Обзор и тест объектива Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R
Сначала лирическое отступление. Фотолюбители, считающие себя «продвинутыми», с явным презрением и нелюбовью относятся к «китовым» объективам. В этом они солидарны с производителями фотоаппаратов, хотя причины прохладности разнятся.
До начала 80 годов прошлого века «киты» в нашем сегодняшнем понимании отсутствовали: распространенным комплектом был фотоаппарат с недорогим полтинником, объективы с переменными фокусными разрабатывать было сложно, производить дорого, а заменяя собой сразу несколько фиксов, противоречили они основной задаче любого бизнеса – заставить «не прятать денежки по банкам и углам» и «покупать еще и еще».
Прорыв случился благодаря Sigma Corporation – компания развивалась, конкурировать «лоб в лоб» с лидерами рынка было сложно, и Сигма сконцентрировалась на производстве недорогих зум-объективов, которые продавала через дистрибуторов фототехники в составе «китовых» (от английского «kit» - комплект, набор) комплектов. Идея «недорогого набора для всего и сразу» потребителям пришлась по душе и к 90м годам практически все производители вынужденно предлагали собственные комплекты «фотоаппарат + объектив начального уровня». Отсюда и отношение: для производителя «кит» был невыгоден и его старательно делали компромиссным, для требовательного потребителя он этой компромиссностью противен.
Популярность цифровой фотографии и рост числа фотографирующих внесли некоторые коррективы: китовые объективы стали «полноценнее» по оптическим характеристикам, ведь на растущем конкурентном рынке важно «застолбить территорию», а отталкивать потенциального покупателя явно проигрывающим по качеству продуктом глупо и опасно – он выберет продукцию соперника.
Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R – второй (измененный оптически, механически и косметически) вариант китового объектива для системы микро 4/3 вышел в июне 2011 года (в Японии без буквы R в названии - в ноябре 2010 года). Первый 14-42 появился одновременно с E-P1 в июне 2009 года.
Технические характеристики
Комплект поставки
Комплект поставки заставил поволноваться, но помог выяснить, откуда взялась буковка “R” в названии объектива. Комплект из:
понятен и привычен для отряда китообразных – ожидать присутствия бленды и чехла для хранения наивно. Озадачило только «декоративное кольцо Olympus DR-40»: никакой дополнительной информации не нашел, не обнаружил в комплекте и самого кольца. Нашел его не сразу - надетым на объектив: этот пластмассовый элемент закрывает посадочное место бленды, обладает сугубо «эстетической» функцией и обуславливает добавление R (от Restyled) к названию.
Конструкция, материалы и изготовление
Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R вряд ли поразит использованными материалами и конструкцией, но на фоне одноклассников объектив выглядит не так уж плохо. Корпус полностью из пластика, включая байонет, но пластик качественный, а сборка аккуратная, без разболтанности и допусков. Окошка расстояний нет. Выдвигающийся «хобот» сидит плотно, чуть пошатать его можно только в положении 42 мм. Выглядит объектив симпатично, в комплекте с фотоаппаратом – органично, ощущается чуть «несерьезно».
Объектив «складной», как у многих компактных цифровиков - в положении для переноски он неработоспособен, но за счет такой конструкции его походные размеры уменьшены на 14 мм:
В сложенном состоянии длина составляет 50 мм
Для того, чтобы привести объектив в рабочее состояние, нужно повернуть кольцо зуммирования влево до щелчка; для складывания – зуммировать в обратную сторону, передвинув при этом вперед и держа переключатель запирания объектива (Unlock). Решение изящное и подходящее для компактного фотоаппарата.
Olympus M.Zuiko 14-42/3.5-5.6 II – объектив с переменным значением максимальной диафрагмы. Диафрагма меняется плавно, с шагом в 0,1 ступени и также прописывается в exif снимка – забавно видеть значения диафрагмы f/4.4, f/3.7. Уже на эквивалентном 35 мм объектив обладает максимальной диафрагмой лишь f/4.0:
Органы управления ограничены переключателем запирания и кольцами ручного фокуса и изменения фокусного расстояния. Кольца зуммирования и ручной фокусировки сделаны из того же пластика, что и корпус объектива, поверхность рифленая, но покрытие резиной отсутствует. Кольца сидят как влитые, не шатаются. Ход кольца зуммирования короткий – около 70 градусов, плавный, без заеданий, с требуемым сопротивлением. Склонности к самостоятельному движению переднего элемента нет. Кольцо шириной 2 см расположено удобно.
Кольцо ручной фокусировки расположено на переднем срезе объектива, ширина 4 мм. Передний элемент при фокусировке не вращается, размеров объектив не меняет, фильтры приветствуются.
Отмечу отличную переднюю крышку: размеры у нее неубедительные, но пользоваться ей удобно.
Геометрические искажения
Приведены значения, полученные при анализе откорректированных снимков: коррекция геометрических искажений происходит автоматически. Уровень дисторсии относительно невелик и досаждать чаще всего не будет. Поведение привычное: бочкообразная дисторсия на широком угле переходит в подушкообразную по мере роста фокусных расстояний.
На фокусном 14 мм откорректированная бочкообразная дисторсия составляет 0,9%. На остальных фокусных уровень не превышает 0,3%, характер изменяется в районе фокусного 20 мм.
Разрешение и резкость
Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R оставил самые приятные впечатления: объектив очень неплохо показал себя на 16 Мп матрице Olympus E-PL5. Резкость совершенно приемлема на всех фокусных и рабочих значениях диафрагмы. Порадовал отличный уже с полностью открытой центр и отсутствие провала по краям и углам кадра. Отличные и стабильные результаты для китового объектива.
На фокусном 14 мм
14 мм |
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
97% |
99% |
100% |
94% |
Край |
89% |
91% |
91% |
88% |
Угол |
82% |
84% |
86% |
83% |
На фокусном 25 мм
25 мм |
f/4,5 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
97% |
99% |
95% |
Край |
92% |
95% |
94% |
Угол |
88% |
94% |
89% |
На фокусном 42 мм
42 мм |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
95% |
94% |
Край |
87% |
89% |
Угол |
81% |
85% |
98% |
112% |
отлично |
84% |
97% |
очень хорошо |
70% |
83% |
хорошо |
|
69% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Виньетирование Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R также правится автоматически. Даже в самом сложном положении – на 14 мм и f/3.5 его уровень едва превышает комфортную 1 ступень, на остальных фокусных и диафрагмах – ниже 1 ступени (0,3 – 0,8 ступени). Из-за коррекции прямой взаимосвязи между значением диафрагмы и уровнем виньетирования нет: значения находятся приблизительно на одном уровне на всех значениях диафрагмы.
Автофокус
Начнем с обозначения MSC в названии объектива. Аббревиатура расшифровывается как «Movies and Stills Compatible» (Совместим с видео и фото); компания заявляет, что эта технология обеспечивает быструю фокусировку в режиме фото и бесшумную плавную – в режиме видео. Для этого в объективах MSC используется:
Процесс фокусировки практически бесшумен: лишь поднеся объектив к уху можно услышать слабое шуршание. Ручной фокус использует обычную для объективов Olympus систему «фокусировки по проводам»: кольцо не имеет прямой механической связи с фокусирующими элементами, а управляет ими опосредованно через моторчик автофокусировки объектива, который получает команды на перемещение элементов в зависимости от перемещения кольца фокусировки.
Скорость фокусировки (на Olympus E-PL5) не вызывает никаких нареканий: мгновенности USM нет, но отсутствует и раздражающая медлительность объективов с обычным приводом автофокуса. К точности и стабильности автофокуса нет никаких претензий. Объективу, правда, не всегда сразу удается «зацепиться» за объект, особенно при недостатке освещения.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации Olympus M.Zuiko 14-42/3.5-5.6 II R корректируются автоматически, поэтому досаждать не будут. Фотоаппарат и графические редакторы справляются неплохо, ширина ХА даже по углам кадра не превышает 1,8 пикселя независимо от фокусного и значения диафрагмы даже в сложных условиях.
Заключение
Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R понравился: в качестве первого объектива он будет верным другом и позволит сразу и без сомнений использовать фотоаппарат по назначению; для фотолюбителя, не подверженного страсти к накопительству, может остаться единственным, дающим возможность делать качественные снимки. Объектив относится к «честным китам» и присущие ему ограничения вызваны скорее классом объектива, чем провалами в характеристиках и работе.
Все очень неплохо с резкостью и стабильностью результатов. Цветопередача нареканий не вызывает, дисторсия, виньетирование и хроматические аберрации правятся автоматически и не превышают комфортных значений. Не стоит ожидать от довольно темного объектива системы микро4/3 выдающегося боке. Придраться можно к невысокой светосиле, определенной «игрушечности» конструкции, 37 мм светофильтрам и не всегда уверенной работе в контровом свете.
Критике поддается и цена на объектив: 300 долларов за неплохой, но все-таки «кит» несколько неожиданно. Отсюда и рекомендации: в комплекте с фотоаппаратом будет к месту, отдельно покупать вряд ли оправданно.
январь 2013 года