Обзор и результаты тестирования объектива Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM вышел на рынок в сентябре 1996 года и честно отработал совсем немалый для объектива срок: с производства модель была снята через 12 лет, в 2008 году.
Несмотря на долголетие, модель не завоевала особой популярности, уступив в борьбе за потребителя неплохим Canon EF 28-105/3.5-4.5 USM и Canon EF 28-135/3.5-5.6 USM IS.
Модель запомнилась еще и шпионской историей о кардинальном отличии черной и серебристой версий Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM: черная была в свободной продаже, серебристой комплектовались некоторые пленочные фотоаппараты Canon EOS. Серебристая, которую сторонники заговора причисляли к выдающимся моделям, с легкой руки одного из постоянных и активных участников форумов dpreview (чуть не написал «клуба фото.ру) даже удостоилась имени собственного - "Goldfinger". То ли просто «золотой палец», то ли скрытый отсыл к творчеству Яна Флеминга выяснить не удалось, как не удалось найти ни одного доказательства превосходства серебристой версии над черной.
Технические характеристики
Комплект поставки
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM пришел на тест в минимально возможном комплекте: сам объектив и две крышки – передняя и задняя. Не думаю, что объектив, относящийся к нижнему ценовому сегменту, комплектовался богаче. Рекомендуемая модель бленды Canon EW-73II.
Изготовление и конструктив
Использованными материалами, компоновкой и дизайном Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM напоминает своих собратьев из «средней ценовой категории», выпускавшихся в 1990 годах прошлого века: Canon EF 35-135/4-5,6 USM (март 1990), EF 28-80/3.5-5.6 USM (октябрь 1991), Canon EF 28-105/3.5-4.5 USM (ноябрь 1992 года) и Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM (февраль 1998). С последними двумя героя обзора роднит и двухкамерная конструкция механизма зуммирования.
Тестовый экземпляр Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM смог избежать большинства «неприятностей», свойственным подержанным объективам того времени: о «монолитности» и «собранности» говорить не приходится, но люфты колец минимальны, выдвигающаяся часть почти не болтается, хотя склонность к самостоятельному зуммированию присутствует.
Крепление байонета металлическое, окошко расстояний присутствует. Органы управления представлены кольцами изменения фокусных и ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса.
Объектив меняет размеры при изменении фокусных: передний элемент выдвигается к положению 85 мм на 2,5 см.
Кольцо изменения фокусных занимает переднюю часть объектива, ширина 2,5 см, 12 мм порыты нескользящей резиной. Ход кольца короткий, около 50 градусов, демпфирование слабое, ощущение «пластик по пластику» присутствует, усилие равномерное и легкое.
Узкое (8 мм) рифленое кольцо ручной фокусировки расположено в центральной части объектива, ход около 95 градусов, «пластмассовый», без демпфирования.
Передний элемент не вращается ни при фокусировке, ни при зуммировании; использованию градиентных, поляризационных и иных светофильтров мешать не будет.
Canon EF 24-85/3.5-4.5 - объектив с переменным значением максимальной диафрагмы: f/3.5 – до 32 мм, f/4.0 – до 48 мм.
Размерами и весом Canon EF 24-85/3.5-4.5 дружелюбен, в эксплуатации удобен.
Геометрические искажения
Уровень дисторсии Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM превышает комфортный по краям диапазона фокусных и часто будет требовать коррекции при постобработке.
На фокусном 24 мм бочкообразная дисторсия достигает почти 4% (3,8%), причем искажения волнообразные, что затрудняет их коррекцию. До «рекорда» Canon EF 24-105/4L IS USM в 4,4% герой обзора не дотягивает, но разница невелика.
На 35 мм объектив практически свободен от дисторсии, на фокусных после 40 мм характер геометрических искажений меняется, а выраженность растет с ростом фокусных: «подушка» в 1,85% на 50 мм, в 2,15% на 70 мм и невоодушевляющие 2,4% на фокусном 85 мм.
Разрешение и резкость
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM выступил крайне неоднозначно. Не могу сказать, что ожидал большего, но сюрпризом стала неуверенная работа в середине диапазона и на фокусном 85 мм. Про края и углы можно не упоминать: объектив шел в качестве китового к APS-фотоаппаратам еще в пленочное время, вероятно, разрабатывался с учетом формата пленки и равномерности по полю на полном кадре внимания не уделили.
Соотношение резкости по центру кадра к значению диафрагмы по версии Reikan Focal.
На 85 мм для достижения приемлемой резкости нужно прикрывать объектив минимум до f/8.0, а лучше до f/11.
Виньетирование
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM выступил ожидаемо, криминала в показанных значениях виньетирования нет, некоторые одноклассники в этой дисциплине работают неувереннее.
В таблице значения на максимально открытой диафрагме для фокусных 50 мм и 85 мм соответствуют f/4.5
Автофокус
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM оборудован USM-мотором в приводе автофокуса: процесс практически бесшумен и убедительно быстр.
Тестовый экземпляр давал фронт-фокус на всем диапазоне фокусных – после внесения внутрикамерной поправки ни бэк, ни фронт-фокуса не наблюдалось.
Цепкость очень неплохая в стандартных условиях с хорошей освещенностью, но неожиданно обнаружилось, что к вертикальным линиям автофокус героя обзора относится с явным предубеждением: понятно, что повторить сюжет, когда на полностью белом фоне нужно сфокусироваться на тонокой вертикальной линии (при съемке таблиц контроля дисторсии приходится) сложно, но вдруг кому-то понадобится запечатлеть столб? Повторюсь, в реальных съемках без нареканий, если только при недостатке освещения неуверенность появляется и герой обзора фокусируется чуть медленнее (но фокусируется и убедительно точно).
Процент промахов по вине автофокуса ниже привычного – отличный результат. Стабильность результатов фазовой фокусировки высоко оценивает и Reikan Focal: отличные показатели на всех фокусных – 97% на фокусном 24 мм, 99% на 50 мм и 98% на фокусном 85 мм. Напомню, что «отлично» начинается с 98%.
Еще более стабильны результаты контрастной фокусировки: 99% на фокусных 24 и 85 мм, 99.5% - на фокусном 50 мм. Я бы не удивился даже отказу Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM фокусироваться контрастно – многие пожилые объективы не дружат с контрастным автофокусом, а тут один из самых убедительных результатов.
Хроматические аберрации
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM показал один из самых высоких уровней ХА из встреченных мной – в углах кадра герой обзора может успешно конкурировать с Зенитаром 16/2,8.
Показатели хроматических аберраций на фоне неуверенного выступления Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM в других дисциплинах заставили задуматься о возможных проблемах именно с тестовым экземпляром объектива. Высокий уровень ХА сам по себе неудивителен, но настораживает разница в поведении на разных фокусных и завидное постоянство значений.
В таблице значения на максимально открытой диафрагме для фокусных 50 мм и 85 мм соответствуют f/4.5
Картинка, контровый свет
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM не вызывает нареканий на формируемую картинку: цвета сочные и естественные, контрастность неплоха даже на полностью открытой диафрагме.
По сопротивляемости артефактам и переотражениям при работе в контровом свете герой обзора относится к «крепким середнячкам»: без криминала, но добиться появления на снимке артефактов можно без особых затруднений.
Заключение
Canon EF 24-85/3.5-4.5 USM не оставил равнодушным: объектив по сумме характеристик и тестов вошел в группу аутсайдеров и занял там далеко не последнее место. По отдельности ни повышенная дисторсия, ни средненькое разрешение, ни могучий уровень хроматических аберраций из ряда вон выходящими не выглядят, но все разом обескураживают и иначе как «провалом» не воспринимаются.
Что в плюсе? Один из лучших результатов по стабильности автоматической фокусировки, невысокая цена, удобный для повседневной съемки диапазон фокусных и приятная нескучная картинка.
Не рекомендую.
Декабрь 2015 года
Write a comment
Андрей (Friday, 23 March 2018 19:22)
...очень странно..., у меня был такой в плёночные времена, до сих пор сожалею что продал... ни чего такого не замечал.., звенящая резкость на всех диафрагмах и фокусных..., никаких "разводов"..., покупал новым на Кутузовском....
Vlador (Friday, 30 March 2018 13:55)
Андрей, доброго дня!
Может причина разницы во мнениях кроется в слове "пленочный"?
Леонид (Thursday, 14 June 2018 07:27)
Добрый день!
Похоже, у вас всё же был не самый хороший экземпляр. На 400D (а у него плотность пикселей выше, чем у 5D II) он себя очень хорошо вёл на 85 мм на открытой диафрагме и на 24 когда закроешь до 8.0 по всему кадру APS-C.
Конечно, про углы на полном кадре не скажу, продал его ещё до того, как перешел на полный кадр. Но, повторюсь, 85 мм у него были вполне приятные.
Это не L, но вполне добротный объектив своего времени, не аутсайдер уж точно. :)
Vlador (Friday, 06 July 2018 13:51)
Леонид, спасибо за отзыв.
Возможно и так.
Илья (Saturday, 24 November 2018 15:57)
Спасибо за ваши обзоры, очень интересно читать, тем более что вы берётесь оценивать и те объективы, мимо которых проходит, например, Клаус с Фотозоны (ныне - opticallimits): в том числе и этот.
У меня есть такой объектив (правда, серебристая версия, а не чёрная :)), и работает он хорошо даже на 85мм. Жаль, конечно, что в нём нет стабилизатора, но вряд ли стоит многого хотеть от объектива, купленного за 5000 рублей на барахолке. :)
Vlador (Tuesday, 27 November 2018 14:29)
Илья, спасибо за добрый отзыв.
Тестирую то, что попадает в руки и что получается протестировать (скажем, сейчас тушки Никона нет и объективы под Никон, к сожалению, проходят мимо).
kir (Saturday, 05 February 2022 19:26)
у меня он штатник на пленочном кеноне. удобный диаметр фильтров, легкий. дешевый.