Sigma 24-105/4 DG OS HSM «A»

 

Обзор и тест объектива Sigma 24-105/4 DG OS HSM

 

Sigma 24-105/4 DG OS HSM «A»
Sigma 24-105/4 DG OS HSM «A»

Продукция Sigma явно меняется к лучшему. Случись это на несколько лет раньше, во время взрывного роста популярности зеркальных цифровых фотоаппаратов, думаю, сегодня бы рынок сменных объективов выглядел по-другому. Вряд ли Sigma удалось потеснить «родные» объективы, но она определенно заставила бы их действовать активнее и быть скромнее в ценообразовании.

 

В 2012 году Sigma ушла в глубокий ребрендинг, объявив новую стратегию «Глобального Видения (Global Vision)», подразумевающую не менее чем «переосмысление взаимоотношений фотографии, фотографа и объективов». Лозунг громкий и, что нередко в маркетинге, несущий мало смысла, но Sigma настаивает на том, что она изменила подход к разработке, производству, контролю качества и позиционированию объективов компании, теперь разделенных на три линейки:

  • Серия Art (Искусство)
  • Серия Sports (Спорт)
  • Серия Contemporary (Современность)
Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Рядом с Canon EF 24-105/4L IS USM


Про «переосмысление» ничего не скажу, но знакомство с Sigma A 35/1.4 DG HSM и отзывы достойных доверия ресурсов о других новинках компании позволяют сделать вывод о том, что новые модели заслуживают самого пристального внимания. За 2 года на рынок вышли 6 объективов серии Art:

  • Sigma A 35/1.4 DG HSM
  • Sigma A 30/1.4 DC HSM
  • Sigma A 18-35/1.8 DC HSM
  • Sigma A 24-105/4 DG OS HSM
  • Sigma A 19/2.8 DN
  • Sigma A 30/2.8 DN
  • Sigma A 60/2.8 DN

одна модель серии Contemporary:

  • Sigma C 17-70 mm f/2.8-4.0 DC Macro OS HSM

и одна серии Sports:

  • Sigma S 120-300/2.8 DG OS HSM

 

В январе 2014 были анонсированы еще 2 объектива: Sigma A 50/1.4 DG HSM Art-серии и Sigma C 18-200/3.5-6.3 DC Macro OS HSM серии Contemporary.

 

Героя сегодняшнего обзора, Sigma Аrt 24-105/4 DG OS HSM, объявили в октябре 2013 года. Объектив стал еще одной попыткой Sigma прорваться в столь привлекательный сегмент «качественных универсальных зумов на каждый день», в котором компания была до последнего времени представлена неоднозначной Sigma AF 24-70/2.8 EX DG HSM.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Sigma)
Оптическая схема (с сайта Sigma)
  • Диапазон фокусных расстояний: 24 – 105 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 84,1 – 23,3 градуса
  • Оптическая конструкция: 19 элементов в 14 группах, включая 3 асферических, 2 SLD и 2 FLD элемента
  • Диапазон диафрагм: f/4 – f/22

 

  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
  • Привод автофокуса: ультразвуковой мотор HSM
  • Минимальная дистанция фокусировки: 45 см
  • Максимальное увеличение: 0,22х
  • Диаметр светофильтра: 82 мм
  • Размеры: 110*89 мм
  • Вес: 885 грамм
  • Доступны варианты: Sigma, Canon, Nikon, Sony (вариант под Sony без оптического стабилизатора)

 

Комплект поставки

Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Комплект

Традиционен для «топовых» объективов от Sigma:

  • Объектив
  • Передняя крышка Sigma LCF-82 III
  • Задняя крышка LCR II
  • Бленда Sigma LH876-02
  • Полужесткий кофр
  • Руководство по эксплуатации
  • Гарантийный талон

 

Не премину похвалить Sigma LCF-82 III: обновленные передние крышки Сигма мне кажутся самыми удобными из предлагаемых сегодня.

 

Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Внутренняя поверхность бленды

Бленда продумана - поверхность, примыкающая к срезу, покрыта нескользящей резиной, следующие за резиновой частью 8 мм сделаны ребристыми – надевать и снимать бленду легко и удобно. Придраться можно к тому, что внутренняя поверхность бленды не покрыта флоком – просто ребристый пластик.

Закончу снова похвалой – в комплекте идет качественный полужесткий чехол.

 

Изготовление и конструктив

Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Вид сверху

Начну с выводов: Sigma 24-105/4 DG OS HSM явно относится к верхнему сегменту сменной оптики, внушает уважение дизайном, конструкцией, сборкой и использованными материалами и не разочарует владельца. По порядку.

К материалам никаких претензий: объектив не уступает, а зачастую превосходит конкурентов качеством использованных материалов. Пластик качественный, крепление байонета металлическое, основание корпуса сделано из «термоустойчивого композитного материала TSC», резиновое нескользящее покрытие колец изменения фокусных и ручной фокусировки приятно наощупь. Разработанный Sigma «Thermally Stable Composite compound material – TSC» выглядит и ощущается как металл, но на самом деле является разновидностью поликарбоната с термическими свойствами схожими со свойствами алюминия.

Выглядит и ощущается модель монолитной и крепко сбитой. Прямой конкурент от Canon - EF 24-105/4L IS USM – также не вызывает никаких нареканий ни использованными материалами, ни сборкой, но субъективно Sigma 24-105/4 DG OS HSM вызывает ощущение модели более высокого класса (если такая градация уместна).

 

Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Передний элемент

Поначалу насторожило «обратное» расположение колец: кольцо изменения фокусных находится ближе к переднему элементу, кольцо ручной фокусировки - ближе к корпусу фотоаппарата. Теоретически это грозит непреднамеренным изменением фокусировки, но опасения не подтвердились: кольцо ручного фокуса Sigma 24-105/4 DG OS HSM узкое, чуть утоплено в корпус и нечаянно его сдвинуть сложно (хотя я бы предпочел традиционное расположение колец).

 

Кольцо изменения фокусных занимает передний срез объектива, отлично демпфировано, сидит как влитое, вращается с равномерным усилием, без рывков и заеданий. Усилие чуть больше привычного, но это гарантия против самопроизвольного изменения фокусных (zoom creeping). Кольцо широкое – 37 мм, средняя часть шириной 25 мм покрыта рифленой резиной, на передней части нанесена разметка фокусных расстояний – 24, 35, 50, 70, 80 и 105 мм. Ход кольца зуммирования составляет чуть меньше 90 градусов.

 Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Двухкамерная конструкция механизма зуммирования

Кольцо ручной фокусировки узкое: 12 мм, 7 из которых покрыты рифленой резиной. Ход кольца невелик – 90 градусов, плавный, усилие заметно выше привычного. Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается, применению фильтров не помещает и неглубокая бленда, но герой обзора требует недешевых узких фильтров диаметром 82 мм.

 

Sigma 24-105/4 DG OS HSM меняет размеры при изменении фокусных расстояний, выдвигая передний элемент на 46 мм к положению 105 мм (задний элемент перемещается внутрь корпуса на 3 см). В отличие от Canon EF 24-105/4L IS USM герой обзора имеет двухкамерную конструкцию выдвигающегося «хобота»; сложно сказать, как поведет себя механика со временем, но на новом объективе любая разболтанность отсутствует даже при полностью выдвинутом переднем элементе.

 

Блок переключателей режима работы автофокуса и стабилизатора изображения расположен удобно, крупный, с отчетливыми переключениями.

 
Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Задний элемент

 

Sigma 24-105/4 DG OS HSM тяжелее и габаритнее прямого конкурента от Canon (890 грамм против 670) и ближе к первой версии Canon EF 24-70/2.8L USM (950 грамм и 83*123 мм). В связке с Canon EOS 5D mark II герой обзора дает вес комплекта в 1800+ грамм, что несколько выше комфортного для меня веса в 1,5 – 1,6 кг: казалось бы, разница незначительна, но очень ощутима после дня, проведенного с комплектом.

Еще чуть-чуть критики: отсутствие пыле и влагозащиты для универсального объектива «на все случаи жизни» - явный минус.

 

В целом: в плюсах отличное изготовление, привлекательный дизайн, эргономика без нареканий; в минусах – вес и отсутствие пыле и влагозащиты.

 

Геометрические искажения

Дисторсия на фокусном 24 мм
Дисторсия на фокусном 24 мм

Sigma 24-105/4 DG OS HSM порадовала на широком угле и несколько разочаровала в середине фокусных.

На фокусном 24 мм бочкообразная дисторсия составляет 2,75 %: очень неплохо - сравнимо с Canon EF 24-70/2.8 L USM, несколько хуже Canon EF 24-70/4L IS USM и лучше Tamron 24-70/2.8 Di VC USD и Canon EF 24-105/4L IS USM. Характер «бочки» не совсем правильный, к углам кадра проглядываются «усы», но волнообразность невелика и править дисторсию не сложно.

Неплохой результат на широком угле достигнут за счет того, что характер геометрических искажений сменяется очень быстро и на большей части диапазона присутствует выраженная подушкообразная дисторсия: «бочка» переходит в «подушку» в районе фокусного 30 мм, где  герой обзора практически свободен от геометрических искажений.

 

Дисторсия на 35 мм
Дисторсия на 35 мм
Дисторсия на 50 мм
Дисторсия на 50 мм
Дисторсия на 105 мм
Дисторсия на 105 мм

Уже на фокусном 35 мм подушкообразная дисторсия достигает 1% - вряд ли будет досаждать на реальных снимках, но значение несколько больше ожидаемого, да и характер геометрических искажений непривычен для этого фокусного.

На фокусном 50 мм подушкообразная дисторсия составляет 1,4% и остается на этом уровне по мере увеличения фокусных (EF 24-105/4 L IS L IS на 50 мм дает 0,56%).

На 105 мм «подушка» не превышает 1,5%, что сравнимо с показателями EF 24-105/4L IS.

 

Резкость и разрешение

Sigma 24-105/4 DG OS HSM не разочаровала: ожидать от зум-объектива образцовых показателей наивно, но объектив выступил достойно и стабильно. Центр не вызывает никаких нареканий на всем диапазоне фокусных и на всех рабочих значениях диафрагмы. Края отстают на f/4, но подтягиваются уже на f/5.6. Порадовала равномерность по полю в диапазоне 24 – 35 мм.

 

К фокусному 50 мм показатели чуть снижаются, но все равно находятся в зоне «отлично-очень хорошо».

По мере роста фокусных разрешение на открытых диафрагмах продолжает немножко снижаться и увеличивается разница центр/углы кадра. Фокусное 105 мм - ожидаемо самое слабое звено, но слабое по сравнению с показателями героя обзора на других фокусных -  результаты полностью приемлемы и сравнимы с результатами конкурентов, но прикрытие на 1 ступень будет совсем не лишним.

 

В целом сравнимо и сопоставимо с EF 24-105/4L IS USM. Нельзя сказать, что EF 24-105/4 явно проигрывает, но Сигма чуть-чуть вырывается вперед. На реальных снимках разница вряд ли будет заметна, но в числах присутствует. Кроме того, Сигма определенно выигрывает в равномерности резкости по полю кадра,  особенно на широком угле.

 

Таблички вынесены на отдельную страничку «Разрешение и резкость».

 

Хроматические аберрации

ХА 24 мм f/4.0
ХА 24 мм f/4.0

Sigma 24-105/4 DG OS HSM очень неплохо выступила в середине диапазона фокусных расстояний и несколько разочаровала на его краях.

 

На широком угле уровень хроматических аберраций превышает условно комфортный в 0,06% на всех рабочих значениях диафрагмы. Ширина ХА на полностью открытой диафрагме составляет 1,91 пикселя (0,071%), на f/5.6 – 1.98 пикселя (0,073%), 1.77 пикселя на f/8.0 и 1,63 (0,061%) на f/11.

ХА 35 мм f/4.0
ХА 35 мм f/4.0
ХА 50 мм f/4.0
ХА 50 мм f/4.0

На фокусном 35 мм все неплохо: 1,16 пикселя на f/4.0 (0.042%), 1,36 (0.05%) на f/5.6 и 1,43 (0.052%) на f/8.

В диапазоне 50 – 80 мм все в полном порядке:

50 мм и f/4.0 – 0.6 пикселя (0,022%), 0,635 пикселя (0,023%) на f/5.6 и 0,44 (0,016%) на f/8


ХА 75 мм f/4.0
ХА 75 мм f/4.0
ХА 105 мм f/4.0
ХА 105 мм f/4.0

75 мм и f/4.0 – 0.56 пикселя (0,021%), 0,71 пикселя (0,026%) на f/5.6 и 0,57 (0,021%) на f/8

Наиболее проблемно фокусное 105 мм: как и на широком угле, комфортный уровень превышен на всех рабочих диафрагмах, значения еще выше. Фокусное 105 мм и f/4.0 – 1.94 пикселя (0,073%), 2,18 пикселя (0,082%) на f/5.6 и 2,01 (0,075%) на f/8.


Отсутствие фронт/бек фокуса (Reikan Focal, 24 мм)
Отсутствие фронт/бек фокуса (Reikan Focal, 24 мм)

Конкуренты тоже не блещут, но выступают убедительнее.

 

Автофокус

Sigma 24-105/4 DG OS HSM оставила смешанные впечатления. С одной стороны, использование ультразвукового мотора в приводе делает процесс практически бесшумным и убедительно быстрым (прогон по всей дистанции занимает менее секунды), с другой, есть поводы для придирок.

 

Неровно с цепкостью: чаще привычного объектив не может зацепиться за объект, причем случается это, как правило, в благоприятных условиях, в сложных же – никаких нареканий.

 

Промахи по вине автофокуса случаются несколько чаще привычного. Интересно, что обычно  определить закономерности промахов невозможно, а тестируемый экземпляр, промахиваясь, практически всегда уводит точку фокусировки за объект.

 

Есть некоторые претензии к стабильности автофокусировки, особенно на широком угле. Программа Reikan FoCal оценивает стабильность фазового автофокуса в положении 24 мм в 85%. Напомню, что это в меньшей степени показатель промахов, а в большей - показатель точности фокусировки и присутствующего разброса результатов. Оценке «отлично» соответствует показатель 98% и выше. Кстати, к стабильности работы контрастного автофокуса на 24 мм нет никаких претензий – 98,5%.

Стабильность. Фазовый, 24 мм
Стабильность. Фазовый, 24 мм
Стабильность. Контрастный, 24 мм
Стабильность. Контрастный, 24 мм

В середине диапазона фокусных и в положении «теле» результаты лучше. Контрастный автофокус на 50 мм дает 96.1%, фазовый – 95,6%. Обратите внимание на график контрастного автофокуса: показательный пример если не промаха, то ситуации, близкой к нему – явно выделяющийся из ряда снимок портит общую картину и находится на грани приемлемого.

Стабильность. Фазовый, 50 мм
Стабильность. Фазовый, 50 мм
Стабильность. Контрастный, 50 мм
Стабильность. Контрастный, 50 мм

На фокусном 105 мм: 94% для фазового автофокуса и 96,3% для контрастного.

Стабильность. Фазовый, 105 мм
Стабильность. Фазовый, 105 мм
Стабильность. Контрастный, 105 мм
Стабильность. Контрастный, 105 мм

Добавлю, что бек и фронт фокус на тестовом экземпляре отсутствовал на всех фокусных, что подтверждено тестированием программой Reikan Focal.

 

Виньетирование

В сети причисление Sigma 24-105/4 DG OS HSM к линейке Art («Художественных») объективов вызвало определенное недоумение. Соглашусь: логичнее было бы отнести героя обзора к линейке «C» (куда зачислили идеологически схожую APS-C модель Sigma C 17-70 mm f/2.8-4.0 DC Macro OS HSM). Может быть, причиной послужил тот факт, что на открытых диафрагмах независимо от фокусного расстояния модель усиленно виньетирует изображение? Если серьезно: уровень виньетирования, особенно по краям диапазона фокусных, значительно превышает комфортный. Я спокойно отношусь к виньетированию, при необходимости его легко исправить при постобработке, да и прикрыть объектив на ступень-другую чаще всего бывает хорошей идеей, но в случае с Sigma 24-105/4 DG OS HSM эффект раздражает – неплохая равномерность резкости по всему полю уже на f/4.0 позволяет использовать объектив на полностью открытой диафрагме, но вмешивается виньетирование. Прямой конкурент от Canon также не блещет в этой дисциплине, но я надеялся на более убедительное выступление Sigma 24-105/4 DG OS HSM.

 

На фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме затемнение углов и краев кадра по сравнению с центром приближается к 4 ступеням. Прикрытие до f/5.6 ситуацию улучшает, но виньетирование в 2,5 ступени к незаметному отнести не удастся. Даже на f/8.0 и f/11 выраженность эффекта не опускается до комфортного уровня: 1,6 ступени на f/8.0 и 1.05 ступени на f/11.

Виньетирование, 24 мм, f/4.0
Виньетирование, 24 мм, f/4.0
Виньетирование, 24 мм, f/5.6
Виньетирование, 24 мм, f/5.6

Фокусное 35 мм выглядит получше, но только в сравнении в 24 мм: на полностью открытой диафрагме – 2 ступени, 1.6 ступени на f/5.6 и относительно комфортные 0,95 ступени на f/8.0

Виньетирование, 35 мм, f/4.0
Виньетирование, 35 мм, f/4.0
Виньетирование, 35 мм, f/5.6
Виньетирование, 35 мм, f/5.6

Еще чуть лучше выглядит фокусное 50 мм: 1,9 ступени на полностью открытой, 1 ступень на f/5.6 и 0.8 на F/8.0

Виньетирование, 50 мм, f/4.0
Виньетирование, 50 мм, f/4.0
Виньетирование, 50 мм, f/5.6
Виньетирование, 50 мм, f/5.6

Лучше всего показатели выглядят на фокусном 75 мм: 1.6 ступени на f/4.0, 0.8 ступени на f/5.6 и 0.65 на f/8.0

Виньетирование, 75 мм, f/4.0
Виньетирование, 75 мм, f/4.0
Виньетирование, 75 мм, f/5.6
Виньетирование, 75 мм, f/5.6

Фокусное 105 мм: 2,3 ступени на f/4.0, снижение до 0,95 ступени на f/5.6 и 0,7 ступени на f/8.0

Виньетирование, 105 мм, f/4.0
Виньетирование, 105 мм, f/4.0
Виньетирование, 105 мм, f/5.6
Виньетирование, 105 мм, f/5.6

Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Уверенная работа в контровом свете (без бленды, Солнце в углу кадра, 35 мм, f/4.0)

Оптический стабилизатор

Работа стабилизатора изображения заслуживает похвалы. Начну приятного для снимающих видео: самый тихий стабилизатор из знакомых мне, его работа практически бесшумна. Сначала даже смотрел на положение переключателя режимов работы – включен ли стабилизатор?

 

Стабильных 4 ступеней преимущества мне добиться не удалось, но 3 ступени Sigma 24-105/4 DG OS HSM обеспечивает без проблем. 1/4 секунды для фокусного 24 мм и 1/15 секунды для 105 мм дают несмазанную картинку в большинстве случаев, для 1/2 и 1/8 секунды я бы советовал делать несколько дублей.

 

Есть у стабилизатора героя обзора особенность – он категорически не переносит использование со штативом. Так что, не забывайте выключать стабилизатор при съемке со штатива, иначе гарантированно получите 100% нерезких кадров. Я даже пожалел, что нет монопода, чтобы посмотреть, как отреагирует герой обзора.

 

Заключение

Признаюсь, что я ждал прихода Sigma 24-105/4 DG OS HSM на тест и был настроен изначально позитивно. Вынужден признать, что ожидания оправдались не в полной мере: объектив хорош, но сказать, что он выделяется среди именитых конкурентов, я не могу.

 

В несомненных плюсах отменное качество изготовления, уверенная работа стабилизатора изображения, равномерность резкости по полю кадра уже на открытых диафрагмах. Но показатели виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций не выделяются среди конкурентов, а работа автофокуса тестируемого экземпляра насторожила.

 

В сухом остатке: Sigma 24-105/4 DG OS HSM определенно порадует владельца, но степень радости будет зависеть от системы. У Sony Alpha прямого конкурента нет – радость велика. Nikon AF-S Nikkor 24-120/4 G ED VR сравним качеством, а вот стоят ли дополнительные 15 мм фокусного 400 долларов (900 за Сигму и 1300 долларов за Никкор)  – решать покупателю. Владельцам Canon волноваться не стоит: навскидку разница в цене присутствует – 1150 долларов против 900 – но благостную картину портят «раскитованные» Canon EF 24-105/4L IS USM, которые предлагают долларов по 700 – нерадостно.

Поэтому и анонс, и начало продаж Sigma 24-105/4 DG OS HSM особого ажиотажа не вызвали. Может быть, компания планирует обновление линейки своих зеркальных фотоаппаратов Foveon и качественный универсальный зум «на каждый день» будет очень к месту?

 

Для меня герой обзора во многом стал заложником Sigma A-1 35/1.4 DG HSM - не скажу, что «тридцатьпятка» вариант безальтернативный, но ее результаты во многом превосходят показатели конкурентов, а явное ценовое превосходство заставляет закрыть глаза на некоторые огрехи. Похожего я ожидал и от Sigma 24-105/4 DG OS HSM, но в случае с героем обзора разрыв или отсутствует совсем или не столь значителен.

 

Благодарю компанию Онлайнтрейд за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

 

Январь 2014 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100