Обзор и тест объектива Canon EF 14/2.8 L USM
Мне не нравится термин «сверхширокоугольные объективы» - неуклюжая калька с английского «ultra-wide», да и сама необходимость разделять широкоугольники на обычные и экстремальные сомнительна. Если только для того, чтобы отразить сложность разработки и производства моделей с диапазоном фокусных до 20 мм и сопутствующую им компромиссность: оптические характеристики и цена таких моделей почти не зависят друг от друга. Или по-другому: независимо от цены, огрехи в формируемом изображении присутствовать будут, а выбор основывается на определении критических для пользователя характеристик и выбора того объектива, где они выражены в меньшей степени.
Герой сегодняшнего обзора увидел свет в декабре 1991 года, лишь на пятый год существования системы Canon EOS. Предполагаю, что решение о запуске модели в серию далось Canon с трудом. Чем еще можно объяснить такую задержку: оптическая схема была взята без изменений от Canon FD 14/2.8 L, выпущенного в июле 1982 года, добавили только автофокус.
Canon EF 14/2.8 L USM выпускался без изменений 16 лет, до сентября 2007 года, когда ему на смену пришла вторая версия с переработанной оптической схемой. Вторая версия объектива считается предпочтительнее: Canon удалось если не вылечить «родовые болячки» объектива с фокусным расстоянием 14 мм (падение резкости к краям кадра и повышенный уровень хроматических аберраций), то снизить их выраженность.
Технические характеристики
Комплект поставки
Не отличается от комплекта других объективов L-серии:
Бленда отдельным пунктом не выделена, но присутствует - она встроенная и составляет единое целое с корпусом объектива.
Качество материалов и изготовления, органы управления, эргономика
Canon EF 14/2.8 L USM на удивление увесист для своих размеров. Это результат сложной оптической схемы: диаметр элементов невелик, но их целых 14. Добавьте к оптике механику фокусировки, USM-привод автофокуса, металлическое крепление байонета, металл и качественный пластик корпуса – легко набегает почти 600 грамм.
Объектив выглядит и ощущается качественным. Никакой расхлябанности и разболтанности, материалы, обработка и сборка на самом высоком уровне – принадлежность к «Эль-серии» явная.
Отмечу переднюю крышку: форма в виде глубокого колпака, надеваемого на корпус объектива, привычна для моделей с выпуклым передним элементом; непривычно отсутствие защелок и полностью металлическая конструкция бленды. Были сомнения в удобстве и способности бленды держаться на корпусе – герой обзора их развеял: тестируемый экземпляр был выпущен в 1995 году, но все работает должным образом, бленда надевается и снимается легко, сидит плотно.
Органы управления представлены окошком расстояний, переключателем режима фокусировки и кольцом ручного фокуса.
Кольцо ручной фокусировки, шириной 18 мм, 14 из которых покрыты рифленой резиной, расположено удачно и удобно. Ход кольца короткий, около 80 градусов, равномерный, без заеданий, усилие комфортное. Люфтов нет, покритиковать можно лишь за недостаточное демпфирование и ощущение «пластик по пластику» при вращении.
Передний элемент выпуклый, использование привычных светофильтров не предусмотрено. При крайней необходимости можно использовать вкладывающиеся фильтры – для них предусмотрено крепление на задней стенке объектива.
Canon EF 14/2.8 L USM понравился качеством изготовления, использованными материалами, размером и весом. Объектив удобен, оперировать им комфортно.
Геометрические искажения
Canon EF 14/2.8 L USM заслуживает всяческих похвал за контроль над геометрическими искажениями: уровень бочкообразной дисторсии составляет всего 1,4%, что для объектива с фокусным расстоянием 14 мм результат удивительный. При съемке на расстояниях близких к минимальной дистанции фокусировки (25 – 80 см) можно добиться видимой «бочки», но даже худший результат в 3,2% можно расценивать как неплохой. Повторю: на расстояниях свыше 1 метра правильная, легко правящаяся «бочка» составляет всего 1,4% - сравните с волнообразными, сложно правящимися 4,65% у Samyang 14/2.8 ED UMC.
Показатель не стоит принимать за «правильную геометрию» на реальных снимках - перспективные искажения, вызванные полем зрения в 114 градусов по диагонали, никто не отменял.
Резкость и разрешение
Canon EF 14/2.8 L USM оставил крайне скомканные впечатления: центр неплох уже на полностью открытой диафрагме и остается резким до f/16, а вот края на полнокадровом фотоаппарате откровенно нерезки на открытых значениях диафрагмы и могут считаться «условно приемлемыми» в диапазоне f/8 – f/16. Поведение очень напоминает поведение Sigma 12-24/4.5-5.6 EX DG: если хотите приемлемой резкости по краям кадра, снимайте на f/11 – f/16 и не разглядывайте углы.
|
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
f/16 |
Центр |
86% |
91% |
96% |
100% |
90% |
80% |
Край |
50% |
56% |
62% |
68% |
75% |
74% |
Угол |
38% |
40% |
42% |
47% |
51% |
49% |
89% |
103% |
отлично |
75% |
88% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
47% |
60% |
приемлемо |
|
46% |
плохо |
О методе представления данных - в материале «Точка отсчета»
Виньетирование
Еще один легко поддающийся критике показатель: на полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра превышает 4 ступени. Прикрытие диафрагмы помогает лишь отчасти: на f/4.0 углы остаются темнее на 3.4 ступени; больше 2 ступеней (2,3) на диафрагме f/5.6. Даже на f/8.0 виньетирование превышает относительно комфортный уровень, составляя 1,2 ступени.
Еще один аргумент в пользу того, что следует снимать в диапазоне диафрагм f/11 – f/16.
Автофокус
Никаких нареканий на скорость, шумность, точность, цепкость, стабильность и повторяемость – автофокус Canon EF 14/2.8 L USM работает должным образом и заслуживает отличных оценок.
Хроматические аберрации
Одного асферического элемента для объектива 14 мм явно недостаточно для уверенной борьбы с хроматическими аберрациями, недаром во второй версии Canon EF 14/2.8 L USM используются не только 2 UD элемента с низкой дисперсией, но и 2 асферических.
Контроль хроматических аберраций откровенно слабое место героя обзора: на полностью открытой диафрагме их ширина по углам кадра достигает 4,25 пикселей и мало изменяется с прикрытием диафрагмы.
Формируемое изображение и работа в контровом свете
Если забыть о проблемах с резкостью по краям кадра, высокими ХА и с немалым виньетированием, Canon EF 14/2.8 L USM умеет формировать отличное изображение: нескучное, насыщенное, с высоким контрастом уже на открытых значениях диафрагмы, с правильной и сочной цветопередачей.
Широкоугольные объективы традиционно отличаются склонностью к появлению артефактов и невыдающейся работой в сложных условиях освещения. Герой обзора традициям следует и, если и нарушает их, то в худшую сторону: приходится внимательно следить за положением источника света в кадре или рядом с границами кадра, иначе появление артефактов гарантировано.
Заключение
Вернусь к тому, о чем говорил в самом начале обзора: идеальных объективов с таким полем зрения пока не создано. Вопрос не в цене (хотя Canon EF 14/2.8 L USM объектив совсем недешевый), а в том, что важно именно для вас. Кому-то важнее правильная геометрия, кому-то – равномерность резкости по всему полю кадра, кому-то наличие автофокуса, степень виньетирования или качество формируемого изображения.
Явной альтернативой герою сегодняшнего обзора выступает Samyang 14/2.8 ED UMC, объектив неавтофокусный, но продающийся в несколько раз дешевле. Я остановил свой выбор на Samyang за его убедительно резкие края и углы кадра, но и в этом выборе присутствовал компромисс: отвратительная геометрия заставляет править почти каждое изображение, теряя общую резкость снимка (о таких потерях отлично рассказал Роджер Чикала в своей статье «Разрешение и постобработка»). Вполне вероятно, что, в конечном счете, общая резкость выправленных снимков мало отличается от результатов Canon EF 14/2.8 L USM, а я добиваюсь лишь видимой равномерности.
Canon EF 14/2.8 L USM оставил неоднозначные впечатления. Отменный конструктив, великолепная геометрия, удобство и надежная работа автофокуса, отличная картинка соседствуют в нем с резким падением резкости на краях кадра, повышенной хроматикой и высокой ценой. Смотрите и пробуйте сами, мне объектив не понравился.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
апрель 2013 года