Обзор и тест объектива Sigma 24-105/4 DG OS HSM
Продукция Sigma явно меняется к лучшему. Случись это на несколько лет раньше, во время взрывного роста популярности зеркальных цифровых фотоаппаратов, думаю, сегодня бы рынок сменных объективов выглядел по-другому. Вряд ли Sigma удалось потеснить «родные» объективы, но она определенно заставила бы их действовать активнее и быть скромнее в ценообразовании.
В 2012 году Sigma ушла в глубокий ребрендинг, объявив новую стратегию «Глобального Видения (Global Vision)», подразумевающую не менее чем «переосмысление взаимоотношений фотографии, фотографа и объективов». Лозунг громкий и, что нередко в маркетинге, несущий мало смысла, но Sigma настаивает на том, что она изменила подход к разработке, производству, контролю качества и позиционированию объективов компании, теперь разделенных на три линейки:
Про «переосмысление» ничего не скажу, но знакомство с Sigma A 35/1.4 DG HSM и отзывы достойных доверия ресурсов о других новинках компании позволяют сделать вывод о том, что новые модели заслуживают самого пристального внимания. За 2 года на рынок вышли 6 объективов серии Art:
одна модель серии Contemporary:
и одна серии Sports:
В январе 2014 были анонсированы еще 2 объектива: Sigma A 50/1.4 DG HSM Art-серии и Sigma C 18-200/3.5-6.3 DC Macro OS HSM серии Contemporary.
Героя сегодняшнего обзора, Sigma Аrt 24-105/4 DG OS HSM, объявили в октябре 2013 года. Объектив стал еще одной попыткой Sigma прорваться в столь привлекательный сегмент «качественных универсальных зумов на каждый день», в котором компания была до последнего времени представлена неоднозначной Sigma AF 24-70/2.8 EX DG HSM.
Технические характеристики
Комплект поставки
Традиционен для «топовых» объективов от Sigma:
Не премину похвалить Sigma LCF-82 III: обновленные передние крышки Сигма мне кажутся самыми удобными из предлагаемых сегодня.
Бленда продумана - поверхность, примыкающая к срезу, покрыта нескользящей резиной, следующие за резиновой частью 8 мм сделаны ребристыми – надевать и снимать бленду легко и удобно. Придраться можно к тому, что внутренняя поверхность бленды не покрыта флоком – просто ребристый пластик.
Закончу снова похвалой – в комплекте идет качественный полужесткий чехол.
Изготовление и конструктив
Начну с выводов: Sigma 24-105/4 DG OS HSM явно относится к верхнему сегменту сменной оптики, внушает уважение дизайном, конструкцией, сборкой и использованными материалами и не разочарует владельца. По порядку.
К материалам никаких претензий: объектив не уступает, а зачастую превосходит конкурентов качеством использованных материалов. Пластик качественный, крепление байонета металлическое, основание корпуса сделано из «термоустойчивого композитного материала TSC», резиновое нескользящее покрытие колец изменения фокусных и ручной фокусировки приятно наощупь. Разработанный Sigma «Thermally Stable Composite compound material – TSC» выглядит и ощущается как металл, но на самом деле является разновидностью поликарбоната с термическими свойствами схожими со свойствами алюминия.
Выглядит и ощущается модель монолитной и крепко сбитой. Прямой конкурент от Canon - EF 24-105/4L IS USM – также не вызывает никаких нареканий ни использованными материалами, ни сборкой, но субъективно Sigma 24-105/4 DG OS HSM вызывает ощущение модели более высокого класса (если такая градация уместна).
Поначалу насторожило «обратное» расположение колец: кольцо изменения фокусных находится ближе к переднему элементу, кольцо ручной фокусировки - ближе к корпусу фотоаппарата. Теоретически это грозит непреднамеренным изменением фокусировки, но опасения не подтвердились: кольцо ручного фокуса Sigma 24-105/4 DG OS HSM узкое, чуть утоплено в корпус и нечаянно его сдвинуть сложно (хотя я бы предпочел традиционное расположение колец).
Кольцо изменения фокусных занимает передний срез объектива, отлично демпфировано, сидит как влитое, вращается с равномерным усилием, без рывков и заеданий. Усилие чуть больше привычного, но это гарантия против самопроизвольного изменения фокусных (zoom creeping). Кольцо широкое – 37 мм, средняя часть шириной 25 мм покрыта рифленой резиной, на передней части нанесена разметка фокусных расстояний – 24, 35, 50, 70, 80 и 105 мм. Ход кольца зуммирования составляет чуть меньше 90 градусов.
Кольцо ручной фокусировки узкое: 12 мм, 7 из которых покрыты рифленой резиной. Ход кольца невелик – 90 градусов, плавный, усилие заметно выше привычного. Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается, применению фильтров не помещает и неглубокая бленда, но герой обзора требует недешевых узких фильтров диаметром 82 мм.
Sigma 24-105/4 DG OS HSM меняет размеры при изменении фокусных расстояний, выдвигая передний элемент на 46 мм к положению 105 мм (задний элемент перемещается внутрь корпуса на 3 см). В отличие от Canon EF 24-105/4L IS USM герой обзора имеет двухкамерную конструкцию выдвигающегося «хобота»; сложно сказать, как поведет себя механика со временем, но на новом объективе любая разболтанность отсутствует даже при полностью выдвинутом переднем элементе.
Блок переключателей режима работы автофокуса и стабилизатора изображения расположен удобно, крупный, с отчетливыми переключениями.
Sigma 24-105/4 DG OS HSM тяжелее и габаритнее прямого конкурента от Canon (890 грамм против 670) и ближе к первой версии Canon EF 24-70/2.8L USM (950 грамм и 83*123 мм). В связке с Canon EOS 5D mark II герой обзора дает вес комплекта в 1800+ грамм, что несколько выше комфортного для меня веса в 1,5 – 1,6 кг: казалось бы, разница незначительна, но очень ощутима после дня, проведенного с комплектом.
Еще чуть-чуть критики: отсутствие пыле и влагозащиты для универсального объектива «на все случаи жизни» - явный минус.
В целом: в плюсах отличное изготовление, привлекательный дизайн, эргономика без нареканий; в минусах – вес и отсутствие пыле и влагозащиты.
Геометрические искажения
Sigma 24-105/4 DG OS HSM порадовала на широком угле и несколько разочаровала в середине фокусных.
На фокусном 24 мм бочкообразная дисторсия составляет 2,75 %: очень неплохо - сравнимо с Canon EF 24-70/2.8 L USM, несколько хуже Canon EF 24-70/4L IS USM и лучше Tamron 24-70/2.8 Di VC USD и Canon EF 24-105/4L IS USM. Характер «бочки» не совсем правильный, к углам кадра проглядываются «усы», но волнообразность невелика и править дисторсию не сложно.
Неплохой результат на широком угле достигнут за счет того, что характер геометрических искажений сменяется очень быстро и на большей части диапазона присутствует выраженная подушкообразная дисторсия: «бочка» переходит в «подушку» в районе фокусного 30 мм, где герой обзора практически свободен от геометрических искажений.
Уже на фокусном 35 мм подушкообразная дисторсия достигает 1% - вряд ли будет досаждать на реальных снимках, но значение несколько больше ожидаемого, да и характер геометрических искажений непривычен для этого фокусного.
На фокусном 50 мм подушкообразная дисторсия составляет 1,4% и остается на этом уровне по мере увеличения фокусных (EF 24-105/4 L IS L IS на 50 мм дает 0,56%).
На 105 мм «подушка» не превышает 1,5%, что сравнимо с показателями EF 24-105/4L IS.
Резкость и разрешение
Sigma 24-105/4 DG OS HSM не разочаровала: ожидать от зум-объектива образцовых показателей наивно, но объектив выступил достойно и стабильно. Центр не вызывает никаких нареканий на всем диапазоне фокусных и на всех рабочих значениях диафрагмы. Края отстают на f/4, но подтягиваются уже на f/5.6. Порадовала равномерность по полю в диапазоне 24 – 35 мм.
К фокусному 50 мм показатели чуть снижаются, но все равно находятся в зоне «отлично-очень хорошо».
По мере роста фокусных разрешение на открытых диафрагмах продолжает немножко снижаться и увеличивается разница центр/углы кадра. Фокусное 105 мм - ожидаемо самое слабое звено, но слабое по сравнению с показателями героя обзора на других фокусных - результаты полностью приемлемы и сравнимы с результатами конкурентов, но прикрытие на 1 ступень будет совсем не лишним.
В целом сравнимо и сопоставимо с EF 24-105/4L IS USM. Нельзя сказать, что EF 24-105/4 явно проигрывает, но Сигма чуть-чуть вырывается вперед. На реальных снимках разница вряд ли будет заметна, но в числах присутствует. Кроме того, Сигма определенно выигрывает в равномерности резкости по полю кадра, особенно на широком угле.
Таблички вынесены на отдельную страничку «Разрешение и резкость».
Хроматические аберрации
Sigma 24-105/4 DG OS HSM очень неплохо выступила в середине диапазона фокусных расстояний и несколько разочаровала на его краях.
На широком угле уровень хроматических аберраций превышает условно комфортный в 0,06% на всех рабочих значениях диафрагмы. Ширина ХА на полностью открытой диафрагме составляет 1,91 пикселя (0,071%), на f/5.6 – 1.98 пикселя (0,073%), 1.77 пикселя на f/8.0 и 1,63 (0,061%) на f/11.
На фокусном 35 мм все неплохо: 1,16 пикселя на f/4.0 (0.042%), 1,36 (0.05%) на f/5.6 и 1,43 (0.052%) на f/8.
В диапазоне 50 – 80 мм все в полном порядке:
50 мм и f/4.0 – 0.6 пикселя (0,022%), 0,635 пикселя (0,023%) на f/5.6 и 0,44 (0,016%) на f/8
75 мм и f/4.0 – 0.56 пикселя (0,021%), 0,71 пикселя (0,026%) на f/5.6 и 0,57 (0,021%) на f/8
Наиболее проблемно фокусное 105 мм: как и на широком угле, комфортный уровень превышен на всех рабочих диафрагмах, значения еще выше. Фокусное 105 мм и f/4.0 – 1.94 пикселя (0,073%), 2,18 пикселя (0,082%) на f/5.6 и 2,01 (0,075%) на f/8.
Конкуренты тоже не блещут, но выступают убедительнее.
Автофокус
Sigma 24-105/4 DG OS HSM оставила смешанные впечатления. С одной стороны, использование ультразвукового мотора в приводе делает процесс практически бесшумным и убедительно быстрым (прогон по всей дистанции занимает менее секунды), с другой, есть поводы для придирок.
Неровно с цепкостью: чаще привычного объектив не может зацепиться за объект, причем случается это, как правило, в благоприятных условиях, в сложных же – никаких нареканий.
Промахи по вине автофокуса случаются несколько чаще привычного. Интересно, что обычно определить закономерности промахов невозможно, а тестируемый экземпляр, промахиваясь, практически всегда уводит точку фокусировки за объект.
Есть некоторые претензии к стабильности автофокусировки, особенно на широком угле. Программа Reikan FoCal оценивает стабильность фазового автофокуса в положении 24 мм в 85%. Напомню, что это в меньшей степени показатель промахов, а в большей - показатель точности фокусировки и присутствующего разброса результатов. Оценке «отлично» соответствует показатель 98% и выше. Кстати, к стабильности работы контрастного автофокуса на 24 мм нет никаких претензий – 98,5%.
В середине диапазона фокусных и в положении «теле» результаты лучше. Контрастный автофокус на 50 мм дает 96.1%, фазовый – 95,6%. Обратите внимание на график контрастного автофокуса: показательный пример если не промаха, то ситуации, близкой к нему – явно выделяющийся из ряда снимок портит общую картину и находится на грани приемлемого.
На фокусном 105 мм: 94% для фазового автофокуса и 96,3% для контрастного.
Добавлю, что бек и фронт фокус на тестовом экземпляре отсутствовал на всех фокусных, что подтверждено тестированием программой Reikan Focal.
Виньетирование
В сети причисление Sigma 24-105/4 DG OS HSM к линейке Art («Художественных») объективов вызвало определенное недоумение. Соглашусь: логичнее было бы отнести героя обзора к линейке «C» (куда зачислили идеологически схожую APS-C модель Sigma C 17-70 mm f/2.8-4.0 DC Macro OS HSM). Может быть, причиной послужил тот факт, что на открытых диафрагмах независимо от фокусного расстояния модель усиленно виньетирует изображение? Если серьезно: уровень виньетирования, особенно по краям диапазона фокусных, значительно превышает комфортный. Я спокойно отношусь к виньетированию, при необходимости его легко исправить при постобработке, да и прикрыть объектив на ступень-другую чаще всего бывает хорошей идеей, но в случае с Sigma 24-105/4 DG OS HSM эффект раздражает – неплохая равномерность резкости по всему полю уже на f/4.0 позволяет использовать объектив на полностью открытой диафрагме, но вмешивается виньетирование. Прямой конкурент от Canon также не блещет в этой дисциплине, но я надеялся на более убедительное выступление Sigma 24-105/4 DG OS HSM.
На фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме затемнение углов и краев кадра по сравнению с центром приближается к 4 ступеням. Прикрытие до f/5.6 ситуацию улучшает, но виньетирование в 2,5 ступени к незаметному отнести не удастся. Даже на f/8.0 и f/11 выраженность эффекта не опускается до комфортного уровня: 1,6 ступени на f/8.0 и 1.05 ступени на f/11.
Фокусное 35 мм выглядит получше, но только в сравнении в 24 мм: на полностью открытой диафрагме – 2 ступени, 1.6 ступени на f/5.6 и относительно комфортные 0,95 ступени на f/8.0
Еще чуть лучше выглядит фокусное 50 мм: 1,9 ступени на полностью открытой, 1 ступень на f/5.6 и 0.8 на F/8.0
Лучше всего показатели выглядят на фокусном 75 мм: 1.6 ступени на f/4.0, 0.8 ступени на f/5.6 и 0.65 на f/8.0
Фокусное 105 мм: 2,3 ступени на f/4.0, снижение до 0,95 ступени на f/5.6 и 0,7 ступени на f/8.0
Оптический стабилизатор
Работа стабилизатора изображения заслуживает похвалы. Начну приятного для снимающих видео: самый тихий стабилизатор из знакомых мне, его работа практически бесшумна. Сначала даже смотрел на положение переключателя режимов работы – включен ли стабилизатор?
Стабильных 4 ступеней преимущества мне добиться не удалось, но 3 ступени Sigma 24-105/4 DG OS HSM обеспечивает без проблем. 1/4 секунды для фокусного 24 мм и 1/15 секунды для 105 мм дают несмазанную картинку в большинстве случаев, для 1/2 и 1/8 секунды я бы советовал делать несколько дублей.
Есть у стабилизатора героя обзора особенность – он категорически не переносит использование со штативом. Так что, не забывайте выключать стабилизатор при съемке со штатива, иначе гарантированно получите 100% нерезких кадров. Я даже пожалел, что нет монопода, чтобы посмотреть, как отреагирует герой обзора.
Заключение
Признаюсь, что я ждал прихода Sigma 24-105/4 DG OS HSM на тест и был настроен изначально позитивно. Вынужден признать, что ожидания оправдались не в полной мере: объектив хорош, но сказать, что он выделяется среди именитых конкурентов, я не могу.
В несомненных плюсах отменное качество изготовления, уверенная работа стабилизатора изображения, равномерность резкости по полю кадра уже на открытых диафрагмах. Но показатели виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций не выделяются среди конкурентов, а работа автофокуса тестируемого экземпляра насторожила.
В сухом остатке: Sigma 24-105/4 DG OS HSM определенно порадует владельца, но степень радости будет зависеть от системы. У Sony Alpha прямого конкурента нет – радость велика. Nikon AF-S Nikkor 24-120/4 G ED VR сравним качеством, а вот стоят ли дополнительные 15 мм фокусного 400 долларов (900 за Сигму и 1300 долларов за Никкор) – решать покупателю. Владельцам Canon волноваться не стоит: навскидку разница в цене присутствует – 1150 долларов против 900 – но благостную картину портят «раскитованные» Canon EF 24-105/4L IS USM, которые предлагают долларов по 700 – нерадостно.
Поэтому и анонс, и начало продаж Sigma 24-105/4 DG OS HSM особого ажиотажа не вызвали. Может быть, компания планирует обновление линейки своих зеркальных фотоаппаратов Foveon и качественный универсальный зум «на каждый день» будет очень к месту?
Для меня герой обзора во многом стал заложником Sigma A-1 35/1.4 DG HSM - не скажу, что «тридцатьпятка» вариант безальтернативный, но ее результаты во многом превосходят показатели конкурентов, а явное ценовое превосходство заставляет закрыть глаза на некоторые огрехи. Похожего я ожидал и от Sigma 24-105/4 DG OS HSM, но в случае с героем обзора разрыв или отсутствует совсем или не столь значителен.
Благодарю компанию Онлайнтрейд за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Январь 2014 года