Canon EF 14/2.8 L USM

Canon EF 14/2.8 L USM
Canon EF 14/2.8 L USM

Обзор и тест объектива Canon EF 14/2.8 L USM

 

Мне не нравится термин «сверхширокоугольные объективы» - неуклюжая калька с английского «ultra-wide», да и сама необходимость разделять широкоугольники на обычные и экстремальные сомнительна. Если только для того, чтобы отразить сложность разработки и производства моделей с диапазоном фокусных до 20 мм и сопутствующую им компромиссность: оптические характеристики и цена таких моделей почти не зависят друг от друга. Или по-другому: независимо от цены, огрехи в формируемом изображении присутствовать будут, а выбор основывается на определении критических для пользователя характеристик и выбора того объектива, где они выражены в меньшей степени.

Canon EF 14/2.8L USM
Рядом с Samyang 14/2.8

Герой сегодняшнего обзора увидел свет в декабре 1991 года, лишь на пятый год существования системы Canon EOS. Предполагаю, что решение о запуске модели в серию далось Canon с трудом. Чем еще можно объяснить такую задержку: оптическая схема была взята без изменений от Canon FD 14/2.8 L, выпущенного в июле 1982 года, добавили только автофокус.

 

Canon EF 14/2.8 L USM выпускался без изменений 16 лет, до сентября 2007 года, когда ему на смену пришла вторая версия с переработанной оптической схемой. Вторая версия объектива считается предпочтительнее: Canon удалось если не вылечить «родовые болячки» объектива с фокусным расстоянием 14 мм (падение резкости к краям кадра и повышенный уровень хроматических аберраций), то снизить их выраженность.

Оптическая схема (с сайта Canon)
Оптическая схема (с сайта Canon)

Технические характеристики

  • Фокусное расстояние: 14 мм
  • Угол поля зрения (диагональ, горизонталь, вертикаль): 114 – 104 – 81 градус
  • Оптическая конструкция: 14 элементов в 10 группах, включая 1 асферический
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 5
  • Минимальная дистанция фокусировки: 25 см
  • Максимальное увеличение: 0,1х
  • Размеры: 77*89 мм
  • Вес: 560 грамм
Canon EF 14/2.8 L USM
Передний элемент

Комплект поставки

Не отличается от комплекта других объективов L-серии:

  • Объектив
  • Передняя крышка
  • Задняя крышка
  • Мягкий чехол для хранения Canon LP1016
  • Руководство по эксплуатации
  • Гарантийный талон

Бленда отдельным пунктом не выделена, но присутствует - она встроенная и составляет единое целое с корпусом объектива.

 

Качество материалов и изготовления, органы управления, эргономика

Canon EF 14/2.8 L
Металлическая и пластиковая крышки

Canon EF 14/2.8 L USM на удивление увесист для своих размеров. Это результат сложной оптической схемы: диаметр элементов невелик, но их целых 14. Добавьте к оптике механику фокусировки, USM-привод автофокуса, металлическое крепление байонета, металл и качественный пластик корпуса – легко набегает почти 600 грамм.

 

Объектив выглядит и ощущается качественным. Никакой расхлябанности и разболтанности, материалы, обработка и сборка на самом высоком уровне – принадлежность к «Эль-серии» явная.

Отмечу переднюю крышку: форма в виде глубокого колпака, надеваемого на корпус объектива, привычна для моделей с выпуклым передним элементом; непривычно отсутствие защелок и полностью металлическая конструкция бленды. Были сомнения в удобстве и способности бленды держаться на корпусе – герой обзора их развеял: тестируемый экземпляр был выпущен в 1995 году, но все работает должным образом, бленда надевается и снимается легко, сидит плотно.

Canon EF 14/2.8 L
Задний элемент с креплением для фильтров

Органы управления представлены окошком расстояний, переключателем режима фокусировки и кольцом ручного фокуса.

Кольцо ручной фокусировки, шириной 18 мм, 14 из которых покрыты рифленой резиной, расположено удачно и удобно. Ход кольца короткий, около 80 градусов, равномерный, без заеданий, усилие комфортное. Люфтов нет, покритиковать можно лишь за недостаточное демпфирование и ощущение «пластик по пластику» при вращении.

Canon EF 14/2.8L USM
Вид сверху

Передний элемент выпуклый, использование привычных светофильтров не предусмотрено. При крайней необходимости можно использовать вкладывающиеся фильтры – для них предусмотрено крепление на задней стенке объектива.

 

Canon EF 14/2.8 L USM понравился качеством изготовления, использованными материалами, размером и весом. Объектив удобен, оперировать им комфортно.

 

Геометрические искажения

Дисторсия на минимальной дистанции фокусировки
Дисторсия на минимальной дистанции фокусировки

Canon EF 14/2.8 L USM заслуживает всяческих похвал за контроль над геометрическими искажениями: уровень бочкообразной дисторсии составляет всего 1,4%, что для объектива с фокусным расстоянием 14 мм результат удивительный. При съемке на расстояниях близких к минимальной дистанции фокусировки (25 – 80 см) можно добиться видимой «бочки», но даже худший результат в 3,2% можно расценивать как неплохой. Повторю: на расстояниях свыше 1 метра правильная, легко правящаяся «бочка» составляет всего 1,4% - сравните с волнообразными, сложно правящимися 4,65% у Samyang 14/2.8 ED UMC.

Дисторсия на нормальных дистанциях фокусировки
Дисторсия на нормальных дистанциях фокусировки

Показатель не стоит принимать за «правильную геометрию» на реальных снимках - перспективные искажения, вызванные полем зрения в 114 градусов по диагонали, никто не отменял.

 

Резкость и разрешение

Canon EF 14/2.8 L USM оставил крайне скомканные впечатления: центр неплох уже на полностью открытой диафрагме и остается резким до f/16, а вот края на полнокадровом фотоаппарате откровенно нерезки на открытых значениях диафрагмы и могут считаться «условно приемлемыми» в диапазоне f/8 – f/16. Поведение очень напоминает поведение Sigma 12-24/4.5-5.6 EX DG: если хотите приемлемой резкости по краям кадра, снимайте на f/11 – f/16 и не разглядывайте углы.

 

 

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

f/16

Центр

86%

91%

96%

100%

90%

80%

Край

50%

56%

62%

68%

75%

74%

Угол

38%

40%

42%

47%

51%

49%

 

 

89%

103%

отлично

75%

88%

очень хорошо

61%

74%

хорошо

47%

60%

приемлемо

 

46%

плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных - в материале «Точка отсчета»

Виньетирование на f/2.8
Виньетирование на f/2.8

 

Виньетирование

 

Еще один легко поддающийся критике показатель: на полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра превышает 4 ступени. Прикрытие диафрагмы помогает лишь отчасти: на f/4.0 углы остаются темнее на 3.4 ступени; больше 2 ступеней (2,3) на диафрагме f/5.6. Даже на f/8.0 виньетирование превышает относительно комфортный уровень, составляя 1,2 ступени.

 

Еще один аргумент в пользу того, что следует снимать в диапазоне диафрагм f/11 – f/16.

Хроматика на f/2.8
Хроматика на f/2.8

Автофокус

Никаких нареканий на скорость, шумность, точность, цепкость, стабильность и повторяемость – автофокус Canon EF 14/2.8 L USM работает должным образом и заслуживает отличных оценок.

 

Хроматические аберрации

Одного асферического элемента для объектива 14 мм явно недостаточно для уверенной борьбы с хроматическими аберрациями, недаром во второй версии Canon EF 14/2.8 L USM используются не только 2 UD элемента с низкой дисперсией, но и 2 асферических.

Падение разрешения к краям на f/2.8
Падение разрешения к краям на f/2.8

Контроль хроматических аберраций откровенно слабое место героя обзора: на полностью открытой диафрагме их ширина по углам кадра достигает 4,25 пикселей и мало изменяется с прикрытием диафрагмы.

  • На f/4.0 – 4.3 пикселя
  • На f/5.6 – 4,6 пикселя
  • На f/8.0 – 4,2 пикселя
  • На f/11.0 – 4,35 пикселя

 

Формируемое изображение и работа в контровом свете

Если забыть о проблемах с резкостью по краям кадра, высокими ХА и с немалым виньетированием, Canon EF 14/2.8 L USM умеет формировать отличное изображение: нескучное, насыщенное, с высоким контрастом уже на открытых значениях диафрагмы, с правильной и сочной цветопередачей.

Canon EF 14/2.8 L USM
Canon EF 14/2.8 L USM

Широкоугольные объективы традиционно отличаются склонностью к появлению артефактов и невыдающейся работой в сложных условиях освещения. Герой обзора традициям следует и, если и нарушает их, то в худшую сторону: приходится внимательно следить за положением источника света в кадре или рядом с границами кадра, иначе появление артефактов гарантировано.

 

Заключение

Вернусь к тому, о чем говорил в самом начале обзора: идеальных объективов с таким полем зрения пока не создано. Вопрос не в цене (хотя Canon EF 14/2.8 L USM объектив совсем недешевый), а в том, что важно именно для вас. Кому-то важнее правильная геометрия, кому-то – равномерность резкости по всему полю кадра, кому-то наличие автофокуса, степень виньетирования или качество формируемого изображения.

Явной альтернативой герою сегодняшнего обзора выступает Samyang 14/2.8 ED UMC, объектив неавтофокусный, но продающийся в несколько раз дешевле. Я остановил свой выбор на Samyang за его убедительно резкие края и углы кадра, но и в этом выборе присутствовал компромисс: отвратительная геометрия заставляет править почти каждое изображение, теряя общую резкость снимка (о таких потерях отлично рассказал Роджер Чикала в своей статье «Разрешение и постобработка»). Вполне вероятно, что, в конечном счете, общая резкость выправленных снимков мало отличается от результатов Canon EF 14/2.8 L USM, а я добиваюсь лишь видимой равномерности.

 

Canon EF 14/2.8 L USM оставил неоднозначные впечатления. Отменный конструктив, великолепная геометрия, удобство и надежная работа автофокуса, отличная картинка соседствуют в нем с резким падением резкости на краях кадра, повышенной хроматикой и высокой ценой. Смотрите и пробуйте сами, мне объектив не понравился.

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

апрель 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100