Обзор и тест объектива Canon EF 70-210/4
Мне нравятся старые объективы. Они позволяют наглядно увидеть насколько шагнула вперед технология в современных моделях, а нередко - насколько возросла цена аналогов при незначительном приросте потребительских свойств.
Canon EF 70-210/4 - динозавр линейки EF: выпущенный на рынок в мае 1987 он стал шестым по счету объективом линейки и четвертым зумом. Востребованные фокусные расстояния вкупе с постоянной - и относительно немалой - светосилой выглядят очень привлекательно, особенно если учесть совсем небольшие деньги, которые просят за эту модель на вторичном рынке.
Технические характеристики Canon EF 70-210/4
Объектив выпускался с мая 1987 по июнь 1990 года, когда ему на смену пришел Canon EF 70-210/3.5-4.5 USM.
Качество изготовления и эргономика
Качество использованных материалов ничуть не хуже современных аналогов. Canon EF 70-210/4 обладает всеми качествами "настоящего" объектива: качественный пластик корпуса, металлический байонет, окошко расстояний, переключатель режимов и дистанции фокусировки, обрезиненное кольцо ручного фокуса - характеристики присущие скорее объективу средней ценовой категории. Время разработки и производства, однако, сказывается. Начиная с "помповой" конструкции: фокусные расстояния изменяются перемещением передней части объектива. "Сложенному" состоянию соответствует фокусное 70 мм, к 210 мм объектив "вырастает" на 4 см в длину. Я знаю немало фотографов, предпочитающих именно такую конструкцию в противовес привычному изменению фокусных поворотом кольца зуммирования; я к ним не отношусь. Не сказать, чтобы неудобно, а - скорее - непривычно "по-другому".
В приводе автофокуса Canon EF 70-210/4 используется обычный микромотор, обеспечивающий процесс автофокуса явным звуковым сопровождением. Кроме звукового сопровождения, микромотор передвигает переднюю группу и вращает передний элемент при фокусировке. С поляриком и градиентными фильтрами могут быть проблемы. Фокусировка добавляет к длине объектива еще 2 см.
Отсутствие USM привода сказывается и на конструкции объектива: кольцо ручной фокусировки можно использовать только включив соответствующий режим - в режиме автофокуса оно свободно прокручивается. Кольцо неширокое, плохо демпфированное, но расположено именно там где надо, позволяя не отрывая ладони от объектива (и изменяя фокусные) без проблем вращать его большим и указательным пальцами. Ход кольца составляет почти 250 градусов и намекает на неавтофокусных предков конструкции.
Понравилось и решение переключателя режимов/дистанции фокусировки: и самим большим удобным и удачно расположенным переключателем, и тем, что в отличие от двух, привычных нам по современным аналогам, он у Canon EF 70-210/4 один. 3 положения: ручной фокус, автофокус от 150 см до бесконечности и от 120 см до бесконечности (120 см заменено словом macro).
Объектив удобен, вес правильный, связка "фотоаппарат-объектив" получается сбалансированной.
Качество изготовления и сборки на высоте: немолодой объектив не ощущается разболтанным, не издает посторонних звуков, а главное - не страдает самопроизвольным раскладыванием. Честно говоря, я ожидал проблем, но тестируемый экземпляр Canon EF 70-210/4 приятно удивил: "слабинка" существует только в положении 210 мм, да и проявляется перемещением всего на пару миллиметров если объектив расположить вертикально (а объектив из первых партий, ноября 1987 года).
Геометрические искажения
Характер дисторсии Canon EF 70-210/4 правильный, геометрия легко правится при постобработке. Объектив ожидаемо дает бочкообразную" дисторсию в положении 70 мм, которая переходит в "подушку" в районе 100 мм и далее.
Значения чуть-чуть больше, чем у современных аналогов, но настолько незначительно, что на снимках разницу не увидеть. На 70 мм - "бочка" в 1,95%, на 135 мм - подушка 1,28%, увеличивающаяся до 1,9% к 210 мм.
Виньетирование
С виньетированием все не так здорово - на полноформатном фотоаппарате результаты в большинстве своем будут требовать исправления при постобработке в графических редакторах. Относительно "лучше" Canon EF 70-210/4 ведет себя на "коротком конце": виньетирование на 70 мм на полностью открытой диафрагме составляет не совсем комфортные, но терпимые 1,2 ступени, на f/5.6 резко снижается до приемлемых 0,5 ступени и на f/8 - до четверти ступени.
Уже к 135 мм ситуация значительно хуже: 2,6 ступени на полностью открытой диафрагме, на f/5.6 все еще более ступени (1,1) и только к f/8 эффект снижается до приемлемый половины ступени.
На фокусном 210 мм Canon 70-210/4 выступает скорее похоже на светосильный ширик: на полностью открытой диафрагме виньетирование превышает 3 ступени (3,2, если точнее) - один из самых высоких встреченных мной результатов. На f/5.6 ситуация исправляется если судить по цифрам, но результат в 1,6 ступени все одно будет требовать постобработки. Даже на f/8 затенение по углам составит 0,95 ступени, что заметно в большинстве ситуаций.
Резкость
Canon EF 70-210/4 ожидаемо резче на 70 мм, чем в положении "теле". На открытых диафрагмах, однако, края и угла кадра оставляют желать много лучшего на всех фокусных. Чуда не произошло: объектив способен выдавать приемлемое качество, если прикрыть диафрагму минимум на 2 стопа. К сожалению, не могу протестировать объектив на фотоаппарате с кроп-фактором: уверен, что результаты будут много приятнее и по виньетированию, и по резкости.
На 70 мм:
|
f/4 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
85% |
91% |
100% |
88% |
Середина |
77% |
83% |
89% |
86% |
Угол |
67% |
73% |
83% |
84% |
На 135 мм:
|
f/4 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
82% |
84% |
88% |
83% |
Середина |
73% |
79% |
82% |
81% |
Угол |
66% |
69% |
77% |
77% |
На 210 мм:
|
f/4 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
74% |
80% |
84% |
83% |
Середина |
71% |
77% |
81% |
80% |
Угол |
64% |
66% |
73% |
76% |
98% |
113% |
отлично |
83% |
97% |
очень хорошо |
67% |
82% |
хорошо |
|
66% |
приемлемо |
Информация по методике измерений - О точке отсчета.
Хроматические аберрации
Очень неплохо контролируются. В сложных условиях ширина составляет порядка 1,5 пикселя, что заметно только при тщательном рассматривании.
С окраской зон вне фокуса все не так радужно. Вернее - наоборот, радужно: на контрастных переходах вне фокуса явно видны зеленые и фиолетовые ореолы. Для объектива с невысокой максимальной светосилой такое поведение нехарактерно. Более того, уход в зеленый и в фиолетовый оттенок явно виден на снимках, сделанных Canon EF 70-210/4 в сложных и контрастных условиях. Вероятно, сказывается "далеко доцифровое" время разработки и производства объектива.
Фокусировка
Микромотор слышен, но скорость фокусировки приемлемая. Нет особых нареканий и к точности автофокуса Canon EF 70-210/4 - я не заметил, чтобы процент попаданий был принципиально ниже, чем у современных конкурентов.
Микромотор в приводе требует переключения режимов для ручной фокусировки. Кольцо фокусировки имеет более чем достаточный ход - почти 270 градусов, хотя при вращении и создает ощущение "пластмассы по пластмассе".
Заключение
Признаюсь, что ожидал чуть большего. Согласен, что некорректно тестировать недорогой объектив пленочной эры на полнокадровом требовательном к оптике фотоаппарате. На фотоаппаратах с кроп-фактором Canon EF 70-210/4 показал бы себя более собранно.
Несмотря на вращающийся передний элемент и помповую конструкцию мне было удобно пользоваться объективом. Некоторая невнятность в разрешении на полностью открытой диафрагме отчасти искупается неплохим контрастом, а на прикрытых значениях диафрагмы Canon EF 70-210/4 можно использовать с удовольствием. Я бы назвал его недорогим телевиком с постоянной светосилой для фотоаппаратов с кроп-фактором.
апрель 2012 года