Canon EF 75-300/4-5.6 IS USM

 

Обзор и тест объектива Canon EF 75-300/4-5.6 IS USM

 

Canon EF 75-300/4-5.6 IS USM
Canon EF 75-300/4-5.6 IS USM

На тест пришел знаковый для компании Canon объектив – первый телеобъектив компании с оптическим стабилизатором. Анонсировали его в сентябре 1995 года. Интересно, но пальму первенства в  оптически стабилизированных объективах Canon делит с Nikon: в апреле 1994 года был выпущен компактный пленочный фотоаппарат Nikon Zoom 700VR QD, в объективе которого был применен оптический стабилизатор.

 

Герой обзора относится к популярному у фотолюбителей классу недорогих телеобъективов и до сих пор, спустя 9 лет после снятия с производства в 2005 году, когда ему на смену пришел Canon EF 70-300/4-5.6 IS USM, широко представлен на вторичном рынке.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Canon)
Оптическая схема (с сайта Canon)
  • Диапазон фокусных расстояний: 70 – 300 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 32 – 8 градусов
  • Оптическая конструкция: 15 элементов в 10 группах
  • Диапазон диафрагм: f/4-5.6 – f/32-45
  • Количество лепестков диафрагмы: 8
  • Привод автофокуса: micro-USM
  • Минимальная дистанция фокусировки: 150 см
  • Максимальное увеличение: 0,25х
  • Диаметр светофильтра: 58 мм
  • Размеры: 137*78 мм
  • Вес: 650 грамм

 

Конструктив и изготовление

Canon EF 75-300/4-5.6 IS
рядом с EF 70-300/4-5.6 IS

Конструкцией, материалами и изготовлением Canon EF 75-300/4-5.6 IS USM мало отличается от других объективов Canon среднего ценового диапазона и практически идентичен своему последователю – Canon EF 70-300/4-5.6 IS.

 

Чуть уже кольцо изменения фокусных, ход такой же - около 90 градусов. Хобот выдвигается вперед при зуммировании на 5,5 см. Замок, запирающий механизм зуммирования, не был бы лишним – на тестируемом экземпляре склонность к самостоятельному изменению размеров присутствовала.

Canon EF 75-300/4-5.6 IS USM
Вид сверху

При фокусировке вращающийся передний элемент выдвигается вперед на 2 см. Ход кольца щедрый – почти 130 градусов.

 

Подробности – в материале про EF 70-300/4-5.6 IS USM: сказанное там вполне применимо к герою обзора. Если вкратце: конструктивом и изготовлением не разочарует, но и приятного удивления не вызовет.

 

Геометрические искажения

Уровень дисторсии Canon EF 75-300mm f/4-5.6 IS USM сравнима с показателями последователя героя обзора. Чуть больше на широком угле – бочка в 2,65% на фокусном 75 мм, меньше в середине диапазона (подушкообразная дисторсия в 1,1% против 1,45% у 70-300/4-5.6) и такая же в положении теле («подушка в 2,15% на фокусном 300 мм).

Дисторсия на 75 мм
Дисторсия на 75 мм
Дисторсия на 135 мм
Дисторсия на 135 мм
Дисторсия на 300 мм
Дисторсия на 300 мм

Разрешение и резкость

Чудеса случаются редко: резкостными характеристиками герой обзора совсем не блещет. Особого криминала нет, но хвастаться тоже совсем нечем и получение хоть приемлемо резкого изображения требует прикрытия диафрагмы изначально не светосильного объектива.

 

На фокусном 75 мм

75 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

  85%   95%   100%   97%

Край

  80%   83%   86%   87%

Угол

  67%   71%   82%   83%

 

На фокусном 135 мм

135 мм

f/5,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

  83%   88%   96%   95%

Край

  79%   82%   84%   85%

Угол

  68%   71%   74%   77%

 

На фокусном 200 мм

200 мм

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

  81%   87%   94%

Край

  71%   76%   83%

Угол

  62%   68%   71%

 

На фокусном 300 мм

300 мм

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

  68%   76%   77%

Край

  55%   60%   62%

Угол

  48%   52%   53%

 

 

  99%   114%

отлично

  83%   98%

очень хорошо

  68%   82%

хорошо

  52%   67%

приемлемо

 

  51%

плохо

 

О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».

 

Виньетирование

На фокусном 75 мм и полностью открытой диафрагме углы и края кадра затемнены по отношению к центру почти на 2 ступени. Прикрытие до F/5.6 значительно улучшает ситуацию, но отметку в 1 ступень герою обзора преодолеть не удается – 1,15 ступени. На f/8.0 виньетирование снижается до относительно комфортного уровня в 0,7 ступени.

В середине фокусных (135 мм и полностью открытая диафрагма) виньетирование достигает 2,5  ступени (для достижения комфортного уровня ниже 1 EV нужно прикрыть объектив до f/8.0

На фокусном 300 мм и f/5.6 – 2.3 ступени.

 

Показатели хуже ожидаемых.

Виньетирование 75 мм f/4.0
Виньетирование 75 мм f/4.0
Виньетирование на 135 мм
Виньетирование на 135 мм
Виньетирование 300 мм f/5.6
Виньетирование 300 мм f/5.6

Автофокус
В приводе автофокуса используется микро-USM мотор – автофокусировка происходит медленнее, чем у объективов с кольцевым USM. Сопутствуют и другие «прелести», чаще всего не ассоциируемые с USM-приводами автофокуса: вращающийся в процессе передний элемент и невозможность ручной подстройки в автоматическом режиме. Цепкость не вызвала особых нареканий, на удивление стабильно Canon EF 75-300/4-5.6 IS прошел испытание программой Reikan Focal: показатели до «отличных» не дотягивают, но незначительно. Я ожидал большего разброса.

Стабильность фазового автофокуса на 75 мм
Стабильность фазового автофокуса на 75 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 75 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 75 мм
Стабильность фазового автофокуса на 300 мм
Стабильность фазового автофокуса на 300 мм

Небольшой фронт-фокус на 300 мм
Небольшой фронт-фокус на 300 мм

Стабильность работы фазового автофокуса составила 97,4% на фокусном 75 мм и 96,1% на фокусном 300 мм. Напомню, что «отличными» считаются показатели выше 98%.

 

Контрастный автофокус совсем факультативен: к точности и повторяемости особых претензий нет, но процесс раздражающе медлителен, а в положении «теле» тестируемый экземпляр через раз отказывался фокусироваться. Стабильность контрастного автофокуса на фокусном 75 мм составила 98.3%.

 

Тестируемый экземпляр отличался незначительным фронт-фокусом на фокусных 200 – 300 мм.

 

Стабилизатор изображения

Стабильность автофокуса при включенном стабилизаторе и съемке со штатива
Стабильность автофокуса при включенном стабилизаторе и съемке со штатива

Напомню, что Canon EF 75-300/4-5.6 IS – первый объектив компании со встроенным стабилизатором изображения, поэтому преимущества его использования невелики: производитель заявляет выигрыш в 2 ступени. Склонен согласиться с такой оценкой: выдержки 1/60 секунды на фокусном 200 мм и 1/75 секунды на 300 мм не вызывают у стабилизатора затруднений.

 

Владельцам объектива настоятельно бы советовал отключать стабилизатор при съемке со штатива: первое поколение оптических стабилизаторов легко вводится в заблуждение, а невыключенный стабилизатор не только понижает общую точность фокусировки, но и делает процесс нестабильным. Тестовый экземпляр, показывающий в Reikan Focal на фокусном 300 мм 96,1%, при включенном стабилизаторе скатился до 85,1%.

 

Хроматические аберрации

Canon EF 75-300/4-5.6 IS относительно неплохо контролирует хроматические аберрации в середине диапазона фокусных, где они не превышают условно комфортного уровня в 0,06%. На широком угле все неплохо на полностью открытой диафрагме и чуть хуже – с прикрытием. На фокусном 300 мм контроля над хроматикой явно оставляет желать независимо от значения диафрагмы.

  • Фокусное 75 мм и f/4.0 – ширина 1,55 пикселя (0,054%), на f/5.6 – 1.71 пикселя и 0,06%, 2,24 пикселя (0,079%) на f/8.0.
  • Фокусное 135 мм и f/4.5 – ширина 0,82 пикселя (0,041%), на f/5.6 – 0,58 пикселя и 0,029%, 0.72 пикселя (0,036%) на f/8.0.
  • Фокусное 300 мм и f/5,6 – ширина 1,62 пикселя (0,08%) и  2 пикселя (0,1%) на f/8.0.
ХА 75 мм и f/4.0
ХА 75 мм и f/4.0
ХА 135 мм и f/4.5
ХА 135 мм и f/4.5
ХА 300 мм и f/5.6
ХА 300 мм и f/5.6

Заключение
Canon EF 75-300/4-5.6 IS совсем не вызвал воодушевления – время разработки и класс объектива определенно сказываются.

 

Рекомендовать не стану.

 

 

 

Апрель 2014 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100