Pentacon 135/2.8 auto

Pentacon 135/2.8 auto
В разрезе

135 мм - одно из распространенных фокусных расстояний, 135-ками с диафрагмой f/2.8 отметились все ведущие производители фотооптики, да и малознакомых имен встречается немало (Komura, Sankyo, Paragon, Hanimar, Makinon, Varexon, Albinar, Sears, Kenlock, Revuenon, Bell & Howell, Derek Gardner, Panagor, Spiratone, Accura, Petri, Kitstar и другие).

Про старые объективы в общих словах можно прочитать вот тут. Повторюсь: я с удовольствием использую старую оптику, если изображение сравнимо с изображением, получаемым с современного аналога, а цена заставляет забыть о неудобствах и ограничениях. Pentacon 135/2.8 auto полностью отвечает требуемым характеристикам, причисляющим его к группе объективов, на которые стоит посмотреть повнимательнее (а еще лучше – положить в свою фотосумку): светосилен, невелик, крепко сбит и чрезвычайно недорог.

 

Насколько мне известно, существовало четыре варианта рассматриваемого объектива под маркой Pentacon:

Pentacon 135/2.8 auto - один из группы объективов 135/2,8, выпускавшихся фирмой:

  • Pentacon 135/2.8
  • Pentacon 135/2.8 auto MC
  • Pentacon 135/2.8 electric MC

Аналогичный объектив выпускался и под другими названиями:

  • Prakticar 135/2,8 CZ Jena (внешне идентичен Pentacon auto)
  • Orestor 135/2.8 Meyer-Optik (байонет exacta или м42, дизайн "зебра") - по некоторым данным "папаша" всего выводка, выпускался с 1966-1978 год до присоединения Meyer к Pentacon.

Орестор и первые Pentacon (с дизайном "зебра") в свое время обрели у фотографов кодовое название "Bokeh Monster" (монстр боке) за выдающееся размытие областей вне фокуса, что могло быть обусловлено 15 лепестковой диафрагмой, применявшейся в этих моделях. В диафрагме поздних моделей лепестков всего 6, но на качество размытия жаловаться не приходится, хотя громкий титул остался за 15-лепестковыми вариантами. В принципе, количество лепестков и их форма оказывают влияние на качество боке, но прямой зависимости нет: у Таир-11, к примеру, в диафрагме 20 лепестков, но «монстром» его на славили (хотя "боке" у него правильное и приятное).

Pentacon 135/2.8 auto
Оптическая схема

Технические характеристики Pentacon auto 135/2.8:

  • Крепление к фотоаппарату: м42
  • Оптическая конструкция: 5 элементов в 4 группах
  • Угол поля зрения (диагональ) - 18 градусов
  • Минимальная дистанция фокусировки: 1,7 метра
  • Минимальная диафрагма: 22
  • Диаметр светофильтра: 55 мм
  • Размеры: 60*89 мм
  • Вес: 470 грамм
  • Бленда: встроенная, выдвигающаяся
Pentacon 135/2.8 auto
Бленда закрыта

Качество сборки и эргономика

Объектив металлический, крепко сбитый, без разболтанности и допусков. Непривычно небольшой по размерам. Обычно компактность размеров и небольшой вес приветствуются, но для неавтофокусных объективов могут наложить отпечаток на удобство пользования. Небольшой вес Pentacon – благо, а размеры могли бы быть и побольше: необходимость постоянно оперировать кольцами наводки на резкость и изменения значения диафрагмы накладывают определенные требования и было бы намного удобнее, если бы Pentacon был чуть больше.

 

Ход кольца фокусировки достаточный для точного наведения на резкость, кольцо в меру тугое, вращается плавно, без рывков и заеданий, разболтанность отсутствует. Кольцо диафрагмирования удобно расположено, работает четко с ощутимым "щелчком" при изменении значения.

Вкратце: железный объектив - если достался в неубитом состоянии, то прослужит без нареканий на качество сборки и материалов.

Единственное, где сказывается возраст моего экземпляра - встроенная бленда: присутствует некоторая разболтанность, но пока держится. Кстати, в выдвинутом положении узкая бленда может мешать использованию поляризационного и градиентного фильтров.

 

У Pentacon 135/2.8 auto не самая удобная передняя крышка, без защелок, просто одевающаяся на объектив и склонная к самостоятельному снятию при ношении объектива в сумке.

Pentacon 135/2.8 auto
Бленда в рабочем положении

Резкость.

Предсказуемое поведение объектива без досадных огрехов. В принципе, объективы с фокусным расстоянием 135 мм не вызывают нареканий по резкости - оптическая схема известна давно и отработана: на прикрытых значениях диафрагмы картинка приемлема по всему полю, на некоторых моделях можно придираться к резкости на открытых значениях. У Pentacon все в порядке уже на 2.8: по центру без нареканий, чуть мягче края и углы кадра. К f/5.6 - резкость от края и до края. Очень неплохая контрастность и цвет картинки.

 

Геометрические искажения

Практически отсутствуют, никаких нареканий.

 

Хроматические аберрации.

Впечатление двоякое. С одной стороны, ожидал худшего, принимая во внимание возраст объектива и время его разработки. С другой - присутствуют изрядно, а зачастую просто навязчиво. Из-за них приходится осторожничать со съемкой на полностью открытой диафрагме: резкость и контрастность позволяют, но в сценах, испытывающих объектив на хроматику, приходится прикрывать диафрагму до 4-5,6.

 

Работа в контровом свете

Есть нарекания. Бленда помогает, но не спасает. Остается только внимательно и аккуратно следить за расположением источника света.

Выводы

Pentacon 135/2.8 auto – совершенно предсказуемый объектив: очень неплохая резкость, нет нареканий по контрастности и цветопередаче, светосила позволяет добиться приличного и нейтрального размытия фона, с геометрией все прекрасно, если только ХА несколько выше ожидаемого и напрягает слабая работа в контровом свете. Объектив мог бы поселиться у меня в сумке, если бы не диаметр светофильтра в 55 мм - никак не могу уговорить себя на покупку полярика сравнимого ценой со стоимостью самого объектива.

В общем и вкратце – крепкий середнячок и если 135 мм не самое часто требуемое фокусное (и соответственно отдавать кучку денежных знаков за изумительный Canon EF 135/2L USM неразумно), то Pentacon auto послужит верой и правдой за кучку, размером и высотой раз в 12-15 меньше.

 

С некоторыми оговорками – рекомендую.

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100