Tokina AF 16-50/2.8 AT-X 165 Pro DX

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X 165 Pro DX
Tokina AF 16-50/2.8 AT-X 165 Pro DX

 

 

Обзор и тест объектива Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX

 

 

 

Выбор умеренно светосильных автофокусных объективов «на все случаи жизни» для фотоаппаратов APS-C есть, но он ограничен. Для Canon мне известны:

 

 

  • Canon EF-S 17-55/2.8 IS
  • Tamron AF 17-50/2.8 XR LD и его стабилизированный клон
  • Sigma AF 18-50/2.8 DC
  • Tokina AT-X 16-50/2.8 Pro - герой сегодняшнего обзора

У Nikon первая позиция заменяется на Nikon Nikkor AF-S 17-55/2.8 ED.

У Sony – на DT 16-50/2.8 SSM.

 

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro появилась на свет в период тесного сотрудничества компании с фирмой Pentax: у Pentax есть объектив с такой же оптической схемой, выпущенный чуть позже - Pentax SMC DA 16-50/2.8 AL ED SDM. Кстати, у Tokina есть еще два объектива, выпущенные совместно с Pentax: Tokina AF 12-24 /4 AT-X Pro DX и Tokina AF 50-135 /2.8 AT-X Pro DX.

 

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX анонсировали в 2006 году, но на рынок он вышел почти год спустя. Считается, что компания отложила производство объектива для внесения улучшений, чтобы на равных конкурировать с Tamron AF 17-50/2.8 XR LD Aspherical Di II.

Технические характеристики

  • Эквивалентные фокусные расстояния: 25,6 – 80 мм
  • Угол поля зрения: 82 - 31
  • Оптическая конструкция: 15 элементов в 12 группах, включая 1 SD элемент
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Минимальная дистанция фокусировки: 30 см
  • Максимальное увеличение: 0,2х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Привод автофокуса: обычный микромотор
  • Размер: 84*97,4 мм
  • Вес: 610 грамм

Бленда Tokina BH-777 в комплекте.

Качество материалов и изготовления, эргономика

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX не разочарует владельца качеством материалов и изготовления. Корпус из металла и высококачественного пластика, крепление байонета металлическое, окошко расстояний в наличии.

Объектив имеет двухкамерную конструкцию зума, что меня (по опыту с Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM) настораживает. К чести Tokina AF 16-50/2.8 стоит отметить, что разболтанность в объективе отсутствует, хотя передний элемент выдвигается к положению 50 мм на внушительные 3,5 см. Жалоб на самопроизвольное изменение фокусных при направленном вверх или вниз переднем элементе я не слышал, но тестируемый экземпляр в положении около 35 мм к эффекту склонен (особенно с надетой блендой).

Удобная крышка
Удобная крышка

Кольцо изменения фокусных достаточно широкое (2 см), покрыто рифленой резиной, отлично демпфировано. Ход кольца плавный на всем диапазоне, чуть меньше 90 градусов. Расположение кольца ближе к креплению байонета не порадовало: нужно привыкать – кольцо ручной фокусировки расположено удобнее и поначалу так и норовишь крутить именно его.

 

Кольцо ручной фокусировки широкое (3,5 см), расположено в передней части объектива. В режиме автофокуса связи с механикой не имеет. Для переключения на ручную фокусировку кольцо нужно переместить на себя. Ход кольца очень короткий – всего 45 градусов от бесконечности до минимальной дистанции – объектив определенно не планировался для работы в режиме ручного фокуса.

 

При фокусировке объектив размеров не меняет, передний элемент не вращается, использование фильтров не затруднено. Благоприятствует фильтрам и широкая лепестковая бленда Tokina BH-777. Бленда качественная, внутренне покрытие бархатистое, идет в комплекте с объективом – жирный плюс компании. Токина заявляет об особом WP (Water Proof - Водоотталкивающем) покрытии переднего элемента, что должно облегчать его чистку. Проверять не стал.

Дисторсия 16 мм
Дисторсия 16 мм

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX не вызывает никаких нареканий ни качеством изготовления, ни использованными материалами. Объектив немал, но комфортен в эксплуатации. Придраться можно лишь к не совсем удобному расположению кольца изменения фокусных.

 

Геометрические искажения

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX мало отличается от одноклассников. На фокусном 16 мм объектив обладает ярко выраженной бочкообразной дисторсией: эффект достигает 4,4%. Геометрия может потребовать исправления при постобработке, но характер дисторсии простой и трудности "выпрямление" снимков не доставит.

Дисторсия 24 мм
Дисторсия 24 мм
Дисторсия 35 мм
Дисторсия 35 мм

Бочкообразная дисторсия сохраняется и на фокусном 24 мм, однако выраженность эффекта значительно уменьшается – до 0.9%.

Переход от «бочки» к «подушке» происходит в районе 35 мм – на фокусном 35 мм подушкообразная дисторсия составляет 0,06%, что находится в пределах погрешности измерений.


Дисторсия 50 мм
Дисторсия 50 мм

На фокусном 50 мм все очень неплохо: подушкообразная дисторсия в 0,3% вряд ли будет досаждать на реальных снимках.

 

Разрешение и резкость

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX выступил очень собранно. Есть определенные огрехи по краям и углам кадра на полностью открытой диафрагме, но все становиться на свои места уже на f/4. На f/5.6 и f/8.0 объектив отменно резок «от края и до края». В целом, все очень и очень неплохо.

Субъективное впечатление чуть портят выраженные хроматические аберрации, но о них – ниже.

 

На фокусном 16 мм

 

16 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

Центр

87%

95%

100%

95%

Край

73%

81%

88%

91%

Угол

69%

72%

79%

87%

 

На фокусном 24 мм

 

24 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

Центр

90%

93%

99%

95%

Край

78%

84%

92%

89%

Угол

73%

79%

82%

87%

 

На фокусном 35 мм

 

35 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

Центр

89%

93%

97%

93%

Край

80%

86%

94%

91%

Угол

76%

81%

85%

87%

 

На фокусном 50 мм

 

50 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

Центр

76%

84%

95%

90%

Край

72%

79%

86%

84%

Угол

66%

77%

82%

80%

 

 

92%

103,0%

отлично

81%

91%

очень хорошо

70%

80%

хорошо

 

69%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

 

Пояснения к таблицам – в материале «О точке отсчета»

Виньетирование 50 мм f/2.8
Виньетирование 50 мм f/2.8

Виньетирование

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX очень неплохо справляется с контролем виньетирования, особенно учитывая тот факт, что объектив разработан для фотоаппаратов APS-C. Ожидаемо эффект наиболее выражен на фокусном 16 мм и полностью открытой диафрагме – 1,2 ступени в углах кадра. Прикрытие диафрагмы помогает: 0,9 ступени на f/4, 0.54 ступени на а/5.6 и 0,43 ступени на f/8. Очень неплохо.

В середине диапазона даже на полностью открытой диафрагме виньетирование не превышает комфортного уровня в 1 ступень:

  • 24 мм и f/2.8 – 0.65 ступени
  • 24 мм и f/4.0 – 0.4 ступени
  • 24 мм и f/5.6 – 0.29 ступени
  • 24 мм и f/8.0 – 0.27 ступени
  • 35 мм и f/2.8 – 0.6 ступени
  • 35 мм и f/4.0 – 0.47 ступени
  • 35 мм и f/5.6 – 0.34 ступени
  • 35 мм и f/8.0 – 0.31 ступени

Все в порядке и в положении «теле». На фокусном 50 мм и f/2.8 – 0,77 ступени, 0,52 ступени на f/4.0, 0,37 – на f/5.6 и 0,32 – на f/8.

Фокусировка

Работа автофокуса Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX оставила очень скомканные впечатления. Претензий к скорости и шумности не возникло: с USM-приводом не сравнить, но приемлемо быстро и не раздражающе громко. Скомканность же объясняется тем, что привыкнуть к характеру работы автофокуса тестируемого образца я так и не смог. Характер определенно вздорный и неуживчивый: количество промахов по вине автофокуса явно больше привычного, на широком угле объектив периодически просто бьет «в молоко», изредка на объектив нападает неуверенность и процесс растягивается донельзя. Сразу подчеркну: страсти происходят не так часто, чтобы появилась мысль о неисправности, но чаще желаемого.

ХА на f/2.8 и 16 мм
ХА на f/2.8 и 16 мм

Хроматические аберрации

Контроль хроматических аберраций – слабое место Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX. Объектив определенно занимает не последнее место в ряду «рекордсменов» по выраженности эффекта. Я уже упоминал, что явное и назойливое присутствие хроматики на всех фокусных и значениях диафрагмы оказывает негативное влияние на субъективное восприятие резкости объектива. К сухим цифрам:

  • Фокусное 16 мм f/2.8 – ширина составляет 4,76 пикселя
  • Фокусное 16 мм f/4.0 – 3,83 пикселя
  • Фокусное 16 мм f/5.6 – 3,12 пикселя
  • Фокусное 16 мм f/8.0 – 2,87 пикселя
  • Фокусное 24 мм f/2.8 – ширина составляет 3,38 пикселя
  • Фокусное 24 мм f/4.0 – 2,84 пикселя
  • Фокусное 24 мм f/5.6 – 1,81 пикселя
  • Фокусное 24 мм f/8.0 – 1,45 пикселя
  • Фокусное 35 мм f/2.8 – ширина составляет 2,85 пикселя
  • Фокусное 35 мм f/4.0 – 2,27 пикселя
  • Фокусное 35 мм f/5.6 – 1,45 пикселя
  • Фокусное 35 мм f/8.0 – 1,07 пикселя
  • Фокусное 50 мм f/2.8 – ширина составляет 2,56 пикселя
  • Фокусное 50 мм f/4.0 – 2,33 пикселя
  • Фокусное 50 мм f/5.6 – 1,42 пикселя
  • Фокусное 50 мм f/8.0 – 0,89 пикселя

Совсем не здорово. Снимки с контрастными переходами чаще всего будут требовать исправления ХА при постобработке.

Картинка, контровый свет

Никаких претензий к работе в сложных световых условиях - Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX уверенно держит контровый свет. Падение контраста много меньше ожидаемого, а отличная идущая в комплекте бленда позволяет не беспокоиться о появлении артефактов даже при присутствии источника в кадре.

Картинка очень неплохая, с хорошим контрастом и правильной цветопередачей.

 

Заключение

Tokina AF 16-50/2.8 AT-X Pro DX заслуживает того, чтобы стать претендентом на роль «объектива на каждый день» для владельцев фотоаппаратов APS-C. Но выбор нелегок и я бы отдал предпочтение отменному Tamron AF 17-50/2.8 XR LD Aspherical (IF) Di II.

В цепочке зумов с постоянной светосилой от Tokina (11-16/2.8, 16-50/2.8 и 50-135/2,8) герой сегодняшнего обзора показался мне «слабым звеном».

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за любезно предоставленный на тест объектив.

 

 

Октябрь 2012 года

 

 

Еще по теме:

 

Tamron 17-50/2.8 SP XR

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100