Тест и обзор объектива Olympus Zuiko Digital 25/2.8
Официальная информация об объективе Olympus Zuiko Digital 25/2.8 гласит, что это «тонкий, легкий стандартный объектив типа «блинчик» с фиксированным фокусным расстоянием».
Объектив был представлен одновременно с анонсом фотоаппарата Olympus E-420 в апреле 2008 года. Считается, что комплект Olympus E-420 с ZD 25/2.8 является самым компактным по размерам цифровым зеркальным фотоаппаратом. Стоимость и вес (менее 500 грамм) комплекта Е-420 и ZD 25/2,8 оказывается раза в полтора больше цифрового компакта про-класса. Но функциональность — во много раз выше. А в карман — по-прежнему помещается. Приобретение ZD 25/2,8 вызвано именно попыткой найти максимально компактный, но «зеркальный», комплект для прогулок.
Технические характеристики Olympus ZD 25/2.8:
Глубина объектива составляет 23,5 мм. Комплект ZD 25/2.8 и Olympus Е-410 и E-420 имеет глубину всего 76.5 мм - удобно в хранении и переноске, отличный вариант систем для постоянного использования. 25/2.8 Zuiko обеспечивает поле зрения эквивалентное 50 мм при установке на цифровых зеркальных фотоаппаратах Olympus стандарта 4/3 (E-system).
Разработка блинчика для системы 4/3 осложнялась малым расстоянием от задней кромки объектива до матрицы - объектив имеет ретрофокусный дизайн, обычно используемый в широкоугольных объективах, с ассиметричной конструкцией из 5 элементов в 4х группах и асферическим элементом, расположенным максимально близко к матрице. Основой послужила классическая схема Tessar. На схеме видно, насколько миниатюрны используемые линзы, самая большая из которых имеет в диаметре всего 21 мм.
Несмотря на очень небольшую минимальную дистанцию фокусировки в 20 см, увеличение 0.19x говорит, что для макро фотографии объектив подходит не особо.
Из органов управления на объективе присутствует только кольцо ручной фокусировки. Кольцо – с удобным резиновым рифленым покрытием – неширокое, всего 5 мм шириной; ход очень плавный и отлично демпфирован. Отсутствует любая разболтанность. Немаловажная особенность, напомнившая времена ручных объективов: от бесконечности до минимальной дистанции у кольца полтора оборота - около 400 градусов от бесконечности до 0,2 м. Понятно, что объектив будет использоваться преимущественно в режиме автофокуса, но полтора оборота дают возможность с максимальной точностью наводиться и вручную.
Объектив настолько мал, что не хватает места для привычных вещей: отсутствует шкала расстояний и глубины резкости. Переключение между автоматическим и ручным фокусом осуществляется через меню фотоаппарата, так что отсутствует и переключатель AF/MF.
Качество сборки и эргономика
Olympus Zuiko Digital 25/2.8 – типичный «блинчик» - приятно компактен. Несмотря на размеры и вес в 95 грамм объектив не ощущается «дешевым» - типа Canon EF 50/1.8 II: тут и металлический байонет, и качественный пластик, и отсутствие допусков и разболтанности. Олимпус не стал сознательно производить «недорогой объектив» – известный подход к созданию недорогого объектива: впечатляющие оптические характеристики, сознательно уравновешенные недостатками в конструктиве и надежности. Наоборот, ZD 25/2.8 ощущается крепко сбитым и надежным. Есть небольшая претензия – пластиковая резьба под светофильтр/крышку объектива.
Вкручивающаяся крышка объектива может и соответствует философии дизайна, но неудобна страшно и раздражает. Сама крышка металлическая, с симпатичным серебристым ободком, привлекательная и стильная. Одни плюсы, вот только пользоваться неудобно.
Резкость
Olympus ZD 25/2.8 обеспечивает очень неплохие результаты в наиболее используемом для такого объектива диапазоне диафрагм: между f/2.8 и f/8. На полностью открытой диафрагме края чуть мягкие, но в остальном – очень неплохая резкость – равномерная по всему полю. Преследует мысль, что конструктивно объектив мог бы работать с матрицей большего размера - эффект полнокадрового объектива на матрице с кроп-фактором: наиболее уязвимые части изображения (края и углы) обрезаются и остаются за кадром.
Максимальная резкость достигается на значениях, близких к полностью открытой диафрагме. Субъективно, наиболее резок на диафрагме f/4, но отличные результаты сохраняются и на f/5.6-f/8. К f/11 уже явно проступают дифракционные изменения, дальше – результат становится неудовлетворительным. Эталоном резкости объектив станет вряд ли, но – она удовлетворительная, а главное – равномерная по всему полю.
Хроматические аберрации
Откровенно слабое место объектива – боковые хроматические аберрации высоки не только по углам и краям, но и ближе к центру кадра, и видны на большей части изображения. Хроматит объектив по-особенному: красными/голубыми окантовками ближе к центру кадра, и зелеными/фиолетовыми ближе к краям. Уровень хроматических аберраций увеличивается с прикрытием диафрагмы, достигая максимума где-то к f/8.
Виньетирование
Виньетирование присутствует на наиболее «сладких» значениях диафрагмы – f/2.8 и f/4. Для объектива с постоянным фокусным и максимальной светосилой f/2.8 его значения несколько великоваты: на полностью открытой диафрагме виньетирование по углам кадра составляет 1.3 ступени, да и значение на f/4.0 превышает "условно-комфортный" уровень в 0.5 ступени - 0.85.
Только к f/5.6 уровень виньетирования перестает раздражать, снизившись до значений менее 0.5 ступени. Повторюсь: хотелось бы, чтобы уровень виньетирования был поменьше для объектива со светосилой 2,8 и эквивалентным фокусным 50 мм.
Геометрические искажения
Явно одно из самых слабых мест Olympus 25/2.8. Значение в 2.1% для объектива с эквивалентным фокусным в 50 мм практически недопустимо. Тем не менее, явно присутствующая "бочка" имеет правильную форму и легко правится при постобработке в графическом редакторе.
Фокусировка
Объектив фокусируется быстро и практически бесшумно. Поэтому можно подстраивать фокус вручную, если установить в соответствующем меню фотоаппарата опцию ''AF + MF''. Моторчик не громкий, хотя по быстроте и бесшумности проигрывает ультразвуковым. Автофокус приемлемо быстр и точен в большинстве условий.
Ручная фокусировка использует обычную для объективов Olympus систему «фокусировки по проводам»: кольцо фокусировки не имеет прямой механической связи с фокусирующими элементами, а управляет ими опосредованно через моторчик автофокусировки объектива, который получает команды на перемещение элементов в зависимости от перемещения кольца фокусировки. Поэтому можно подстраивать фокус вручную, если установить в соответствующем меню фотоаппарата опцию ''AF + MF''. Преимуществом такой конструкции является то, что она позволяет добиться очень длинного хода кольца фокусировки и, соответственно, точного ручного фокуса. Видоискатель Olympus E-420 не благоприятствует ручной фокусировке, но в режиме Live View очень полезно и удобно.
Работа в контровом свете
Olympus ZD 25mm F2.8 отлично держит контровый свет. С солнцем расположенным в верхнем углу кадра, объектив справляется очень неплохо, дорожка переотражений становится заметной только при диафрагмах F11 и ниже. Уберите солнце из кадра - никаких следов переотражений и потери контраста
Размытие фона ("боке")
Одной из очень желательных, но субъективных и трудно поддающихся оценке характеристик объектива является «боке» или размытие фона. Традиционно красивое размытие сопутствует светосильным объективам с фокусными расстояниями, близкими к теледиапазону. Очевидно, что ZD 25/2.8 вряд ли станет призером и не стоит ждать от него эталонного боке. Размытие удовлетворительное при фотографировании с близкого расстояния, по мере увеличения расстояния до фона качество размытия падает, становясь сумбурным и смешанным.
Заключение
Olympus ZD 25/2.8 обладает многими чертами, скорее присущими широкоугольным объективам (бочкообразная дисторсия, виньетирование, хроматика). Причина тому – ретрофокусный дизайн, как раз стандартный для широкоугольных объективов. К минусам объектива можно смело причислить и отвратительно неудобную переднюю крышку.
Но в случае Olympus Zuiko Digital 25/2.8 мы имеем редкий случай, когда несправедливо и однобоко оценивать объектив только по его оптическим характеристикам. Его идеология компактности и многофункциональности приближает комплект ZD 25/2.8 с Olympus E-420 к габаритам и весу цифровых компактных фотоаппаратов. Объектив не дает явного прироста качества по сравнению с зум-объективами (стоит, однако, отметить традиционно хорошие оптические характеристики объективов Zuiko, включая зумы), но если «размер имеет значение» и нужно удовлетворительное качество в максимально компактном количестве – ZD 25/2,8 подойдет в самый раз.
Мне очень нравится этот объектив – своего рода глоток свежего воздуха по сравнению с моим стандартным набором, который к вечеру оттягивает плечи, а в процессе съемки привлекает излишнее внимание. Первое знакомство с «блинчиком» заставило пристальнее посмотреть на эти объективы и составить целый список «Кто есть кто?».
январь 2011 года