Обзор и тест объектива Canon EF 100/2 USM
Далекий 1992 год был для системы Canon EOS богатым на обновки. Насколько я помню, кроме первых двух лет существования системы, по количеству анонсов и новинок с ним может сравниться только 1991. На рынок вышли два фотоаппарата (EOS 1000 QD/FN (Rebel SII) и EOS 5) и 9 объективов:
Первые три модели без изменений дожили до наших дней, а 21 год – возраст для объектива почтенный, подтверждающий востребованность и высокое качество модели.
В моем личном рейтинге «качества картинки на вложенный рубль» Canon EF 100/2 совершенно точно входит в первую пятерку, а выбор между ним и EF 85/1.8 до сих пор нелегок для фотолюбителей, задумывающихся о приобретении недорогого «портретного» объектива. Я в свое время тоже ломал голову, а сделанный в пользу EF 85/1.8 выбор основывался не на огрехах героя обзора, а на наличии в комплекте отличной «сотки» EF 100/2.8 USM macro, да и то, что 100/2,0 несколько дороже, сыграло свою роль.
Технические характеристики
Комплект поставки
Традиционно для недорогих объективов Canon беден, «комплектом» его назвать сложно:
Объектив бюджетный, отсутствие чехла для хранения воспринимается спокойно, но стойкое нежелание Canon комплектовать объективы (все, кроме «Эль» серии) блендами воодушевления не вызывает. Может, по аналогии с фотоаппаратами, начать поставки объективов в двух комплектациях? Первый – просто объектив, второй – «китовый» комплект из объектива с блендой. А то еще и «дабл кит» добавить: объектив + бленда + чехол/футляр для хранения и переноски?
В случае с Canon EF 100/2 USM (и EF 85/1.8) отсутствие бленды ощущается особенно остро: бленда ставится на объектив на защелки и китайские «no name» варианты неудобны и ломаются с завидной регулярностью.
Качество изготовления, конструкция, эргономика
Если попытаться выбрать в линейке объективов Canon парочку, наиболее подходящую под определение «близнецы-братья», то EF 100/2 и 85/1.8 определенно станут победителями: 2 мм разницы в длине и 35 грамм в весе почти незаметны, какой из них стоит на фотоаппарате определить без взгляда на надписи на корпусе практически невозможно.
Canon EF 100/2.0 USM выглядит и ощущается «настоящим» объективом: пластик качественный, байонет металлический, окошко расстояний присутствует, кольцо фокусировки обрезинено, допуски и разболтанность отсутствуют. Немаловажно и то, что использованные материалы не вызывают ощущения «экономии».
Органы управления представлены переключателем режимов фокусировки и кольцом ручного фокуса. Кольцо покрыто рифленой резиной, расположено удобно, достаточно широкое для комфортного использования: 18 мм всего, 14 мм – обрезинено. Демпфирование слабое, но это не воспринимается недостатком: кольцо сидит плотно, вращается плавно, равномерно и с комфортным усилием. Ход кольца составляет около 110 градусов.
В приводе автофокуса использован USM-мотор, фокусировка внутренняя – передний элемент не вращается, размеров объектив не меняет. На использование светофильтров намекает и «беззащитный» передний элемент, находящийся почти вровень с передним краем объектива – я бы рекомендовал использовать защитный светофильтр. Кстати, резьба под светофильтр у EF 100/2 в отличие от брата-близнеца металлическая.
Объектив удобен, вес и размеры дружелюбны, развесовка комплекта благоприятствует использованию штатива.
Геометрические искажения
Canon EF 100/2.0 USM отлично справляется с геометрическими искажениями. Уровень в 0.55% намного ниже относительно комфортного в 1%, на реальных снимках заметен не будет. Дисторсия бочкообразная, характер обычный, легко поддающийся правке в графических редакторах, хотя мне ситуацию, когда потребуется исправление дисторсии снимка, сделанного на EF 100/2 представить сложно.
Разрешение и резкость
Canon EF 100/2.0 USM заслуживает самых высоких оценок: объектив можно совершенно не задумываясь использовать уже на полностью открытой диафрагме, к f/2.8 изображение становится резким «от края и до края», дальнейшее прикрытие диафрагмы лишь еще подтягивает края и углы кадра.
Равномерность резкости особенно порадовала: даже на полностью открытой диафрагме края и углы совершенно приемлемы не только для портретной съемки, объектив универсален и предсказуем.
|
f/2,0 |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
89% |
92% |
97% |
100% |
98% |
94% |
Край |
83% |
87% |
90% |
92% |
95% |
92% |
Угол |
77% |
82% |
85% |
90% |
89% |
86% |
90% |
104% |
отлично |
76% |
89% |
очень хорошо |
62% |
75% |
хорошо |
|
61% |
приемлемо |
О методе подачи материала – в статье «Точка отсчета»
Виньетирование
Canon EF 100/2.0 USM отлично контролирует затемнение по углам и краям кадра. Уровень виньетирования на полностью открытой диафрагме ожидаемо высок (2,1 ступени в углах кадра), но не стоит забывать, что мы говорим о диафрагме f/2. Добавлю, что уже на f/2.8 значение виньетирования опускается ниже психологически важной отметки в 1 ступень, да и затемнение остается лишь на самых краях и углах кадра.
На f/4.0 виньетирование в углах кадра составляет 0,35 ступени, на f/5.6 и f/8.0 – 0,16 ступени. Отличный результат!
Автофокус
В приводе автофокуса используется кольцевой USM мотор, что обеспечивает быстроту и практическую бесшумность процесса. Прогон от края до края диапазона фокусировки занимает менее секунды.
Нареканий на точность нет. Тестируемый экземпляр при тщательной проверке давал небольшой фронт-фокус, но настолько незначительный, что я даже не стал вносить поправку.
Цепкость при хорошем освещении заслуживает только похвалы, при недостатке освещения появляется некоторая неуверенность и тяга к «подстройке», но попадает объектив точно.
Нет претензий и к повторяемости и стабильности результатов: уровень промахов по вне автофокуса крайне низок.
Хроматические аберрации
Canon EF 100/2.0 USM отлично контролирует хроматические аберрации. На удивление – ведь в конструкции объектива нет «специальных» элементов. Если в других тестовых дисциплинах выступление героя обзора сравнимо с EF 85/1.8 USM, то по контролю над ХА он явно превосходит своего собрата. Даже на полностью открытой диафрагме и в углу кадра ширина ХА едва превышает комфортный уровень в 1 пиксель – 1,04 пикселя.
Уже на f/2.8 ширина снижается до полностью приемлемых 0,67 пикселя. На f/4.0 – 0,32 пикселя. Отменный результат безо всяких скидок на цену или возраст.
Также уверенно объектив борется с окраской зон вне фокуса: она присутствует на открытых значениях диафрагмы, но выраженность эффекта неожиданно низка.
Картинка, контровый свет, боке
Формируемое объективом изображение не вызывает нареканий ни цветопередачей, ни контрастностью, ни рисунком. Отмечу, что отсутствует резкое падение контрастности на открытых диафрагмах – даже на f/2.0 все в полном порядке (а в сочетании с отличной резкостью, невысоким виньетированием и ХА это снимает практически все ограничения на использование Canon EF 100/2 USM на f/2.0).
Боке, на мой взгляд, также без замечаний: объектив не только умеет «в хлам» размыть зоны вне фокуса, но делает это ненавязчиво, маслянисто и приятно. В пример приведен 100% кроп края кадра, снятого на полностью открытой диафрагме. Обращаю внимание, что расстояние до вырезанной зоны от точки фокуса составляет всего 30 см – способность размывать налицо. Даже неизбежные овалы на самом краю кадра не раздражают.
Со стойкостью к засветке, зайцам и переотражениям все не так радужно: объектив болезненно реагирует на источник света у края кадра – использование бленды не просто рекомендуется, но требуется.
Заключение
Внутренне ранжируя объективы, я использую понятие «честного объектива»: для меня модель, удостоившаяся этого звания, определенно относится к настоятельно рекомендуемым.
Canon EF 100/2.0 USM – честный объектив, формирующий нескучную, привлекательную и качественную картинку на всех значениях диафрагмы, отличающийся отличной резкостью по всему полю кадра, умеющий привлекательно размыть зоны вне фокуса, отлично контролирующий виньетирование, дисторсию и хроматические аберрации, оборудованный надежной и быстрой системой автофокуса и отличающийся хорошим конструктивом, эргономикой и качеством изготовления.
Добавив к перечисленному относительно невысокую цену, мы получаем если не идеальный, то близкий к этому званию вариант объектива. Я неоднократно признавался в своем неровном отношении к EF 85/1.8 USM, готов признаться в привязанности и к Canon EF 100/2.0 USM – это отличный объектив, способный радовать владельца и прощать ему огрехи и ошибки.
Настоятельно рекомендую.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за тестовый экземпляр. Я получил немало удовольствия от тестирования модели и работы с ней.
Апрель 2013 года
Write a comment
Евгений (Saturday, 18 December 2021 06:54)
Обалденная линза, искал именно ее.Попробовал 85 1.8 ну красиво но не 100.2.0 когда купил радости небыло пределов.
Резкий с 2.0 для портретов то что надо имея лёгкую мягкость погрудный портреты получаются как картины , придает бархатистость коже.
Сравнивал лоб в лоб с 135 2.0 которую планировал купить.---- так вот что я Вам скажу разницы в резкости и цвете я не нашел листая долгое время одни и те же фото в фотошопе. Разве что картинка узкач у 135 но оно мне и не надо.
Камера моя 6d.
Vlador (Saturday, 01 January 2022 21:05)
Евгений, соглашусь - объектив незаслуженно потерялся между 85 и 135