Или кратко о пинхол-объективе
I defeated the light, I have it firmly in hand, because there is much darkness in the world too.
Joseph Petzval
В последнее воскресенье апреля знающие празднуют Всемирный день пинхол-фотографии (Worldwide Pinhole Photography Day). Праздник не так чтобы массовый, но отражающий одну из веток развития искусства фотографии – старательный уход от документальности и попытки побороть тождественность изображения и объекта.
Относиться к этому можно по-разному, но оспаривать растущую востребованность «бегства от тождественности», принимающего самые разнообразные формы (вспомним современный аналог объектива Петцваля, который с 2013 года выпускается на КМЗ) невозможно.
Я неспроста вспомнил про Йозефа Питцваля: пинхол (или, если угодно, «стеноп» - фотоаппарат, роль объектива в котором выполняет маленькое отверстие) восходит к камере-обскуре, появившейся задолго до разработки объектива Петцваля, но ученый приложил руку и к пинхол-фотографии: считается, что именно он вывел одну из первых формул расчета оптимального диаметра отверстия пинхола, обеспечивающего резкость и контрастность получаемого изображения.
Пинхол-объективы чаще всего мастерят самостоятельно: сделать пинхол своими руками совсем несложно и много легче, чем, скажем, монокль – берется крышка фотоаппарата и просверливается по центру, полученное отверстие закрывается фольгой, в фольге прокалывается отверстие. Ленивым фотолюбителям расстраиваться не стоит: на рынке встречаются предложения как от no-name китайских производителей, так и от известных фирм – например Kenko Pinhole lens 02. Покупной пинхол – теоретически – предпочтительнее именно тем, что – опять же теоретически – диаметр в нем рассчитан именно под ваш фотоаппарат (этим объясняется, например, присутствие вариантов для полнокадровых и «кропнутых» фотоаппаратов), а само отверстие отвечает необходимым требованиям (толщина материала, точность обработки краев).
Я взял у Владимира (www.foto-canon.com) безымянный китайский пинхол под полный кадр.
Комплект, изготовление и конструкция
Комплект отсутствует – прозрачный пакетик, в котором лежит сам объектив. Конструкция от самодельных вариантов отличается незначительно: на фотографиях все наглядно видно. Добавлю лишь то, что пришлось затягивать один из трех крепящих винтов: гайка была практически лишь наживлена.
Впечатления
Не могу сказать, что процесс фотографирования пинхолом и полученные результаты оставили неизгладимое впечатление, но попробовать определенно стоило. Думал посоветовать для коротания долгих зимних вечеров, но осекся: эквивалентные диафрагмы пинхолов мало подходят для съемок при недостатке освещения. Процесс даже в яркий день потребует терпения и штатива: не стоит рассчитывать на выдержки короче 1 секунды.
Готовьтесь лицезреть малейший мусор на матрице фотоаппарата – представьте, что вы сделали снимок на f/128: даже чистая по меркам f16 или – страшно сказать – f/22 матрица при съемке на пинхол покажет много нового (включая немалое количество горячих пикселей, вылезающих на длинных выдержках). «Бревно» на приведенном примере неожиданно появилось на серии кадров и загадочно-самостоятельно исчезло впоследствии.
С аберрациями все в порядке – безлинзовый объектив свободен от большинства досадных огрех, привносимых оптикой. Геометрия правильная – показатель дисторсии сравним с погрешностью измерений.
Во фразе о пинхоле «очень большая глубина резко изображаемого пространства» советую заменить слово «резко» на «одинаково нерезко».
В целом я бы определил свое впечатление, как It’s been fun.
Заключение
Фотолюбители приземленные и заземленные рассматривают пинхол-фотографию (не с технической, а с эстетической точки зрения) как явление одного порядка с моноклестроением, использованием специальных объективов типа Lensbaby, размазыванием вазелина по переднему элементу объектива, вырезанием фигурных диафрагм и другой ломографией.
Им противостоят адепты и приверженцы, находящие самые неожиданные аргументы в пользу использования пинхола. На сайте у Дмитрия Каткова присутствует немало материалов по теме, цитаты оттуда:
«…если вы хотите передать грусть, печаль, унылость и зыбкость существования в этом бренном мире, безнадёжность и разочарование, лучшего технического средства не найти.»
«на самом деле полученные снимки — не главное. Дело в том, что это глубоко философское устройство…»
«Начав работать пинхол-камерой, … Вы будете понимать свет и цвет, дойдете до их сути.»
«…незабываемые ощущения свободы творчества.»
Закончу еще двумя цитатами из отменной статьи Игоря Брякилева «Что такое пинхол?»:
Порадовала: «Побочным результатом занятий пинхол-фотографией является приятное чувство независимости от производителей фототехники.»
Соглашусь: «Радость, доставляемая пинхол-фотографией, почти исключительно принадлежит автору, а зрителю — лишь настолько, насколько ему известно об обстоятельствах появления этого снимка на свет».
Советую попробовать.
Июль 2014 года
Write a comment