Тест и обзор объектива Canon TS-E 24/3.5 L
До недавнего времени я был совершенно незнаком с тилт-шифт (tilt-shift) объективами. Владимир (www.foto-canon.com) помог исправить это досадное недоразумение, любезно предоставив на тест Canon TS-E 24/3.5 L.
Шифт-объективы (shift lens, от английского "shift" - сдвиг), они же "объективы с контролем перспективы", они же "объективы со сдвигом оптической оси", для зеркальных фотоаппаратов (подчеркиваю - "для зеркальных фотоаппаратов") известны уже более полувека. Первым стал выпущенный в 1961 году компанией Nikon объектив PC-Nikkor 35/3,5.
Конструкция шифт-объективов позволяет сдвигать оптическую ось объектива по отношению к центру кадра - на матрицу попадают разные куски изображения, формируемого объективом. Это часто позволяет вести съемку не наклоняя фотоаппарат и помогает избавиться от известного эффекта заваливания вертикальных линий (высоких зданий, деревьев, столбов) на снимках. Возможна и сознательное усиление перспективных искажений.
Обычный объектив формирует круг изображения, "подогнанный" под размер кадра. Круг изображения шифт-объектива значительно больше формируемого обычным объективом с аналогичным фокусным расстоянием, а сдвиг оптического блока напоминает кроп разных его частей.
Canon присоединился к производителям шифт-объективов только в марте 1973 года, представив Canon TS 35/2.8 S.S.C. (для байонета FD). Новинка стала первым в мире tilt-shift объективом для зеркальных фотоаппаратов: кроме "шифт"-функции (сдвига оптической оси), он также способен наклонять оптическую ось (меняя угол плоскости фокусировки) по отношению к плоскости матрицы - тилт-функция (tilt lens - от английского "tilt" - наклон). Работа тилт-объектива основана на "принципе Шаймпфлюга". (Теодор Шаймпфлюг (Theodore Scheimpflug) - капитан австрийской армии, сформулировал принцип, работая над проблемами коррекции перспективы во время аэрофотосъёмки, а в 1904 году получил патент на открытый им метод фокусировки).
Система Canon EOS первые 4 года своего существования оставалась без тилт-шифт объективов в линейке, но в апреле 1991 года компания представила сразу 3 модели:
В июне 2009 года фирма расширила и обновила линейку: появился Canon TS-E 17/4 L - второй "L" тилт-шифт объектив, а на смену герою этого обзора пришла полностью обновленная версия - Canon TS-E 24/3.5 L II.
Технические характеристики Canon TS-E 24/3.5 L
Комплект поставки, качество изготовления и эргономика
Комплект поставки аналогичен привычному для других объективов Canon:
Canon TS-E 24/3.5 L приглянулся еще до установки на фотоаппарат: знакомо ли вам ощущение "визьмешь в руки - маешь вещь"? Именно этот случай. Реализация сложной механической конструкции восхищает: полностью металлический корпус, детали подогнаны с изумительной точностью, отсутствует любая разболтанность, на корпусе куча ручек, которые так и тянет покрутить, сам корпус непривычно прямоугольный - загадочно и привлекательно.
Привычные для качественных объективов черты и органы управления в наличии: шкала расстояний и ГРИП, нанесенная на корпус, отлично демпфированное и достаточно широкое кольцо фокусировки, покрытой рифленой резиной, металлическое крепление байонета. Отсутствует привычный переключатель режима работы автофокуса, но он и не предусмотрен: в силу особенностей конструкции объектив автофокусом не оборудован. Тем не менее, управление диафрагмой электронное, через фотоаппарат.
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается. Передний элемент выпуклый, но не настолько, чтобы мешать использованию фильтров.
Переходим к рычажкам и ручкам:
на корпусе 4 ручки: две побольше - функциональные (вращением этих ручек задается величина смещения или наклона) и две совсем маленькие - для фиксации выбранного положения наклона и сдвига.
Ручки покрыты резиной, вращаются с необходимым усилием, ход плавный, но размер мне показался маловат, особенно у функциональных ручек. Не настолько, чтобы препятствовать работе, но практически на грани удобства.
Маленькие ручки в положении L - lock фиксируют соответствующую настройку (наклон и сдвиг). Мне показалось, что фиксация не настолько жесткая, чтобы полностью исключить случайное изменение настроек.
Практически у крепления байонета расположена маленькая хромированная защелка: нажав на нее, можно вращать объектив вокруг своей оси на 90 градусов в обе стороны с промежуточными фиксированными положениями через каждые 30 градусов. Поначалу защелка показалась неудобной, но быстро привык и освоился. Объектив вращается с необходимым усилием, но без ощущения трения, в промежуточных положениях фиксируется уверенно.
Таким образом, Canon TS-E 24/3.5 L обладает тремя отсутствующими у обычных объективов настройками: наклоном, сдвигом и вращением.
Заводские настройки механизма Canon TS-E 24 /3.5 L таковы, что наклон и сдвиг перпендикулярны друг другу. Многие владельцы предпочитают, чтобы эти движения были параллельны. Для изменения настроек нужно обратиться в авторизованный сервисный центр или на свой страх и риск все сделать самому: поставьте объектив вверх байонетом, по углам средней (квадратной) части объектива будут видны 4 маленьких болтика - открутите их (стараясь не сорвать шлицы), после этого поверните заднюю часть объектива на 90 градусов против часовой стрелки и снова вкрутите болтики. Считается, что такая настройка делает работу с объективом удобнее, но увеличивает виньетирование.
Объектив удобен в использовании, отличается дружелюбными размерами и радует монолитностью конструкции. Придраться можно только к бленде, узкой, но непривычно большого диаметра, что вызывает неудобства при переноске объектива в сумке или рюкзаке - меня не покидало опасение сломать ее.
Геометрические искажения
Canon TS-E 24/3.5 L показывает незначительный уровень бочкообразной дисторсии - 1.3%. Сдвиг (шифт) оптических элементов практически не оказывает влияния на уровень геометрических искажений.
Разрешение и резкость
Canon TS-E 24/3.5 L оставил несколько скомканные впечатления. Разрешение на полностью открытой диафрагме откровенно не блещет. На f/4.0 объектив уже можно использовать без особых сомнений, на f/5.6 - f/11 отличному центру сопутствуют полностью приемлемые края и углы кадра.
При использовании шифт-функции серьезно деградирует край изображения: при максимальном сдвиге падение резкости на открытых значениях диафрагмы делает изображение лишь условно-годным. Рекомендую использовать значения f/8 - f/11 и не использовать "крайние" положения настройки, отмеченные на шкале красным.
Наклон оказывает значительно меньшее влияние на резкость.
|
f/3,5 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
87% |
94% |
100% |
98% |
92% |
Середина |
80% |
84% |
86% |
87% |
84% |
Угол |
67% |
76% |
81% |
84% |
82% |
96% |
110% |
отлично |
81% |
95% |
очень хорошо |
66% |
80% |
хорошо |
51% |
65% |
приемлемо |
Пояснения к таблице в материале "О точке отсчета"
В принципе, ничего криминального, просто смущает цена на объектив и принадлежность его к "L"-линейке. Резкость сравнима с показателями Canon EF 24-105/4 L IS USM и EF 24-70/2.8 L USM на 24 мм.
Виньетирование
Canon TS-E 24/3.5 L достаточно убедительно контролирует виньетирование. Относительно невысокая максимальная светосила и "запас по размерам" формируемого объективом изображения позволяют добиться виньетирования, не превышающего 1.4 ступени даже на полностью открытой диафрагме. Ситуация остается похожей на f/4.0, но к f/5.6 виньетирование снижается до некритичных 0,6 ступени и до практически незаметных 0,4 ступени по углам кадра на f/8.
При использовании шифт-функции край изображения со стороны, куда сдвинут объектив, становится явно темнее противоположного, а виньетирование на этом краю на f/3.5 превышает 3 ступени при полном сдвиге. Прикрытие диафрагмы помогает, но и на f/8 виньетирование остается явным (1,5 ступени), хотя и не настолько раздражающим.
Если шифт-функция востребована, советую не использовать даже тонкие фильтры, а при значительном сдвиге (более 7 мм) - не использовать бленду.
Фокусировка
Сanon TS-E 24/3.5 L - полностью ручной объектив. Подтверждение фокусировки уверенно работает только при положении наклона и сдвига на "0", в остальных случаях нужно полагаться только на свое умение.
Сдвиг не нарушает фокусировку и при использовании Canon TS-E 24/3.5 L на штативе можно сначала фокусироваться и потом аккуратно крутить ручку.
Лучший способ точной фокусировки - использование Live View (что помогает избежать и сложностей с экспозамером). Сначала выставьте необходимые значения сдвига/наклона, а затем наводитесь на фокус, максимально увеличив изображение на дисплее. Кстати, включение на дисплее сетки в режиме LiveView очень помогает правильной настройке сдвига.
Хроматические аберрации
Хроматика - откровенно слабое место Canon TS-E 24/3.5 L. На полностью открытой диафрагме на сложных участках по краям кадра ширина "каемки" может достигать 3 пикселей, что определенно потребует тщательной коррекции при постобработке. Ситуация практически не улучшается при прикрытии диафрагмы.
Сдвиг добавляет эффекту выраженности - ожидайте явные "зелень и пурпур" на контрастных переходах .
Экспозамер
Canon TS-E 24/3.5 L требует вдумчивого и неспешного подхода к экспонометрии. Экспонометр фотоаппарата настроен на четкие лучи света, попадающие на датчик под строго определенным углом. Использование функций сдвига и наклона ставит встроенный экспонометр в тупик: кадры получаются либо темные (недоэкспонированные), либо слишком светлые (переэкспонированные).
Для меня наиболее удобным (кроме использования режима LiveView, когда экспозиция меряется матрицей) стал следующий алгоритм:
В большинстве случаев такой алгоритм помогает добиться более-менее приемлемого экспонирования кадра. Также можно ориентироваться по гистограмме, а убежденные любители тилт-шифт объективов используют нейтрально-серые градиентные фильтры, чтобы избежать разницы в освещенности краев кадра.
Заключение
Canon TS-E 24/3.5 L - глоток свежего воздуха. Объектив очень понравился, несмотря на определенные огрехи по хроматическим аберрациям и не самые убедительные показатели резкости: тесты - тестами, а в реальной жизни объектив радует неплохими результатами. Минус у него один (присущий всем тилт-шифт объективам), но очень весомый: цена. Даже подержанные экземпляры сравнимы по цене со стоимостью нового не самого дешевого фотоаппарата.
Признаюсь, что до знакомства с Canon TS-E 24/3.5 L относил тилт-шифт объективы к разряду "с жиру бесятся": автофокуса нет, цена заоблачная, а перспективные искажения легко правятся в редакторе, да и пресловутый "эффект миниатюры", первым делом приходящий на ум, легко имитировать средствами фотошопа. Заявляю - скепсис пропал напрочь. Функциональность объектива неизмеримо шире ожидаемой: она никоим образом не ограничивает "прямое" использование в качестве качественного умеренного широкоугольника, одновременно давая огромный простор для экспериментов.
Объектив требует определенного времени привыкания, узнавания и приноравливания, а в эксплуатации заставит вдумчиво относиться к процессу (что само по себе уже хорошо).
Возможные варианты использования:
Слышал, что Canon TS-E 24/3.5 L успешно используют с телеконвертерами - подтвердить не могу, не пробовал, да и изначально не звездные резкостные характеристики объектива не располагают к таким экспериментам, а вот макро-кольца определенно станут отличным дополнением. С 12 мм кольцом максимальное увеличение составит внушительные 0,62х, с кольцом 25 мм - 1,2х.
Не люблю слова "творческий", но к Canon TS-E 24/3.5 L готов его применить: это настоящий "творческий объектив". Признаюсь, что теперь в моем списке "хочу всенепременно"далеко не на последнем месте стоит тилт-шифт объектив.
июнь 2012 года