Обзор и тест второй версии объектива Canon EF 85/1.2L USM II
Первую версию Canon EF 85/1.2 L USM выпустили в сентябре 1989 года, через 2.5 года после появления системы Canon EOS. Объектив получился удачным и завоевал популярность, несмотря на высокую цену: он выпускался без изменений 17 лет и стал одной из моделей, обеспечивших успех всей системе в целом. В марте 2006 года вышла вторая версия объектива, призванная исправить наиболее критикуемую черту первой версии – медленный автофокус. Оптическую схему оставили без изменений, поменяли микропроцессор и алгоритмы фокусировки - скорость автофокуса, по заявлениям компании, возросла в 1.8 раза (в 1,6 по другим источникам), элементы получили новое просветление Super Spectra, лепестки диафрагмы стали скругленными, объектив научили передавать информацию о расстоянии, необходимую для работы системы экспозамера при работе со вспышкой E-TTL II. Подход логичный и оправданный: модель «осовременили», постаравшись не испортить основу – формируемое им изображение.
Canon EF 85/1.2L USM на протяжении 18 лет был единственным объективом с такой светосилой в линейке Canon, пока в 2007 году не вышел Canon EF 50/1.2L USM. Автофокусных аналогов в линейке других производителей нет, у Nikon есть мануальный Nikon Nikkor 50/1.2 AIS.
Во многом первая и вторая версия объектива схожи, поэтому местами обзор будет повторять информацию и выводы теста первой версии.
Технические характеристики
Комплект поставки
Комплект для Canon максимально полный:
Все на месте, очень радует качественная бленда, огорчает – несолидный для объектива стоимостью 2000 долларов тряпичный несерьезный чехол-мешочек.
Изготовление, конструкция, эргономика
Canon EF 85/1.2 L USM II не вызывает никаких нареканий использованными материалами и сборкой. Герой обзора выделяется даже среди собратьев по «Эль-серии»: высококачественный пластик, корпус в месте хвата с приятным покрытием из рифленой резины, схожей с покрытием рукоятей фотоаппаратов, никаких люфтов – массивный объектив выглядит внушительно и ощущается монолитно. Металлическое крепление байонета, переключатель режимов фокусировки, окошко расстояний, само собой, присутствуют. Бленда на защелках, ставится на передний срез объектива.
Кольцо ручной фокусировки занимает переднюю часть объектива, расположено удобно, широкое (28 мм, 13 из которых покрыты рифленой резиной). Кольцо не имеет механической связи с фокусирующими элементами (focus-by-wire), ход кольца почти в 270 градусов на первый взгляд кажется достаточным для комфортной ручной фокусировки, но уже второй взгляд в видоискатель намекает: без замены стандартного фокусировочного экрана мечтать о точной ручной фокусировке через видоискатель не стоит.
Передний элемент при фокусировке не вращается, использованию светофильтров не помешает и бленда. Объектив выдвигает передний элемент при фокусировке к минимальной дистанции на 14 мм. «Хобот» сидит как влитой, без малейшего намека на люфт.
Объектив в использовании удобен вопреки немалым размерам и весу (если не брать в расчет возможную усталость от длительной съемки с рук или переноски - комплект EOS 5D + герой обзора обладает весом в 2 кг).
Геометрические искажения
Canon EF 85/1.2L USM II неплохо справляется с геометрическими искажениями: бочкообразную дисторсию в 0,9% вряд ли можно назвать критичной, на реальных снимках она почти не будет заметна.
Разрешение и резкость
Результаты тестирования второй версия объектива мало отличается от результатов первой и их можно отнести на возрастные изменения и вариации от экземпляра к экземпляру.
Центр хорош уже на полностью открытой диафрагме и показывает отличные значения уже на f/1.8, края отличаются незначительно, углы чуть хромают на f/1.2, но подтягиваются с прикрытием диафрагмы, на f/4.0 объектив резок от края и до края.
f/1,2 | f/1,8 | f/2,8 | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 | f/16 | |
Центр | 86% | 93% | 97% | 100% | 98% | 96% | 85% | 78% |
Край | 64% | 74% | 78% | 87% | 90% | 88% | 82% | 75% |
Угол | 59% | 67% | 73% | 80% | 88% | 86% | 81% | 74% |
88% | 101% | отлично |
74% | 87% | очень хорошо |
60% | 73% | хорошо |
47% | 59% | приемлемо |
46% | плохо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Виньетирование выражено на полностью открытой диафрагме, где его значение достигает 1,6 ступени, но не стоит забывать о том, что мы говорим о диафрагме f1.2
Прикрытие диафрагмы быстро исправляет ситуацию: уже на f/1.8 затемнение углов кадра по сравнению с центром снижается до 1,2 ступени и до полностью приемлемых 0,7 ступени на f/2.8
Автофокус
Разные источники по-разному оценивают, насколько быстрее работает автофокус второй модели EF 85/1.2L USM по сравнению с первой: и в 1,6 раза быстрее, и в 1.8, и даже в 2 раза. К сожалению, сравнить бок о бок не получилось, но субъективно обе версии объектива к «мгновенно фокусирующимся» отнести сложно, а разница в скорости автофокуса отличается совсем не в разы. Да, прирост чувствуется, но мне показалось, что совсем не в 1,8 или в 2 раза: прогон по всей дистанции фокусировки все равно занимает более секунды.
К точности и повторяемости результатов нареканий нет. Фронт и бек фокуса на тестируемом экземпляре не обнаружено. Ошибки фокусировки присутствуют на открытых значениях диафрагмы, но предполагаю, что скорее по вине «оператора фотоаппарата», а не техники: ГРИП при расстоянии до объекта в 2 метра не превышает 4 см. Цепкость объектива достойна всяческих похвал: пусть и с рысканием, но Canon EF 85/1.2L USM II успешно фокусируется при недостатке освещения и на низкоконтрастных объектах в условиях, когда многим объективам «зацепиться» не удается.
Ручная фокусировка без замены стандартного фокусировочного экрана на экран с клиньями Додена или с микрорастром не рекомендуется.
Хроматические аберрации
Canon EF 85/1.2L USM II заслуживает всяческих похвал за контроль над хроматическими аберрациями: независимо от значения диафрагмы их уровень крайне невысок и даже близко не подходит к проблемным значениям. На полностью открытой диафрагме ширина хроматических аберраций не превышает незначительных 0,41 пикселя (0,015%).
Окраска зон вне фокуса ожидаемо присутствует: пурпурные окантовки перед зоной фокуса и зеленые за ней явно выражены на диафрагмах f/1.2 – f/2.8 и только к f/4.0 эффект снижается до комфортного уровня.
Картинка, контровый свет
Canon заявляет об использовании во второй версии объектива нового просветляющего покрытия Super Spectra, призванного снизить вероятность появления артефактов и переотражений при работе в контровом свете. Кроме того, упоминают и об улучшенном покрытии внутренней поверхности корпуса объектива. Возможности сравнить не было, но первая версия не вызвала особых нареканий при работе в сложных условиях освещения, хотя расположение источника света у края кадра нередко приводило к переотражениям и падению контраста. Субъективно вторая версия ведет себя схоже: в целом без претензий, но источник у края кадра способен привести к появлению артефактов на снимке, а использование бленды рекомендуется.
Претензий к качеству формируемого изображения и размытию зон вне фокуса нет – все на высочайшем уровне.
Заключение
Canon EF 85/1.2L USM II вобрал в себя все лучшие черты первой версии, внесенные изменение сработали только в плюс. И первая, и вторая версия вряд ли оставят фотолюбителя и профессионала равнодушным: объектив выдающийся.
Герой обзора тестировался одновременно с тестом Nikon Nikkor AF-S 85/1.8G и естественно сравнивался с Canon EF 85/1.8 USM. Вывод аналогичен выводу материала о первой версии: Canon EF 85/1.2L USM II идет вне зачета, его бессмысленно сравнивать с объективами 85/1,8 и 85/1,4 – он стоит особняком и дополняет их, а не заменяет.
Вот бы еще автофокус пошустрее, вес поменьше и цену пониже…
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Август 2013 года