Это уже третий обзор макрообъектива на сайте, хотя я очень редко снимаю макро. Поневоле задумаешься о том, не намек ли это на то, чтобы пристальнее присмотреться к макрофотографии?
Olympus Zuiko Digital 35/3.5 macro попал ко мне волей случая: я искал максимально компактный вариант фотоаппарата для постоянного ношения с собой и остановился на Olympus E-420. Немаловажным фактором была цена на подержанные фотоаппараты и присутствие в линейке объективов «блинчика» Olympus ZD 25/2.8. Поиски на вторичном рынке отличаются от похода в магазин; случилось так, что я купил фотоаппарат в комплекте с макрообъективом Olympus Zuiko Digital 35/3.5 macro, а не с «блинчиком». По цене объективы примерно одинаковы, по качеству 35/3,5 считается победителем; покупка была сделана с прицелом на то, чтобы впоследствии продать ZD 35/3.5 и купить блинчик. Опять же – велико было искушение потеребить и пообщаться с незнакомым мне объективом.
Мне по душе, когда к продукту можно применить определение «самый» - самый мощный, самый широкоугольный, самый дешевый - есть в этом прелесть для маркетолога. У Olympus «самый» часто получается применительно к миниатюрности фототехники, однако, не в ущерб функциональности и качеству. И если Olympus E-420 – самый маленький по размерам зеркальный цифровой фотоаппарат на рынке, то Olympus ZD 35/3.5 определенно один из самых компактных «макриков» и, вероятно, самый недорогой (я сознательно избегаю слова «дешевый» - потребительские характеристики объектива просто не позволяют так его унижать). Добавив, что это макро объектив, дающий увеличение 1:1 и не стороннего производителя, а «родной», от производителя системы – однозначно самый недорогой.
Olympus ZD 35/3.5 macro относится к линейке «стандартных» (бюджетных) объективов Zuiko Digital, отличающейся по цене и конструктиву от значительно более дорогих линеек Pro (профессиональных) и TopPro (элитных) объективов. Однако, данные графика MTF многообещающи и подходят скорее не бюджетному объективу.
Технические характеристики Olympus Zuiko Digital 35/3.5 macro:
Комплект поставки
Коробка обычного для Olympus серебристого цвета. Размер обманчив: фирма не пожалела картона и по размерам коробка подошла бы минимум для четырех объективов ZD 35/3.5 macro. Но внутри всего лишь один экземпляр в скромном комплекте: ни бленды, ни какого-либо чехла для объектива. Объектив поставляется только с передней и задней крышками. Я стараюсь укомплектовать все свои объективы блендами, но в случае с ZD 35/3.5 она вряд ли требуется: передний элемент глубоко утоплен, а в выдвинутом положении бленда скорее будет мешать, ведь расстояние от переднего края объектива до объекта съемки составляет для масштаба 1:1 всего около 5 см. По этой же причине сомнительна полезность защитного светофильтра – нужно постараться, чтобы дотянуться до спрятанной передней линзы, а вот возможных бликов и переотражений светофильтр добавит. Тем, кто собирается использовать объектив не только для макро, вероятно, стоит докупить обычную универсальную резиновую бленду под 58 диаметр. Бумажное содержимое коробки включает в себя откровенно малоинформативное руководство по эксплуатации и гарантийный талон.
Качество изготовления и эргономика
Заявленный как самый маленький макро-объектив с увеличением 1:1, Olympus ZD 35/3.5 действительно очень компактен. Однако, качество изготовления не вызывает никаких нареканий. Объектив очень легкий – вес всего 165г. Размеры 71 на 53 мм придают ему квадратный и "приземистый" вид. Передний элемент совсем крошечный, около 14 мм в диаметре, задний - 18мм. Передние и задние элементы отражают фиолетовым – судя по всему, используются линзы с однослойным просветлением. Olympus ZD 35/3,5 macro имеет типичную для бюджетных объективов конструкцию и легкое ощущение «пластмассовости».
На минимальном расстоянии фокусировки в 146mm передний элемент выдвигается на 24mm, даже в этом положении разболтанности практически нет, хобот практически не играет. На выдвигающейся части нанесена разметка масштаба изображения 1:1, 1:1.5, 1:2 и 1:4. Передний элемент не вращается во время фокусировки, можно использовать поляризационные фильтры, да и сама 52мм резьба под фильтр позволяет использовать относительно недорогие и распространенные фильтры этого размера.
На объективе нет никаких органов управления и переключателей, кроме кольца ручной фокусировки из твердого ребристого пластика без резинового покрытия. Порядковый номер напечатан, а не выгравирован, и находится в небольшом углублении ближе к байонету. Рядом с серийным номером указана страна производства: "Сделано в Китае". Надписи на торце объектива отсутствуют, а информация и указание диаметра резьбы под светофильтр (52 мм) нанесены на внешнюю кромку корпуса перед кольцом ручной фокусировки. Корпус объектива выполнен из пластика, а крепление байонета - из нержавеющей стали, хотя при таком весе и размерах и пластиковое крепление вряд ли что-то испортило. Однако эта черта, присущая более дорогим объективам, определенно приятна.
Olympus Zuiko Digital 35/3.5 macro строго функционален. На Е-420 выглядит неплохо и к месту, фотоаппарат с объективом подходят друг другу по размерам и удобно «ложатся в руку». Все очень просто и поэтому к эргономике придраться сложно. Кольцо ручной фокусировки расположено удобно - ручная фокусировка не доставляет неудобств даже при таких скромных размерах объектива. Я редко фокусируюсь вручную, но с ZD 35/3.5 набаловался: с одной стороны, было интересно попробовать объектив с электрическим управлением ручным фокусом (прямой механической связи между кольцом фокусировки и линзами объектива нет: вращение фокусировочного кольца лишь передает сигнал моторчику фокусировки на перемещение линз), с другой – ручная фокусировка на ZD 35/3.5 позволяет фокусироваться с высокой точностью: практически три оборота фокусировочного кольца до положения 1:1 позволяют наводится очень аккуратно.
Замечание для привыкших к более массивным объективам: держите пальцы под контролем, чтобы они не попадали в поле зрения объектива – у меня поначалу фигурировали на некоторых снимках.
Причина относительной дешевизны объектива, вероятно, кроется в сравнительно низкой светосиле - максимальная диафрагма f/3.5 скорее подходит бюджетному зум-объективу, а не объективу с постоянным фокусным расстоянием. Можно дискутировать об этом компромиссе – невысокая светосила не является критическим фактором для макро-объектива, но позволяет использовать линзы очень небольшого размера – я не в курсе того, насколько себестоимость объектива для производителя зависит от стоимости оптического стекла, но думаю, что и здесь Olympus смог сэкономить.
Автофокус
Система автофокуса не самая быстрая и бесшумная, но гораздо лучше, чем можно было бы ожидать. В приводе используется обычный микромотор (удивительно, если бы за такие деньги предлагался бы ультразвуковой). На обычных дистанциях фокусировки его скорость нареканий не вызывает, но если автофокус не «зацепился», то может задуматься или начать ездить туда-сюда, что раздражает. К сожалению, Olympus не применяет ограничитель диапазона фокусных расстояний, который присутствует практически на всех макро-объективах, да и шкала фокусных расстояний отсутствует - это, безусловно, дань сокращению себестоимости производства, но для макро-объектива это очевидный минус. Ручная фокусировка работает "по проводам" - прямой механической связи нет: когда вы крутите кольцо фокусировки объектива, вы подаете сигнал микромотору насколько переместить линзы. На это поневоле обращаешь внимание при фокусировании на близких дистанциях: ощущается, что объектив перемещает линзы не плавно, а как бы мелкими шагами.
Мотор автофокуса приемлемо тихий, хотя приз за бесшумность вряд ли получит. Я сравнил его с ZD 40-150 на Е-420 и послушал звук при возвращении объектива в сложенное состояние из положения на бесконечность: оба объектива бюджетные, тише показался ZD 35/3.5. Скорость показалась одинаковой, но стоит заметить, что количество движения элементов, необходимых для возвращения объектива из бесконечности до 1:1 значительно больше у макро объектива, чем у обычного. Полное перемещение занимает больше секунды.
Точность автофокуса в нормальных условиях просто отличная. Естественно, чем больше света, тем лучше. Но, даже в глубокой тени автофокус цепляется практически всегда с первого раза, а уцепившися – не промахивается. При недостатке освещения (например, в плохо освещенной комнате) у меня создалось впеатление, что фокусировка происходит в три этапа: поиск – предварительная фокусировка – окончательная фокусировка. Бывает, что при недостатке света и значительном изменении расстояния до объекта фокусировки (сначала на близком объекте и сразу после этого – на низкоконтрастном удаленном) система AF впадет в суетливость и гоняет объектив туда-сюда.
Во всех обстоятельствах, кроме откровенно недружелюбных, автофокус работал более чем удовлетворительно. Скорость и точность не накладывают никаких ограничений для любительского повседневного использования.
Аберрации.
Геометрические искажения (дисторсия) чуть озадачивает: не так, чтобы криминально, но практически на грани дозволенного – еще чуть-чуть и станет проблемой. В подавляющем большинстве случаев не будет помехой, но просто несколько великовата для объектива с постоянным фокусным расстоянием, да еще и макро-объектива.
Виньетирование практически отсутствует; даже на полностью открытой диафрагме прекрасно контролируется. Такое впечатление, что поле зрения объектива превышает формат матрицы – и края формируемого изображения просто обрезаны.
Боковые хроматические аберрации практически отсутствуют и даже на самых сложных снимках не вызывают раздражения.
Блики и прочие переотражения не являются больным местом Olympus Zuiko Digital 35/3.5 macro. Вероятно, положительную роль здесь играет крайне незамысловатая оптическая схема объектива – всего шесть элементов. Контровый свет ZD 35/3.5 также держит очень неплохо.
Резкость, контрастность и цветопередача.
Резкость объектива в целом находятся на очень высоком уровне. Замечательно, что уже на полностью открытой диафрагме f/3.5 качество равномерно хорошее по всему полю. Прикрытие диафрагмы в определенной степени улучшает результат. Субъективно, наилучшая резкость достигается в положении f/5.6. Не стоит забывать об ограничениях системы 4/3: дифракция проявляется значительно раньше, где-то с f/8. Фотографировать на диафрагмах ниже f/8 я бы не советовал, в крайнем случае – на f/11 (не беспокойтесь о ГРИП – f/11 будет соответствовать f/22 в эквиваленте 35мм). Кратко, но все сказано – объектив отлично показал себя на Olympus E-420. Может быть ситуация будет иной на фотоаппаратах с большим числом пикселей на матрице, но и в этом я сомневаюсь – уж больно ровно и уверенно выступает объектив.
Контрастность и цветопередача тоже не вызвали никаких нареканий (а с учетом цены объектива – исключительно положительные эмоции). Я бы даже сказал, что Olympus ZD 35/3.5 macro более контрастен, чем другие объективы – и это только добавляет ощущения резкости снимкам.
Есть у Olympus Zuiko Digitel 35/3.5 macro собрат по идеологии: Canon EF 50/1.8 II. Я неоднократно ловил себя на том, что сравнивал навскидку очень разные объективы – и по системе и по светосиле и по назначению. Но объединяет их одно: оба объектива дают качество картинки, несопоставимое с их ценой (сравнительно с более дорогими сотоварищами). Оба чуть-чуть «пластмассовые» (хотя у Olympus и металлический байонет), оба несут на себе отпечаток максимального снижения себестоимости, оба используют микромоторы в приводе автофокуса. Но идеология у них схожа: отличное качество за очень небольшие деньги. Вот только боке у 50/1.8 похуже будет – тут Olympus впереди. Сравнение с Canon EF 100/2.8 USM macro будет некорректным – объективы не только разных систем, но и разного класса.
Можно придираться к конструктиву и отсутствию шкалы расстояний и ограничителя автофокуса, можно сетовать на максимальную диафрагму 3.5, можно с неудовольствием прислушиваться к звуку моторчика автофокуса – все искупается отличным качеством фотографий и чрезвычайно демократичной ценой. Объектив с радостью оправдает свое прямое назначение – макро, но и в обычных условиях не подведет. Объектив прост и строго функционален, но это именно тот случай, когда «чем проще, тем лучше». С удовольствием рекомендую Olympus Zuiko 35/3.5 macro к приобретению.