Я редко снимаю макро. Для обзора макрообъектива начало сомнительное, но из песни слов не выкинешь.
Canon EF 100/2.8 macro попал ко мне воле случая: привез из-за океана старый и хороший знакомый. В списке намеченных к приобретению объективов "макрик" стоял далеко не на первом месте, но я попробовал, проникся и - объектив прижился.
"Макрическая" (или все-таки "макрушная"?) заточенность применение находит редко, а вот в качестве умеренно светосильного фикса с отличными характеристиками Canon EF 100/2.8 USM macro выступает регулярно.
Объектив выпускается с марта 2000 года, когда он заменил своего предшественника Canon EF 100/2.8 macro без USM мотора. Еще одним отличием от предыдущей модели стала внутренняя фокусировка: Canon EF 100/2.8 USM не меняет своих размеров при фокусировке (чем выгодно отличается от большинства макро-объективов сторонних производителей: Sigma AF 105/2.8 EX DG, Tamron AF 90/2.8 SP Di macro, Tokina 100/2,8 AT-X Pro D macro).
В октябре 2009 года Canon решил довести число своих макро-объективов до 6 и выпустил стабилизированный Canon EF 100/2.8 L USM macro; теперь линейка состоит из 6 объективов:
Выход версии с гордой буковкой "L" в названии и встроенным стабилизатором отодвинул EF 100/2.8 USM macro на задворки, но объектив совершенно не потерял актуальности, а нынешняя цена на него определенно перемещает объектив в группу "выгодных покупок".
Технические характеристики Canon EF 100/2.8 USM macro:
Бленда Canon ET-67 (покупается отдельно)
Комплект поставки:
Привычно для обычных объективов от Сanon скуп :
Ни бленды, ни чехла для хранения не предусмотрено.
Качество изготовления и эргономика
Не вызывают никаких нареканий. Canon EF 100/2.8 USM macro выглядит и ощущается "настоящим" объективом. Качественный пластик, отсутствие допусков и разболтанности, металлический байонет, окошко расстояний и широкое обрезиненное отлично демпфированное кольцо ручной фокусировки только добавляют объективу "приятности".
Canon 100/2.8 USM macro - объектив с внутренней фокусировкой - он не меняет размеров, а использование кольцевого USM-моторчика в приводе автофокуса обеспечивает "невращение" переднего элемента и возможность ручной фокусировки независимо от установленного режима.
Рядом с переключателем режима фокуса расположен ограничитель рабочих расстояний автофокуса: в первом положении объектив фокусируется на всех возможных расстояниях (0,31 м - бесконечность), во втором - с 48 сантиметров до бесконечности.
Система внутренней фокусировки обуславливает немалые габариты и вес Canon EF 100/2.8 USM macro, но в обращении и использовании он удобен. Кольцо фокусировки шириной почти 3.5 сантиметра, расположено именно там, где нужно, а почти 160-градусный ход кольца и требуемая "жесткость" перемещения обеспечивают удобную и точную фокусировку. Капризничать можно, наверное, из-за длины объектива - я бы предпочел, чтобы он был покороче.
Передний элемент Canon EF 100/2.8 USM macro не утоплен и расположен практически вровень с краем объектива, поэтому использование защитного фильтра настоятельно рекомендуется (особенно, если планировать макросъемку с 31 см до объекта). Мой объектив с самого начала живет под защитным фильтром Sigma EX UV multi-coated, нареканий на связку нет.
"Родная" бленда стоит немилосердно, поэтому я остановился на китайском аналоге (то ли Flama, то ли Jenis): надевается она чуть жестче, но я притерпелся.
Резкость
Я не встречал макро-объектива с серьезными огрехами в разрешающей способности и резкости. Canon EF 100/2.8 USM macro также совершенно не разочаровывает. "Пиковые" значения не зашкаливают (в отличие от стабилизированной "L" версии, которую считают способной превзойти разрешение матрицы Canon EOS 5D mark II по центру), но объектив подкупает стабильностью результатов и отсутствием провалов по краям и углам кадра. Объектив резок "от края и до края" практически с полностью открытой диафрагмы и готов радовать на всех значениях диафрагмы. Изображение приемлемо даже на f/22, что немаловажно для макро-объектива.
Необходимо отметить, что Canon EF 100/2.8 USM macro не страдает падением контрастности на полностью открытой диафрагме: f/2.8 на самом деле полностью "рабочая" без оговорок и ограничений.
|
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
f/16 |
f/22 |
Центр |
96% |
100% |
99% |
95% |
86% |
78% |
69% |
Край |
85% |
87% |
90% |
89% |
84% |
77% |
68% |
Угол |
82% |
84% |
85% |
86% |
82% |
76% |
68% |
94% |
до 109% |
отлично |
80% |
до 93% |
очень хорошо |
65% |
до 79% |
хорошо |
|
до 64% |
приемлемо |
Краткое объяснение таблиц и цифр: О точке отсчета.
Виньетирование
Очень неплохие значения. На полностью открытой ожидаемо присутствует и составляет 1,1 ступень, но уже к f/4.0 сходит до полностью приемлемого уровня, а с f/5.6 - практически незаметно.
Фокусировка
Не вызывает никаких нареканий. Автофокус быстр и точен, очень неплохо отрабатывает в сложных световых условиях. Несмотря на наличие ограничителя расстояний автофокуса, я редко исключаю диапазон 31 - 48 сантиметров - независимо от расстояния до объекта: Canon EF 100/2.8 USM macro не склонен к рысканию и чаще всего ему хватает одного "прогона", чтобы зацепиться за объект. Автофокус приемлемо работает и при съемке с минимальных расстояний, но фокусировка при макро 1 : 1 - тема отдельного разговора и я советовал бы использовать "классические" методы, тем более подтверждение правильной фокусировки отчетливо "пикает", помогая и подтверждая, что вы на правильном пути.
Хроматические аберрации
Отлично контролируются. По ширине не выходят за 0,5 пикселя на всех рабочих значениях диафрагмы. Разглядеть даже при 100% увеличении проблематично.
Окраска зон вне фокуса также не вызывает никаких нареканий: присмотревшись можно заметить оттенок зеленого за и пурпурного - перед зоной фокуса, но это лишь оттенок. На f/4,0 все в полном порядке.
Геометрические искажения
Никаких нареканий. Легкая бочка в 0,3% практически незаметна. При острой необходимости в идеальной геометрии легко правится при постобработке в графических редакторах.
Боке
На мой взгляд, все в полном порядке. размытие правильное, ненавязчивое. На открытых значениях диафрагмы 8 лепестков дают практически идеальные кружки, а отсутствие окраски зон вне фокуса обеспечивает правильную картинку.
Если уж говорить о трудноопределимом и субъективном "рисунке объектива", то я бы определил его именно "правильным" в положительном смысле этого слова: Canon EF 100/2.8 USM macro дает живое, естественное, контрастное и совсем не скучное изображение.
Заключение
Canon EF 100/2.8 USM macro звезд с неба не хватает, это - отличная надежная "рабочая лошадь", на которую можно положиться в любой ситуации. Пусть не пугает слово "macro" в названии - это в первую очередь качественный фикс с отличными оптическими характеристиками. По фокусному и светосиле он может стать неплохим портретником, а резкость по всему полю уже с полностью открытой диафрагмы поможет компенсировать относительно невысокую светосилу. Стабильность работы и отсутствие необходимости постоянно сверяться с выставленными значениями делают Canon EF 100/2.8 USM macro отличным компаньоном для любого типа съемок. А макро - приятное дополнение.
Готов от души рекомендовать Canon EF 100/2.8 USM macro - он вряд ли разочарует.