Обзор и результаты тестирования объектива Sigma 14 /2.8 EX Aspherical HSM
Герой сегодняшнего обзора выпускался с 1998 по 2007 год. Объектив был разработан на базе выпускавшейся с 1991 по 1998 годы модели Sigma AF 14/3,5. Интересны совпадения по времени с прямым конкурентом от Canon – EF 14/2.8 L USM: первый 14 мм вариант от Сигмы появился одновременно с «элькой» в 1991 году, в 2007 Сигма сняла модель с производства, Кенон выпустил вторую версию довольно неоднозначного для L-серии объектива. (В том же 2007 году был снят с производства Tamron AF 14/2.8 SP Aspherical, увидевший свет в 1999).
Наверное, ни один из объективов топовой линейки Sigma EX не подвергался столь единодушной и громкой критике (как впрочем и конкуренты по фокусному от Canon, Tokina). Я с героем обзора знаком не был, поэтому с интересом прогнал Sigma 14 /2.8 EX через тесты.
Технические характеристики
Доступны варианты: Canon EF, Nikon F, Sony A / Minolta, Sigma, Pentax K
Изготовление и конструктив
Sigma 14/2.8 EX Aspherical не вызывает никаких нареканий ни использованными материалами, ни качеством сборки и изготовления: отличный пластик, никаких люфтов и допусков. Многим не нравится матовая шероховатая отделка внешних элементов старых объективов Сигма EX, меня она не раздражает.
Черты, присущие «настоящему» объективу, в наличии: крепление байонета металлическое, окошко расстояний присутствует. Органы управления представлены кольцом ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса. Кольцо ручной фокусировки находится ближе к переднему срезу объектива, расположено удобно, ширина кольца составляет 25 мм (20 мм покрыты рифленой резиной), разболтанность отсутствует, вращается с комфортным равномерным усилием, но демпфировано слабо. Ход кольца короткий, 90 градусов.
Переключатель режимов работы автофокуса расположен удобно, на тестовом экземпляре переключается излишне легко.
Объектив не меняет внешних размеров при фокусировке, массивный выпуклый передний элемент (диаметр почти 80 мм) остается неподвижным. Использование привычных светофильтров невозможно из-за формы
переднего элемента. На задней стенке объектива есть крепление для желатиновых фильтров.
Бленда встроенная, но мне кажется, что она скорее выступает в качестве основы для надевающейся передней крышки – ни эффективно защитить передний элемент не способна, ни уверенно помочь объективу работать в сложных условиях освещения.
Объектив выглядит и ощущается качественным, понравился изготовлением, материалами и сборкой, на фотоаппарате он смотрится органично, развесовка комплекта не вызывает нареканий. В эксплуатации модель удобна с одной немаловажной оговоркой: надевающаяся на встроенную бленду передняя крышка-тубус на тестовом экземпляре держится еле-еле и может слететь с объектива под собственным весом.
Геометрические искажения
Sigma 14/2.8 EX Aspherical приятно удивила. 1,5 процента бочки для фокусного 14 мм это очень и очень немного. Отличный результат.
Показатель не стоит принимать за «правильную геометрию» на реальных снимках - перспективные искажения, вызванные полем зрения в 114 градусов по диагонали, никто не отменял.
Характер дисторсии не совсем правильный – присутствует небольшая волнообразность, однако, выражена она не в пример слабее, чем у неавтофокусного конкурента – Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC.
Разрешение и резкость
Поведением Sigma 14 /2.8 EX Aspherical HSM откровенно напомнила своих «широкоугольных родственников» - Sigma AF 15-30/3.5-4.5 APO EX DG и Sigma 12-24/4,5-5,6 EX DG HSM. Центр приемлем уже на полностью открытой, но страдает от пониженного контраста, что субъективно делает изображение менее резким. В диапазоне f/4 – f/11 центр не вызывает нареканий и находится в зоне «очень хорошо – отлично».
Края, а тем более углы, на открытых значениях диафрагмы практически «отсутствуют», а для получения изображения, на котором разница между центром и краями не бросается в глаза, объектив нужно прикрывать до f/11 – f/16.
Наглядно соотношение «центр – края/углы» можно увидеть на графиках от Imatest.
О методе представления полученных данных – в материале «О точке отсчета».
Результаты ожидаемы, но от этого они не становятся одушевляющими.
Хроматические аберрации
Sigma 14/2.8 EX Aspherical выступила лучше ожидаемого, но показатели не позволяют говорить о том, что модель успешно справляется с хроматическими аберрациями: на всем рабочем диапазоне фокусных ширина не опускается ниже условно приемлемого уровня в 0,06%.
Samyang выступает в этой дисциплине много увереннее, а вот первая версия Canon EF 14/2.8 L определенно проигрывает Сигме в уровне ХА.
Sigma 14/2.8 EX неожиданно неплохо контролирует сферохроматизм: заметная окраска зон вне фокуса присутствует только на полностью открытой диафрагме, выраженность низкая.
Автофокус
Мне, наверное, везло, но объективы с явными проблемами с системой автофокуса мне попадались не часто. Герой сегодняшнего обзора пополнил недлинный список экземпляров, работу фазового автофокуса которых на моем фотоаппарате оценить невозможно. Тестовый экземпляр дает настолько выраженный фронт-фокус, что даже максимально возможная подстройка в +20 не помогает, а Reikan Focal отказывается обсчитывать данные и советует обратиться в сервис.
Не спасает даже могучая ГРИП модели с фокусным расстоянием 14 мм и работа с объективом проходила преимущественно в режиме ручной фокусировки.
Не все в порядке с повторяемостью результатов контрастного автофокуса, который чаще всего попадает точно, но повторяемость результатов в 95% намекает на возможные проблемы всей системы, а не на неправильную юстировку.
Виньетирование
Sigma 14 /2.8 EX Aspherical HSM не порадовала: виньетирование на полностью открытой диафрагме превышает 4 ступени, что будет явно заметно на реальных фотографиях. Прикрытие диафрагмы положение улучшает, но говорить о том, что модель успешно справляется с затемнением углов и краев кадра не приходится: даже на f/8 – f/11 углы остаются темнее центра на 1 ступень.
Из ряда вон выходящим результат назвать не получится: показатели схожи с результатами Canon EF 14/2.8 L USM и Samyang 14/2.8 ED AS IF UMC.
Картинка, контровый свет
Sigma 14 /2.8 EX Aspherical HSM отличается невысокой контрастностью на полностью открытой диафрагме, должный контраст начинается с f/5,6.
Цветопередача без претензий, работа в контровом свете оставляет желать много лучшего: встроенная бленда совсем не спасает и источник света, расположенный близко к краю кадра, в большинстве случаев приводит к появлению артефактов на изображении. На приведенных примерах к появлению артефактов привели далеко не самые яркие источники, расположенные даже не в кадре, а за его границами.
Заключение
Sigma 14 /2.8 EX Aspherical HSM оставила равнодушным. Объектив, за который, как правило, просят немалую сумму, полон компромиссов. Экстремально широкий угол поля зрения и время разработки модели отчасти оправдывают героя обзора: «ширики» того времени не отличаются безупречностью поведения, так что говорить об «удивлении» и «неожиданности» нельзя. Неприятным сюрпризом стала только работа автофокуса на моем фотоаппарате.
Приход на тест Sigma 14 /2.8 EX Aspherical HSM, однако, был очень своевременным: знакомство с ним совпало с тестированием отменного Tamron 15-30/2.8 Di VC USD и явно подчеркнуло прогресс объективостроения последнего десятилетия.
Благодарю Николая за предоставленный объектив и фотографии.
Еще по теме:
Ноябрь 2015 года