно раз-два: первый – Sigma AF 12-24/4.5-5.6 EX DG HSM и второй - Nikon 14-24/2.8G ED. Это было широко для пленочных 36мм фотоаппаратов, а для молодого еще племени цифровых зеркальных фотоаппаратов с матрицей формата APS-C – практически единственным широкоугольным зумом.
Технические характеристики Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG
К качеству материалов и изготовления не придерешься. Объектив относится к «профессиональной» Сигмовской серии EX (кстати, первый сверхширик этой серии у Сигмы). EX – это не только ценный и очень удобный кофр, который идет в комплекте с объективом (в отличие от мерзких «мешочков», прилагающихся ко многим объективам серии L у Canon), но и отличное качество материалов и сборки. Еще одной приятностью могла бы быть идущая в комплекте бленда, но у Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG она встроенная. Это связано с формой переднего элемента объектива – передняя линза сферической формы и выступает вперед. Из-за этого невозможно использование стандартных фильтров, а крышка объектива крепится на металлический колпак, который – в свою очередь – надевается именно на несъемную лепестковую бленду. В принципе (причины столь интересного конструктивного решения так и остались для меня загадкой, как и его практическая применимость), на колпак можно накрутить фильтры диаметра 82мм (посадочная резьба присутствует), но объектив с надетым колпаком с накрученным фильтром (даже в узкой оправе) немилосердно виньетирует на кропнутых фотоаппаратах, а на полнокадровых – просто делает углы черными. Возможно использование фильтров в хвостовике объектива, но это больше интересно для снимающих на пленку.
Кроме выпуклого переднего элемента и встроенной несъемной бленды, к конструктивным особенностям Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG относится и двойной механизм переключения автофокуса: привычный переключатель AF/MF на корпусе объектива и передвигаемое кольцо фокусировки. Причина тому - использование стандартного микромотора в приводе автофокуса. (в режиме AF кольцо фокусировки крутится в процессе наведения). Кольцо широкое и удобное и его вращение в режиме автофокуса серьезно осложняет жизнь: приходится исхитряться для того, чтобы держать объектив не за вращающееся кольцо фокусировки. Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG позволяет, передвинув кольцо фокусировки, разъединить его жесткую связку с приводом автофокуса. Возвращаясь к автофокусу: проблем со скоростью фокусировки я не испытывал - объектив далеко не репортажный, а в пейзажной неспешной фотографии разница в скорости с ультразвуковыми моторами не ощущается. А вот рысканье случалось довольно часто, особенно в положении 30мм, но это результат невысокой светосилы объектива.
Геометрические искажения, по моему мнению, совершенно некриминальны: даже на 15 мм «бочка» не раздражает.
Виньетирование присутствует на всех фокусных и – если приглядываться - практически на всех значениях диафрагмы. Если не приглядываться, то – только на открытых диафрагмах, когда серьезное затемнение углов может осложнить последующую обработку в графических редакторах, а то и испортить снимок.
Резкость по центру не вызывает нареканий даже на открытых диафрагмах. Субъективно, у меня сложилось мнение, что объектив по центру кадра резче в положении 15 мм, чем на 30мм. С краями ситуация обратная: на 15 мм на полном кадре на углы просто смотреть не хочется, а края замылены; на 30 мм – терпимо даже на открытых значениях диафрагмы.
Выпуклый передний элемент, вкупе с углом поля зрения в 110 градусов и несъемной блендой (которая воспринимается скорее не как бленда, а как приспособление для надевания крышки объектива), приводит к тому, что объектив совершенно непринужденно и в самые неожиданные моменты «ловит зайцев». Это не такая уж и новость с широкоугольными объективами, однако, Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG явно в числе «первых учеников», а «зайцы» иногда просто радуют глаз оригинальностью, размерами и разноцветностью.
Еще один явный минус объектива – хроматические аберрации. Вроде и элементов, и групп в конструкции заявлено немало, но хроматит Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG до неприличия. И сами по себе не особо резкие края кадра, становятся просто кашей. Рядом с хроматическими аберрациями идет и не самая высокая контрастность.
Все вышесказанное справедливо и для использования Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG на фотоаппаратах с кроп-фактором и для полнокадровых фотоаппаратов. Единственное «но»: на полном кадре все огрехи заявляют о себе в полный голос.
Я купил Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG в то время, когда использовал Canon EOS 30D. Объектив мне откровенно нравился: да присутствовало некоторое виньетирование, да по углам резкость была далека от «звенящей», но в целом все было в порядке. А потом случился Canon EOS 5D. И все недостатки проявились в полный рост. Особенно раздражала каша по углам изображения – падение резкости, да еще и умноженное хроматическими аберрациями. По центру – все хорошо, а вот на края можно смотреть без слез только где-то на f/11.
Поэтому на полном кадре сформировалось общее впечатление о Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG, как об объективе, способном выдавать приемлемую картинку при определенном наборе телодвижений: прикрытой до f11 диафрагме, тщательной проверке сюжета на отсутствие источников света, дабы избежать «зайцев», выборе сцен без резких контрастных переходов на краях кадра и серьезной постобработке с повышением резкости и контрастности снимка. Условий оказалось слишком много и какие-то из них постоянно нарушались – объектив был продан.
Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG – объектив для кропнутых фотоаппаратов, на которых он способен радовать владельцев (особенно, если цена приобретения радует). Мой экземпляр и сейчас приносит массу положительных эмоций своему новому владельцу. Отсюда и вывод: если предполагается использовать Sigma AF 15-30/3.5-4.5 apo EX DG на фотоаппарате формата APS-C, а цена привлекает – объектив придется ко двору. Только тщательнее смотрите на переднюю линзу – я видел не один экземпляр с царапинами. А на выпуклом переднем элементе царапины и потертости будут заметны очень часто. На полнокадровый фотоаппарат – не советую.