Обзор и тест объектива Olympus Zuiko Digital 40-150/4-5.6 ED.
Olympus Zuiko Digital 40-150/4-5.6 ED в линейке объективов Olympus для системы 4/3 относится к бюджетным длиннофокусным объективам с переменным фокусным расстоянием. Он продается в составе «китовых» комплектов с фотоаппаратами начального уровня. Эквивалентное для 35мм формата фокусное расстояния составляет 80-300 мм, что более чем достаточно для большинства фотолюбителей. Объектив отличается удивительно небольшим весом и размерами. Olympus ZD 40-150/4-5.6 заменил Olympus 40-150mm f/3.5-4.5 в начале 2007 года. Он отличается от предшественника (появившегося в январе 2005 года одновременно с фотоаппаратом Olympus E-300) присутствием ED элемента, а главное – размерами и весом (72*65,5 мм и 220 грамм против 77*107 мм и 425 грамм у предшественника).
Технические характеристики:
Как и его сотоварищ по «китовым» наборам (Olympus ZD 14-42), ZD 40-150/4-5.6 объектив немножко игрушечный - не хватает ему солидности и увесистости телеобъектива. Особенно явно это ощущается, когда вспоминаешь о «недетских» эквивалентных фокусных расстояниях этого 3,8 кратного объектива - 80-300 мм. Считается, что Olympus ZD 40-150/4-5,6 - самый маленький и легкий объектив в своем классе.
Конструктив.
Корпус выполнен из легкого пластика, за счет чего достигнут небольшой вес объектива. Крепление байонета тоже из пластика, что согласуется с «бюджетным» классом объектива. Зуммируется объектив легко и без ощущения трения подвижных частей, меняя размеры при зуммировании: хобот выезжает на 6 см и объектив достигает максимальных размеров в положении 150 мм. Объектив имеет двухкамерную конструкцию механизма зуммирования. Кольцо изменения фокусного расстояния занимает практически всю поверхность корпуса – 30 мм в ширину. Кольцо фокусировки значительно уже – 6 мм. На переднем крае кольца зуммирования отмечены пять значений: 40мм, 50мм, 70мм, 100мм и 150мм. Точка сразу позади кольца помогает точно установить нужное фокусное расстояние. Изменение фокусных расстояний происходит быстро – всего четверть оборота кольца от положения 40 мм до 150 мм. Кольца обрезинены, с ними удобно работать. Шкалы расстояний и глубины резкости отсутствуют.
Механически объектив на удивление неплох. Разболтанность отсутствует, несмотря на двухкамерную конструкцию. При переноске «хобот» не выдвигается даже при накрученном фильтре и надетой бленде. Поэтому отсутствие фиксатора положения для переноски не напрягает. Моему экземпляру уже более 2х лет – еще одно подтверждение продуманности и прочности конструкции.
Оптическая конструкция характерна для телеобъективов с переменным фокусным расстоянием: 12 элементов в девяти группах. Присутствует один элемент из низкодисперсионного стекла (ED - Extra-Low Dispersion), призванный обеспечить компактность в сочетании с высокими оптическими характеристиками. Если верить Olympus, то элементы объектива – с многослойным просветлением.
У ирисовой диафрагмы семь скругленных лепестков. Фокусировка внутренняя, передний элемент не вращается, что позволяет использовать поляризационные фильтры. Минимальная дистанция фокусировки составляет 90 см на всех фокусных.
Olympus Zuiko Digital 40-150/4-5.6 ED - объектив с переменной светосилой: при увеличении фокусного расстояния, меняется максимальное значение диафрагмы. Соответствие максимальной диафрагмы фокусному расстоянию:
В комплекте с объективом идут передняя и задняя крышки и бленда, которую можно надевать в обратном положении для переноски. Крышка с центральным захватом, что облегчает пользование объективом с надетой блендой. На моем экземпляре крепление бленды несет отпечаток долгого использования: она очень легко надевается и снимается, отсутствует характерная фиксация в рабочем положении.
Размер светофильтров – 58 мм – дружелюбен к пользователю: фильтры такого размера часто уже присутствуют в арсенале фотографа, и при покупке не разорят.
Эргономика.
ZD 40-150mm/4.0-5.6 отлично подходит к Olympus E-420 – комплект хорошо сбалансирован, им удобно пользоваться. Кольцо зуммирования широкое, находится там, где его и ожидаешь найти. Кольцо ручного фокуса неширокое, но удобное. Нареканий объектив не вызывает.
Фокусировка.
Автофокус приемлемо быстр и точен. Время перефокусировки с бесконечности на близкий объект – где-то 1 секунда. Объектив объективно темный, поэтому в сложных условиях тяготеет к рысканию, чего не происходит при нормальном освещении. Традиционно, склонность к рысканию растет с фокусным расстоянием. Моторчик автофокуса относительно тихий, объектив не меняет размеров при фокусировке и передний элемент не вращается. В плохих условиях может елозить до бесконечности, не находя за что зацепиться.
Система ручного фокуса обычная для многих объективов 4/3 – “focus by wire” – фокусировка по проводам: прямого сочленения между кольцом фокусировки и механизмом фокуса нет, а информация о перемещении кольца фокусировки передается моторчику в виде сигналов, куда и насколько переместить элементы. В приводе автофокуса использован обычный микромотор, поэтому рекордных скоростей нет, фокусировка не быстрая. Ручная подстройка в режиме автофокуса при покадровой съемке возможна постоянно.
Резкость.
Разрешение и резкость очень неплохие. Субъективно резкость по центру максимальна в положении от 40 мм до 100 мм, края кадра незначительно хуже. В положении 150 похуже, но все равно на полностью приемлемом уровне.
Olympus Zuiko Digital 40-150/4-5.6 ED наиболее эффективен на открытых диафрагмах, постепенно теряя качество из-за дифракционных ограничений. Субъективно, наивысшая резкость достигается при прикрытии диафрагмы на 1 ступень. Дифракция начинает сказываться после f/8, к f/11 снижение разрешения начинает быть явно заметным.
Особенно отрадно то, что резкость практически однородна по всему полю уже на открытых диафрагмах. Края проигрывают очень незначительно, явнее всего в положении 150 мм.
Аберрации
Хроматические аберрации явно присутствуют, было бы странно ожидать другого от китового зум-объектива. Наиболее выражены в крайних положениях – на 40 мм и 150 мм, в большей степени – на 40 мм.
Геометрические искажения.
Дисторсия присутствует. На фокусном 40 мм по краям кадра видна явная бочкообразныя дисторсия, исчезающая к 50 – 60 мм. Если тщательно приглядываться, то в теле-положении можно найти незначительную подушкообразную дисторсию.
Виньетирование.
Olympus ZD 40-150/4-5.6 ED мало отличается от других телеобъективов – виньетирование практически отсутствует. Есть небольшое в положении 40 – 70 мм на полностью открытой диафрагме, но – опять же - если присматриваться и искать. В повседневном использовании ни геометрические искажения, ни виньетирование проблем доставлять не будут.
Заключение.
Не сказал бы, что «влюбился» в Olympus. Но – ни разу не пожалел о знакомстве с этой системой. Все предсказуемо, результаты не разочаровывают, а компактность – просто радует.
Olympus Zuiko Digital 40-150/4-5.6 ED недорогой, но достойный объектив от Олимпус. С точки зрения оптических и механических характеристик он вряд ли относится к топовым моделям, но по соотношению цена/качество равных ему еще стоит поискать. Можно было бы назвать «рабочей лошадью фотографа-любителя», да размеры не позволяют: скорее «рабочий пони», хотя по характеристикам – этакий «Владимирский тяжеловоз» среди пони. Объектив хорошо держит контровый свет, а боке очень неплохо выглядит для объектива этого типа и ценовой категории. Явных минусов практически нет: присутствуют хроматические аберрации, есть набольшая дисторсия, результаты на 150 мм чуть «мягковаты». Да, еще: Olympus ZD 40-150/4-5.6 – совсем не макро объектив. Увеличение составляет 0.14x (0.28x в эквиваленте 35 мм).
Я редко использую телеобъективы и ZD 40-150/4-5,6 не подыскивался специально, просто достался в комплекте. Но – понравился и не разочаровал. Готов от души рекомендовать поклонникам Е-системы в качестве бюджетного телеобъектива. Или как вариант для комплекта, который не жаль таскать везде и всюду – цена на вторичном рынке совершенно не пугает.
декабрь 2010 года