Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R MSC

 

Обзор и тест объектива Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R

Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R MSC
Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R MSC

Сначала лирическое отступление. Фотолюбители, считающие себя «продвинутыми», с явным презрением и нелюбовью относятся к «китовым» объективам. В этом они солидарны с производителями фотоаппаратов, хотя причины прохладности разнятся.

До начала 80 годов прошлого века «киты» в нашем сегодняшнем понимании отсутствовали: распространенным комплектом был фотоаппарат с недорогим полтинником, объективы с переменными фокусными разрабатывать было сложно, производить дорого, а заменяя собой сразу несколько фиксов, противоречили они основной задаче любого бизнеса – заставить «не прятать денежки по банкам и углам» и «покупать еще и еще».

Прорыв случился благодаря Sigma Corporation – компания развивалась, конкурировать «лоб в лоб» с лидерами рынка было сложно, и Сигма сконцентрировалась на производстве недорогих зум-объективов, которые продавала через дистрибуторов фототехники в составе «китовых» (от английского «kit» - комплект, набор) комплектов. Идея «недорогого набора для всего и сразу» потребителям пришлась по душе и к 90м годам практически все производители вынужденно предлагали собственные комплекты «фотоаппарат + объектив начального уровня». Отсюда и отношение: для производителя «кит» был невыгоден и его старательно делали компромиссным, для требовательного потребителя он этой компромиссностью противен.

 

Популярность цифровой фотографии и рост числа фотографирующих внесли некоторые коррективы: китовые объективы стали «полноценнее» по оптическим характеристикам, ведь на растущем конкурентном рынке важно «застолбить территорию», а отталкивать потенциального покупателя явно проигрывающим по качеству продуктом глупо и опасно – он выберет продукцию соперника.

Оптическая схема
Оптическая схема

Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R – второй (измененный оптически, механически и косметически) вариант китового объектива для системы микро 4/3 вышел в июне 2011 года (в Японии без буквы R в названии - в ноябре 2010 года). Первый 14-42 появился одновременно с E-P1 в июне 2009 года.

 

Технические характеристики

  • Фокусное расстояние: 14 - 42 мм
  • Эквивалентное фокусное расстояние: 28 - 84 мм
  • Угол поля зрения: 75 – 29 градусов
  • Оптическая конструкция: 8 элементов в 7 группах, включая 3 асферических
  • Минимальная дистанция фокусировки: 25 см
  • Максимальное увеличение: 0.19x (0.38x в эквиваленте 35мм)
  • Количество лепестков диафрагмы: 7, скругленные
  • Диапазон диафрагм: f/3.5-5.6 – f/22
  • Диаметр светофильтра: 37 мм
  • Размеры: 56.5*50 мм
  • Вес: 113 грамм        
Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R MSC
Декоративное кольцо снято

Комплект поставки

Комплект поставки заставил поволноваться, но помог выяснить, откуда взялась буковка “R” в названии объектива. Комплект из:

  • Объектива
  • Передней крышки объектива LC-37B
  • Задней крышка объектива Olympus LR-2
  • Декоративного кольца (DR-40)

понятен и привычен для отряда китообразных – ожидать присутствия бленды и чехла для хранения наивно. Озадачило только «декоративное кольцо Olympus DR-40»: никакой дополнительной информации не нашел, не обнаружил в комплекте и самого кольца. Нашел его не сразу - надетым на объектив: этот пластмассовый элемент закрывает посадочное место бленды, обладает сугубо «эстетической» функцией и обуславливает добавление R (от Restyled) к названию.

Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R MSC
Передний элемент

Конструкция, материалы и изготовление

Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R вряд ли поразит использованными материалами и конструкцией, но на фоне одноклассников объектив выглядит не так уж плохо. Корпус полностью из пластика, включая байонет, но пластик качественный, а сборка аккуратная, без разболтанности и допусков. Окошка расстояний нет. Выдвигающийся «хобот» сидит плотно, чуть пошатать его можно только в положении 42 мм. Выглядит объектив симпатично, в комплекте с фотоаппаратом – органично, ощущается чуть «несерьезно».

 

Объектив «складной», как у многих компактных цифровиков - в положении для переноски он неработоспособен, но за счет такой конструкции его походные размеры уменьшены на 14 мм:

В сложенном состоянии длина составляет 50 мм

  • Минимальный размер в рабочем состоянии (фокусное 23 мм) – 66 мм
  • На фокусном 14 мм передний элемент выдвигается на 2 см вперед, на фокусном 42 мм – на 22 мм.
Значение диафрагмы в Exif
Значение диафрагмы в Exif

Для того, чтобы привести объектив в рабочее состояние, нужно повернуть кольцо зуммирования влево до щелчка; для складывания – зуммировать в обратную сторону, передвинув при этом вперед и держа переключатель запирания объектива (Unlock). Решение изящное и подходящее для компактного фотоаппарата.

 

Olympus M.Zuiko 14-42/3.5-5.6 II – объектив с переменным значением максимальной диафрагмы. Диафрагма меняется плавно, с шагом в 0,1 ступени и также прописывается в exif снимка – забавно видеть значения диафрагмы f/4.4, f/3.7. Уже на эквивалентном 35 мм объектив обладает максимальной диафрагмой лишь f/4.0:

  • 14 - 18 мм – f/3.5 – f/3.9
  • 19 - 25 мм – f/4.0 – f/4.4
  • 26 - 31 мм – f/4.5 – f/5.0
  • 32 - 42 мм – f/5.1 – f/5.6
Olympus M.ZUIKO Digital 14-42/3.5-5.6 II R MSC
Крепление и задний элемент

Органы управления ограничены переключателем запирания и кольцами ручного фокуса и изменения фокусного расстояния. Кольца зуммирования и ручной фокусировки сделаны из того же пластика, что и корпус объектива, поверхность рифленая, но покрытие резиной отсутствует. Кольца сидят как влитые, не шатаются. Ход кольца зуммирования короткий – около 70 градусов, плавный, без заеданий, с требуемым сопротивлением. Склонности к самостоятельному движению переднего элемента нет. Кольцо шириной 2 см расположено удобно.

Кольцо ручной фокусировки расположено на переднем срезе объектива, ширина 4 мм. Передний элемент при фокусировке не вращается, размеров объектив не меняет, фильтры приветствуются.

 

Дисторсия на 14 мм
Дисторсия на 14 мм

Отмечу отличную переднюю крышку: размеры у нее неубедительные, но пользоваться ей удобно.

 

Геометрические искажения

Приведены значения, полученные при анализе откорректированных снимков: коррекция геометрических искажений происходит автоматически. Уровень дисторсии относительно невелик и досаждать чаще всего не будет. Поведение привычное: бочкообразная дисторсия на широком угле переходит в подушкообразную по мере роста фокусных расстояний.

На фокусном 14 мм откорректированная бочкообразная дисторсия составляет 0,9%. На остальных фокусных уровень не превышает 0,3%, характер изменяется в районе фокусного 20 мм.

Дисторсия 42 мм
Дисторсия 42 мм

Разрешение и резкость

Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R оставил самые приятные впечатления: объектив очень неплохо показал себя на 16 Мп матрице Olympus E-PL5. Резкость совершенно приемлема на всех фокусных и рабочих значениях диафрагмы. Порадовал отличный уже с полностью открытой центр и отсутствие провала по краям и углам кадра. Отличные и стабильные результаты для китового объектива.

 

На фокусном 14 мм

 

14 мм

f/3,5

f/4,0

f/5,6

f/8,0

Центр

97%

99%

100%

94%

Край

89%

91%

91%

88%

Угол

82%

84%

86%

83%

 

На фокусном 25 мм

 

25 мм

f/4,5

f/5,6

f/8,0

Центр

97%

99%

95%

Край

92%

95%

94%

Угол

88%

94%

89%

 

На фокусном 42 мм

 

42 мм

f/5,6

f/8,0

Центр

95%

94%

Край

87%

89%

Угол

81%

85%

 

 

98%

112%

отлично

84%

97%

очень хорошо

70%

83%

хорошо

 

69%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование 14 мм f/3.5
Виньетирование 14 мм f/3.5

Виньетирование

Виньетирование Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R также правится автоматически. Даже в самом сложном положении – на 14 мм и f/3.5 его уровень едва превышает комфортную 1 ступень, на остальных фокусных и диафрагмах – ниже 1 ступени (0,3 – 0,8 ступени). Из-за коррекции прямой взаимосвязи между значением диафрагмы и уровнем виньетирования нет: значения находятся приблизительно на одном уровне на всех значениях диафрагмы.

 

Автофокус

Начнем с обозначения MSC в названии объектива. Аббревиатура расшифровывается как «Movies and Stills Compatible» (Совместим с видео и фото); компания заявляет, что эта технология обеспечивает быструю фокусировку в режиме фото и бесшумную плавную – в режиме видео. Для этого в объективах MSC используется:

Схема MSC-автофокуса
Схема MSC-автофокуса
  • Высокоточная червячная передача
  • скоростной моторчик с высокой точностью перемещения и фиксации
  • направляющие оси с допусками, измеряемыми в микронах
  • сниженный вес фокусирующей группы для обеспечения высокой скорости и высокой точности (всего 1 или 2 перемещаемых элемента).

Процесс фокусировки практически бесшумен: лишь поднеся объектив к уху можно услышать слабое шуршание. Ручной фокус использует обычную для объективов Olympus систему «фокусировки по проводам»: кольцо не имеет прямой механической связи с фокусирующими элементами, а управляет ими опосредованно через моторчик автофокусировки объектива, который получает команды на перемещение элементов в зависимости от перемещения кольца фокусировки.

Хроматика на фокусном 42 f/5.6
Хроматика на фокусном 42 f/5.6

Скорость фокусировки (на Olympus E-PL5) не вызывает никаких нареканий: мгновенности USM нет, но отсутствует и раздражающая медлительность объективов с обычным приводом автофокуса. К точности и стабильности автофокуса нет никаких претензий. Объективу, правда, не всегда сразу удается «зацепиться» за объект, особенно при недостатке освещения.

 

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации Olympus M.Zuiko 14-42/3.5-5.6 II R корректируются автоматически, поэтому досаждать не будут. Фотоаппарат и графические редакторы справляются неплохо, ширина ХА даже по углам кадра не превышает 1,8 пикселя независимо от фокусного и значения диафрагмы даже в сложных условиях.

Заключение

Olympus M.Zuiko Digital 14-42/3.5-5.6 II R понравился: в качестве первого объектива он будет верным другом и позволит сразу и без сомнений использовать фотоаппарат по назначению; для фотолюбителя, не подверженного страсти к накопительству, может остаться единственным, дающим возможность делать качественные снимки. Объектив относится к «честным китам» и присущие ему ограничения вызваны скорее классом объектива, чем провалами в характеристиках и работе.

Все очень неплохо с резкостью и стабильностью результатов. Цветопередача нареканий не вызывает, дисторсия, виньетирование и хроматические аберрации правятся автоматически и не превышают комфортных значений. Не стоит ожидать от довольно темного объектива системы микро4/3 выдающегося боке. Придраться можно к невысокой светосиле, определенной «игрушечности» конструкции, 37 мм светофильтрам и не всегда уверенной работе в контровом свете.

Критике поддается и цена на объектив: 300 долларов за неплохой, но все-таки «кит» несколько неожиданно. Отсюда и рекомендации: в комплекте с фотоаппаратом будет к месту, отдельно покупать вряд ли оправданно.

 

 

январь 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100