Обзор и тест объектива Canon EF 50/1.4 USM
Про Canon EF 50/1.4 USM говорено и переговорено. Я долго отказывался от тестирования этого объектива. Причин три:
Понятно, что отношение изначально предвзятое, что не помогает в тестах. Взялся лишь потому, что Владимир (www.foto-canon.com) пообещал, что предоставленный экземпляр «моноклеподобностью» на открытой диафрагме не страдает. Тем не менее, предупреждаю сразу: на цифры можете ориентироваться смело, к словам относитесь аккуратно – я постараюсь быть объективным, но в успешности стараний не уверен.
Canon EF 50/1.4 USM – одна из самых старых моделей, без изменений находящихся в производственной линейке Canon. Объектив анонсировали без малого 20 лет назад – в июне 1993 года.
Технические характеристики
Бленда Canon ES-71 II в комплект поставки не входит.
Конструкция, материалы и изготовление
Canon EF 50/1.4 USM схож с объективами-ровесниками материалами, дизайном и конструкцией. Восхищения не вызывает, но и не расстраивает: пластик качественный, сборка аккуратная и крепкая, допусков нет. Окошко расстояний в наличии, крепление байонета металлическое, кольцо фокусировки покрыто рифленой резиной.
Кольцо ручной фокусировки расположено удобно, умеренно-широкое – 12 мм. Ход кольца почти в 200 градусов благоприятствует ручному фокусу. Демпфирование очень слабое, ход чуть «пластмассовый» по сравнению с объективами с кольцевыми USM-моторами.
Объектив меняет размеры при фокусировке, выдвигая передний элемент почти на сантиметр к минимальной дистанции. Передний элемент, тем не менее, не вращается и применению фильтров ничего не мешает.
Геометрические искажения
Canon EF 50/1.4 USM неплохо справляется с дисторсией: уровень в 1,8% будет нечасто заметен на реальных фотографиях. Искажения «бочкообразные», характер правильный – при необходимости геометрию легко исправить при постобработке.
Разрешение и резкость
Удачный экземпляр Canon EF 50/1.4 USM однозначно будет радовать владельца: под «удачным» я подразумеваю объектив, с приемлемой работой на полностью открытой диафрагме. Два экземпляра, в свое время побывавшие у меня и без сожалений проданные, отличались тягой к созданию картинки с «эффектом монокля».
Тестируемый экземпляр на самом деле отличается в лучшую сторону, но на полностью открытой диафрагме, традиционно для EF 50/1.4 USM, подходит скорее для портретов: с неплохим центром и неудовлетворительными краями. Незначительное прикрытие диафрагмы делает центр отличным и подтягивает края, а уже с f/2.8 объектив резок от «края и до края». На f/4,0 разрешение по центру превосходит возможности матрицы Canon EOS 5D mark II, а на f/8.0 даже углы кадра показывают отличный результат.
|
f/1,4 |
f/2,0 |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
77% |
87% |
91% |
100% |
99% |
93% |
87% |
Край |
61% |
64% |
74% |
88% |
90% |
91% |
84% |
Угол |
45% |
50% |
70% |
78% |
86% |
88% |
83% |
87% |
103% |
отлично |
73% |
86% |
очень хорошо |
60% |
72% |
хорошо |
46% |
59% |
приемлемо |
|
45% |
плохо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Canon EF 50/1.4 USM ведет себя традиционно для светлых объективов: на открытых значениях диафрагмы виньетирование достигает уровня когда эффект впору рассматривать в качестве художественного приема.
Похвастаться нечем. На полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра у EF 50/1.4 достигает 3,8 ступеней. Прикрытие до f/2.0 помогает мало: виньетирование по углам остается на некомфортном уровне в 1,8 ступени.
Даже на f/2.8 затемнение по углам составляет 1,2 ступени, что ненамного, но превышает относительно комфортный уровень в 1 ступень.
Лишь к f/4.0 выраженность эффекта снижается до комфортных значений ниже 1 EV.
Автофокус
Нестабильность автофокуса младшего брата героя обзора – Canon EF 50/1.8 II – стала притчей во языцех. Одним из аргументов, должных сподвигнуть фотолюбителей к покупке EF 50/1.4, является USM-привод автофокуса.
К сожалению, преимущества USM-привода в Canon EF 50/1.4 в значительной мере нивелированы: в объективе стоит не кольцевой, а древний микро-USM, который несколько медленнее, но главное – очень нежен и склонен к поломкам. Плюс к тому: в конструкции механизма фокусировки используется геликоид (дабы обеспечить возможность ручной фокусировки в автоматическом режиме) и малейшее воздействие на выдвинутый хоботок переднего элемента также способно привести к поломке автофокуса. Ремонт традиционно недешев, а рекомендации не снимать с объектива бленду приводят в замешательство: может легче просто поставить объектив на полку, чтобы он не сломался?
К скорости и цепкости автофокуса претензий нет. Прогон от бесконечности к МДМ занимает менее 1 секунды. Процесс практически бесшумен. Склонности к бек и фронт фокусу не замечено.
А вот стабильность и повторяемость несколько ниже ожидаемого: совсем не криминально, но промахи случаются чаще, чем у объективов одноклассников.
Хроматические аберрации
Canon EF 50/1.4 очень неплохо справляется с хроматическими аберрациями. Даже на полностью открытой диафрагме их ширина не превышает комфортного уровня и составляет 1,4 пикселя. С прикрытием диафрагмы выраженность еще более снижается:
Очень неплохой результат.
С окраской зон вне фокуса все не так радужно: на открытых значениях диафрагмы она присутствует и присутствует в изрядном количестве. На приведенном кропе (снимок на f/1.4) видны и ореолы (эффект монокля), которые на некоторых экземплярах выражены намного сильнее. Эффект «окраски в зелень и пурпур» заметен на f/1.4 и f/2.0; на f/2.8 выраженность начинает снижаться и перестает досаждать на f/4.0.
Картинка, контровый свет, боке
К цветопередаче никаких нареканий, отличная и сочная картинка. Контрастность несколько снижена на открытых значениях диафрагмы, особенно по краям и углам кадра.
К качеству боке претензий нет: нейтральное, спокойное и приятное.
Работа в сложных условиях освещения несколько хуже ожидаемого: объектив склонен к появлению артефактов. Бленда рекомендуется к использованию.
Заключение
Canon EF 50/1.4 USM достойно выступил практически во всех тестовых дисциплинах. Все очень неплохо с резкостью, объектив формирует красочную и сочную картинку, отлично справляется с хроматическими аберрациями. Есть определенные претензии к виньетированию и работе в сложных условиях освещения, но наивно было бы ожидать другого от модели этой ценовой категории и такой светосилы.
Откуда же предвзятость? В процессе тестирования я смог ткнуть пальцем в причины своей нелюбви к Canon EF 50/1.4 USM. Докладываю:
Мы живем в реальном мире, где любая фирма стремится к максимизации прибыли, а ожидать от коммерческих структур искренней заботы о потребителях не стоит. Понимание этого факта (как и вечные стенания о несовершенстве подлунного мира) радости не добавляет, а явная недружелюбность вызывает резко отрицательные эмоции. Canon – компания в полный рост марамоистая (отсутствие бленд в комплекте, невнятные чехлы только к объективам «L-серии», ценообразование, нарочитое урезание функциональности), но это – реальность и ничего с ней не поделаешь. Но в случае с линейкой «полтинников» Canon смог переплюнуть самого себя:
Что в сухом остатке: 16 сотен долларов за полтинник оставим поклонникам этого фокусного, EF 50/1.8 II раздражает сознательной механической несостоятельностью, но ее отчасти искупает цена. А герой обзора – «ни свечка, ни кочерга» и явное неуважение к пользователям марки: никак не дешевле аналогов от конкурентов, но полон оговорок и недоговоренностей.
Так что предвзятость моя эмоциональная и субъективная, имеющая к оптическим характеристикам модели отношение опосредованное. От рекомендаций воздержусь: для себя выбор сделал в пользу Canon EF 50/1.8 II, но – опять же – не по причине того, что он лучше, просто в нем компромиссы оправданы ценой.
Февраль 2013 года