Обзор и тест объектива Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX
Выбор умеренно светосильных автофокусных объективов «на все случаи жизни» для фотоаппаратов APS-C есть, но он ограничен. Для Canon мне известны:
У Nikon первая позиция заменяется на Nikon Nikkor AF-S 17-55/2.8 ED.
У Sony – на DT 16-50/2.8 SSM.
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro появилась на свет в период тесного сотрудничества компании с фирмой Pentax: у Pentax есть объектив с такой же оптической схемой, выпущенный чуть позже - Pentax SMC DA 16-50/2.8 AL ED SDM. Кстати, у Tokina есть еще два объектива, выпущенные совместно с Pentax: Tokina AF 12-24 /4 AT-X Pro DX и Tokina AF 50-135 /2.8 AT-X Pro DX.
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX анонсировали в 2006 году, но на рынок он вышел почти год спустя. Считается, что компания отложила производство объектива для внесения улучшений, чтобы на равных конкурировать с Tamron AF 17-50/2.8 XR LD Aspherical Di II.
Технические характеристики
Бленда Tokina BH-777 в комплекте.
Качество материалов и изготовления, эргономика
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX не разочарует владельца качеством материалов и изготовления. Корпус из металла и высококачественного пластика, крепление байонета металлическое, окошко расстояний в наличии.
Объектив имеет двухкамерную конструкцию зума, что меня (по опыту с Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM) настораживает. К чести Tokina AF 16-50/2.8 стоит отметить, что разболтанность в объективе отсутствует, хотя передний элемент выдвигается к положению 50 мм на внушительные 3,5 см. Жалоб на самопроизвольное изменение фокусных при направленном вверх или вниз переднем элементе я не слышал, но тестируемый экземпляр в положении около 35 мм к эффекту склонен (особенно с надетой блендой).
Кольцо изменения фокусных достаточно широкое (2 см), покрыто рифленой резиной, отлично демпфировано. Ход кольца плавный на всем диапазоне, чуть меньше 90 градусов. Расположение кольца ближе к креплению байонета не порадовало: нужно привыкать – кольцо ручной фокусировки расположено удобнее и поначалу так и норовишь крутить именно его.
Кольцо ручной фокусировки широкое (3,5 см), расположено в передней части объектива. В режиме автофокуса связи с механикой не имеет. Для переключения на ручную фокусировку кольцо нужно переместить на себя. Ход кольца очень короткий – всего 45 градусов от бесконечности до минимальной дистанции – объектив определенно не планировался для работы в режиме ручного фокуса.
При фокусировке объектив размеров не меняет, передний элемент не вращается, использование фильтров не затруднено. Благоприятствует фильтрам и широкая лепестковая бленда Tokina BH-777. Бленда качественная, внутренне покрытие бархатистое, идет в комплекте с объективом – жирный плюс компании. Токина заявляет об особом WP (Water Proof - Водоотталкивающем) покрытии переднего элемента, что должно облегчать его чистку. Проверять не стал.
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX не вызывает никаких нареканий ни качеством изготовления, ни использованными материалами. Объектив немал, но комфортен в эксплуатации. Придраться можно лишь к не совсем удобному расположению кольца изменения фокусных.
Геометрические искажения
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX мало отличается от одноклассников. На фокусном 16 мм объектив обладает ярко выраженной бочкообразной дисторсией: эффект достигает 4,4%. Геометрия может потребовать исправления при постобработке, но характер дисторсии простой и трудности "выпрямление" снимков не доставит.
Бочкообразная дисторсия сохраняется и на фокусном 24 мм, однако выраженность эффекта значительно уменьшается – до 0.9%.
Переход от «бочки» к «подушке» происходит в районе 35 мм – на фокусном 35 мм подушкообразная дисторсия составляет 0,06%, что находится в пределах погрешности измерений.
На фокусном 50 мм все очень неплохо: подушкообразная дисторсия в 0,3% вряд ли будет досаждать на реальных снимках.
Разрешение и резкость
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX выступил очень собранно. Есть определенные огрехи по краям и углам кадра на полностью открытой диафрагме, но все становиться на свои места уже на f/4. На f/5.6 и f/8.0 объектив отменно резок «от края и до края». В целом, все очень и очень неплохо.
Субъективное впечатление чуть портят выраженные хроматические аберрации, но о них – ниже.
На фокусном 16 мм
16 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
87% |
95% |
100% |
95% |
Край |
73% |
81% |
88% |
91% |
Угол |
69% |
72% |
79% |
87% |
На фокусном 24 мм
24 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
90% |
93% |
99% |
95% |
Край |
78% |
84% |
92% |
89% |
Угол |
73% |
79% |
82% |
87% |
На фокусном 35 мм
35 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
89% |
93% |
97% |
93% |
Край |
80% |
86% |
94% |
91% |
Угол |
76% |
81% |
85% |
87% |
На фокусном 50 мм
50 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
76% |
84% |
95% |
90% |
Край |
72% |
79% |
86% |
84% |
Угол |
66% |
77% |
82% |
80% |
92% |
103,0% |
отлично |
81% |
91% |
очень хорошо |
70% |
80% |
хорошо |
|
69% |
приемлемо |
Пояснения к таблицам – в материале «О точке отсчета»
Виньетирование
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX очень неплохо справляется с контролем виньетирования, особенно учитывая тот факт, что объектив разработан для фотоаппаратов APS-C. Ожидаемо эффект наиболее выражен на фокусном 16 мм и полностью открытой диафрагме – 1,2 ступени в углах кадра. Прикрытие диафрагмы помогает: 0,9 ступени на f/4, 0.54 ступени на а/5.6 и 0,43 ступени на f/8. Очень неплохо.
В середине диапазона даже на полностью открытой диафрагме виньетирование не превышает комфортного уровня в 1 ступень:
Все в порядке и в положении «теле». На фокусном 50 мм и f/2.8 – 0,77 ступени, 0,52 ступени на f/4.0, 0,37 – на f/5.6 и 0,32 – на f/8.
Фокусировка
Работа автофокуса Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX оставила очень скомканные впечатления. Претензий к скорости и шумности не возникло: с USM-приводом не сравнить, но приемлемо быстро и не раздражающе громко. Скомканность же объясняется тем, что привыкнуть к характеру работы автофокуса тестируемого образца я так и не смог. Характер определенно вздорный и неуживчивый: количество промахов по вине автофокуса явно больше привычного, на широком угле объектив периодически просто бьет «в молоко», изредка на объектив нападает неуверенность и процесс растягивается донельзя. Сразу подчеркну: страсти происходят не так часто, чтобы появилась мысль о неисправности, но чаще желаемого.
Хроматические аберрации
Контроль хроматических аберраций – слабое место Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX. Объектив определенно занимает не последнее место в ряду «рекордсменов» по выраженности эффекта. Я уже упоминал, что явное и назойливое присутствие хроматики на всех фокусных и значениях диафрагмы оказывает негативное влияние на субъективное восприятие резкости объектива. К сухим цифрам:
Совсем не здорово. Снимки с контрастными переходами чаще всего будут требовать исправления ХА при постобработке.
Картинка, контровый свет
Никаких претензий к работе в сложных световых условиях - Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX уверенно держит контровый свет. Падение контраста много меньше ожидаемого, а отличная идущая в комплекте бленда позволяет не беспокоиться о появлении артефактов даже при присутствии источника в кадре.
Картинка очень неплохая, с хорошим контрастом и правильной цветопередачей.
Заключение
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX заслуживает того, чтобы стать претендентом на роль «объектива на каждый день» для владельцев фотоаппаратов APS-C. Но выбор нелегок и я бы отдал предпочтение отменному Tamron AF 17-50/2.8 XR LD Aspherical (IF) Di II.
В цепочке зумов с постоянной светосилой от Tokina (11-16/2.8, 16-50/2.8 и 50-135/2,8) герой сегодняшнего обзора показался мне «слабым звеном».
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за любезно предоставленный на тест объектив.
Октябрь 2012 года