Обзор и тест объектива Tokina AF 80-200/2.8 AT-X 828 PRO.
Светосильные умеренные телеобъективы с диапазоном фокусных 70/80-200 мм присутствовали и присутствуют в линейке практически всех производителей сменной оптики. Отметилась их производством и компания Tokina. Насколько я знаю, в линейке компании было два автофокусных объектива AT-X 80-200/2.8: первый выпускался с 1993 по 1996 года, второй – герой сегодняшнего обзора – с 2004 года. Когда его производство прекратили, узнать не удалось.
Технические характеристики
Варианты: Canon, Minolta/Sony, Nikon, Pentax
Бленда MH774N (подходит также для AT-X 340 AF II) и мягкий чехол в комплекте.
Качество материалов и изготовления, органы управления и эргономика
Tokina славилась своими «железными» объективами и AT-X 80-200/2.8 Pro не исключение: мне массивный объектив в металлическом корпусе (даже бленда сделана из металла) навевает мысли скорее об изделиях военной промышленности, чем о товарах массового спроса – строгость, утилитарность, способность противостоять нагрузкам и «стойко переносить все тяготы и лишения фотографической службы».
Никакой разболтанности и расхлябанности нет и в помине. Качество материалов и изготовления на высоте: уж на что неплох Canon EF 70-200/2.8L USM, но Tokina откровенно переигрывает его по тактильным ощущениям.
Кольцо изменения фокусных расстояний расположено очень удобно, покрыто рифленой резиной, широкое (4 см), отлично демпфировано и обладает изумительно плавным ходом. Ход кольца короткий, чуть меньше 90 градусов, туже привычного.
Кольцо ручной фокусировки также обрезинено, достаточно широкое (3 см), расположено ближе к переднему элементу, вне зоны, где обычно держат объектив. Ход кольца порядка 120 градусов; не особо много, но позволяет комфортно наводиться. А вот с переключением режимов фокуса все не так радужно: многоходовость переключения у Tokina AF 80-200/2.8 не порадовала. Кроме операций над кольцом фокусировки (для смены режима его нужно передвинуть вперед/назад), нужно перещелкивать переключатель режимов, а само кольцо на тестируемом экземпляре чаще всего отказывалось переключаться с автоматического на ручной режим в любом положении, кроме бесконечности. Такая вот особенность, о которой можно прочитать и на сайте Токина:
Для перехода в режим ручной фокусировки, поверните кольцо фокусировки в одно из крайних положений – в «бесконечность» или в положение наименьшего фокусного расстояния, а затем потяните его назад (по направлению к площадке). Пока тянете кольцо, вращайте его из одного крайнего положения фокуса в другое. После того, как зубчики выровняются, кольцо фокусировки перещелкнется в позицию Ручной Фокусировки. Чтобы вернуть кольцо фокусировки в режим автофокусировки, просто переместите кольцо вперед из любой позиции.
Окошко расстояний отсутствует, шкала нанесена на корпус и кольцо ручного фокуса. Передний элемент при фокусировке от бесконечности до минимальной дистанции фокусировки перемещается внутри корпуса почти на сантиметр. Вращение переднего элемента также присутствует, но конструкция объектива позволяет без проблем использовать фильтры: они накручиваются на передний срез корпуса и связи с передним элементом не имеют.
Присутствие солидной металлической бленды в комплекте радует, но сама бленда огорчает: она резьбовая, что создает определенные неудобства при транспортировке и влияет на оперативность, а совладать с (в остальном очень удобной) передней крышкой и надежно поставить ее на объектив с надетой блендой мне так и не удалось.
Tokina AF 80-200/2.8 AT-X Pro идет в комплекте с несъемной штативной лапкой.
В целом, объектив удобен и не доставляет неудобств, но – недолго: вес не располагает к длительной комфортной съемке с рук и переноске.
Геометрические искажения
Tokina AF 80-200/2.8 мало отличается от одноклассников: уровень дисторсии незначительный, характер обычный, поведение традиционное – бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется подушкообразной в «теле» диапазоне фокусных расстояний. Значения:
Неплохие результаты.
Разрешение и резкость
Tokina 80-200/2.8 AT-X PRO AF проигрывает одноклассникам. Не критично, но проигрывает. На открытых значениях диафрагмы картинка много «мягче» ожидаемого. С прикрытием все становится очень и очень неплохо, но субъективное впечатление портит повышенный уровень хроматических аберраций.
На фокусном 80 мм
80 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
90% |
94% |
100% |
98% |
92% |
Край |
83% |
91% |
96% |
94% |
87% |
Угол |
74% |
79% |
86% |
86% |
83% |
На фокусном 135 мм
135 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
86% |
91% |
98% |
96% |
90% |
Край |
80% |
87% |
93% |
92% |
86% |
Угол |
72% |
77% |
84% |
83% |
80% |
На фокусном 200 мм
200 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
81% |
92% |
96% |
95% |
89% |
Край |
77% |
87% |
95% |
93% |
84% |
Угол |
73% |
78% |
86% |
85% |
82% |
96% |
111,0% |
отлично |
81% |
95% |
очень хорошо |
66% |
80% |
хорошо |
|
65% |
приемлемо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».
Хроматические аберрации
Tokina 80-200/2.8 AT-X откровенно не порадовала. Объектив отличается и явной окраской зон вне фокуса, и повышенным уровнем хроматических аберраций на всех фокусных, а главное – на всех значениях диафрагмы.
Фокусное 80 мм
Фокусное 135 мм
Фокусное 200 мм
До комфортного уровня менее 1 пикселя в ширину показатели не опускаются. Для наглядности: посмотрите на 100% кроп из снимка, сделанного на фокусном 200 мм.
Фокусировка
Время разработки AT-X Tokina 80-200/2.8 AT-X сказывается. В приводе автофокуса используется обычный микромотор. Автофокус небыстр и довольно шумен. Бесшумность процесса для меня важным критерием не является, а вот медлительность способна не только раздражать, но и мешать использованию объектива. Переключатель диапазона фокусировки просто просится – больше половины из общего времени (чуть меньше 1,5 секунд) приходится на прогон от минимальной дистанции до 4 метров. Добавляет неудовольствия и присущая объективу даже в режиме покадровой съемки подстройка фокусировки перед каждым кадром.
Отмечу: на удивление уверенно и относительно быстро объектив работает в режиме LiveView.
Минимальная дистанция фокусировки в 180 см – не здорово. Определенные претензии есть к цепкости, особенно в середине фокусных.
Тестируемый экземпляр отличался присутствием явного фронт-фокуса.
Виньетирование
Tokina 80-200/2.8 AT-X PRO AF не совсем убедительна в борьбе с виньетированием. Особого криминала нет, но уровень затемнения по краям и углам кадра несколько выше ожидаемого.
На фокусном 80 мм и полностью открытой диафрагме затемнение в углах кадра превышает 2 ступени, однако уже с прикрытием диафрагмы на 1 стоп снижается до комфортного уровня в 0,6 ступени и до практически не мешающих 0,4 ступени на f/5.6 и 0,26 ступени на f/8.
На APS-C фотоаппаратах ситуация значительно лучше – даже на полностью открытой диафрагме на 80 мм виньетирование составляет 0,72 ступени, не превышая комфортного уровня в 1 ступень.
С ростом фокусных растет и уровень виньетирования:
На фокусном 135 мм и f/2.8 – 2,9 ступени; f/4.0 – 1.8 ступени; f/5.6 – 1.45 ступени. Только на f/8.0 эффект снижается до относительно приемлемого уровня менее 1 ступени – 0,85.
Наиболее проблемен объектив в положении «теле»: на полностью открытой диафрагме виньетирование составляет 3,14 ступени, что было бы понятно у широкоугольного объектива, но многовато для умеренного телевика. На 200 мм и f/4.0 – 2.12 ступени, на f/5.6 – 1.89 ступени, на f/8.0 – 1.27 ступени. Не здорово.
На фокусном 200 мм и полностью открытой диафрагме виньетирование даже на APS-C фотоаппарате превышает 1 ступень – 1,24. С прикрытием уже до f/4.0 снижается до комфортных значений менее 1 ступени.
Картинка, контровый свет
Картинка Tokina 80-200/2.8 AT-X очень неплоха, с достаточной контрастностью уже на полностью открытой диафрагме и неплохой цветопередачей (едва заметно в синеву, но мне это скорее по душе).
Отличное боке на полностью открытых диафрагмах, маслянистое и правильное.
В сложных условиях освещения объектив работает достойно, но бленду лучше использовать постоянно. Позабавили внутренние переотражения: на приведенном снимке явно видно отражение лампы, сформированное самим объективом.
Заключение
Думаю, что причина того, что Tokina 80-200/2.8 AT-X PRO AF сняли с производства проста: объектив не выдерживает конкуренции с одноклассниками. Это не значит, что объектив плох: по тактильным ощущениям и качеству изготовления еще и фору даст. Но вот определенные огрехи в оптике и работе автофокуса мешают ему выступать вровень с конкурентами.
Токина 80-200/2,8 неплоха, но проигрывает. Поэтому – куда же деваться от меркантильности? – если цена будет привлекательной, то объектив не разочарует. При сопоставимых ценах – есть множество достойных альтернатив.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленную возможность познакомиться и пообщаться с Tokina 80-200/2.8 AT-X.
Октябрь 2012 года
Write a comment