Canon EF 100/2.0 USM

 

Обзор и тест объектива Canon EF 100/2 USM

 

Canon EF 100/2.0 USM
Canon EF 100/2.0 USM

Далекий 1992 год был для системы Canon EOS богатым на обновки. Насколько я помню, кроме первых двух лет существования системы, по количеству анонсов и новинок с ним может сравниться только 1991. На рынок вышли два фотоаппарата (EOS 1000 QD/FN (Rebel SII) и EOS 5) и 9 объективов:

 

Первые три модели без изменений дожили до наших дней, а 21 год – возраст для объектива почтенный, подтверждающий востребованность и высокое качество модели.

Canon EF 100/2 USM
Canon EF 100/2 USM

В моем личном рейтинге «качества картинки на вложенный рубль» Canon EF 100/2 совершенно точно входит в первую пятерку, а выбор между ним и EF 85/1.8 до сих пор нелегок для фотолюбителей, задумывающихся о приобретении недорогого «портретного» объектива. Я в свое время тоже ломал голову, а сделанный в пользу EF 85/1.8 выбор основывался не на огрехах героя обзора, а на наличии в комплекте отличной «сотки» EF 100/2.8 USM macro, да и то, что 100/2,0 несколько дороже, сыграло свою роль.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Canon)
Оптическая схема (с сайта Canon)
  • Оптическая конструкция: 8 элементов в 6 группах
  • Угол поля зрения (диагональ): 24 градуса
  • Диапазон диафрагм: f/2 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 8
  • Привод автофокуса: USM
  • Минимальная дистанция фокусировки: 90 см
  • Максимальное увеличение: 0,14х
  • Диаметр светофильтра: 58 мм
  • Размеры: 75*73,5 мм
  • Вес: 460 грамм
Безымянная бленда
Безымянная бленда

Комплект поставки

Традиционно для недорогих объективов Canon беден, «комплектом» его назвать сложно:

  • Сам объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Руководство и гарантийный талон

Объектив бюджетный, отсутствие чехла для хранения воспринимается спокойно, но стойкое нежелание Canon комплектовать объективы (все, кроме «Эль» серии) блендами воодушевления не вызывает. Может, по аналогии с фотоаппаратами, начать поставки объективов в двух комплектациях? Первый – просто объектив, второй – «китовый» комплект из объектива с блендой. А то еще и «дабл кит» добавить: объектив + бленда + чехол/футляр для хранения и переноски?

В случае с Canon EF 100/2 USMEF 85/1.8) отсутствие бленды ощущается особенно остро: бленда ставится на объектив на защелки и китайские «no name» варианты неудобны и ломаются с завидной регулярностью.

 

Качество изготовления, конструкция, эргономика

Canon EF 100/2 USM
EF 100/2.0 рядом с EF 85/1.8

Если попытаться выбрать в линейке объективов Canon парочку, наиболее подходящую под определение «близнецы-братья», то EF 100/2 и 85/1.8 определенно станут победителями: 2 мм разницы в длине и 35 грамм в весе почти незаметны, какой из них стоит на фотоаппарате определить без взгляда на надписи на корпусе практически невозможно.

 

Canon EF 100/2.0 USM выглядит и ощущается «настоящим» объективом: пластик качественный, байонет металлический, окошко расстояний присутствует, кольцо фокусировки обрезинено, допуски и разболтанность отсутствуют. Немаловажно и то, что использованные материалы не вызывают ощущения «экономии».

Canon EF 100/2.0 USM
Задний элемент

Органы управления представлены переключателем режимов фокусировки и кольцом ручного фокуса. Кольцо покрыто рифленой резиной, расположено удобно, достаточно широкое для комфортного использования: 18 мм всего, 14 мм – обрезинено. Демпфирование слабое, но это не воспринимается недостатком: кольцо сидит плотно, вращается плавно, равномерно и с комфортным усилием. Ход кольца составляет около 110 градусов.

 

В приводе автофокуса использован USM-мотор, фокусировка внутренняя – передний элемент не вращается, размеров объектив не меняет. На использование светофильтров намекает и «беззащитный» передний элемент, находящийся почти вровень с передним краем объектива – я бы рекомендовал использовать защитный светофильтр. Кстати, резьба под светофильтр у EF 100/2 в отличие от брата-близнеца металлическая.

 

Объектив удобен, вес и размеры дружелюбны, развесовка комплекта благоприятствует использованию штатива.

Дисторсия
Дисторсия

Геометрические искажения

Canon EF 100/2.0 USM отлично справляется с геометрическими искажениями. Уровень в 0.55% намного ниже относительно комфортного в 1%, на реальных снимках заметен не будет. Дисторсия бочкообразная, характер обычный, легко поддающийся правке в графических редакторах, хотя мне ситуацию, когда потребуется исправление дисторсии снимка, сделанного на EF 100/2 представить сложно.

 

Разрешение и резкость

Canon EF 100/2.0 USM заслуживает самых высоких оценок: объектив можно совершенно не задумываясь использовать уже на полностью открытой диафрагме, к f/2.8 изображение становится резким «от края и до края», дальнейшее прикрытие диафрагмы лишь еще подтягивает края и углы кадра.

Равномерность резкости особенно порадовала: даже на полностью открытой диафрагме края и углы совершенно приемлемы не только для портретной съемки, объектив универсален и предсказуем.

 

 

f/2,0

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

89%

92%

97%

100%

98%

94%

Край

83%

87%

90%

92%

95%

92%

Угол

77%

82%

85%

90%

89%

86%

 

 

90%

104%

отлично

76%

89%

очень хорошо

62%

75%

хорошо

 

61%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

 

О методе подачи материала – в статье «Точка отсчета»

Виньетирование

Canon EF 100/2.0 USM отлично контролирует затемнение по углам и краям кадра. Уровень виньетирования на полностью открытой диафрагме ожидаемо высок (2,1 ступени в углах кадра), но не стоит забывать, что мы говорим о диафрагме f/2. Добавлю, что уже на f/2.8 значение виньетирования опускается ниже психологически важной отметки в 1 ступень, да и затемнение остается лишь на самых краях и углах кадра.

На f/4.0 виньетирование в углах кадра составляет 0,35 ступени, на f/5.6 и f/8.0 – 0,16 ступени. Отличный результат!

Виньетирование на f/2.0
Виньетирование на f/2.0
Виньетирование на f/2.8
Виньетирование на f/2.8

Canon EF 100/2.0 USM
Светлый объектив

Автофокус

В приводе автофокуса используется кольцевой USM мотор, что обеспечивает быстроту и практическую бесшумность процесса. Прогон от края до края диапазона фокусировки занимает менее секунды.

Нареканий на точность нет. Тестируемый экземпляр при тщательной проверке давал небольшой фронт-фокус, но настолько незначительный, что я даже не стал вносить поправку.

Цепкость при хорошем освещении заслуживает только похвалы, при недостатке освещения появляется некоторая неуверенность и тяга к «подстройке», но попадает объектив точно.

Нет претензий и к повторяемости и стабильности результатов: уровень промахов по вне автофокуса крайне низок.

Хроматические аберрации на f/2.0
Хроматические аберрации на f/2.0

Хроматические аберрации

Canon EF 100/2.0 USM отлично контролирует хроматические аберрации. На удивление – ведь в конструкции объектива нет «специальных» элементов. Если в других тестовых дисциплинах выступление героя обзора сравнимо с EF 85/1.8 USM, то по контролю над ХА он явно превосходит своего собрата. Даже на полностью открытой диафрагме и в углу кадра ширина ХА едва превышает комфортный уровень в 1 пиксель – 1,04 пикселя.

Уже на f/2.8 ширина снижается до полностью приемлемых 0,67 пикселя. На f/4.0 – 0,32 пикселя. Отменный результат безо всяких скидок на цену или возраст.

 

Также уверенно объектив борется с окраской зон вне фокуса: она присутствует на открытых значениях диафрагмы, но выраженность эффекта неожиданно низка.

100% кроп края кадра
100% кроп края кадра

Картинка, контровый свет, боке

Формируемое объективом изображение не вызывает нареканий ни цветопередачей, ни контрастностью, ни рисунком. Отмечу, что отсутствует резкое падение контрастности на открытых диафрагмах – даже на f/2.0 все в полном порядке (а в сочетании с отличной резкостью, невысоким виньетированием и ХА это снимает практически все ограничения на использование Canon EF 100/2 USM на f/2.0).

Боке, на мой взгляд, также без замечаний: объектив не только умеет «в хлам» размыть зоны вне фокуса, но делает это ненавязчиво, маслянисто и приятно. В пример приведен 100% кроп края кадра, снятого на полностью открытой диафрагме. Обращаю внимание, что расстояние до вырезанной зоны от точки фокуса составляет всего 30 см – способность размывать налицо. Даже неизбежные овалы на самом краю кадра не раздражают.

 

Со стойкостью к засветке, зайцам и переотражениям все не так радужно: объектив болезненно реагирует на источник света у края кадра – использование бленды не просто рекомендуется, но требуется.

Canon EF 100/2 USM
Canon EF 100/2 USM

Заключение

Внутренне ранжируя объективы, я использую понятие «честного объектива»: для меня модель, удостоившаяся этого звания, определенно относится к настоятельно рекомендуемым.

Canon EF 100/2.0 USM – честный объектив, формирующий нескучную, привлекательную и качественную картинку на всех значениях диафрагмы, отличающийся отличной резкостью по всему полю кадра, умеющий привлекательно размыть зоны вне фокуса, отлично контролирующий виньетирование, дисторсию и хроматические аберрации, оборудованный надежной и быстрой системой автофокуса и отличающийся хорошим конструктивом, эргономикой и качеством изготовления.

Добавив к перечисленному относительно невысокую цену, мы получаем если не идеальный, то близкий к этому званию вариант объектива. Я неоднократно признавался в своем неровном отношении к EF 85/1.8 USM, готов признаться в привязанности и к Canon EF 100/2.0 USM – это отличный объектив, способный радовать владельца и прощать ему огрехи и ошибки.

 

Настоятельно рекомендую.

 

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за тестовый экземпляр. Я получил немало удовольствия от тестирования модели и работы с ней.

 

 

Апрель 2013 года

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    Евгений (Saturday, 18 December 2021 06:54)

    Обалденная линза, искал именно ее.Попробовал 85 1.8 ну красиво но не 100.2.0 когда купил радости небыло пределов.
    Резкий с 2.0 для портретов то что надо имея лёгкую мягкость погрудный портреты получаются как картины , придает бархатистость коже.
    Сравнивал лоб в лоб с 135 2.0 которую планировал купить.---- так вот что я Вам скажу разницы в резкости и цвете я не нашел листая долгое время одни и те же фото в фотошопе. Разве что картинка узкач у 135 но оно мне и не надо.
    Камера моя 6d.

  • #2

    Vlador (Saturday, 01 January 2022 21:05)

    Евгений, соглашусь - объектив незаслуженно потерялся между 85 и 135

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100