Обзор и результаты тестирования объектива Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX
Жесткой стандартизации фокусных в объективостроении нет, тем не менее, традиционные и устоявшиеся значения присутствуют. В соревновании объективов для 35мм формата с постоянным фокусным расстоянием с отрывом лидируют объективы 50 мм, второе место занимают модели 35 мм, на третьем – 85 мм, объективы 24 мм находятся на 4 месте и 5 делят модели 100 и 135 мм.
Среди полнокадровых зум-объективов количеством выигрывают модели 70-300 мм, в затылок им дышит семейство 70-200 мм, третью строчку занимают объективы 24-70 мм, а 4 и 5 места делят зумы 28-300 мм и 16 – 35 мм. (Во избежание разночтений: «табель о рангах» основана на числе выпускающихся на момент написания обзора моделей объективов (близнецы-братья от Samyang, Rokinon, Bower считаются одной моделью, также за одну модель принимаются варианты одного объектива под разные системы).
На первый взгляд производство объектива с распространенным диапазоном фокусных выглядит логичным и оправданным ходом, с другой – требует тщательной подготовки и определенной смелости: конкурировать приходится «лоб-в-лоб» не только с продукцией независимых производителей, но и с «родными» объективами. В феврале 2015 года Tokina анонсировала и в конце лета выпустила на рынок полнокадровую Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX в вариантах под Canon и Nikon. С нетерпением ждал новинку на тест. Вопросы традиционны: удался ли объектив, сможет ли он противостоять хорошо зарекомендовавшему себя Tamron SP 24-70/2.8 Di VC USD, можно ли рассматривать Токину в качестве недорогой, но достойной альтернативы «родным» объективам 24-70/2,8 от Canon и Nikon?
Цена на Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX SD привлекательна, дешевле новинки предлагают только старушку Сигму, выпущенную в 2009 году (в порядке возрастания цены, по версии bhphotovideo):
Чуть-чуть истории
Tokina активно играла на поле «стандартных» или, если угодно, «штатных» зумов в 90-е годы прошлого века, но выбыла из игры в начале 2000х, когда хорошим тоном для объектива «на каждый день» стало присутствие фокусного 24 мм – все Токины на широком угле начинались с 28 мм:
Вариант от Токины с фокусным 24 мм (с 1993 по 1996 год выпускался объектив Tokina 24-40/2.8 AT-X 240 AF) из списка волюнтаристски удален из-за ограниченного диапазона фокусных.
Для справки поклонникам Canon:
Canon EF 28-80/2.8-4L USM (1989 – 1993),
Canon EF 28-70/2.8L USM (1993 – 2002),
Canon EF 24-70/2.8L USM (2002 – 2012).
Технические характеристики
Доступны варианты: Canon EF, Nikon F
Обзор варианта под байонет Nikon можно найти здесь.
Комплект поставки
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX продается в коробке традиционного для компании дизайна. Внутри коробки объектив упакован в картонный каркас-чемоданчик: невольное сравнение с основным конкурентом, Tamron 24-70/2.8 Di VC USD, начинается - такую упаковку я впервые встретил именно у Tamron 24-70/2.8 Di VC USD.
Комплект стандартный:
Критиковать можно и нужно отсутствие чехла для хранения у объектива, стоимостью 1000 долларов, хвалить – качественную бленду с внутренним покрытием из флока. Tamron (также сэкономивший на чехле для хранения и переноски) проигрывает исполнением бленды – внутренняя поверхность у нее просто из ребристого пластика.
Изготовление и конструктив
Tokina известна своими «железными» объективами. Мне нравятся модели 2000 – 2005 годов, в которых на субъективное восприятие работала внешняя отделка, стилизованная под металлическую поверхность. Где-то в 2005 году компания «причесала» свои объективы: дизайн стал привычнее и ближе к мейнстриму, но конструктивно топовые модели изменились только внешне: основой по-прежнему служит шасси из металла, к которому жестко крепится байонет из хромированной латуни, корпус выполнен из качественных композитных материалов. Отчасти этим объясняется то, что при сравнимых с конкурентами размерах многие объективы Tokina оказываются неожиданно «увесистыми».
Герой обзора схож размерами с Тамроном (на 2мм шире и на 1,5 мм короче), но тяжелее почти на 200 грамм (1010 против 825); больше и тяжелее Sigma 24-70/2,8 EX DG HSM (790 грамм и 89*95 мм), схож с Кеноном (на 1мм шире и на 5 мм короче, но тяжелее на 205 грамм (1010 против 805); компактнее, чем Nikon AF-S 24-70/2.8G ED, но тяжелее (900 грамм и 83*133мм). Уступает Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX только новинке от Никон – стабилизированному Nikon AF-S 24-70/2.8E ED VR (1070 грамм и 88*155 мм)
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX не вызывает никаких нареканий на качество изготовления, сборки и использованные материалы. Экстерьер традиционен и схож с дизайном других объективов компании последних лет – без изысков, утилитарно, профессионально, безлико. Материалы качественные, пластик приятный, сборка отличная, ни намека на разболтанность, допуски и непродуманность. Байонет металлический, окошко расстояний в наличии, защиту от пыли и влаги в месте крепления к фотоаппарату обеспечивает резиновая прокладка. Субъективно герой обзора воспринимается крепким и высококачественным изделием, без «пластмассовости», чему в немалой степени способствует неожиданно немалый вес при скромных габаритах. В целом, никаких нареканий.
Органы управления представлены кольцами ручной фокусировки и изменения фокусных расстояний.
Широкое кольцо ручной фокусировки (25 мм из которых 20 покрыты рифленой резиной) находится в передней части объектива и кроме основной функции выполняет роль переключателя режимов фокусировки: режим ручного фокуса включается перемещением кольца на себя, автоматического – от себя. Кольцо расположено удобно, отлично демпфировано, ход плавный, усилие равномерное и комфортное. Ход кольца в режиме ручной фокусировки излишне короткий - всего около 50 градусов, в режиме автофокуса кольцо не имеет механической связи с фокусирующими элементами.
Объектив не меняет размеры при фокусировке, передний элемент не вращается. Широкая лепестковая комплектная бленда также не накладывает серьезных ограничений на использование градиентных и поляризационного фильтров. Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX рассчитана на фильтры диаметром 82 мм. На новом объективе бленда надевается с усилием.
Кольцо изменения фокусных расстояний удобно расположено почти по центру объектива. Кольцо широкое (3 см), 2 см обрезинены, отлично демпфировано, ход мягкий, на новом объективе усилие чуть выше привычного, но не выходит за комфортные рамки. Ход кольца – почти 100 градусов. Объектив меняет свои размеры при зуммировании в положение 70 мм, выдвигая передний элемент почти на 4 см, «хобот» сидит как влитой, люфт отсутствует.
В целом, Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX понравилась: на фотоаппарате выглядит гармонично, развесовка комплекта приемлемая – объектив не длинный, поэтому центр тяжести комплекта не уходит вперед. Поводов для критики два:
И Токина, и Тамрон заслуживают высоких оценок за качество материалов, изготовления и сборки. Для меня Тамрон проигрывает расположением кольца изменения фокусных расстояний в передней части объектива, но выигрывает ультразвуковым мотором автофокуса и наличием стабилизатора. Плюсом в копилку Тамрона можно отнести разницу в весе: приятно осознавать «металлическость» объектива, неприятно ее таскать на себе, а мы говорим о «штатном зуме», по определению живущем на фотоаппарате.
Геометрические искажения
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX уверенно справляется с геометрическими искажениями: результаты не вызывают нареканий и находятся на привычном для объективов-одноклассников уровне. «Бочка» на широком угле сменяется на подушкообразную дисторсию к 50 мм. Характер дисторсии правильный, легкие «усы» можно разглядеть только на фокусном 24 мм.
Конкурент от Тамрон и Сигма 24-70/2,8 явно проигрывают на широком угле, но выступают чуть лучше в середине диапазона и в положении «теле». Результаты Canon EF 24-70/2.8L USM практически схожи, Canon EF 24-70/4L IS USM выигрывает на всем диапазоне.
Необходимо отметить, что у Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX присутствует зависимость дисторсии от дистанции фокусировки. Причем, вопреки привычному «чем ближе, тем хуже с дисторсией», уровень геометрических искажений ниже при фокусировке на расстояниях, близких к МДФ: 1,6% против 2,9% на 24 мм, 1,3% и 1,4% на 35 мм, 0,4% и 0,9% на 50 мм и 0,95 – 1,3% на 70 мм.
Разрешение и резкость
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX приятно удивила и превзошла ожидания: я предполагал, что компания не станет выпускать на высококонкурентный рынок явно проигрышную модель (учитывая, что разрешающая способность для большинства фотолюбителей стоит на первом месте в ряду характеристик объектива), но не думал, что герой обзора выступит настолько убедительно и ровно.
По центру показанные на всем диапазоне фокусных результаты ограничены скорее способностями матрицы Canon EOS 5D mark II, чем возможностями объектива. Края и углы на полностью открытой лучше ожидаемого и подтягиваются до полностью приемлемого уровня уже на f/4,0. Чуть хромают углы и края на широком угле и полностью открытой диафрагме. Отменную резкость по центру кадра на всех рабочих значениях диафрагмы подтверждают измерения Reikan Focal.
Отличные результаты дополнены отменной стабильностью на всем диапазоне фокусных расстояний: обычно у зум-объективов одна сторона диапазона предпочтительнее, вторая – проигрывает (в случае с семейством 24-70/2,8 разрешение в диапазоне 50 – 70 мм как правило хуже результата на широком угле). Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX выступила ровно на всем диапазоне, разница приятно невелика.
По результатам Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX выглядит привлекательно, не проигрывает именитым конкурентам от Canon и Nikon, превосходит Тamron 24-70/2.8 Di VC по центру на всем диапазоне и по всему полю кадра на фокусных 35 – 70 мм. Тамрон чуть лучше в краях и углах кадра на 24 мм и f/2.8, но с прикрытием уже на одну ступень превосходство нивелируется.
О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета»
Виньетирование
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX уверенно борется с виньетированием, затемнение краев и углов кадра редко превышает условно комфортный уровень в 1 ступень. Результаты сравнимы с результатами конкурентов и одноклассников, Тамрон выступает чуть хуже.
Хроматические аберрации
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX уверенно и надежно борется с хроматическими аберрациями. К условно комфортным 0,06% герой обзора подбирается только на 70 мм и полностью открытой диафрагме, ширина не превышает 1 пикселя почти на всем диапазоне фокусных и диафрагм.
По контролю ХА ни герой обзора, ни Tamron 24-70/2.8 Di VC USD не вызывают нареканий: результаты убедительные, разница невелика. Тамрон чуть увереннее работает на фокусном 70 мм, чуть хуже – на широком угле.
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX незначительно проигрывает Тамрону в окраске зон вне фокуса, но превосходит в борьбе с комой на всем диапазоне фокусных и диафрагм.
Автофокус
В приводе автофокуса Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX используется обычный микромотор, но в улучшенном варианте от Токина, именуемом «Silent-Drive Module with a GMR (giant magneto-resistance) sensor». «Модуль бесшумного привода» призван сделать работу мотора возможно тихой (моторчик и редуктор объединены в одно целое и помещены в закрытый корпус), а GMR-датчик, считывая положение фокуса, обеспечивает высокую скорость процесса. Бесшумности работы, присущей USM-приводам, ждать не стоит, звук присутствует, но к чести Токина очень негромкий. Скорость не дотягивает до молниеносности лучших представителей USM-фокусировки, но явно выше скорости автофокуса моделей с обычным микромотором и субъективно – сравнимо или быстрее моделей с STM-приводом. Прогон по всей дистанции занимает чуть больше секунды. Герой обзора – один из самых быстрых и тихих объективов Токина.
Характер фокусировки комфортный – раздражающая подстройка, многоходовость и рыскание нечасты даже в сложных условиях. Цепкость без нареканий. Процент явных промахов по вине автофокуса находится в привычных рамках на широком угле и чуть чаще – в диапазоне 50 – 70 мм. Повторяемость по оценке Reikan Focal на «хорошо и отлично» (98 – 99%) в диапазоне 24 – 50 мм и чуть ниже (95%) на фокусном 70 мм.
Тестируемый экземпляр Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX отличался склонностью к фокус-шифту (смещению точки фокусировки при диафрагмировании), что обусловило соответствующую настройку: небольшой фронт-фокус на полностью открытой диафрагме компенсирует смещение точки наилучшего фокуса назад при диафрагмировании. На приведенном примере показаны 100% кропы трех последовательных снимков мишени DataColor SpyderLensCal, сделанных с расстояния менее метра на фокусном 70 мм и диафрагмах f/2.8, f/4.0 и f/5.6.
При использовании объектива не для тестов, а по прямому назначению, работа фазового автофокуса нареканий не вызывает и заметить focus-shift можно только при съемке на дистанциях до 1 – 2 метров на фокусном 70 мм, в остальных случаях точка фокусировки укладывается в ГРИП, что косвенно подтверждается «прогоном» через Reikan Focal – программа не разглядела отклонений на 24 мм, предложив небольшую поправку в +2 на фокусном 70 мм.
Работа контрастного автофокуса оставляет желать. Диапазон 50 - 70 мм оценивать не буду: фокусировка дается Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX с таким трудом и постоянными отказами, что говорить о сколь-нибудь внятной работе контрастного автофокуса на этих фокусных не представляется возможным. В диапазоне 24 – 35 мм контрастная фокусировка удается герою обзора лучше, однако, тоже не заслуживает положительной оценки: медленно, трудно и натужно, с явными промахами. Для примера – один из удачных прогонов, когда объектив смог 10 раз подряд сфокусироваться всего с 1 ошибкой.
Работа автофокуса – критичный показатель, на котором спотыкаются многие объективы сторонних производителей. В условиях реальных съемок претензий к фазовому автофокусу героя обзора нет, скорость достойная, звук негромкий и нераздражающий, цепкость и повторяемость на высоте, промахи нечасты. Контрастный автофокус скорее факультативен и остается без оценки.
Картинка, контровый свет
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX не разочарует формируемым изображением. Контраст без нареканий даже на полностью открытой диафрагме. Цвета привлекательные, цветопередача близка к естественной в теплых тонах и несколько насыщеннее в холодных.
Объектив достаточно убедительно справляется с работой в сложных условиях освещения. При съемке без бленды и попадании источника в кадр Tokina AT-X 24-70/2.8 периодически раскрашивает противоположный от источника угол; с надетой блендой можно не беспокоиться о появлении переотражений и артефактов на снимках. Обратите внимание на сохранение контрастности, неплохая контрастность – в принципе одна из сильных сторон модели.
Девятилепестковая диафрагма на f/8 – f/16 дает эффект лучевого фильтра на далеких точечных источниках света.T
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX умеет убедительно размывать зоны вне фокуса, выделяя объект съемки. На приведенных примерах расстояние до мишени около 1 метра, от мишени до рассматриваемого участка – около 1,5 метров. Мне рисунок в зоне размытия показался чуть перегруженным, но на реальных снимках это чаще играет в плюс, чем в минус. В этой дисциплине Токина выигрывает у Тамрон 24-70/2,8, который рисует явные «луковицы» на точечных источниках в зоне нерезкости.
Заключение
Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX понравилась и порадовала. Объектив уверенно и достойно прошел все тесты, приятно удивил отличной резкостью на всем диапазоне фокусных, порадовал эффективным контролем над хроматическими аберрациями. Модель определенно удалась, заслуживает самого пристального внимания и относительно недорога на фоне прямых именитых аналогов.
В плюсах:
В минусах:
С рекомендациями сложнее. Рискну навлечь на себя гнев фанатов, но считаю, что для экономного фотолюбителя разница в цене почти в два раза при сравнимых оптических характеристиках способна склонить чашу весов в сторону Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX, если вопрос стоит «Никон или Кенон 24-70/2,8 или Токина».
Выбор между Tamron 24-70/2.8 Di VC USD за 1300 долларов и героем обзора за 1000 не столь однозначен: оба объектива достойны; стоит ли USM-привод и оптический стабилизатор Тамрона (при небольшом проигрыше в резкости, виньетировании и дисторсии) дополнительных 300 долларов, не знаю.
Ситуация еще более осложняется, если убрать из задачи “f/2.8”: в список сразу добавляются
Владельцам Nikon можно смотреть на
Выбор широк, альтернативы присутствуют, но повторюсь: Tokina AT-X 24-70/2.8 Pro FX понравилась, объектив удачный и заслуживает самого пристального внимания.
Благодарю представительство Kenko-Tokina в России за предоставленную возможность познакомиться с объективом.
Январь 2016 года
Write a comment
Михаил (Thursday, 17 March 2016 16:47)
"В диапазоне 24 – 35 мм контрастный фокусировка удается герою обзора лучше": контрастный фокусировка - опечатка?
Vlador (Thursday, 17 March 2016 19:13)
Спасибо, поправил!
peter (Monday, 11 April 2016 21:21)
Поляки вот что пишут "dreadful performance against bright light" и это как-то не вяжется с "убедительно справляется с работой в сложных условиях освещения"
Vlador (Tuesday, 12 April 2016 12:36)
Доброго дня и спасибо за комментарий! Только хотелось бы немножко поподробнее: что это было? Вопрос? Приглашение к дискуссии? Похвала? Критика? Попытка разобраться?
Пока могу ответить только: отрадно, что даже в оценках и тестах объективов существует пресловутый плюрализЬм :)
peter (Tuesday, 12 April 2016 20:01)
Скорее разобраться. Может вы поправите статью или допишите, что есть такое мнение. Я сравниваю его с Тамроном - у нас Тамрон дешевле, у Вас он прилично дороже.
Также думаю, что может остаться на кропе и смотрю в сторону Sigma 18-35 у Вас оценка c lenstip cовпадает. А с этой Токиной такое различие? Потому что те тестовые фотки что у поляков работы против солнца - это просто ужас.
Vlador (Wednesday, 13 April 2016 10:55)
Смотрите, что получается: вас смущает разница выводах lenstip и моих. Вы просите или изменить мои выводы или добавить некое «особое мнение», так?
Если мерилом истинности обзора для вас выступает его соответствие информации лензтип, то, признаюсь, мне непонятно, зачем читать другие материалы? Нет, ну посудите сами: обсуждаемая Токина была у меня почти полтора месяца и выступала не только «подопытным кроликом», но и работала «штатным» объективом – я не снимал ее с фотоаппарата и использовал в повседневных «не-тестовых» съемках. Никаких проблем с работой в контровом свете я не нашел – причем не только специально издеваясь над объективом в тестах, но и в обычных съемках, более того, объектив выступил более чем достойно, о чем и написано в обзоре.
Дмитрий (Sunday, 08 May 2016 16:21)
Если бы вы выбирали из всех представленных объективов с фокусным расстоянием 24-70 мм. Какой бы вы взяли, из своих обзоров ?
Vlador (Sunday, 08 May 2016 19:11)
Дмитрий, хороший вопрос – главное, что никак не удастся увильнуть в сторону: условия поставлены предельно четко и ясно.
Из представленных на сайте – Tamron 24-70/2.8. С учетом его нынешней цены в России – явный bang for the buck :)