Обзор и результаты тестирования объектива Sigma AF 20/1.8 EX DG
Благодарю Николая Майорова за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Помнится на заре фотонакопительства, купил я себе объектив и заполучил в результате явный когнитивный диссонанс: объектив был очень неплох, радовал владельца и использовался часто и с удовольствием. Откуда же диссонанс? От тестов и отзывов. С одной стороны, я пользовался объективом и был доволен результатами, с другой, меня настойчиво и многоголосо убеждали в его полной никчемности, ничтожности и бесполезности. Признаюсь, что был слаб и, дабы избавиться от мучительного чувства раздвоенности, избавился я от «диссонирующего» объектива - Sigma AF 20/1.8 EX DG. Часто потом сожалел о впопыхах принятом решении и ждал возможности с чувством, с толком и с расстановкой протестировать эту модель.
У Сигмы во время оно было три «ширика» с максимальной диафрагмой f/1.8:
Sigma AF 28/1.8 EX DG на тесте была, но оставила равнодушным, AF 24/1,8 EX DG пока в руки не попадал. Герой же сегодняшнего обзора побывал лауреатом EISA Lens of the Year Award 2001-2002 и заслужил целых два прозвища:
Технические характеристики
Доступны версии под Sigma, Canon, Nikon, Minolta/Sony и Pentax
Комплект поставки
Традиционно для объективов серии EX полон. В коробке привычной для Sigma расцветки скрываются:
Качество изготовления и материалов, эргономика
Шероховатая матовая поверхность старых объективов Sigma критиковалась неоднократно. Экземпляр, пришедший на тест, относительно свеж: производитель в ответ на критику «сгладил» поверхность пластика объектива, поэтому можно с уверенностью сказать, что он из поздних партий. Я не испытывал проблем с грязью и потерей товарного вида «матовых» Сигм, на которые жалуются многие пользователи, поэтому и старый, и новый дизайн мне нравятся.
Претензий к качеству материалов и сборки Sigma AF 20/1.8 EX DG нет. Объектив выглядит и ощущается крепким и основательным. Отсутствует настороживший у AF 28/1.8 люфт передней группы – передний элемент при фокусировке не перемещается и не вращается, объектив не меняет размеров. Использованию фильтров ничего не мешает (лепестковая бленда неглубокая и почти не затрудняет оперирование поляриком или градиентным фильтрами), а вот цена на качественные фильтры 82 мм может стать помехой (кстати, не от 82 мм фильтров растут корни Bargain Bucket?).
К конструктивным особенностям Sigma AF 20/1,8 EX DG относится двойной механизм переключения автофокуса (привычный переключатель AF/MF на корпусе объектива и передвигаемое кольцо фокусировки, позволяющее разъединить его жесткую связку с фокусирующими элементами), знакомый по объективам Сигма того времени с обычным микромотором в приводе автофокуса. На сегодняшний день такая конструкция выглядит анахронизмом и вызывает досаду.Кольцо ручного фокуса находится ближе к переднему срезу объектива, расположено удобно, широкое (4 см, 3 покрыты рифленой резиной), сидит плотно, в ручном режиме вращается плавно с комфортным усилием. Ход кольца совсем невелик – чуть меньше 90 градусов. Переключатель режимов работы автофокуса расположен удобно, но несколько мал размером.
В остальном без нареканий: окошко расстояний в наличии, байонет металлический, объектив комфортен и удобен в работе, претензий к эргономике (кроме мудреного алгоритма переключения AF/MF) нет.
Геометрические искажения
Sigma AF 20/1.8 EX DG порадовала: 1,12% бочкообразной дисторсии для объектива с таким фокусным расстоянием можно считать превосходным результатом.
Характер дисторсии неправильный – волнообразный, но это искупается крайне низким уровнем (практически незаметным на реальных фотографиях).
Разрешение и резкость
Sigma AF 20/1.8 EX DG оставила крайне смешанное впечатление. Объектив откровенно оставляет желает лучшего на открытой диафрагме, резко подтягивает центр на f2.8, края требуют прикрытия до f/5.6 – f/8.0, углы даже на f/8.0 – f/11 не дотягивают до значений, позволяющих говорить о равномерной резкости по всему полю изображения.
Sigma AF 20/1.8 EX DG обладает двумя характеристиками, располагающими к повышенному уровню виньетирования: высокой светосилой и широким углом. Чудес не бывает и затемнение краев и углов кадра присутствует на всех значениях диафрагмы.
На полностью открытой диафрагме уровень виньетирования превышает 3 ступени, приближаясь к 3,5 EV. Прикрытие диафрагмы ситуацию исправляет, но полностью избавиться от затемнения углов и краев не удается: только на f/8.0 герою обзора удается пересечь границу в 1 ступень.
Поведение ожидаемое, такой уровень виньетирования из ряда вон выходящим назвать нельзя, но результат не обнадеживает.
Автофокус
В приводе авофокуса Sigma AF 20/1.8 EX DG используется обычный микромотор, звук работы громкий. Скорость невысокая: прогон он минимальной дистанции фокусировки до бесконечности занимает чуть больше 1 секунды. Автофокус Sigma AF 20/1.8 EX DG выдающейся цепкостью не отличается, склонен к рысканию, требователен к условиям освещения и присутствию контрастных переходов.
Reikan Focal невысоко оценил стабильность работы фазового автофокуса тестируемого экземпляра. Число ошибок может достигать 20% в серии, стабильность прыгает в зависимости от ошибок: программа может выдать и «отличный» результат в 98%, и мало обнадеживающий в 92%. При попадании фокусировка точная, бэк/фронт фокус отсутствует. Контрастный автофокус показал «отличный» результат в 98%, работает очень небыстро, но уверенно.
Оценка фазового автофокуса в 92%
Оценка фазового автофокуса в 97%
Контрастный - 98%
Подозреваю, что виной невысокой оценки Reikan Focal послужило «несовпадение» тестового экземпляра объектива и моего фотоаппарата или «стрессовый» для модели метод тестирования: вряд ли в условиях реальных съемок вы будете снимать серии исключительно на полностью открытой диафрагме f/1.8 (где глубина РИП являются дополнительным испытанием и для системы автофокуса фотоаппарата, и для его оператора) и полностью расфокусировать объектив перед каждым снимком. В процессе «несинтетического» тестирования процент заметных ошибок не превышает 5 - 6.
Хроматические аберрации
Sigma AF 20/1.8 EX DG не порадовала, хотя, признаюсь, я ожидал худшего: сочетание времени разработки объектива и фокусного расстояния предполагало.
Ширина хроматических аберраций в углах кадра превышает 2 пикселя (более 0,06% расстояния от центра кадра – условно комфортного уровня) на всем рабочем диапазоне диафрагм: места контрастных
переходов могут потребовать коррекции при постобработке.
Окраска зон вне фокуса (bokeh fringing) присутствует на открытых значениях диафрагмы, но выражена неожиданно скромно.
Картинка, контровый свет
Sigma AF 20/1.8 EX DG умеет формировать привлекательное и «нескучное» изображение. Сочетание фокусного 20 мм, небольшой МДФ и высокой светосилы f/1.8 позволяет делать интересные кадры, когда равномерность резкости по всему полю не так важна. Контрастность без нареканий, цветопередача мне нравится.
Размытие зон вне фокуса убедительное, характер боке несколько нервный.
Работу в сложных условиях освещения Sigma AF 20/1.8 EX DG откровенно не любит: идущая в комплекте бленда не факультативный аксессуар, а суровая необходимость. Но и надетая бленда может не уберечь от появления артефактов на снимке, если яркий источник света находится у края/угла кадра.
Заключение
Результаты тестирования, как ни странно, не испортили добрую память о Sigma AF 20/1.8 EX DG. Правда, необходимо сделать немаловажное уточнение: добрая память осталась от работы объектива на APS-C фотоаппарате. Действительно, владельцы «кропа», будучи избавлены от краев и углов кадра (именно там скрыты слабости тестируемой модели, делающей ее сомнительным выбором для полнокадровых фотоаппаратов), найдут в герое обзора очень неплохой объектив с максимальной диафрагмой f/1.8 и эквивалентным фокусным близким к 35 мм.
На полнокадровых цифровых фотоаппаратах Sigma AF 20/1.8 EX DG выступает ярким примером того, что не бывает «безупречного недорогого автофокусного объектива 20 мм f/1,8», а потенциальным владельцам нужно самостоятельно решать, искупает ли относительно невысокая цена объектива огрехи в его работе. Тем более, за 900 долларов можно приобрести Sigma Art 20/1.4 DG HSM, который – уверен – лишен многих отрицательных черт своего предшественника.
ноябрь 2015 года