Обзор и результаты тестирования объектива
Tokina AF 35-300/4.5-6.7 (AF-353)
Миграция фотографов «с пленки на цифру» привела к отказу многих производителей оптики от выпуска сменных объективов «все-в-одном»: гиперзумы по определению компромиссны, отпечаток небольшого размера скрывает многие огрехи снимка, а вывод изображения на экран монитора (с неизбежным разглядыванием деталей) оборачивается досадой и разочарованием.
Расцвет гиперзумов для полнокадровых фотоаппаратов пришелся на начало 2000 годов. Первопроходцем в стане Canon EOS стал в далеком 1993 году Canon EF 35-350/3.5-5.6 L USM (в 2004 ему на смену пришел Canon EF 28-300/3,5-5,6 L IS USM)
Sigma выпускала 4 автофокусные модели 28-300/3.5-6.3, первая из которых увидела свет в 1999 году, последняя вышла на рынок в 2006. С некоторой натяжкой к рассматриваемому классу можно отнести и 3 поколения «Бигмы» - первые два AF 50-500/4-6.3 EX, выпускавшиеся с 2000 по 2010 год и присутствующую на рынке в настоящее время Sigma AF 50-500/4.5-6.3 DG APO OS HSM.
У Tamron было пять вариантов 28-300/3,5-6,3, первый из которых выпустили в 2000 году, последний – в 2014. Предпоследний вариант, увидевший свет в 2007 году, побывал на тесте – Tamron AF 28-300/3.5-6.3 XR Di VC LD Aspherical (IF) macro.
Несколько особняком стоит Токина: компания в 2000 году выпустила Tokina AF 35-300/4.5-6.7 (AF-353), объектив массовым не стал, выпускался недолго и остался единственным представителем полнокадровых гиперзумов от Tokina. Именно Tokina AF 35-300/4.5-6.7 (AF-353) будет героем сегодняшнего обзора.
Технические характеристики:
Благодарю представительство Kenko-Tokina в России за предоставленную информацию о спецификациях модели - объектив редкий, на вторичном рынке встречается нечасто, в сети материалов совсем немного, за спецификациями и схемой оптики обращался в представительство.
Комплект поставки
Tokina AF 35-300/4.5-6.7 пришла на тест лишь с передней и задней крышками. Насколько я знаю, при продаже объектив комплектовался блендой Tokina BH722, а при желании можно было докупить предназначенный именно под героя обзора Close-Up фильтр Tokina CUP353. Выпуск фильтра был оправдан: 2,5 метра МДФ легко поддаются критике и резко снижают применимость объектива, призванного стать инструментом на все случаи жизни (скажем у упомянутого Tamron AF 28-300/3.5-6.3 XR минимальная дистанция составляет всего 50 см). Фильтр снижал МДФ в два раза, до 125 см.
К слову, если уж пошли экскурсы в историю: самая большая из известных мне МДФ у массовых объективов была у Sigma AF 100/8 APO (15 метров), второе место занимает Canon EF 1200/5.6L USM с 14 метрами.
Изготовление и конструктив
Немножко лирики. Tokina AF 35-300/4.5-6.7 навевает ностальгию: объектив не так чтобы «не от мира сего», но определенно «не из нашего времени». Этакий налет «теплого лампового», чуждого цифровой эпохе…
Корпус основательный, крепление байонета из металла, окно расстояний успешно заменено легко читаемой разметкой вкупе с постоянно вращающимся в процессе кольцом фокусировки, органы управления представлены кольцами ручного фокуса, зуммирования, переключения режимов работы автофокуса и замком зума.
Тестовый экземпляр несмотря на возраст выглядит и ощущается крепким и собранным. Покритиковать можно лишь небольшой люфт выдвигающегося хобота и крайне незначительный – кольца зуммирования. «Хобот» двухкамерной конструкции, выдвигается вперед на 5,5 см к положению 300 мм.
Кольцо ручной фокусировки занимает передний срез объектива, широкое (2 см, 1 см покрыт резиной с насечками), вращается излишне легко, но с равномерным усилием, демпфирование слабое, мерзкого «пластмассового» ощущения нет. Ход кольца невелик – около 85 градусов. Объектив меняет размеры при фокусировке – передний элемент выдвигается на 5 мм вперед при МДФ, кольцо фокусировки крутится в режиме автофокуса. Использование градиентных и поляризационных светофильтров затруднено – при фокусировке передний элемент вращается.
Кольцо изменения фокусных, шириной 2 см (1,5 покрыты рифленой резиной), расположено ближе к задней части объектива. Вращение кольца составляет 90 градусов, усилие больше привычного, ход равномерный на большей части дистанции, с заметным затруднением в районе фокусного 40 мм.
Переключатель режима работы автофокуса расположен удобно, переключения отчетливые, усилие выше привычного, клавиша переключателя на тестовом экземпляре несколько разболтана.
Удобно расположенный переключатель зум-лока (механизма, запирающего объектив на фокусном 35 мм) для Tokina AF 35-300/4.5-6.7 не факультативен: склонность к самостоятельному «раскладыванию» присутствует.
Tokina AF 35-300/4.5-6.7 – объектив с переменной максимальной диафрагмой: уже на фокусном 48 мм она составляет f/5.0, на 75 мм – f/5.6 и на 125 мм – f/6,3.
Tokina AF 35-300/4.5-6.7 дружелюбна размерами, развесовка комплекта правильная, работать c «винтажным» объективом приятно.
Геометрические искажения
Tokina AF 35-300/4.5-6.7 приятно удивила: уровень геометрических искажений невысок, а с учетом диапазона фокусных расстояний показанный результат можно смело назвать отличным. Поведение предсказуемо: «бочка» на широком угле сменяется «подушкообразной» дисторсией по мере роста фокусных. Неожиданной была быстрая смена характера: объектив свободен от дисторсии и переходит точку смены их характера в районе фокусного 40 мм.
На фокусном 35 мм бочкообразная дисторсии составляет 2,35%, на 50 мм – «подушка» в 0,9%, на 75 мм – 1%, на 190 мм – 1,4% и на 300 мм – «подушка» в 1,5%.
Разрешение и резкость
Я совсем не ждал от Tokina AF 35-300/4.5-6.7 звенящей резкости, поэтому показанные героем обзора результаты не только не разочаровали, но отчасти даже порадовали – могло быть хуже. Открытые значения диафрагмы, края и углы и разрешение в положении «теле» не воодушевляют, но, повторюсь, с учетом времени разработки и диапазона фокусных достигнутые результаты можно назвать по меньшей мере удовлетворительными.
На открытых значениях диафрагмы герой обзора формирует изображение с «эффектом монокля» или, если угодно, «ежика в тумане»: нерезкое, размытое и с будто бы подсвеченными границами предметов. Этим объектив схож со своим родственником - Tokina AF 28-80/2.8 AT-X PRO и может прийтись ко двору любителям портретной съемки.
В целом, методу работы с Tokina AF 35-300/4.5-6.7 можно уложить в две рекомендации: в солнечный день ISO на 1600 – 3200, диафрагму на f/11 – f/16, а потом – аккуратная постобработка с повышением резкости.
О методе представления полученных данных читайте в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Результаты Tokina AF 35-300/4.5-6.7 не порадовали, но и неожиданностью не стали: виньетирование присутствует на всех фокусных и значениях диафрагмы, значения на открытых диафрагмах явно выше комфортных.
Серии тестовых снимков оказались сделанными на фокусном 75 мм и 140 мм (вместо запланированных 70 и 135 мм соответственно), переделывать не стал, но уверен, что значения вряд ли будут разниться при отклонении всего на 5 мм.
Автофокус
В приводе автофокуса Tokina AF 35-300/4.5-6.7 используется обычный микромотор, процесс небыстр и сопровождается озвучкой. Звук явный, но не визгливый. Цепкость без нареканий в благоприятных условиях, при недостатке освещения или низкоконтрастном объекте объектив старается изо всех сил, но не всегда способен навестись. Процесс многошаговый независимо от освещения: при фокусировке Tokina AF 35-300/4.5-6.7 подстраивается, несколько раз перемещая фокусирующую группу.
Тестовый экземпляр не показал ни фронт, ни бек-фокуса, попадал точно в цель с завидной регулярностью и постоянством (с оговоркой – если ему удавалось зацепиться за объект).
Reikan Focal подтвердил впечатление о том, что если Tokina AF 35-300/4.5-6.7 нацелилась, то проблем с точностью и повторяемостью результатов не будет. Результаты заслуживающие самых высоких похвал, а с учетом возраста объектива – совершенно неожиданные! Reikan Focal оценивает разброс результатов фазовой фокусировки в диапазоне фокусных 35 – 150 мм в 99 и выше процентов (оценка «отлично» начинается с от 98%). Субъективно на фокусных 200 – 300 мм такой уверенности уже нет, проверить программно не удалось: минимальная дистанция фокусировки в 250 см и размер моих мишеней Reikan Focal не согласовались.
Контрастный автофокус неожиданно работает – признаюсь, что ждал полного отказа, но герой обзора медленно и с натугой фокусируется, правда успешно сделать это ему удается очень нечасто. К примеру, на прилагаемом графике от Reikan Focal (фокусное 70 мм, контрастный автофокус) видны всего три неплохих попадания в серии из 10 последовательных кадров.
Хроматические аберрации
Контроль над хроматическими аберрациями дается Tokina AF 35-300/4.5-6.7 с трудом. По краям диапазона фокусных их уровень выходит за условно комфортный в 0,06% на всех значениях диафрагмы, на фокусном 300 мм и f/6.3 ширина каемки превышает 3 пикселя. В середине диапазона на 50 – 135 мм все относительно неплохо.
Картинка и контровый свет
Про «эффект монокля» на открытой диафрагме я уже говорил, контрастность относительно невысока, особенно на открытых диафрагмах, резкость и виньетирование оставляют желать, но – так или иначе - Tokina AF 35-300/4.5-6.7 обладает характером и способна радовать владельца интересным и отнюдь не скучным изображением с убедительным и своеобразным размытием зон вне фокуса.
Работу в контровом свете герой обзора переносит плохо: переотражения и артефакты навязчивы, появляются легко и непринужденно и способны испортить кадр. Без бленды располагать источник света у края и угла кадра не рекомендуется.
Заключение
Tokina AF 35-300/4.5-6.7 понравилась. Ностальгия тому виной или явное отличие героя обзора от современных объективов, но промахи и огрехи в тестах воспринимались не провалом, а потрескиванием старого виниловой пластинки – невозможным и рушащим всю картину у цифрового источника, но добавляющего удовольствия аналоговому.
Неожиданно поймал себя на желании купить объектив – давно такого не было. За сумму близкую к 100 долларам получить такое количество объектива и такое качество эмоций непросто, а ведь он еще и умеет снимать…
Рекомендую попробовать. Думаю, что не пожалеете.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за любезно предоставленный на тест экземпляр объектива.
Декабрь 2015 года
Еще по теме: